|
Чикаго как место производства урбанистического знания
62 Чикаго — заповедник классической американской культуры: от домов в стиле «прерия» Фрэнка Ллойда Райта до небоскребов Мис ван дер Роэ, от блюза и музыки в стиле bouse до первого в мире колеса обозрения. «Вертикальное» впечатление от города усиливается тем, что он воплощает рожденный в период модерности стиль планирования города по принципу строгой геометрии (решетки): улицы соединены друг с другом под прямым углом, а не петляют, как, например, в Бостоне. Когда многочисленные иммигранты осваивали городское пространство, они следовали этой геометрии, что выразилось в пространственной отделенности друг от друга Чайнатауна, Германии, Гетто, Маленькой Италии и Луп — делового центра.
62 Границы между местами обитания разных этнических групп, как и между неравными группами, живущими поблизости друг от друга, довольно строго охранялись. Границы всегда существуют и развиваются в отношениях между группами, когда у одной группы достаточно ресурсов, чтобы держать на расстоянии другую группу.
62 Город быстро и стихийно рос, а сосуществование старых и новых жителей далеко не всегда было мирным — до такой степени, что именно в Чикаго сложилось понятие «расовые отношения» — в 1919 году, когда во время расовых волнений здесь была создана специальная Комиссия
63-64 по расовым отношениям.
63 В 1920-е в Чикаго было возведено несколько знаменитых небоскребов, среди них — здание «Чикаго трибьюн»
64 То, что чикагскис социологи видели каждый день на улицах, вылилось в их теоретическое понимание города, в основе которого лежало осмысление возможности и границ социального контроля за происходящим в городах.
Местом производства урбанистического знания был, однако, не только город в целом, но и здание под номером 1126 по Восточной 59-й улице -- здание факультета социальных наук, где с 1929 года обосновалась чикагская школа — сплоченный коллектив профессоров, исследователей, сотрудников и студентов, которые приняли вызов руководства нового университета, созданного в конце XIX века по завещанию Рокфеллера-старшего: добиться столь же блестящих результатов в преподавании и исследованиях, что показывали старые элитные американские университеты. К отлично оснащенным помещениям скоро добавились издательство Чикагского университета и «Американский журнал социологии». Не удивительно, что с такими ресурсами чикагский факультет социологии быстро и почти на все столетие стал лидирующим в стране, а чикагская школа произвела невероятное количество книг, статей и методических руководств. Так что чикагская школа представляла собой прежде всего институциональное и организационное место, позволившее наладить конвейер эмпирических исследований под руководством маститых ученых. Маститость, кстати, к некоторым из них пришла весьма стремительно: Роберт Парк, к примеру, за десять с небольшим лет вырос из журналиста, специализировавшегося на освещении расовых проблем в колониях и южных штатах США, в лидера этой школы.
64 Провести границу (и тем самым ответить на вопрос, чем, собственно, занимались чикагские исследователи) между городской социологией и городской антропологией как дисциплинами и социологическим изучением подростковой преступности, миграции, бедности и богатства, гомосексуализма, социальной сегрегации (темы, открытые чикагцами) на примере данного города не всегда возможно, но можно выделить
65 несколько специфических для них концептуальных и, если угодно, эмоциональных тенденций.
65 Во-первых, это не иссякший до конца существования школы энтузиазм в отношении изучения Чикаго - то есть города, в котором жили ее представители. Его история и его обитатели, его демография и его структура — все это было интересно и все волновало до такой степени, что сухие социологические выкладки нередко перемежались в текстах с поэтическими именованиями: кварталы богемы именовались «городом башен* (towertoum), кварталы, промежуточные по своему характеру, — «миром меблированных комнат» [Zoibaugb, 1929]. Поэтичные метафоры чикагцев позволяли «растягивать» себя и на другие города. Впрочем, ниже еще пойдет речь о двусмысленной позиции чикагцев в отношении того, до какой степени это знание приложимо к другим городам.
65 Во-вторых, это их реформаторский, прогрессистский настрой. Чикагцев иногда называют консерваторами на том основании, что они были озабочены ростом преступности и оздоровлением нравов, проявляя при этом гомофобные и сексистские настроения.
