|
Джентрификация как глобальная стратегия
303 Процесс, который начался в 1960-е годы в отдельных районах Лондона, Нью-Йорка, Парижа и Торонто, распространяется сегодня, во-первых, по всем уровням иерархии городов. Он замечен и в промышленных, и в небольших городах, в Бристоле и Глазго, Детройте и Галифаксе Во-вторых, он все глубже захватывает те города, в которых начался: если джентрификация 1970-х обошла стороной Бруклин и Бронкс, то сегодня она идет там полным ходом. В-третьих, процесс приобрел глобальный характер еще и потому, что наблюдается теперь повсюду — от Южной Африки до Швеции. Ведущий теоретик джентрификации Нил Смит считает, что сегодня она повсеместно используется как стратегия, вытесняющая либеральную городскую политику. Происходит переход от политики социального воспроизводства, которая была приоритетом последней, к политике производства капитала, стоящей в центре неолиберального урбанизма. Неолиберальное государство становится агентом, а не регулятором (как раньше) капитализма. В итоге из места социального воспроизводства город превращается в место инвестиции капитала.
303 Идут дискуссии относительно того, стоит ли считать проявлением джентрификации то, что в России называют коттеджными поселками, то есть переселение среднего класса в пригороды, а также считается ли джентрификацией возведение нового жилья в центре города. Отрицать это — придерживаться того значения джентрификации, что было введено Рут Глас. Утверждать это — допускать, вместе с ведущим теоретиком джентрификации Нилом Смитом, что различие между реабилитацией существующего жилого фонда, новым строительством и переделкой заброшенных зданий более не существенно, что термин сегодня относится к гораздо более широкому кругу явлений [см.: Smith, 1996:39].
303 По его словам: «Как в широком контексте меняющейся социальной географии, мы можем адекатно провести различие между реабилитацией жилищно-304-го фонда XIX века, возведением новых жилых башен-кондоминиумов, открытием рынков во время фестивалей для привлечения местных и неместных туристов, умножением винных баров и бутиков, торгующих всем что пожелаешь, строительством современных и постсовременных офисных зданий, в которых работают тысячи работников, ищущих жилье... Джентрификация — более не узкая и донкихотская странность на рынке жилья, но передний край куда более мощной тенденции — классовой переделки центрального городского ландшафта» [см.: Smith, 1996: 391-
304 Классовое измерение джентрификации неразрывно связано с вытеснением людей со скромными средствами из прежних мест обитания. Давление со стороны состоятельных людей поднимает цены до такой степени, что прежние обитатели районов и кварталов либо сами предпочитают продать или сдать свое подорожавшее жилье, либо оказываются вытесненными. Так, обитателей перестраиваемого дома на Плющихе может посетить нанятый девелоперами юрист и в зависимости от того, какие речи он услышит в ответ на свое предложение рассмотреть варианты переезда (то есть в зависимости от того, ориентируются люди в ситуации или нет, способны они защитить свои интересы или нет), они могут оказаться либо в хрущевке в Выхине, либо в доходном доме начала XX века рядом с Третьяковкой.
304 Пишущий о джентрификации в Лондоне экономист Крис Хамнет убежден, что вытеснением прежних жителей как самостоятельной проблемой можно пренебречь, так как размер рабочего класса в любом случае сокращается. Его заменяет, а не вытесняет средний класс. Другие авторы, особенно те, кто пишет по заказу городских администраций, предпочитают говорить не о джентрификации, а о «регенерации городов», «городском ренессансе», «устойчивом развитии городов». Эти выражения и понятия удобны тем, что выводят соответствующие экономические процессы из-под социальной критики.
304 Между тем именно классовая природа джентрификации значима для
305 критически настроенных урбанистов, которые понимают, что изменение классовой конфигурации того или иного квартала неразрывно связано с вытеснением тех, кто жил здесь раньше.
