|
Поль Вирильо: скорость и политика
190 Неспешность деревенского житья и скорость, задаваемая городом, знакомы нам по личному опыту и многократно противопоставлены в литературе. Быстрее — значит лучше, быстрее — значит сделать больше за отведенное время, время — деньги, высокая скорость экономит время — все эти элементарные сегодня максимы лежат в основе недовольства транспортными пробками или качеством соединения домашнего компьютера с Сетью.
190 Производство мобильности и иммобильности, скорости и приостановки становится решающим фактором изменений социального пространства, стратификации, включенности и исключенности людей из сетей и информационных потоков.
190 О связи скорости и современной социальной и политической жизни писал целый ряд авторов [см.: Gleick, 1999; Rosa, 2003]. Я остановлюсь на взглядах французского мыслителя, архитектора, планировщика и политического активиста Поля Вирильо. Ему интересно, как скорость, возможная в век информационных технологий, меняет городскую жизнь.
190 Если преобладающим объяснением «сжимания» пространства и времени, предложенным географом Дэвидом Харви и социологом Мануэлем Кастельсом, является глобализация (см. об этом подробнее в 6-й главе), то Вирильо в своих взглядах ближе основательнице современной социологии времени Барбаре Адам.
190 Для них ценность, которую придает скорости общество модерности, и есть главная причина всех изменений. По Адам, никто не ставит под вопрос ценность скорости.
190 Все социальные проблемы рассматриваются «в тени» одержимости современного общества скоростью [см.: Adam, 2003].
190 Вирильо также
191-192 убежден, что скорость — в центре современной цивилизации и политики и это скорее их негативная характеристика.
191 «Стоянка» велосипедов у библиотеки университета Гумбольдта — эмблема дружественного велосипедистам Берлина
192 Во-первых, ускоряется ведь и скорость принятия политических решений, так что на убеждение граждан и выслушивание их мнений ни у кого сегодня времени нет. Скорость дробит политическое сознание до такой степени, что современный человек не способен ни с кем и ни с чем отождествиться, когда пытается осмыслить свою социальную жизнь.
192 Публичная сфера поэтому приходит в упадок, демократия разрушается, а военно-промышленный комплекс приобретает все большую власть. Столицы будущего уже не будут играть какой-то политической и социальной роли: их роль в качестве средоточия скорости выйдет на передний план [см.: Virilio, Lotringer, 2007]. Во-вторых, скорость связана с тем, что в основу современного социального порядка уже невозможно положить знание «...если скорость ответственна за экспоненциальный рост вызванных человеком несчастных случаев XX века, она в равной мере ответственна за увеличение частоты экологических несчастных случаев... как и за эсхатологические трагедии, которыми угрожают недавние открытия, связанные с вычислением генома и биотехнологиями. Если в прошлом местные несчастные случаи были еще местоположены... то глобальные несчастные случаи — уже нет» [Virilio, 2003:24—25].
192 В-третьих, скорость ставит под угрозу подвижность человека.
192 Ускорение всех измерений реальности оборачивается властью машин и тех, кто их программирует [см.: Idem, 2000: 122], тех, кто нацелен на «предельные представления» на грани возможностей искусства, науки и технологии, оборачивается съеживанием нашего мира:
192 «Каждый раз, когда мы вводим ускорение, мы не только сокращаем протяженность мира, но и стерилизуем движение и величие движения, делая бесполезным действие движущегося тела» [Ibid.: 123].
192 Скорость передачи информации, которую делают возможной современные информационные технологии, дает нам
193 контроль над пространством и временем, только время меняется.
193 Оно уже не связано с хронологической последовательностью, соединяющей прошлое, настоящее и будущее. Оно — абсолютное настоящее.
193 Итог — «серая экология»: «загрязнение расстояний и протяженности времени, что уменьшает простор нашего обитания» [Virilio, 1997: 58].
193 Разрушение традиционных пространственно-временных границ между местами и временами (положим, дня и ночи) приводит к нарастанию инерции.
193 Наиболее яркое проявление этой диалектики скорости и инерции — наша прикованность к высокоскоростным компьютерам. Изменение темпоральности информационными технологиями Вирильо описывает, используя метафору города. Если дороги и мосты, канализация и здания городов дали людям контроль над пространством, то нематериальные технологии дали им контроль над временем. Урбанизация пространства в прошлом уступает место урбанизации времени, а последняя представляет собой «урбанизацию тела, подключенного к различным интерфейсам» [Ibid:. 11]. Изменение времени освобождает нас от ограничений, налагаемых делением на дни, недели и так далее, мы свободны от «местечковой» ограниченности в выборе того, что читаем и любим.
