|
Город, который американцы любят ненавидеть»
И лос-анджелесская школа
106 Лос-Анджелес — «это единственный город на земле, где все места видны под любым утлом, очертания каждого ясны, никакой путаницы, никакого смешения», — пишет американский урбанист и географ Эд Соджа [см.: Soja, 1989: 191].
106 Социальный комментатор, урбанист, историк и политический активист Майк Дэвис позволяет себе более парадоксальную оценку (она вынесена в название этого параграфа). Апологетика национальной исключительности нами обычно на тех или иных основаниях порицается.
106 Как быть с апологетикой городской исключительности, не совсем ясно. Лос-анджелесская школа урбанистики в этом отношении представляет серьезный интерес.
106 С начала XX века в описаниях Лос-Анджелеса подчеркивается, что это не совсем обычный город: образование и развитие в нем самых разнообразных иммигрантских сообществ, а также его распыленность побуждали урбанистов судить о нем скорее исходя из него самого, нежели сравнивая его с другими городами.
106 Этой тенденции отстаивать исключительность Лос-Анджелеса был придан теоретический лоск в 1980-1990-е годы группой южнокалифорнийских урбанистов — представителями лос-анджелесской школы.
106 Они сочли, что Лос-Анджелес не просто необычный город но что в своем развитии он опережает другие американские города, что его ди-107-намика «эмбле матична» или «симптоматична» для всего североамериканского континента.
107 Два эпизода особенно значимы для истории школы: тематический выпуск «Пространство и общество» журнала «Окружающая среда и планирование» (1986 год), посвященный Лос- Анджелесу, и встреча на озере Эрроухэд. Выпуск прославился предсказанием членов школы Алена Скотта и Эда Соджи, что если Париж был столицей XIX столетия, то Лос-Анджелес будут считать столицей XX века и что интерес к нему таков, что скоро этот город по объему написанного о нем превзойдет Чикаго. «Не найти лучшего места для изучения динамики капиталистического опространствливания», — писал в этом же выпуске Эд Соджа [см.: Sqja, 1986; 1989: 191].
107 Осенью 1987 года девять членов школы (и примкнувшие к ним) собрались на выходные на озере Эрроухэд в горах Сан- Бернардино. В ходе дискуссий они укрепились в убеждении, что Лос-Анджелес — архетипический город конца XX века, «один из самых информативных палимпсестов и парадигм развития в XX веке городов и массового сознания» [Idem, 1989: 248].
107 Как написал позднее Майк Дэвис: «Я достаточно неосторожен, чтобы говорить о "лос-анджелесской школе". В строгом смысле слова, я включаю сюда примерно двадцать представителей новой волны марксистских географов, или, как выражается один мой друг, "политэкономов в скафандрах", хотя некоторые из нас — неортодоксальные городские социологи или (как и я) неудавшиеся городские историки. "Школа" базируется, конечно, в Лос-Анджелесе, в Калифорнийском университете и в университете Южной Калифорнии, но некоторые ее члены живут в Риверсайде, Сан-Бернандино, Санта-Барбаре и даже во Франкфурте» [Davis, 1989: 9].
107 Дэвис признается, что сравнение их коллектива с чикагской и даже с франкфуртской школами привело лишь к выводу о том, что связи членов их школы куда более слабые и столь же «децентрализованные», что и город, который они пытаются
108-109 объяснить.
108 Образец постмодернистской архитектуры Лос-Анджелеса — развлекательный центр Уолта Диснея (архитектор Фрэнк Гари)
109 В центре их общего проекта — понятие реструктуризации и то, как процессы реструктуризации происходят на разных уровнях анализа — от городского района до глобальных рынков, или «мировых режимов накопления» (термин Дэвиса).
109 Как мы знаем из социологии науки, каждая следующая парадигма тогда получает шанс на существование, когда она предпринимает усилия по демонстрации ее принципиального отличия от предыдущей. Авторы из Лос-Анджелеса здесь не исключение, в особенности Эд Соджа, который ставит под вопрос всю предшествующую теоретическую традицию. Главный вектор этой проблематизации — отношения города и территории или региона. Вот только один пример. Авторы чикагской школы описывали типичные для индустриального общества классические формы развития городов, такие как агломерации (для которых характерна синонимичность понятий города и центра региона), говоря о том, что город есть лишь ядро более широкой зоны деятельности, из которой он извлекает ресурсы и на которую распространяется его влияние.