65 Так, известно, что Парк и Берджес противопоставляли свою науку социальной работе как -«женскому» делу. В то же время некоторые их студенты подрабатывали в городских реформистских организациях, что приводило к тому, что они следили за теми самыми людьми, которых изучали (или изучали с тем, чтобы этих людей было проще потом «реформировать»). Изучение чикагской школой таких нетрадиционных в первой половине XX века тем, как сексуальность, влекло за собой, в частности, такой специфический вариант включенного наблюдения, как «работа под прикрытием» в гей- сообществах Чикаго, и порождало многочисленные противоречия и конфликты интересов [см.,- Heap, 2003]. В то же время они были убеждены в возможности вертикальной мобильности, которую открывает американское общество.
65 Их позиции в отношении того, как именно производимое ими знание может способствовать социальным реформам, отличались: если
66 Парк настаивал на том, что главное — достижение максимально объективной картины происходящего, и скептически относился к предложениям участия в социальной работе, то Берджес не чурался членства в нескольких муниципальных комитетах, нацеленных на оздоровление нравов и популяризацию нравственных норм среднего класса.
66 В-третьих, это демонстрация контекстуальной местоположенности всех социальных процессов, их локализованности в пространстве и времени [CM,:Abbot, 1999:196—197].
66 Невозможно понять жизнь общества, не вглядываясь во взаимодействия людей в конкретных социальных пространстве и времени. Поэтому социальный факт теряет свой смысл в отвлечении от места и времени. Каждый факт местоположен, окружен другими фактами, в совокупности образующими данный контекст, и вызван к жизни процессами, связанными с прошлыми контекстами. Когда осуществляется синхронный анализ, акцент делается на социальных отношениях и пространственной экологии, в случае диахронного анализа — на социальных процессах, В наши дни изложенные принципы кажугся элементарными, но если мы всмотримся в массив производимых сегодня текстов, то увидим, что нередко в них речь идет о демонстрации связей между социологическими переменными вне зависимости от масштаба обсуждаемых процессов: «образование» будет иметь «влияние» на «профессию» независимо от других качеств индивида, его прошлого опыта, его друзей, знакомых и связей, места его проживания, времени его жизни и жизни его сообщества и социума. Чикагцы, нанесшие на карту 75 «естественных» ареалов, охватывающих собой свыше 300 районов города, резонно сочли бы такой ход мысли не очень продуктивным.
66 В-четвертых, это сочетание эволюционизма и натурализма в качестве оснований их мысли.
66 Чикагская школа мыслила город как естественное место обитания цивилизованного человека, и поскольку это западная цивилизация мыслилась передовой, то чикагские авторы были убеждены в неизбежности и
67 необходимости ассимиляции многочисленных мигрантов.
67 Им, однако, хватало трезвости понимать, что усвоение людьми норм свободной жизни в свободной стране будет проходить не в виде диффузной эволюции, а в рамках борьбы за лидерство и место под солнцем тех групп, к которым они принадлежали. В этом отношении мысли Парка, Берджеса и Уирга близки логике, определяющей масштабный исторический очерк становления нравов в европейской цивилизации, написанный Норбертом Элиасом. «Процесс цивилизации»: позиционирование себя доминирующими социальными группами в качестве более цивилизованных (обладающих более продвинутыми манерами), как убедительно показывает немецко-американекий социолог, неизбежно основывалось на борьбе за лидерство между различными социальными группами.
Городская экология
67 «Выживает сильнейший» — этот нехитрый лозунг социального дарвинизма, наверное, главное, что сближает современных отечественных исследователей городской жизни и чикагскую школу городской социологии. В ней города интерпретировались как постоянно развивающиеся организмы, причем это развитие включало как рост, так и упадок, как социальную норму, так и социальную патологию.
67 «Городская экология» — так называется подход к изучению городов, объединивший Роберта Парка, Роберта Маккензи, Луиса Уирта, Эрнеста Берджеса, Харви Зорбаха. В нем биологизм сочетался с эволюционизмом, а социальность городской жизни виделась укорененной в материальной среде. Устойчивые способы воспроизводства социальной жизни в городах понимались этими авторами с отсылкой к естественным силам, действующим помимо сознания людей.