193 С другой стороны, «мы» состоит из тех, кто сосредоточен в метрополисах, и тех, кто остался «на местах», «выживая в реальном пространстве местных городков» [Ibid:. 71]. Жизнь последних не имеет отношения к высоким технологиям, разрыв между «местными городками» и глобальными городами неминуемо будет нарастать, так что «в наступающем столетии нам следует бояться метрополизации» [Ibid.. 74].
193 Вирильо имеет в виду не концентрацию населения в той или иной сети городов, но «гиперконцентрацию мирового города, виртуального города, лишь пригородами которого окажутся реальные города» [Ibid].
193 В качестве примера он приводит высокоскоростное метро, которым девять самых крупных городов Швейцарии собирались превратить в «суперпригород», в «столицу, которая положит конец всем столицам» [Ibid:. 80—81].
194 Вирильо пытается главные характеристики городского пространства — плотность, сложность и разнородность — использовать для описания городского времени.
194 Плотными, сложными и разнородными теперь оказываются протяженность, интервалы и одновременность. Пространство и визуальное восприятие уничтожены массмедиа, перемещающимися со скоростью света: «Вся наша жизнь проходит в протезах ускоренных путешествий» [Virilio, 1991:61].
194 Иными словами, город который рисует Вирильо, преобразован ускорением, вносимым в жизнь информационными технологиями.
194 «Реальный» город приходит в упадок уже потому, что в нем сегодня не работают привычные различения между городским и деревенским, центром и периферией. На его месте оказывается «эффект реальности»: на наше переживание пространства все большее воздействие оказывают экран ТВ и кино. Так, аэропорт — это не что иное, как «проектор» [см.: Idem, 2005: 98].
194 Весьма активная критика идей Вирильо — симптом нарастающего сегодня противостояния тех, кто, продуцируя понятия и метафоры, включает их в деконтекстуализованные масштабные «трансисторические» описания современности, и тех, кто не возражает против новых понятий, но всегда интересуется тем, как их можно исторически и контекстуально укоренить.
194 Если географ Дэвид Харви просто, по сути, отмел взгляды Вирильо как постмодернистские [см.: Harvey, 1989: 351], а социальный теоретик Джон Армитаж, наоборот, призывает внимательнее читать его тексты [см.Armitage, 2000], то политические географы Тимоти Люк и Герод ОТуатхейл подчеркивают, что, хотя энергичный стиль письма Вирильо и завораживает читателя, к его размашистым гиперболам нужно относиться с большим скепсисом [см.: Luke, (УТисЛЬай, 2000].
194 Возможно, не стоит преувеличивать возросшую скорость городской жизни, ибо чрезмерное к этому внимание вновь возвращает нас в тенета технологического детерминизма, отвлекая от того, что информационные технологии включены в сложные сети, объединяющие материальную городскую инф-195-раструктуру и людей.
195 Стремительность циркуляции информации невозможна без большого количества ее неподвижных носителей, включая и людей: парадоксальный образ прикованного к компьютеру человека, нарисованный Вирильо, побуждает вновь и вновь задумываться о том, о чьей, собственно, скорости часто идет речь в описаниях современности.
195 Более того, реляционное мышление побуждает нас анализировать акселерацию в тесной связи с ее противоположностями: скорость, обеспечиваемую автомобилем, — с тем, как быстро отвыкают люди от радости физического движения, привычный комфорт ресторанов быстрого питания — с невероятными количеством пустых калорий, которое их посетители вынуждены поглощать. Стоит чаще напоминать себе о том, что в городе можно активно переживать самые разные ритмы, а не только пресловутую скорость жизни. Радости неспешной беседы, медленного чтения и другие переживания, открываемые возможностью не торопиться, ценны сами по себе, а не только по контрасту с акселерацией.
Критика седентаризма
195 Исследования мобильности тесно связаны с критикой традиционной социальной теории за ее слепоту в отношении разных видов движения в социальном пространстве.
195 В «Социологии помимо обществ» английский социолог Джон Урри [См.: Urry, 2000] противопоставил традиционную социологию, базирующуюся, по его мнению, на статичных структуре и социальном порядке, и мобильную социологию, которая должна основываться на движении, мобильности и случайном упорядочении.
195 Если традиционная социология рисует картину мира, поделенного на национальные государства, то это и антропологов, и урбанистов, и иных специалистов побуждает мыслить в терминах стабильных структур.
195 Дело не только е том, чтобы подробно описать самые разнообразные городские мобильно-196-сти (чем многие исследователи сейчас увлечены).
196 Важно сделать акцент на мобильности стимулом к новому мышлению о социальном мире,такому, которое бы не «вычитало движение из картины», по выражению канадского философа Брайана Массуми [см.: Massumi, 2002: 3].
