|
Науки и технологии (SSS, SST)
145 Социальные исследования науки и технологии — это сложившееся около тридцати лет назад влиятельное междисциплинарное движение, результаты работы которого публикуются в журнале «Social Studies of Science» и которое исследует взаимодействие науки и технологии с экономическими, политическими и культурными силами.
145 Отвергнув понимание науки и технологии как внесоциальных или внекультурных факторов.
146 представители этого движения ратуют за их понимание как местно производимых, а потому специфических и произвольно развивающихся (в том смысле, что их возникновение и развитие видятся зависимыми от целой совокупности социальных факторов).
146 Если в воображении большинства людей, когда речь заходит о науке как «образцовом» знании, царит «очищенный» для бескорыстного поиска истины одинокий исследователь, а разговоры ученых в курилке и проведение, скажем, эксперимента, который ведет к достижению истинного знания, не только разведены во времени, но и имеют совершенно различный вес, то данная парадигма, если сильно огрубить суть дела, нацелена на демонстрацию того, что как раз в курилке научной лаборатории наука и делается.
146 Социальный капитал ученого соединяется с местными материальными ресурсами и обстоятельствами, в которых знание производится. Каждый атрибут науки, начиная от фигуры ученого, приборов и экспериментов и заканчивая утонченными научными понятиями, мыслится здесь как тесная связь между телами, жестами, привычками, вещами, знаками, собранными в особом месте. Стивен Шейнин, Саймон Шейфер, Донна Харавей, Джон Ло, Эндрю Пикеринг, Брюно Латур и Стив Вулгар, Майкл Линч показали, что вся наука — это местоположенное знание.
146 Те представители исследований науки и технологии, кто описывает и объясняет научную деятельность, касаются также и отношений между наукой, технологией и природой. Дискуссии ведутся о том, в какой степени природные сущности можно рассматривать как «социальные конструкции».
146 Первоначально преобладало прагматическое решение проблемы социального конструктивизма: доказывалось, что социологи должны придерживаться агностической позиции в отношении к природным сущностям (или брать в скобки свое естественное отношение к природным феноменам), сосредоточиваясь на том, как социально конструируется научное знание.
146 В последнее десятилетие эта позиция уступает место так называемой соконструктивистской традиции.
146 Ее представители Донна Ха-147-равей, Эндрю Пикеринг, Брюно Латур считают, что, если социологи работают только с «социальной» стороны водораздела между природой и обществом, прагматическое решение сомнительно.
147 Изучая науку и то, как она связана с природой, соконструктивисты пришли к выводу, что чрезмерное внимание к социальным факторам подрывает способность социологов объяснить влияние современной науки — иными словами, препятствует рассмотрению ими материальных условий, позволяющих ученым эффективно действовать в мире.
147 Материальное, символическое и социальное, объединяясь, создают всякий раз специфический вариант социоэкологии. Социальные и экономические процессы, в которых соединено локальное и глобальное, в городе материализуются и только в городе возможны. Литература, посвященная городскому развитию, редко связывает капитализм, технические аспекты развития и проявления несправедливости, мотивированные окружающей средой (environmental injustice). Американский урбанист Нил Смит считает, что современный капитализм буквально вовлечен в производство и воспроизводство природы [см.: Smith, 1992}. Зримым примером этого является сосуществование в каждом городе депрессивных, пустынных, спальных микрорайонов и ухоженной зелени «дворянских гнезд».
147 Процесс урбанизации становится неотъемлемой частью создания новой окружающей среды и новой природы.
Глобальные взаимозависимости
147 В окружающей среде сегодня видят все больше проявлений социальности, тогда как в городах — все больше природного.
147 Прежние границы между обществами изменяются процессами глобализации, которые в свою очередь приводят не только к тому, что последствия природных катаклизмов отзываются во всем мире, но и к тому, что последствия глобальных природ-148-ных перемен неодинаково сказываются в разных регионах мира; глобальный Север защищен от них лучше глобального Юга.
148 Так, на столице Индонезии Джакарте в 1998 году особенно сокрушительно сказались последствия лопнувшего «пузыря» глобальных финансовых спекуляций. Амбициозные небоскребы остались недостроенными, а множество людей остались без работы и пропитания.