67 Социальная организация мыслилась как результат неосознанной эволюции.
68 Вглядываясь в то, как все новые волны мигрантов оседали в районах города — без какого-то особого регулирования и координации со стороны государства, но в соответствии с определенной логикой, чикагцы увидели в этой логике проявление «биотической борьбы», как ее называет Парк, то есть бессознательного соревнования и приспособления групп людей, приводящего к тому, что различные социальные функции закреплялись за самыми подходящими участками пространства. Те виды активности, которые функционально более всего подходили для данного места, постепенно в этом месте воцарялись, вытесняя другие активности, которым необходимо было искать для себя другие места.
68 Между различными типами пользователей одного и того же места постепенно устанавливался симбиоз, от сосуществования друг с другом они получали выгоду, и в целом установившаяся экологическая система стремилась к состоянию равновесия. Нарушение равновесия в силу увеличения населения или каких-то иных причин приводило к новому витку биотического соревнования, в ходе которого новые группы пытались найти для себя новые ниши в изменившейся среде. Старые варианты использования места уступают место новым, равновесие восстанавливается, а социальная и культурная жизнь начинает происходить в рамках возникших новых сообществ.
68 Социальный дарвинизм нашел выражение в теориях концентрических зон и «естественных» ареалов.
68 Трансформация индустриального города в связи с приростом мигрантов виделась чикагским социологам так городская жизнь — это бесконечная борьба за ресурсы, в ходе которой складываются так называемые естественные ареалы, каждый из которых закрепляют за собой особые группы людей. «Естественные» ареалы — это социальные пространства, возникающие в ходе «естественного» экологического развития города — в противоположность запланированному развитию.
68 Стремление найти проявления регулярности в видимом хаосе преступности, семейных проблем, беспризорных детей привело к успешной «визуали-69-зации» сдвига социальных и моральных норм, происходящего в американском обществе (и имеющего обязательные пространственные эквиваленты).
69 Если какие-то городские территории колонизуются новыми резидентами, старым приходится искать для себя новые места обитания — почти так же, как в животном мире. Вторжение новичков неминуемо означает отступление или «поражение в правах» старожилов. Соревнование между различными социальными группами сопровождается процессами вторжения, защиты и подчинения себе тех «естественных» ареалов, к которым группы наиболее хорошо приспособлены. Стремление повысить социальный статус ведет к ассимиляции мигрантов, а их неудачи на этом пути приводят к маргинализации. И те и другие процессы имеют пространственные корреляты: бедные районы уступают по популярности богатым, а социальная сегрегация выражается в пространственной и, более того, все, за чем в обществе закрепилось название «социальное», может быть в конце концов сконструировано и описано как пространство.
69 Социальный дарвинизм чикагцев не был тотальным,дополняясь признанием роли культурного наследия и социального взаимодействия в складывании отношений между белыми и цветными обитателями города. Борьба последних за социальный статус, стремление закрепиться и даже ассимилироваться представляли собой один из устойчивых «паттернов» городской жизни, который приводил к пространственным последствиям: движение из бедных сегрегированных районов в богатые. Люди вторгаются в жизнь друг друга, пытаясь направлять, контролировать и выражать свои собственные конфликтные импульсы, был убежден Парк. Чикагские авторы, конечно, отдавали себе отчет и в том, что многое происходящее в городе есть результат целенаправленной деятельности, но настаивали, что устойчивые модели городского роста — результат глубинных эволюционных процессов.
69 Значимость культурного измерения городской жизни отражена и в убеждении Парка, что необходимо было исследовать влияние средств
70 массовой коммуникации (телефона, радио, газет и журналов, массовой литературы) на нравы и мобильность населения.