196 Перечислим основные составляющие этого нового мышления.
196 Во-первых, социальные науки должны стремиться зафиксировать мир как подвижный и текучий, а не как стабильный.
196 Во-вторых, социальный мир образован разнородной множественностью времен и пространств.
196 В-третьих, социальные науки должны исходить из того, что социальностьсоставляют как человеческие, так и нечеловеческие силы, а технология и общество взаимозависимы.
196 В-четвертых, социальным наукам необходимо избавиться от «контейнерного» мышления, в частности от описания мира как поделенного на национальные государства.
196 В-пятых, социальные практики — главное в обществе.
196 В-шестых, эмоционально-аффективная составляющая социальной жизни должна в теоретических описаниях последней занять подобающее место.
196 Рассмотрим кратко некоторые из этих составляющих.
196 Тезис о подвижности и текучести социального мира трудно, конечно, назвать новым.
196 «То, что "все вещи изменяются", представляет собой первое смутное обобщение, которое было сделано несистематической и еще далекой от аналитичности человеческой интуицией. Это тема лучших образцов древнееврейской поэзии в Псалмах; как фраза Гераклита, она выступает одним из первых обобщений древнегреческой философии... и вообще на всех стадиях цивилизации воспоминание об этом способно вдохновлять поэзию», — справедливо пишет английский философ Альфред Уайтхед, подробно исследовавший понятия процесса, протекания и креативности [см.: Уайтхед, 1990: 293].
196 Дело в том, чтобы, во-первых, само мышление и метафоры, в которых оно фиксируется, сделать динамичными, а во-вторых, чтобы критически выявить общепринятые представления о подвижности и неподвижности, понять их связь с
197 моралью и политикой.
197 К примеру, не получается ли, что в наших представлениях о социальной жизни мы часто неосознанно предпочитаем то, что находится (и остается) на своем месте, тому, что движется?
197 Седентаризм, то есть точка зрения, отдающая предпочтение оседлому и неподвижному образу жизни перед кочевым и подвижным, до сих пор куда более популярен.
197 Я коснусь трех вариантов критики седентаризма, предпринятой антропологами Т.Ингсльдом и Л. Малки и философами Ж Делезом и Ф, Гватгари.
197 У популярности седентаризма много причин.
197 Начнем с того, что в период модерности сложилось воображаемое противопоставление познания и движения, то есть уравновешенного и находящегося в покое разума и перемещающегося тела.
197 Хождение мыслилось как удел простолюдинов, а возможность добраться до цели иными средствами свидетельствовала о более высоком социальном статусе. Вордсворт, Рёскин и другие романтики прославили зоркость, необходимую, чтобы должным образом воспринимать красоту Озерного края, и тем способствовали воцарению зрения как главного способа контакта с миром. Американка Ребекка Солнит, автор интересной книги о гулянии и ходьбе, убеждена, что первым событием, приведшим к тому, что ходьба сегодня так непопулярна, было торжественное открытие в 1830 году первой междугородной пассажирской железной дороги между Манчестером и Ливерпулем [см.: Soltiit, 2000: 256].
197 Воспетые Нестором Кукольником первые российские поезда, которые с 1837 года стали курсировать между Петербургом и Царским Селом («Дым столбом — кипит, дымится Пароход... Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье... Православный веселится наш народ..»), также привели к тому, что люди отныне предпочитали добираться до места сидя и беседуя.
197 Пространство, понятое как вместилище, в котором тело и дух могут оставаться в покое, положившись на силу зрения, — такое подспудное отношение к пространству сформировалось, как ни парадоксально, с развитием железнодорожного транспорта, сделавшим возможными путеше-198-ствия, в ходе которых путешественников движение как таковое не интересовало.
198 Они стремились к пунктам назначения, удобно расположившись в вагоне.
198 По мнению шотландского антрополога Тима Ингольда, «ничто лучше не иллюстрирует ценность, придаваемую седентарному восприятию мира, опосредованному предполагаемо превосходящими все другие чувства зрением и слухом, не нарушенному никаким тактильным или синестическим ощущением ног», как то, что мы последние 200 лет живем в «сидящем обществе» [Ingold, 2004: 323].
198 Так что, заключает он, для обитателей современных городов характерна беспочвенности их не только все время что-нибудь отделяет от земли, будь то асфальт, стул или подошвы ботинок, но они почти не ходят, а потому лишены возможности познавания мира в движении.
198 Однако скажем без обиняков: мало ли куда и как далеко люди могут зайти, если дать им волю. Это хорошо понимали и понимают все правители.
