|
Урбанистический милленаризм Майка Дэвиса
115 «Нам не нужен Деррида, чтобы знать, откуда дует ветер или почему тает пакет со льдом», - полемически восклицает Майк Дэвис, раздраженный тем, что для его коллег-теоретиков постмодернистская французская философия — последнее слово истины, заслоняющее неотложные проблемы социальной поляризации. Однако избранный им интеллектуальный стиль включает в себя демонстрацию внутренних механизмов функционирования популярных мифов о Лос-Анджелесе, иначе говоря стратегию деконструкции доминирующих дискурсов. Объясняя замысел своего первого бестселлера, он говорит: «Для понимания Лос-Анджелеса не было всеобъемлющей рамки, поскольку истории города пишутся, как правило, односторонне: с акцентом на экономике, политике или архитектуре. Моя книга была попыткой более целостной и более радикальной критики места. Я рассмотрел, как образ города — земли вечного лета и бесконечных возможностей - стал ключевым в его продаже и покупке» [Цит. по: Но, 1999].
116 Дэвис подробно рассмотрел, каким образом группировки бизнесменов и ассоциации домовладельцев преображают город в соответствии со своими интересами и при поддержке городского департамента полиции, вытесняющего с привычных мест обитания и подавляющего бездомных, бедных и представителей этнических меньшинств. Через два года после того, как книга вышла в свет, новый всплеск расовых волнений подтвердил своеобразную правоту его описаний Лос-Анджелеса как «города карцеров», чреватого потрясениями,
116 Лос-Анджелес рассматривается Дэвисом в «Городе кварца» (1992) и как физическое, и как воображаемое место, в котором игра национальных и международных политических сил и экономических тенденций происходит на фоне специфических для этого города расовых и классовых отношений. Воображаемое включается в эту игру через многочисленные конкурирующие мифологии, эрзац-истории, в которые город словно прячется сам от себя. Так, Дэвис останавливается на феномене «нуар», имея в виду не столько любимый нами жанр, сколько деятелей культурной индустрии, тяготеющих к беспросветным изображениям города в литературе и кинематографе. Отделенные от местных жителей «миниатюрным обществом» навязанного им самим себе культурного гетто [см.: Davis, 1992:47], «веймарские изгнанники» (Дэвис имеет в виду волны эмиграции европейских культурных деятелей, приведшие в Голливуд к примеру, Бертольта Брехта) так и не пришли к тому, чтобы начать с симпатией относиться к городу и его обитателям. Этот недостаток сочувственного воображения в сочетании с их повышенной креативностью привел к тому, что именно негативное в изображениях Лос-Анджелеса стало доминировать в популярном воображении. Идея о том, что именно европейцы спровоцировали рост «чернухи» о городе, не лишена предвзятости, Джон Стейнбек, Раймонд Чандлер или Джоан Дидион — «местные» авторы, но от их внимания не укрылись ни размах политической коррупции, ни расизм, ни капризы погоды, ни насилие, ни сексуальные скандалы.
117 Дэвису, однако, более интересно то, что чаще всего эти мифологии — порождение власти, поэтому в развитии города они получают материальное воплощение, закрепляя существующие привилегии. Лос-Анджелес как лаборатория будущего — это один из последних мифов, в распространении которого немалую роль сыграли сами урбанисты. Деконструируешь ты эти мифы или способствуешь их «гламуризации», создавая тексты о городе? Создаешь ты лишь впечатляющий перечень «родимых пятен» позднего капитализма или пытаешься соединить радикальную критику происходящего с альтернативными урбанистическими моделями?