70 Студенты и молодые исследователи вняли этому призыву, изучив и то, как многочисленные журналы «про любовь» разрушают традиционные семейные узы, маня к несбыточному, и то, как в чикагских библиотеках зачитываются до дыр романы, в которых идет речь о романтических отношениях, далеких от повседневных,
70 В своей знаменитой схеме концентрических зон роста города и его социальной организации Берджес выделяет пять зон: 1) центральный деловой округ, 2) «переделываемая зона» (или «зона транзита»), в которой старые частные дома перестраиваются и приобретают иные функции, прежде всего коммерческие и жилые; 3) зона домов «независимых рабочих»; 4) зона «домов получше»; 5) зона ежедневных пассажиров [см.: Burgess, 1924: 142—155]. Поскольку эта схема призвана была проиллюстрировать социальную и моральную организацию городского пространства, Берджес уделяет особое внимание «зоне транзита» — с ее кварталами богемы, районами «красных фонарей», «миром меблированных комнат», чайнатаунами и так далее — как самой проблемной. С его точки зрения, достаточная удаленность зоны от центра города была эквивалентна гарантии социальной нормальности, С другой стороны, чикагцы, напомню, были прогрессистами: вера в то, что в их стране возможна социальная мобильность, также находит отражение в этой схеме, ибо она позволяет зафиксировать не только закрепленность участков города за какими-то социальными слоями, но и перемещение городских обитателей из одной зоны в другую. «Гетто» Луиса У и рта как раз прослеживает, каким образом обреченные начинать жизнь в новой стране в «проблемном» центре города еврейские эмигранты постепенно выбирались в социально благополучные пригороды.
70 Опираясь на многочисленные архивные документы, опросы, свидетельства и case studies, проведенные ими самими, их студентами и социальными работниками, в ходе которых была
71 Диаграмма концентрических зон Берджеса
72 документирована жизнь афроамериканцев и проституток, посетителей танцзалов и обитателей муниципального жилья, богемы и гомосексуалистов, бездомных и обитателей трущоб, лидеры чикагской школы создали карты, документирующие «социальный отбор» (Р. Парк) городского населения.
72 Были созданы диаграммы, отражающие карьеры гангстеров и любимые места шизофреников, не говоря уже о расположении гостиниц борделей, магазинов и прочих мест, в которых собираются люди. Парк выделил «естественные социальные группы», близкие по смыслу расам, и показал, как они подчиняют себе определенные районы города, в ходе чего китайцы создают Chinatoim, итальянцы — Little Italy и так далее. Процессы сегрегации устанавливают моральные дистанции, которые превращают город в мозаику маленьких миров, соприкасающихся, но не проникающих друг в друга, — так виделось происходящее Парку. Это открывает возможность быстрого перемещения индивидов из одного морального ландшафта в другой, осуществляя проблематичный эксперимент по совмещению пространственной близости и ценностной изолированности. Ему вторит Берджес, показывая, что изобретательность молодых людей из хороших семей, нацеленная на поиск свободных от надзора и нотаций пространств, подкреплялась активным строительством кабаре, танцзалов, дворцов в богатых частях города, сулящих «приключение и любовь» [см.: Burgess, 1929: 169).
72 Деятельность чикагской школы была отмечена колебаниями между накоплением деталей, характерных только для данного места — Чикаго, и стремлением продуцировать достаточно универсальные модели, пригодные для любого города. Историк чикагской школы Эндрю Эббот рассказывает о характерном в этом отношении эпизоде [см.-.Abbot, 1999].
72 Эрнест Берджес часто выступал в университете и за его пределами с докладами о своей теории концентрических зон (о которой шла речь выше), показывая присутствующим схему этих зон, наложенную на карту Чикаго.
72 Здесь важно помнить, что зо-73-ны — условное членение городской территории, позволяющее прослеживать процессы, связанные с мобильностью населения и различным использованием земли.
73 Когда кто-то из присутствующих спросил Берджеса после одного из докладов: «А что это за голубая линия посреди схемы?» — последовал ответ «О, это озеро!» Берджес имел в виду озеро Мичиган — огромный водоем, больше похожий на море, без которого Чикаго невозможно представить. «Голубая линия» важна в том смысле, что невозможно строить модель функционирования города, не принимая во внимание характер его территории: уникальность Чикаго в том, что существование озера предопределило структуру города. Однако в книге Берджеса и Парка «Город» фигурируют две схемы: так сказать, с озером и без. В первой удержана специфичность города, во второй воплощена абстрактная модель, годящаяся повсюду. Суть комментария Берджеса по поводу первой схемы была такова: ни Чикаго, ии какой-то другой город полностью под эту идеальную схему не подпадает. Берег озера, река Чикаго, железнодорожные пути, исторические факторы в расположении промышленных предприятий и некоторое сопротивление местных сообществ вторжениям извне усложняют картину По поводу второй Берджес говорил, что эта схема представляет идеальную конструкцию тенденции к радиальному расширению, вектор которого направлен из центрального делового района, — то есть что это направление развития характерно для любого городка или города.