198 Необходимость эффективного управления передвижением населения,безусловно, нередко самым опосредованным образом, но все же отражалась в социальной теории. Движение и поток, возможно, потому так долго входили в «слепое пятно» социальной теории, что отождествлялись с животным, инстинктивным, иррациональным и примитивным [см.: Blackman, 2008: 38]. Антрополог Мэри Дуглас в работе «Чистота и опасносф». показал а, что мы считаем «грязью» те предметы и тех людей, что сходят со своих мест, нарушая привычный порядок вещей. Антрополог Лииса Малки, развивая эти идеи в книге «Чистота и изгнание» [см-.MalkU, 1995], показывает, какую сомнительную роль в современном коллективном воображении играет метафора дерева.
198 Она преобладает в описании отношений человека с местом: укорененность приветствуется, а люди-«перекати-поле» порицаются:
«Наши седентаристские допущения о привязанности к месту приводят к тому, что мы определяем перемещение не как факт социополитического контекста, но как внутреннее патологическое
199 качество перемещенных» [Malkii, 1997: 62].
199 «Седентаристская метафизика» проявляется в отношении ко всем, кто выпадает из своей нации в силу исторических событий или случайностей судьбы, ведь именно нация составляет сегодня преобладающий режим классификации, образуя «национальный порядок вещей». По Малки, это обитание в постоянном месте «мыслится как норма, а глобальный социальный факт, что сегодня больше, чем когда-либо, люди хронически мобильны и привычно перемещены, изобретая дома и родину в отсутствие территории», недооценивается [Ibid:. 52].
// Делёз и Гваттари прославили ризому — динамическое образование
199 Если Малки показывает проблематичность дерева как ключевой метафоры, описывающей отношения человека с местом, то Делёз и Гваттари прославили ризому — динамическое образование, задающее направления ускользания от посягательств территориальной власти.
199 Называя доминирущую культуру древовидной, они заявляют: «Мы устали от дерева» [Делёз, Гваттари, 1996]. Не присмотреться ли, предлагают они, к чему-то вроде сорняков, части которых простираются во всех направлениях, и в земле и над нею, произвольно соединяясь, сплетаясь друг с другом. Эта сеть отличается от дерева или корня, обозначающих место и порядок, принципиальной неиерархичностью, произвольной соединяемостью, разнородностью.
199 В качестве примера города-ризомы философы приводят Амстердам: его каналы подобны переплетенным стеблям, а за утилитарным фасадом гнездится безумие. Да и город вообще они переосмысливают весьма радикально, настаивая на его переходности, мобильности, значимости его функции как сети: «Город — это коррелят дороги. Город существует только как функция циркуляции и кругооборотов, это единичный пункт кругооборота, который создает его и который создается им. Он определяем входами и выходами: что-то должно в него входить и из него выходить. Он навязывает частоту. Он обусловливает поляризацию материи, инертной, живой или человеческой. Он побуждает тип, поток проходить особые места
вдоль горизонтальных линий. Это феномен транспоследовательности, феномен сети, потому что он фундаментально связан с другими городами.
199 Он представляет порог детерриториализации, потому что, какой бы материал в него ни входил, он должен достаточно детерриториализоваться, чтобы включиться в сеть, подлежать поляризации, следовать круговороту городского и дорожного запечатлевания» [.Deleuze, Guattari, 1997: 297].
200 По мнению Делёза и ГВаттари, «история всегда пишется с седентарной точки зрения и во имя единого государственного аппарата (по крайней мере, возможного), даже когда идет речь о кочевниках. Недостает противоположности истории — ном ад ол огни» [Idem, 1987: 23).
200 Если укорененному индивиду, всю жизнь прожившему в одном городе, легко чувствовать равновесие с окружающей средой, то философы ратуют за противоположное, то есть за те ситуации, которые невозможно осмыслить исходя из предшествующего опыта, за то, чтобы стать кочевником, который нигде и никогда не дома. Его единственный дом — движение.
200 Логика ризомы противопоставляет «детерриализованные» пространства и «линии полета» кочевников седентаризму, состоящему из иерархии, закрытости и симметрии.
200 Метафора номадизма в силу неумеренного пользования ею в последние двадцать лет для описания неиерархически мыслящих индивидов, интеллектуалов, членов оппозиционных движений и многого другого, а в более общем плане — конфликта между неподвижностью и текучестью, седентаризмом и рассеянием, увы, стала банальностью.
200 Допуская, что концепция номадической субъективности не носит дескриптивного характера, все же отметим, что в эпоху насильственных смещений людей с насиженных мест, в эпоху, когда вынужденная миграция приобрела такие масштабы, энергичное противопоставление «безродности» и оседлости кажется несколько упрощенным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|