109 Соджа убежден, что к концу XX столетия такие формы себя полностью исчерпали. Апеллируя к случаю Лос-Анджелеса, он настаивает, что о городе как центре региона говорить бессмысленно, ибо специфические социальные, экономические и политические процессы привели к тому, что «центров» данной территории много. В то же время символическое значение города выросло. Каждое место, по крайней мере символически, претендует на то, чтобы быть городом, а процесс урбанизации «осязаемо прерывист и неупорядочен» [Sqja, 2000: 397]. Поэтому разрыв в развитии урбанистической теории, фиксируемый лос-анджелссскими теоретиками, вызван неспособностью традиционных моделей объяснить феномен этой школы. В чем же он состоит?
109 В период массового фордистского промышленного развития парадигмой города, повторим, стал центрально располо-110-женный город, окруженный менее политически и экономически значимой территорией, откуда черпались разного рода ресурсы.
110 Специфика Лос-Анджелеса заключалась в том, что его промышленное развитие свидетельствовало о неразрывности города и территории, точнее говоря штата — богатейшего в США, что в свою очередь объясняется стратегическим расположением Калифорнии на берегу Тихого океана, высокой концентрацией хайтек и медиаиндустрии, тесно связанной с университетской наукой и многонациональным населением.
110 Иными словами, развитие региона и развитие собственно города оказались здесь сплетенными сильнее, чем где-то еще. Добавим к этому, что главным способом самоопределения людей, живущих в этой части Штатов, стал специфически калифорнийский стиль жизни, вобравший в себя открытость нетрадиционным религиям и идеологиям, неформальность, нацеленность на радости жизни (подкрепляемую мягким климатом), соединенный с мощной культурной индустрией.
110 Здесь набирало силу движение за гражданские права в 1960-е годы и в защиту окружающей среды в 1970-е, отсюда начали победное шествие персональный компьютер в 1980-е и Интернет в 1990-е.
110 Но здесь имели место и самые впечатляющие городские беспорядки, начиная с бунтов, инициированных «черными пантерами» в 1960-е, до периодически происходящих столкновений этнических меньшинств с полицией. Одной из причин волнений был характер городского планирования: оно с начала XX века было нацелено на максимальное коммерческое использование городских зон, расположенных друг от друга на значительном расстоянии. Рост пригородов сопровождался делением их на изолированные сообщества, образованные по этническому и классовому признаку,
110 Строительство хайвеев и критерии, по которым городские власти выделяли гражданам земли под застройку, усугубляли пространственную сегрегацию.
Две самые известные школы урбанистов:
Попытка сопоставления
111 Эти и другие процессы, вызвавшие беспрецедентное разрастание города вширь и его социальную и политическую фрагментацию, нашли отражение и в литературе по истории города, и в текстах более общего характера (выполненных в ключе социальной теории и философии). Знакомство с последними позволяет выстроить (заведомо неполную) сравнительную характеристику чикагской и лос-анджелесской школ.
111 Во-первых, если чикагцы строили свою исследовательскую стратегию на постулате моноцентричности города, то лос-анджелесские теоретики видят в своем городе модель полицентрического развития.
111 Во-вторых, если для первых принципиальным был центр, то для вторых — периферия. В-третьих, если в первом случае исповедовалась идеология объективного научного исследования, заведомо превосходящего по глубине проникновения в предмет случайные наблюдения и опыт самих горожан, то во втором исследователи отнюдь не претендуют на то, чтобы «побивать» объективностью и глубиной своих изысканий какие-то другие наблюдения. В-четвертых, если чикагцы интересовались материальным, социальным и измеримым, то лос-анджелесские теоретики строят свой анализ на тезисе о том, что социальное и политическое воображаемое по нарастающей становится материальной силой, воплощаясь в новых городских проектах. В-пятых, если чикагцы были достаточно равнодушны к действиям власти, то у теоретиков из Лос-Анджелеса, особенно у Майка Дэвиса, ее действия часто становятся центром анализа.
111 B-шестых, если в текстах первых поэтика «насыщенных» описаний нечасто (и нерефлексивно) проникала в социологические по характеру штудии, то в текстах вторых (и Дэвис здесь безусловный лидер) журналистский репортаж с места события сочетается с неспешным анализом художественной литературы, экскурсы в основы урбанистики
112 сменяются непримиримой политической полемикой, а сфокусированность на городских процессах время от времени уступает место захватывающим дух картинам земных геологических сил и географических тенденций.