Критика чикагской школы
73 Органицизм, биологизм, эволюционизм — при всем различии этих понятий — ортодоксальной социологией активно отвергаются как заведомо редукционистские варианты понимания социального развития. Причин здесь несколько.
73 Во-первых, это влияние постколониальной мысли и в целом пост-74-классических теорий.
74 Эволюция западной цивилизации не мыслится более как единственно возможная теоретическая модель, поэтому под подозрением находятся все эволюционистские модели. Во-вторых, это влияние теорий социального действия, в которых источником изменений мыслится индивидуальная деятельность, нацеленная на достижение запланированных результатов. В-третьих, это увлечение возможностями радикальных измененений, сквозящее в текстах неомарксистов.
74 В-четвертых, это распространение социального конструктивизма, проблематизировавшего сам ход мысли, согласно которому хоть что-то в человеческих действиях и социальных институтах может быть объяснено на основе «естественных» процессов. Так, по мнению сторонников последней парадигмы, предположение о том, что расовая, классовая, сексуальная идентичность легко определяемы и беспроблемно соединяемы с определенным городским кварталом, привело к тому, что классовые, расовые и прочие различия «эссенциализирова- лись», а группы виделись как чрезмерно однородные и сплоченные.
Общая непопулярность эволюционной теории в социологии привела к тому, что городская экология чикагцев начиная уже с 1930-х годов была подвергнута серьезной критике.
74 Первая линия критики была связана с постулированием чикагскими авторами существования неких глубинных процессов, которые не всегда получали очевидное выражение на «поверхности» социальной жизни. Так, оспаривалось не просто выделение чикагцами в качестве отдельного детерминирующего рост городов фактора биотического соревнования, но их неспособность эмпирически продемонстрировать значимость этой детерминанты (того, что «биотические» процессы работают отдельно от культурных и социальных).
74 Социолог Уолтер Файри на примере Бостона показал, что иногда биотическое соревнование (если оно вообще существует) может быть блокировано культурными факторами: сентиментальная привязанность жителей к старым центральным районам, нахо-75-дящимся под угрозой вторжения в них новых обитателей, может, так сказать, перевесить биологическую логику [см.: Firey, 1945: 140—148).
75 На недооценке культурных факторов в жизни городских сообществ построил свою критику Мануэль Кас- тельс [см.: Castels, 1977].
75 Интересно, однако, что в статьях последних двух десятилетий именно работа «биологической» логики в городах берется под защиту. К примеру, говорится, что «биотические силы» можно мыслить как реальные, но ненаблюдаемые процессы в организации городов, которые только могут проявиться в некоторых городах, если для этого сложатся подходящие условия. Как правило, однако, очевидность действия культурных факторов препятствует этому [см.: Dickens, 1990].
Вторая линия критики парадоксальным образом связана с тем, что результаты, полученные чикагскими авторами, относились к конкретному городу и потому не могли быть распространены на другие регионы. Главным препятствием мыслилась уникальность Чикаго, как города со стремительным ростом населения в результате внешней и внутренней миграции, индустриализации и разворачивания капиталистических отношений, тогда как во многих городах других частей света рост был куда более ограничен, население — однороднее и они в значительно меньшей степени были затронуты индустриализацией [см.: Hannerz, 1980: 57—74].
75 Третья линия критики была, наоборот, связана с универса- лизующими тенденциями в исследованиях чикагских авторов. К примеру, постулирование Уиртом универсальных характеристик урбанизма как образа жизни оспаривалось урбанистическими этнографами на том основании, что в действительности существуют разные «урбанизм ы». Всегда ли насыщенные, разносторонние социальные отношения, которые возможны в городских гетто, со временем теряют свою глубину и превращаются в отношения холодного безразличия к окружающим? Всегда ли городской образ жизни связан с конкретными пространственными формами?