305 Джентрификации — производство городского пространства для состоятельных жильцов. Этот процесс, имея классовую подоплеку, неразрывно связан с несправедливостью. Для исследователя этот процесс представляет собой дилемму: описывать (и таких исследований большинство) вкусы и пристрастия новых обитателей этих кварталов и районов — среднего класса — или пытаться включить в обсуждение мнения пострадавших. Первые изучены досконально, но последствия джентрификации для старых жителей, выбор которых не столь уж и велик в условиях бума на рынке недвижимости, обусловленного неолиберальной регуляцией, представляют серьезные трудности для исследователей. Тех, кого побудили переехать, или тех, кто живет под угрозой переселения или выселения, не так- то легко найти или разговорить. А девелоперы тоже не рвутся откровенничать с исследователями. В этом смысле выделяется небольшая группа исследователей, которую уже не очень интересуют практики среднего класса, а больше — институциональные и структурные механизмы, которые создают для них пространства. В манифестах планировщиков, заявлениях городских властей, новых проектах девелоперов классовая суть джентрификации надежно спрятана за обтекаемыми словами, как в следующем высказывании мэра Лондона: «Высотные здания — очень эффективный способ использования земли и важный вклад в создание образцового устойчивого мирового города. В Центральном Лондоне они обеспечивают необходимое число помещений, отвечающих нуждам глобальных компаний — в особенности финансовых и занятых обслуживанием бизнеса. Вообще говоря, они отвечают стратегии создания высочайшего уровня активности в местах, вмещающих наибольший объем транспорта.
305 Хорошо спроектированные высотные здания могут стать и архитектурными достопримечательностями, по которым будут узнавать районы, где они
306 возведены, а также внести важный вклад в регенерацию» [см.: Mayor of London, 2002: 249].
306 Тем самым увеличивается значимость исследований, в которых отражены интересы всех обитателей того или иного подвергаемого джентрификации района. Так, чикагские урбанисты Дэвид Уилсон, Джаред Уоутерс и Дэнис Грамменос рассматривают ситуацию в районе Пилсен, который претерпевает джентрификацию с середины 1980-х. Авторы, во-первых, помещают этот случай в контекст общего брендинга Чикаго как постиндустриального города, его, так сказать, продажи мировому капиталу; во-вторых, они реконструируют три конкурирующих между собой дискурса по поводу джентрификации: 1) девелоперский — в пользу джентрификации; 2) местного сообщества, которое хотело бы сохранить район для тех, кто уже в нем живет; 3) коалиционный (то есть группы бизнесменов и активистов, которые за джентрификацию, но так, чтобы она была проведена с учетом этнического и культурного наследия района). Соответственно, те истории, которые помещают Пилсен в нарратив упадка или, наоборот, возрождения, используются разными социальными силами. Удивительно, но это мексиканские рабочие района преподносятся СМИ как преданные своей территории, тогда как те, кто хочет извлечь из него максимум прибыли, изображены в виде предателей района. Авторы показывают, каким образом репрезентации обретают материальную силу, буквально воплощаясь в сегодняшнем статусе района.
306 Том Слейтер, один из самых заметных левых критиков джентрификации, предпринял сравнительное исследование джентрификации в Торонто и Нью-Йорке и того, как она отражена в академических статьях [см.: Slater, 2004]. Если канадская джентрификация изображается учеными и СМИ как процесс, у которого есть освободительный потенциал, то нью-йорк- ская — «реваншистская», мстящая рабочему классу, крадущая у него городские кварталы и районы,
306 Джентрификация в Торонто потому эмансипаторская, что она соединяет разные классы,
307 способствует взаимопониманию и толерантности (для канадского городского планирования вообще очень характерна увлеченность идеями социального смешения — social mix). Слейтер, однако, демонстрирует, что внимательный анализ почти любого случая джентрификации вскрывает более сложную картину, нежели изображаемая учеными и СМИ.
307 Так, квартал Саут-Паркдейл (South Parkdale) обрел печальную славу после того, как жившие дома психические больные были выселены из своих квартир в процессе перестройки квартала для среднего класса. Альянс региональных и городских властей, а также мобилизованная полиция подавили попытки оспорить происходящее, В Нью-Йорке Слейтер рассматривает район Лоуэр Парк-Слоуп в Бруклине. Финансовые рынки и рынки недвижимости повсеместно стали международными, и понятно, что в Нью-Йорке эта тенденция проявляется сильнее, чем где- либо. За 1997—2004 годы средние цены на дома для одной семьи удвоились, что нашло отражение в таких терминах, как суперджентрификация и корпоративная джентрификация. Парк-Слоуп — элитный район Бруклина — в итоге этих тенденций превратился в один из самых популярных районов всего Нью-Йорка, символ его бурного экономического роста конца 1990-х (сейчас прекратившегося). В 1997 году в городе было принято постановление, согласно которому владельцы домов, где стоимость аренды квартир превышает 2 тыс. долл. в месяц, не подпадают под какие-то ограничения стоимости аренды. Это значило, что цена за аренду квартир могла подниматься бесконечно, и в итоге большие отряды высокооплачиваемой публики (молодые биржевые брокеры, издатели, интернет-антрепренеры, часть юристов и докторов) быт и вытеснены из Манхэттена на окраины Бруклина, Квинса и Бронкса, которые в свою очередь стали стремительно джент- рифицироваться. Что же случилось с теми людьми, которые прежде жили в перестраиваемых домах?