Деконструкция мифов не станет для тебя самоцелью, демонстрирует Дэвис, если ты не забываешь, во-первых, о власти, во-вторых, об опыте обитателей города, в-третьих, о судьбе альтернативных проектов, в-четвертых, если у тебя хватит терпения, проницательности и литературного мастерства показать, каким именно образом городское пространство распределялось между властными группировками. Опираясь в значительной мерс на материалы «Лос-Анджелес тайме» за несколько десятилетий, Дэвис прослеживает, откуда приходили деньги, на которые город строился в XX веке, и рассказывает весьма поучительную историю о том, как первые городские бизнес-кланы искусно добились того, чтобы федеральное правительство оплатило работы по усовершенствованию городской инфраструктуры. В итоге — парадокс; белая протестантская бизнес-элита даунтауна, знаменитая своим консерватизмом и антисемитизмом, расизмом и равнодушием к нуждам рабочих, добивается того, что в городе возводится крупнейший в мире порт и эффективно работающая система водоснабжения. Затем на сцену выходит другая группировка элиты, пространственно сосредоточенная в Вест-сайде, в Голливуде, либерал ьн о-демократии ее кая и по преимуществу еврейская, которая наладила отношения с профсоюзами рабочих и в целом выступала за более просвещенный капитализм.
117 На несколько десятилетий «дарвинистские войны за место» между
118 даунтауном и Вест-сайдом определяли жизнь города, пока не возник третий узел интересов, вызванный опять же федеральным стимулированием оборонной промышленности в годы холодной войны. Читателя с советским прошлым, в габитус которого прочно встроено стремление воздерживаться от публичного высказывания каких бы то ни было суждений относительно отечественного военно-промышленного комплекса, особенно поражает свобода, с какой Дэвис оценивает слова и дела американского ВПК (чему также посвящено немало страниц в его недавней книге «Мертвые города»). «Бесшовный континуум корпорации, лаборатории и учебной аудитории», Калифорнийский технологический институт в Пасадене, руководство которого обладало особым талантом совмещать «физику и плутократию», соединив усилия с такими гигантами, как «Аэроджет дженерал», лег в основу индустрии, осваивавшей в год по 20 млн долларов федеральных денег и скоро обогнавшей Голливуд по влиянию и богатству. Калифорния нашла свою золотую жилу, и, покуда военные нужды будут определять существование государства, за ее благополучие можно не беспокоиться. На фоне этой счастливо обретенной экономической «идентичности», показывает Дэвис, конфликты между группировками элиты на долгое время утратили почву. Затем на сцену выходит японский капитал, и, по мере того как город фрагментируется, попытки элиты оставаться в рамках прочных коалиций становятся все менее удачными. Суля выгоды, торгуясь, обманывая, разобщенная элита все же сохраняет за собой участки власти.
118 Дэвис непримиримо показывает, как региональная элита, все сильнее связанная с национальной и международной, через операции на рынке недвижимости и спекуляцию землей во имя «развития» получаст возможность разрушать и возводить, оставляя в городе видимые следы своих притязаний.
118 Регуляция поступления в город воды и «эксцессы» вооруженной полиции, регуляция оборонной и хай-тек-индустрии властями штата и государства, приватизация публичных пространств, вытесне-119-ние бедных из кварталов, где они традиционно обитали, — Дэвис касается этих и других проблем, задав как минимум на десятилетие превалирующую стилистику описания трансформаций современных городов по типу «что еще плохого происходит и может произойти».
119 Мертвые зоны города — это зоны обитания маргиналов, и власти предпринимают одну попытку за другой удержать «отверженных» в этих зонах, тем самым закрепляя образ Лос-Анджелеса как постлиберального города, в котором тщательно охраняются (и пространственно закрепляются) привилегии белых и состоятельных.
119 Город, который некогда мыслился как кейнсианское пространство, в котором доступ к благам открыт для всех, оставил позади либеральные и радикальные проекты, отделяя — архитектурно, пространственно, социально — чистых от нечистых.
119 Безопасность, чистый воздух, пространство, время — приватизированы и огорожены. Есть что-то средневековое в тех картинах, что рисует Дэвис: замки белых и богатых, окруженные трущобами бедных.
119 Пространство исключения, которое, однако, готово продать нескольких жертв на постмодернистском базаре экзотики.
Город джентрифицируется и деиндустриализуетея, так что бывшие рабочие городки и кварталы вроде Фонтаны обречены на запустение. Дэвис подробно их описывает: это память о другом, возможном городе, об исторической альтернативе «раю обладания», Дэвис не собирается романтизировать это альтернативное воображение, но показывает, что те, кто спирает следы другого прошлого Лос-Анджелеса, рискуют поплатиться за свое высокомерие.