75 Эта линия проблематизации была
76 развита авторами, исследующими специфику урбанизма в незападных городах. Так, авторы так называемой манчестерской школы городской этнографии, изучая социальные отношения в городах Замбии, пришли к выводу, что в них специфически соединяются трайбализм и урбанизм, анонимные отношения и упорная работа по категоризации окружающих людей по принципу «свои — не свои», поиску все новых и новых линий связей с теми, кто родом из твоей деревни, является дальним родственником или просто знакомым знакомого [см.-.Robinson, 2006:41 —65]. Способность создавать и укреплять разнообразные сети отношений, разнящиеся по степени близости и интенсивности контактов, способность до неузнаваемости варьировать поведение в зависимости от исполняемой социальной роли были теми качествами, которые формировали у обитателей африканских городов режим существования в условиях колонизованного города. Все это усилило понимание антропологами урбанизма как совокупности различных культурных опытов.
Уроки чикагской школы
76 Города функционируют как организованные системы — с этим тезисом согласны многие исследователи. Но какова природа этой организации? Всецело ли она связана с целенаправленным планированием или в ее генезисе и функционировании есть нечто от «естественных», незапланированных процессов? Ответы на последний вопрос, который дает современная социальная теория, делятся на три группы. Первая группа ответов близка идеям «городского менеджеризма» (они кратко рассматриваются в главе о юродской политике).
76 Властвующие индивиды, или элиты, мыслятся как главные субъекты организации городов, активность которых предопределяет то, как города создаются и функционируют.
76 Вторая группа ответов, даваемых урбанистической политической экономией
77 и марксистской социальной географией, объясняет трансформации городов масштабными капиталистическими силами.
77 Режимы аккумуляции капитала в городах, город как место производства материальных благ и воспроизводства рабочей силы, город как место потребления в нем же произведенных товаров — практически все в организации и функционировании города обменяется капиталистической динамикой.
77 Третья группа ответов связана с отказом от тотальной социологизации объяснений в пользу попыток представить городскую организацию как результат сложного взаимодействия природных, материальных, политических, социальных и культурных факторов. Эта исследовательская стратегия связана с социальными исследованиями науки, с нарастанием междисциплинарности городских исследований, с пониманием опасности социально-конструктивистского редукционизма.
77 Чикагцы были одними из первых авторов, недвусмысленно заявившими, что эволюция и организация городов не могут быть объяснены только на основе экономических или культурных факторов, но проходят на «биотическом» уровне, не попадающем в поле человеческой рефлексивности. К примеру, преобладающие варианты социальной сегрегации могут быть точнее объяснены не только на основе экономических процессов (динамики рынка недвижимости) и культурных предпочтений (стремление селиться в районах, отвечающих представлениям людей о стиле жизни), но и врожденными и унаследованными сантиментами и мотивами, которые влекут людей к близким им по крови или по духу.
77 Отстаивая тезис о современности идей городской экологии, британский урбанист Питер Сондерс убедительно демонстрирует, как «что-то еще», помимо экономических, социальных или культурных детерминант, работает в пространственных предпочтениях горожан, обращаясь к исследованиям динамики расселения мигрантов в Бирмингеме, проведенных Рексом, Муром и Томлинсон [см.г Saunders, 2001: 44—45].
77 Политика властей и домовладельцев препятствовала
78 поселению недавних чернокожих мигрантов в пригородах: чтобы стать домовладельцем и претендовать на заем, необходимо было представить солидные гарантии долговременной занятости, чего у приезжих, конечно, не было.