307 Большинство из них — испаноязычные малооплачиваемые рабочие и служащие — вначале получили уведомления от владельцев квартир
308 о том, что аренда их квартиры возросла в два раза, а затем и уведомления о выселении.
308 Можно ли, однако, считать, что их ситуация — результат «кражи» средним классом обиталищ бедных людей? Вряд ли: в условиях, когда все больше нью-йоркских районов остаются доступными только для корпоративной элиты, выбор жилья для среднего класса тоже сужается.
308 Итог: какие бы нарративы джентрификации ни предлагали урбанисты, всегда есть смысл исследовать, как конкретно она проявляется в том или ином районе и какое отношение к себе вызывает.
Брендинг городов
308 Глобализация усилила необходимость продажи отличий городов друг от друга. Те или иные достопримечательности, знатные горожане либо продукты от века составляли предмет гордости городов. Городские власти издавна пытались придать городам исключительность. Однако только в последние двадцать лет продвижение имиджа города на международном рынке стало целенаправленной стратегией правительств. Одни пытаются позиционировать себя как лидеры ГГ-индустрии, Другие — как привлекательные для туристов. Старые промышленные города пытаются приспособить городскую среду к новому международному порядку, не претендуя на ведущие места в обслуживании бизнеса, но либо сохраняя высокоспециализированные отрасли промышленности, либо соглашаясь на те функции, которые возможны для них в новом международном разделении труда (к примеру, быть логистическими центрами).
308 Тема маркетинга и брендинга городов популярна среди городских властей. Интеллектуалы пытаются выполнить социальный заказ, периодически занимаясь «брейнстормингом». Одно такое собрание прошло весной 2008 года в Екатеринбурге.
308 Посте лекции столичного социолога Ю. Согомонова о теории вопроса участники городского Философского кафе пыта309-лись предложить многообещающий образ города.
309 Предлагались следующие варианты: 1) город, расположенный на границе Европы и Азии; 2) город, где убили царя, но хранят теперь память о нем; 3) рабочий город; 4) город примирения (версия Ю. Согомонова). Негативность одних (удел царской семьи) и потрепанность других (граница Европы и Азии), неактуальность третьих (рабочий город) и абстрактность четвертых (город примирения) предложений вызвали лишь всеобщую фрустрацию.
309 Создатель теории маркетинга Филипп Котлер со своими соавторами по книге о маркетинге мест [см.: Котлер и др., 2005: 214] формулирует пять критериев эффективности имиджа города: 1) соответствие действительности (по этому критерию «город примирения» не выдерживает критики: кто, когда, с чем примирился — что можно ответить на эти вопросы? Неизвестно); 2) правдоподобие (Котлер и соавторы особенно предостерегают против формулировок «лучший в..,»); 3) простота (плохо, когда рекламируется несколько рядополо- женных образов); 4) притягательность (из имиджа должно явствовать, почему людям стоит жить, работать, инвестировать, приезжать в качестве туристов в данный город. Правда, в качестве примера приводится Зальцбург с его поднадоевшим Моцартом — особенно после юбилея последнего в 2006 году. Почему Моцарт делает Зальцбург неотразимым, скажем, для работы местом - не совсем ясно); 5) оригинальность (авторы книги упрекают за неизобретательность тех маркетологов городов, которые злоупотребляют выражениями «в це!ггре Европы» или «дружественная атмосфера»).
309 Маркетинг городов и в целом мест был стимулирован складыванием и популярностью маркетинга как экономической дисциплины. Многое, что пишется применительно к городам, — экстраполяции теории маркетинга на такой специфический «продукт», как город. Именно так написана книга британских авторов Эшворта и Воогда «Продавая город».
309 Авторы
310 определяют маркетинг городов как процесс, которым городская деятельность как можно теснее увязывается с требованиями значимых покупателей — так, чтобы довести до максимума экономическую и социальную эффективность функционирования города [см.: Ashwortb, Voogd, 1990: 11].
