|
Идеи К. Маркса и Ф.Энгельса
222 «Основой всякого развитого и товарообменом опосредствованного разделения труда является отделение города от деревни. Можно сказать, что вся экономическая история общества резюмируется в движении этой противоположности, на которой мы не будем, однако, здесь долее останавливаться», — пишет Карл Маркс в «Капитале» [Маркс, 1983: 365].
222 Пространство, в котором развивался капитализм, Маркса интересовало мало. В то же время, когда он раскрывает механизм капиталистического способа производства в индустриальном обществе, он, конечно, имеет в виду городское общество. Если феодальное общество было основано на аграрном способе производства, то капиталистическое общество могло сложиться тогда, когда из прибавочной стоимости произведенных товаров можно было извлечь прибыль (а для этого нужен был наемный труд). Это Маркс и имеет в виду в приведенном выше фрагменте. Превращение труда в товар было возможно главным образом в городах и на города существенно повлияло.
222 Во-первых, образовался рынок труда. Маркс считает, что движение в горо-223-да из деревень освобожденной от личной зависимости рабочей силы определяет современную историю.
223 Немногие люди, владевшие средствами производства, могли нещадно эксплуатировать неимущих людей, привлеченных в города развитием коммерции и индустрии.
223 Сподвижник Маркса молодой радикал Фридрих Энгельс ужаснулся условиям жизни этих людей, которые он наблюдал в Ланкашире. Его исследование «Положение рабочего класса в Англии» (1845) делает его предтечей и городской антропологии, и социальной географии. Некоторым читателям это сочинение памятно, вероятно, в связи с семинарами по истмату, стоически претерпеваемым в юности. Убеждена, что эту работу Энгельса стоит прочитать в качестве достойного культурного артефакта Сейчас можно только догадываться, пришла ли идея визитов в трущобы английских городов в результате растущей уверенности Энгельса в том, что нельзя принимать на веру слова, которые общество говорит о себе устами своих идеологов, или сказались нужды семейного текстильного бизнеса, но вот эти слова мыслителя в предисловии к работе, обращенные к рабочим, свидетельствуют, что его методология была по своему характеру антропологической: «Я достаточно долго жил среди вас, чтобы ознакомиться с вашим положением. Я исследовал его с самым серьезным вниманием, изучил различные официальные и неофициальные документы, поскольку мне удавалось раздобыть их, но все это меня не удовлетворило. Я искал большего, чем одно абстрактное знание предмета, я хотел видеть вас в ваших жилищах, наблюдать вашу повседневную жизнь, беседовать с вами о вашем положении и ваших нуждах..» [Энгельс, 2: 236].
223 «Классовый» словарь марксиста в это время еще только становится, вот почему он называет буржуазию и рабочий класс двумя «народами», настолько различными, «как если бы они принадлежали к различным расам». Познакомить общественность с практически неизвестной доселе «расой» рабочих — такую задачу ставит перед собой Энгельс.
224 «Полевое исследование» Энгельса продолжалось почти два года. Манчестер и Ланкашир, Дербишир и Бирмингем, Шеффилд и «Стаффордшир, в особенности Вулвергемптон», не говоря уже о Дублине и Лондоне, - города и местности, которые он касается в тексте. Многие темы, которые он рассматривает или впервые ставит: иммиграция и изображение иммигрантов в качестве «козлов отпущения» за насущные социальные проблемы, джентрификация, связь эксплуатации и роскоши, составляют предмет активных сегодняшних обсуждений.
Его описания скученности, грязи, болезней и общей безнадежности существования английских рабочих предварены общей историей индустриализации и урбанизации в Англии, изложенной мыслителем достаточно тенденциозно в том смысле, что он, кажется, буквально видит, как все былое социальное разнообразие английского населения стремительно сводится к двум полярностям — рабочему классу и буржуазии: «Так возникли большие фабричные и торговые города Великобритании, в которых по меньшей мере три четверти населения принадлежат к рабочему классу, а мелкая буржуазия состоит только из лавочников и очень, очень немногочисленных ремесленников» [Энгельс: 257].
224 Тенденциозно, а временами возмутительно политически некорректно и отношение мыслителя к некоторым культурным группам, положение которых он описывал, — прежде всего к «кельто-ирландской национальности». Ирландцы, бежавшие в Лондон, спасаясь от царящего дома голода и берясь за самую грязную работу, плохо влияли, считал мыслитель, на английский работный люд.