78 Они, как это происходило и в тысячах других европейских и американских городов, селились в оставленном состоятельными людьми центре, где можно было дешево купить старые большие дома, разделить их на квартиры и зарабатывать, сдавая эти дома в аренду тем, кто поселился в данном районе позднее. Пока в этой истории на первом плане — экономические и политические факторы, препятствующие поселению мигрантов там, где бы им хотелось («белые» пригороды). Но по истечении примерно двух десятилетий картина была совершенно иной. На вопрос о том, хотели бы они перебраться в пригороды, большинство отвечало отрицательно по той причине, что теперь здесь, в одном из районов центра, они чувствовали себя как дома, спокойно и защищенно. В терминах чикагской школы, группа чернокожих иммигрантов «вторглась» в данный городской район, достигла в нем «доминирования», «приспособила» к своим нуждам его инфраструктуру и начала в его рамках утверждать свою собственную «культуру»; в итоге появился новый «естественный» ареал, к которому у его обитателей возникло чувство привязанности. Сондерс противопоставляет этому «биотическому» процессу противоположный: когда в результате искусственно возникших административных границ или политических нововведений людей вынуждают жить бок о бок с теми, кто социально от них далек.
78 С его точки зрения, драматические эпизоды истории Косово, Северной Ирландии или Бургундии связаны именно с этим, не говоря уже о многочисленных примерах плохо функционирующих сообществ с высоким уровнем внутреннего антагонизма.
78 Англия, с ее довольно грустной историей послевоенного социального реформирования (движение New Towns), дает немало примеров провалившихся попыток реформаторов создать районы, в которых проживали бы бок о бок представители разных классов.
79 Те, кто имел средства, из этих районов быстро уехали, сегрегация только усилилась, а попытки «локально» насадить социальное разнообразие потерпели полное фиаско. Самым выразительным примером здесь является история «Каттслоу Уолс» в Оксфорде, где обитатели частного квартирного комплекса заставили местные власти построить стену, отделяющую их от соседнего комплекса, в котором жили не устраивающие их обитатели. Советский опыт пространственного насаждения социального равенства и стремительное нарастание пространственно-социальной фрагментации городов в последние двадцать лет также демонстрируют, что «биотические» факторы — серьезная сила.
79 Тезис Парка состоял в том, что «естественные» ареалы, отличавшиеся довольно высокой культурной однородностью, эффективно определяли пространственное структурирование города в там числе и потому, что люди предрасположены к кооперации с близкими себе. Какого рода эта предрасположенность и как именно в ней сочетаются унаследованные и благоприобретенные факторы — на эти вопросы нет точных ответов, но открытость чикагцев допущениям о не всецело социальной природе этих диспозиций заслуживает уважения.
79 Саския Сассен, подчеркивая уникальность исследовательской ситуации чикагцев, называет Чикаго «эвристическим пространством для понимания масштабной динамики индустриальных обществ» [Sasken, 2005:252]. Вместе с тем тот факт, что не все их идеи оказались востребованными, она объясняет тем, что на протяжении большей части XX века западные города просто не могли более составлять такое эвристическое пространство. Индустриальная эпоха, так сказать, устоялась, а своеобразные успехи политического и социального регулирования городов привели к тому, что какие-то интересные для урбанистов процессы в них стало прослеживать сложнее.
79 Местом масштабной динамики стали, скорее, правительства и промышленность (включающая промышленное производство домов для американских пригородов).
80 Однако конец XX века опять сделал именно города объектом пристального интереса, что произошло в силу процессов глобализации. Они стали главным местом целого спектра новых политических, социальных, культурных, экономических процессов. Но здесь возникает такая сложность; для чикагских авторов город бь[Л «лабораторией», позволяющей на его примере судить о социальных процессах всего американского общества.
80 Насколько изучение городов сегодня может помочь критическомуи аналитическому пониманию масштабных социальных процессов?
80 Проблема в том, что в разворачивающихся на наших глазах новых пространственных конфигурациях город как таковой уже не занимает того центрального места, какое он занимал в классической урбанистике.
80 Масштабные, связанные с глобализацией процессы приводят к образованию новых пространственных феноменов, в результате чего если и существует сегодня «эвристическое пространство», то оно связано скорее с «городом-регионом». В широком мире «трансурбанистической динамики» город как таковой — лишь один из узлов.
80 В его понимании на первый план выходит, во-первых, не замкнутость, но, напротив, разомкнутость; во-вторых, не унифицированность, но сложность; в-третьих, не вписанность в пространственную иерархию, на вершине которой — национальное государство, но самостоятельная «глобальная» роль (возможная для некоторых городов).