112 В-седьмых, если чикагцы рисовали портрет классического индустриального города, то акцент лос-анджелесских теоретиков на реструктурировании вызвал их интерес к деиндустриализации и реиндустриализации городов, в частности к росту индустрии развлечений.
112 В-восьмых, если чикагцы следовали схеме линейной эволюции, то теоретики из Лос-Анджелеса выступают в пользу нелинейного видения развития города, представляющего собой своеобразное поле возможностей, в котором развитие одной части в результате капиталовложений никак не связано и никак не отражается на развитии какой-то другой части.
112 Не случайно Майкл Диэ и Стивен Фласги [см.-. Dear, Flusty, 2001; 2002] — также члены лос-анджелесской школы - с энтузиазмом позиционируют чикагцев как школу мысли, воплотившую установки модерности, а лос-анджелесскую школу — как постмодернистскую.
112 Однако, сколь бы настойчиво идея о принципиальных различиях двух главных школ урбанистики ни проводилась, достаточно очевидными являются и моменты преемственности между ними. Понятно, что в случае Чикаго традиционная структура города (с деловым центром) делала видение, базирующееся на «концентрических зонах» (я имею в виду диаграмму Берджеса), неизбежным. Однако увлеченность лос-анджелесских авторов «д еце нтриров а нн ы м» видением, постоянное подчеркивание ими, что в Лос-Анджелесе ни одна культура или сектор промышленности не лидирует, что Лос-Анджелес — город меньшинств (при отсутствии какого бы то ни было доминирующего сообщества), кажутся чрезмерными.
112 Лос-анджелесские авторы оспаривают тезис чикагцев, что влияние всегда идет из «центра», из города, но если «центр» мыслить диалектически, то роль, которую ведущие корпорации играют сегодня в реорганизации пространства этого и других городов,
113 функционально совпадает с той, что издавна отводилась «центру».
113 Кроме того, преемственность проявляется в том, что некоторые ключевые понятия авторов лос-анджелесской школы - те же, что использовались чикагцами. Так, Соджа в уже цитированной статье для тематического выпуска «Пространство и общество» описывает Лос-Анджелес как «упорядоченный мир, в котором микро- и макро-, идеографическое и номотетическое, конкретное и абстрактное можно увидеть в выраженном и интерактивном сочетании».
113 Само словосочетание, которое он здесь использует, — «упорядоченный мир» — восходит к видению города Парком и Берджесом как, во-первых, целостного социального мира — средоточия процессов цивилизации; во-вторых, мира, организованного на основе понятия социального порядка.
113 В-третьих, в основу своей книги «Экология страха» (199В) Майк Дэвис, по сути, кладет «самую знаменитую диаграмму в социальной науке» [Smith, 1988: 28] — диаграмму концентрических зон использования городской земли Берджеса и пытается с ее помощью представить будущую географию Южной Калифорнии (см.: Davis, 1998: 393, 397—398]. Рост антидемократических настроений, вызванный всеобщей озабоченностью безопасностью, приводит к усилению наружного наблюдения в центре Лос-Анджелеса, увеличению численности охранников и частных охранных агентств, строгой охране в школах сокращению социальных программ, сопровождающемуся резким увеличением расходов на тюрьмы, программы «нулевой толерантности», — все это, по мнению Дэвиса, свидетельствует о готовности белых калифор- нийцев пожертвовать гражданскими свободами из-за страха, который они постоянно испытывают. ГЬрод исчезает в безграничности пригородов, его ландшафт милитаризуется. Его ядро превращается в «зоны страха», в которых обитают торговцы наркотиками, проститутки, бездомные.
113 Этот опасный бункер, как ватой, обит кольцами ареалов (это метафоры Дэвиса), жители которых более всего боятся социальной заразы, а потому добровольно заключают себя в подобие современных анкла-114-115-вов.
114 Диаграмма М. Дэвиса
115 Схема Берджеса, напомню, отражала воплощение в пространстве города социальной иерархии: в зависимости от дохода и социального статуса, а также длительности пребывания в Америке люди селились в трущобах, в этнических анклавах, отелях, квартирах и домах. В центре пространства Лос-Анджелеса, по версии Дэвиса, — безработные, чреватый насилием «даунтаун», по соседству — рабочие пригороды, где сообщество объединилось в тотальном надзоре друг за другом, предотвращая преступность, в отдалении — процветающие «сообщества за воротами» и, наконец, на самой периферии — кольцо «гулага», как любят выражаться американские авторы, — многочисленные калифорнийские тюрьмы [см.: Davis, 1998: 363— 365].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|