148 В то же время и там же проявились последствия природного феномена Эль-Ниньо — цикличного потепления воды в восточной части Тихого океана.
148 Лужи стоячей воды в заброшенных высотных зданиях стали экологической нишей для комаров, К безработице и общей растерянности прибавились малярия и лихорадка денге.
148 Так соединились глобальное потепление и перипетии перераспределения глобального капитала, глобальное и местное, природное и социальное, человеческое и физическое, культурное и органическое. При этом сами различия между отмеченными противоположностями могут быть проведены по-разному в разных обстоятельствах и в разные периоды.
148 Историки окружающей среды и теоретики «акторов-сегей» показали, что различные «природы», которые общества производят, могут сами обладать активностью, могут сами изменяться и трансформироваться, сопротивляясь нам и нас удивляя.
148 Нарастание понимания как социально сконструированных измеренийприроды, так и нерасторжимости природы и самых современных аспектов городской жизни ведется, таким образом, на двух основных полюсах. С одной стороны, это постструктуралистские в своей основе доказательства конфликтного сосуществования различных культурных и дискурсивных рамок, в которые помещается понятие природы (что отражается в том, что эти авторы предпочитают говорить о различных природах).
148 С другой стороны, это достижения социальных исследований науки и идей акторно-сетевой теории с их акцентом на гибридности большинства изучаемых сегодня наукой объектов, невозможности однозначного проведения иx по ведомству либо естествознания, либо социальной
149 науки, а главное - способностью проанализировать сложные сети, объединяющие различные инстанции власти и комбинации человеческих и нечеловеческих агентов в конструировании природы.
Трубы и микробы
149 Летом 2007 года 8 городе — спутнике Екатеринбурга Верхней Пышме в результате вспышки легионеллеэной пневмонии пострадали 166 человек, четверо погибли1.
1 Цифры заболевших и погибших, даваемые различными источниками, не совпадают.
149 Это необычное название болезнь получила, поразив участников встречи ветеранов Американского легиона в 1976 году в Филадельфии. Возбудитель — стойкая граммотрицательная палочка, живущая в воде, иле, камнях. Случаи заражения происходят, как правило, в городах, где системы водоснабжения и кондиционирования (слизь, накапливающаяся в водопроводных трубах, застоявшаяся теплая вода в охладителях кондиционеров) создают условия для размножения бактерии. В Пышме бактерия, распространяющаяся алиментарно и ингаляционно, находилась в горячей воде, которая остыла в трубах в период опрессовки и не была перед возобновлением подачи воды спущена или нагрета до нужной температуры. В качестве экспертов массмедиа привлекли микробиологов, санитарных врачей и специалистов по водоснабжению. Главный санитарный врач страны Г. Онищенко в интервью программе «Вести» телеканала «Россия» подчеркнул: «Если соблюдать все технологии, которые предусмотрены утвержденными Минтопэнерго регламентами по эксплуатации теплосетей, то это гарантия того, что никто не заболеет». А спикер ГЪсдумы Б. Грызлов связал случившееся с качеством оборудования, используемого в ЖКХ.
149 «Совершенно ясно, что и качество труб, и качество другого оборудования
150 во многих городах очень далеки от того уровня, на котором они должны быть», — подчеркнул OH (URL: http://www.rian.ru/ realty/20070731/700392 35.html).
150 Спикер также призвал к наказанию всех виновных. Самый экстравагантный комментарий к случившемуся сделал в ходе телевизионной конференции губернатор Свердловской области Э. Россель: «В природе микробов столько, что удивляешься, как человек вообще выживает» Щунгапов, 2007: 2],
150 В газетных заметках и телевизионных репортажах об этом случае соединились факты биологии и политические ходы, изношенные теплосети и недофинансируемые больницы, повсеместность рисков и будущие выборы в Государственную Думу. Необходимость для одних людей справляться с последствиями болезни, для других - спасти политическое лицо, для третьих — предотвратить распространение эпидемии, для четвертых — без опаски мыться горячей водой соединяются в одной истории.
150 Иррациональные страхи и политические интересы, глобальная циркуляция микробов и национальные особенности ухода за теплосетями, профессиональное знание и слухи, социальное и биологическое оказались сплетены в одной сети объектов и событий. «Гибриды природы и культуры», как называет подобные истории французский философ науки Брюно Латур, потому часто и остаются содержанием вчерашних новостей, что прямо не проходят ни по чьему научному ведомству.