310 Сдвиг к брендингу городов произошел в конце 1990-х годов в силу успеха и широкого применения стратегий брендинга, а также появления понятия корпоративного брендинга. Наделение продукта особой идентичностью, лежащее в основе брендинга, — деятельность, которой издавна отдавали дань городские власти. Город должен получить уникальную идентичность, чтобы, во-первых, люди знали о его существовании (кто знал о городе Мышкин Ярославской области до ею успешной маркетинговой кампании?), во-вторых, чтобы он воспринимался жителями и посетителями как обладающий такими качествами, каких больше ни у кого нет (где еще в мире есть Музей мыши, кроме как в Мышкине?), и, в-третьих, чтобы преобладающие варианты его «потребления* отвечали целям властей и населения (в Мышкин стало приезжать гораздо больше туристов, что устраивает и жителей и власти, которые добиваются включения Мышкина в Золотое кольцо).
310 В более же общем виде у города тогда есть шанс стать брендом, когда, ю-первых, хорошо понятны и известны его «продаваемые» отличия и, во-вторых, разработана совокупность маркетинговых мер, которые эти отличия используют.
Вендина О. Реквием по общественным пространствам Москвы // Архитектур, вестн. 2008. № 2.
Игрицкий Ю. Рец, на кн.: Сассен С. Потеря контроля?: Суверенитет в век глобализации. Нью-Йорк, 1996 // Pro et contra. 1999- Т. 4. С 222— 227.
Котлер Ф, Аашунд ТС, Рейн И, ХайдерД- Маркетинг мест. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
Левченко Э. Россия — часть глобальной истории [Интервью с С Сассен}//Экономика и время. 2003. № 21,
Сассен С. Приведение глобальной экономики в действие: роль национальных государств и частных факторов // Международ, журн, социал. наук. 2000. № 28. С 167—175.
Сассен С. Утрата контроля? // ГЬндер и глобализация: теория и практика международного женского движения / Под общ. ред Е. Бал- лаевой. М.: МЦГИ—ИСЭПН РАН, 2003.
Сассен С. Когда города значат больше, чем государства // Новое время. 2003. № 43.
Сассен С. Обманчивый лик европейской миграции // Деловая неделя. Киев, 2004. №51.
Слука НА Градоцентрическая модель мирового хозяйства. M.i Пресс-Соло, 2005.
Albrow М. Travelling beyond 1лса1 Cultures. Sociospaces in a Global City// living the Global City / Ed J. Eade. L; N.Y.: Routledge, 1997.
AppaduraiA. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Modernity at Large — Cultural Dimension of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996.
Asbwortb GJ, VoogdH. Selling the City: Marketing Approaches in Public Sector Urban Planning L: Belhaven Press, 1990.
Badyina A, Golubchikow O. Gemrification in Central Moscow — a Market Process or a Deliberate Policy? Money, Power and People in Housing Regeneraton in Ostozhenka // Geografiska Annaler. 2005- № 87. P. 113— 129.
Boden D, Molotch H. The Compulsion of Proximity// Now Here: Space, Time and Modernity / Ed. R. Friedland, D. Boden. Berkeley: University of California, 1994 R 101-105-
Brenner N. State Territorial Restructuring and the Production of Spatial Scale: Urban and Regional Planning in the FRG, 1960—1990 // Political Geography. 1997a. № 16(4). P. 273—306.
Brenner N. Global, Fragmented, Hierarchical: Henri Lefebvre's Geographies of Globalization 11 Public Culture. 1997b. № 10(1). P. 137—169.
Brenner N. Global Cities, Global States. Global City Formation and State Territorial Restructuring in Contemporary Europe // Review of International Political Economy 1998. № 52. P. 1—37.
Cvetkovicb A, Kellner D. Introduction: Thinking Global and Local // Articulating the Global and the Local — Globalization and Cultural Studies. Boulder: Westview Press. 1997. P. 1—32.
Eade J. Living the Global City: Globalization as a l/зса! Process. L; N.Y.: Routledge, 1997.
Friedman J. The World-City Hypothesis // World Cities in a World- System / Ed. P.L Knox, PJ. Taylor. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 317-331.
Gdaniec С. Kommunalka und Penthouse. Stadt und Stadtgesellschaft im postsowjetischen Moskau. Mbnster: Lit Verlag, 2006.
Gentrification of the City / Ed N. Smith, P Williams. L: Allen and Unwin, 1986.