80 Поэтому теоретическое «государственничество» уже не может играть роль доминирующей теоретической рамки в анализе городов.
80 Первый вызов, с которым, соответственно, сталкиваются урбанисты, — это найти не «государсгвоцентристскую» теоретическую рамку, освободиться от контейнерного мышления в терминах национального государства. Второй связан с усложнившимся пониманием «мест».
80 Переосмысление значимости физической близости для понимания привязанности людей к месту, потоки информационных технологий, динамика глобального и локального, маркетинг мест — эти и многие другие тенденции обусловливают то, что в городских исследованиях на первый план выходит место, часто понимаемое как связан-81-ное с транстерриториальными процессами.
81 Детальная полевая работа могла бы помочь зафиксировать многие из этих новых процессов, и глубина погружения в процессы, идущие в одном городе, которую продемонстрировали авторы чикагской школы, остается непревзойденной.
Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. №3-4. С 23—34.
Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г Избранные работы. Киев: Ника-Центр, 2006. С 61—79-
Зиммель Г. Чужак // Социологическая теория: история, современность, перспективы / Под ред. А.Ф. Филиппова. СПб.: Владимир Даль, 2007. С 237-271.
Abbot A Department and Discipline: Chicago Sociology at One Hundred. Chicago University of Chicago Press, 1999-
Burgess E.W. The Growth of the City: An Introduction to a Research Project // Publications of the American Sociologies! Society. 1924. Vol. 18. P. 142-155.
Burgess EW. Studies of Institution // Chicago: An Experiment in Social Science Research / Ed. T.V. Smith and L.D. White. Chicago; University of Chicago Press, 1929.
Castas M. The Urban Question. L: Oxford, 1977. Dickens P. Urban Sociology. Hemel Hempstead: Harvester Wheatsheaf, 1990.
Firey W. Sentiment and Symbolism as Ecological Variables // American Sociological Review. 1945- № 10. P. 140—148.
Hannerz U. Exploring the City: Inquiries Toward an Urban Anthropology. N.Y.: Columbia University Press, 1980.
Heap C. The City as a Sexual Laboratory: The Queer Heritage of the Chicago School // Qualitative Sociology. 2003- Vol. 26, № 4- P 457—487. Hubbard P. City. L; N.Y.: Routledge, 2006.
KristevaJ. Strangers to Ourselves. N.Y.: Columbia University Press, 1991- Mumford L The Culture of Cities. N.Y.: Hartcourt Brace and Co., 1938. Robinson J. Ordinary Cities. Between Modernity and Development. L: Routledge, 2006.
Sasken S. Cities as Strategic Sites 11 Sociology. 2005- Vol. 39 (2). P. 352- 356.
Saunders P. Urban Ecology, Handbook of Urban Studies / Ed R Paddi- son. L: Sage, 2001.
Savage М, WardeA-, Ward К. Urban Sociology, Capitalism and Modernity. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2003-
SimmelG. How is Society Possible? //GeorgSimmel on Individuality and Social Form. Selected Writing Chicago: University of Chicago Press, 1971a, P. 6-22.
Simmel G. The Problem of Sociology // Georg Simmel on Individuality and Social Form. Chicago: University of Chicago Press, 1971b. P. 24—40.
Simmel G. The Philosophy of Money. Boston: Rout ledge, 1978.
Simmel G. Gesamtausgabe / Ed. O. Rammstedt. Frankfurt: Suhrkamp, 1989. Vol 13. P.62 (цит. no:LashS. Lebenssociologie: GeorgSimmel in the Information Age //Theory, Culture, and Society. 2005- № 22 (3). P. 1—23).
VidlerA Psychopathologies of Modern Space: Metropolitan Fear from Agarofobia to Estrangement // Rediscovering History / Ed. M. S. Roth. Stanford: Stanford University Press, 1994-R 11—29.
YoungM. justice and Politics of Difference. Princeton: Princeton University Press, 1990.
Zorbaugb H.W. Gold Coast and the Slum Chicago: University of Chicago Press, 1929-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|