119 Смерть и упадок, реальные и символические, были описаны им в «Мертвых городах» [см.: Davis, 2002]. Дэвис рисует образ города как хрупкого и временного человеческого создания, которому постоянно угрожают природные и социальные катастрофы.
119 Силы небесные и геологические создают фон для истории городов, которую прослеживает Дэвис, доводя ее до социальных катастроф XX века и показывая, сколь многое в истории последнего столетия было направлено скорее на раз-120-рушение городов.
120 Изменения в социальном воображении и восприятии городов, вызванные 11 сентября 2001 года, оттеснили на второй план «бустеризм» и «триумфализм»,
120 Гордость, которую вызывали города как символ экономического процветания, осталась в прошлом, а апокалипсические картины происходящего и будущего, которые с мастерством подлинного писателя рисует Дэвис, нацелены на то, чтобы осмыслить город не как вечный спутник, смысл и средоточие человеческой цивилизации, а как что-то, что может исчезнуть куда быстрее, чем людям кажется.
120 Дэвис иллюстрирует эту идею малоизвестными эпизодами истории «неонового Запада» (так называется первая часть его книги), когда американские нефтяные корпорации и Голливуд были мобилизованы для помощи военным частям, связанным с химическим оружием. Города вроде Джермантауна, в которых были тщательно воссозданы интерьеры типичных немецких и японских квартир, были специально построены в 1943 году в пустыне Юты для экспериментов с применением напалма во время бомбардировок, чтобы добиться максимального поражения. Они трижды разрушались и воссоздавались заново, пока результаты не удовлетворили военных [см.-.Davis, 2002: 66—69]. Эксперименты с напалмом не прошли напрасно: 2 тыс, тонн напалма было сброшено на Азакуса — рабочий район в Токио [см.: Ibid.: 79—80]. Погибли 100 тыс. человек, эти данные долго держали в секрете, а когда обнародовали, то они не вызвали ажиотажа. Некоторое время спустя гражданское население Хиросимы и Нагасаки стало мишенью ядерной бомбардировки.
120 Дэвис считает, что эксперименты военных обрекли целые регионы на то, чтобы стать «национальными зонами, принесенными в жертву». Это прежде всего юго-запад США. 1059 взрывов было произведено между 1945 и 1992 годами, подавляющее большинство которых - на полигоне в пустыне Невады.
120 Каждое облако — будь оно результатом подземного или атмосферного взрыва — содержало, считает он, больше радиации, чем то, которое поднялось над Чернобылем в
121 1986 году.
121 Комиссия по атомной энергии выбирала для взрывов дни, когда ветер дул от Лос-Анджелеса и Лас-Вегаса: маленькие города и деревни считались менее значимым фактором.
121 Когда по приказу Черчилля велись ковровые бомбардировки немецких городов, британский премьер надеялся, что уцелевшие гражданские жители поднимут восстание против Гитлера [см.: Davis, 2002: 66—71]. Реализация секретной стратегии воздушной борьбы против Германии сопровождалась массированной пропагандой, в ходе которой американцев убеждали, что только стратегически значимые цели будут подвергнуты бомбардировке. В действительности союзники предпочитали бомбить максимально заселенные районы, и Дэвис сообщает о разочаровании британских военных, которым так и не удалось вызвать масштабные пожары в подвергаемых бомбардировке городах. С марксистской страстью Дэвис подчеркивает, что больше всего пострадали кварталы рабочего класса, тогда как виллы богатых и дома состоятельных, слишком далеко отстоящие друг от друга, не подходили в качестве целей бомбардировок слишком много пришлось бы потратить бомб.
121 Хотя российского читателя это полномасштабное повествование о городах, пострадавших в XX веке, смущает тем, что в нем полностью отсутствует упоминание о наших мертвых городах, о руинах Сталинграда, Минска, Киева, сама модель войны, ведущейся военными против гражданских лиц и больших и малых городов, описана Дэвисом весьма впечатляюще.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|