Glass R. London: Aspects of Change. L: Macgibbon a Kee, 1964.
Global Networks, Linked Cities. London / Ed. S.L Sassen. L; N.Yj Routledge, 2002.
Golden Arches East: McDonald's in East Asia // Ed J.L Watson, Stanford University Press, 1997,
East Asia, (Stanford University Press, 1997
Hall P. The World Cities. L: Heinemann, 1996.
Hannerz U. Transnational Connections — Culture, People, Places. L; N.Y.: Routledge, 1996.
HiebertD. Cosmopolitanism at the Local Level. The Development of Transnational Neighborhoods // Conceiving Cosmopolitanism. Theory, Context, and Practice / Ed S. Vertovic, R Cohen. Oxford: Oxford University Press, 2002.
Jessop B. State Theory: Putting Capitalist States in their Place, University Park: Pennsylvania State University Press, 1990.
Jessop B. Fordism and Post-Fordism: a Critical Reformulation // Pathways to Industrialization and Regional Development / Ed. M. Storper, AJ. Scott. N.Y.: Roudedge, 1992. P. 46—69.
Jessop B. Post-Fordism and the State // Post-Fordism: A Reader / Ed. A Amin. Cambridge: Blackwell, 1994. P. 251—279-
KavaratzisM. City Marketing: The Past, the Present and Some Unresolved Issues //Geography Compass. 2007. № 1(3). P 695—712.
King A Global Cities: Post-Imperialism and the Internationalization of London. L; N.Y.: Routledge, 1990.
King A Culture, Globalization and the World-System — Contemporary Conditions for the Representation of Identity. Minneapolis: University of Minnesota Press, 199*7-
Mayor of London. The Draft London Plan. Draft Spatial Development Strategy for Greater London. L: Greater London Authority, 2002.
Patteeuw V. City Branding: Image Building and Building Images. Rotterdam: NAI Publishers, 2002.
Robertson R Globalization — Social Theory and Global Culture. L: Sage Publication, 1996.
Sassen S. Cities in a World Economy. Pine Forge Press, 1994.
Sassen S. The Global City. New York, London, Tokyo. Princeton: Princeton University Press, 2001.
Slater Т. North American Gentriflcation? Revanchist and Emancipatory Perspectives Explored 11 Environment and Planning A, 2004. Vol. 36. R 119t-1213.
Smith N. Uneven Development: Nature, Capital and the Production of Space. Oxford: Blackwell, 1990,
Smith N. Blind Man's Buff, or Hamnett's Philosophical Individualism in Search of Gentriflcation? // Transactions of the Institute of British Geographers. New Series. 1992, № 17. P 110—115.
Smith N. The New Urban Frontier: Gentriflcation and the Revanchist City. N.Y.: Routledge, 1996.
Smith N. New Globalism, New Urbanism Gentriflcation as Global Urban Strategy // Antipode. 2002. № 34- E 427—450.
Smith N.. Filippis J. de. The Reassertion of Economics: 1990s Gentriflcation in the Lower East Side // International Journal of Urban and Regional Research. 1999. № 23. P. 638—653.
Swyngedouw E. Reconstructing Citizenship, the Re-scaling of the State and the New Authoritarianism: Closing the Belgian Mines // Urban Studies. 1996. № 33(8). R 1499-1521.
Swyngedouw E. Neither Global nor Local: 'Glocalisation' and the Politics of Scale // Spaces of Globalization / Ed K. Cox. N.Y: Guilford Press, 1997a. R 137-166
Swyngedouw E. Excluding the Other: the Production of Scale and Scaled Politics //Geographies of Economies / Ed. R. Lee, J. Wills. L: Arnold, 1997b. R 167-177.
Thrift N. A Hyperactive World // Geographies of Global Change / Ed R Johnston, R Taylor, M. Watts. Oxford: Blackwell, 1995- R 18—35-
TUrner BS. Cosmopolitan Virtue. Loyalty and the City // Democracy, Citizenship and the Global City / Ed. E.F. Isin L; N.Y.: Routledge, 2000.
Wilson £>, Wouters/, Grammenos D. Successful Protect-Community Discourse: Spatiality and Politics in Chicago's Pilsen Neighborhood // Environment and Planning A 2004. № 36(7). P. 1173— 1190.
World City in A World System / Ed P. Knox, P. Taylor, Cambridge: Cambridge University Press, 1995-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|