Акторно-сетевая теория
150 Акторно-сетевая теория — самая инструментальная часть масштабного проекта Латура, включающего в себя и блестящие историко-научные исследования, и участие в дебатах о дальнейшей судьбе социальной теории [см.: Latour, 2000].
150 Он достаточно радикально рассматривает историю современного знания, показывая, что значительная его часть строилась на
151 возведении и последующем поддержании границ между различными дисциплинами и познавательными областями.
151 Эти границы мешают увидеть гибридность большинства феноменов действительности, исключающую возможность проведения их либо по ведомству естественно-научного знания, либо по ведомству знания социального.
151 Противопоставление друг другу, во-первых, людей и их связей, во-вторых, фактов о вещах и, в-третьих, слов и дискурса - относительно поздняя культурная тенденция. Для ряда культурных критиков, историков, философов и социологов науки «Великое разделение» между указанными традициями составляет суть модерности [см.: Latour, 1994; Bhaskar, 1994}. Если же принять во внимание и позднюю модерность, тысячами нитей связанную с постмодернистским проектом, то к ориентациям на вещи, людей, слова следует, по мнению Б, Латура, прибавить четвертую — деконструктивистски схватываемые игры смысла. Эти ориентации сложились в ходе модерности примерно так. Ее наступление ознаменовалось постулатом о природе-«сфинксе», неуязвимой в своей свободе от человеческих страстей и желаний, существующей независимо от людей, которым, однако, под силу, постигнув ее законы, мобилизовать ее возможности для своих, человеческих целей. Развитие модерности сопровождалось складыванием представлений о социальной связи, соединяющей людей, обремененных страстями и желаниями, в монолитное социальное целое, которое укрощает их непредсказуемость и выступает как начало, превосходящее создавших его людей. Итогом этого развития явилось понимание автономности процессов означивания, осмысление языка и текста как главного места, где обитают люди, организуя на основе тропов и жанров понимание ими приключений и несчастий, на которые их обрекают упомянутые страсти и желания. Наконец, приходит пора понять, что бесконечная активистская деятельность и великие повествования, ее фиксирующие оборачиваются забвением бытия, присутствие которого тем не менее рассредоточено между людьми, воплощаясь в историчности их существования.
151 Каждая
152 из ориентации, возникая и отвоевывая себе место, демонстрировала ограниченность предшествующих, преувеличивала свою несопоставимость с ними. В итоге, прослеживая эволюцию или связи какого-то объекта, люди видят в нем либо вещь, либо социальное отношение, либо нарратив, помня о несводимости того, другого и третьего к бытию. Научные дисциплины поделили мир, не считаясь с гибридностью большинства объектов, которые предстают сегодня перед исследователями.
152 Реализация модернистского эпистемологического проекта была невозможна без практик «очищения», как их называет Б. Латур. То, что в действительности неразличимо, спутано и сплетено, подвергается жестким познавательным и риторическим процедурам, представая предназначенным для исследования в одном случае естественно-научными, в другом — социологическими, в третьем — лингвистическими и так далее средствами. «Очищению», добавим мы, подвергается и собственно познающий субъект. И он, предполагается, вступая в святая святых лаборатории или кабинета, в состоянии оставить за дверями прагматические мотивы, повседневные заботы и политические пристрастия.
Напротив, по мнению ее создателей, акторно-сетевая теория представляет собой концептуальную рамку, в которой можно помыслить взаимосвязи, отношения и «со-конструкции», которые объединяют людей, другие живые организмы и вещи, то есть естественные, технические и социальные феномены и процессы, как возникающие взаимосвязанно. Ее сторонники убеждены, что она может помочь избежать традиционного дуалистического мышления (природа — общество) и увидеть принципиальную гибридность большинства изучаемых сегодня феноменов (не только изучаемых науками, но и иными способами входящих в горизонт человеческих забот).
152 Может быть, мир в целом стал гибриден до такой степени, что традиционные линии различения природного и социального становятся бессмысленными?
152 Может быть, людей и «нелюдей» можно по
153 мыслить так, что, с одной стороны, степень активности последних не будет заведомо принижена, а с другой стороны, и фундаментальное различие между ними не будет утеряно из виду?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|