224 Энгельс демонстрирует простодушный эссенциализм, граничащий с расизмом,когда говорит о «характере» ирландцев, которые «чувствуют себя уютно именно в грязи».
224 Значительным ирландским присутствием отличались к середине XIX века многие английские города, что немедленно нашло отражение в литературе, прежде всего в текстах Томаса Карлейля (кстати, именно этот английский историк и литератор впервые в 1854 году использовал слово «ка-225-питализм»), и в общих ксенофобных настроениях.
225 Ирландцы более всего годились на роль «козлов отпущения», когда дело доходило до плохих жилищных условий и низкой зарплаты. Их непритязательность поощряла строительство новых трущоб. Энгельс, по сути, обвиняет в своей книге ирландцев в усугублении и без того тягостного положения английских рабочих, в дурном влиянии на людей, нравы которых и без того отличались простотой.
225 Тем самым он способствовал (вместе с другими людьми, посетившими Англию в то время) распространению многочисленных стереотипов об ирландцах, которые упорно воспроизводятся и поныне.
Эта часть городской антропологии Энгельса перекликается с сегодняшними антропологическими и социологическими штудиями иммиграции, а именно с идеей тесной связи между переживанием страха и неопределенности, испытываемой местными жителями, и враждебностью к не самым лучшим представителям того или иного народа, кочующим по миру в поисках заработка.
225 В его масштабной работе «различные официальные и неофициальные документы», в частности статистический анализ, используются более часто, нежели собственные наблюдения мыслителя, что немудрено: им описана, по сути, вся Англия. Другой причиной этого могло быть то, что традиция описания городов модерности к концу первой половины XIX века лишь складывалась, и вряд ли только риторическим является, к примеру, следующий пассаж: «Нищенские кварталы Дублина рассеяны по всему городу, и грязь и неблагоустройство домов, запущенность улиц не поддается описанию». (курсив мой. — £.7".) Интересно, что в некоторых используемых Энгельсом источниках справедливо отмечается практически полное отсутствие знания о беднейших слоях населения в своей стране, сопоставимое с объемом знания об отдаленных культурах: в благополучных частях города об обитателях соседних с ними кварталов знали «не больше, чем о дикарях Австралии и Южной Океании».
226 И до и после Энгельса социальные контрасты английских городов выразительно описывались писателями — от Эдгара По до Чарльза Диккенса. Так, Энгельс активно использует тексты Томаса Карлейля для своего анализа масштабной ирландской иммиграции и ее последствий. Приемы контраста, противопоставления аристократического блеска и удручающей бедности в описании городской жизни (у того же Эдгара По в «Человеке толпы», к примеру) к тому времени уже сложились. Однако именно у Энгельса мы находим проницательные описания того, к чему может приводить неравномерность городского развития. Бедность и богатство могут соседствовать на одной улице, а физическое соседство не исключает социальной пропасти, лежащей между обитателями того или иного квартала. Энгельс, среди прочего, показывает это на примере центрального лондонского квартала Сент-Джайлс, окруженного «блестящими, широкими улицами, по которым фланирует лондонский высший свет, совсем близко от Оксфорд-стрит и Риджент-стрит, от Трафалгар-сквера и Стрэнда» [Энгельс-. 266]. Наблюдатель видит «беспорядочное нагромождение высоких трех- и четырехэтажных домов, с узкими, кривыми и грязными улицами», жизнь в которых протекает столь же бурно, сколь и на соседних фешенебельных улицах. Описания Энгельса выразительны и полны обличительной силы: «Дома, от подвала до самой крыши битком набитые жильцами, настолько грязны снаружи и внутри, что ни один человек, казалось бы, не согласится в них жить. Но все это ничто в сравнении с жилищами, расположенными в тесных дворах и переулках между улицами, куда можно попасть через крытые проходы между домами и где грязь и ветхость не поддаются описанию, здесь почти не увидишь окна с целыми стеклами, стены обваливаются, дверные косяки и оконные рамы сломаны и еле держатся, двери сколочены из старых досок или совершенно отсутствуют, ибо в этом воровском квартале они, собственно, не нужны, так как нечего красть. Повсюду кучи мусора и золы, а выливаемые у дверей помои застаиваются в зловонных лужах.
226 Здесь живут
227 беднейшие из бедных, наиболее низко оплачиваемые рабочие, вперемешку с ворами, мошенниками и жертвами проституции. Большинство из них — ирландцы или потомки ирландцев, и даже те, которых еще не засосал водоворот морального разложения, окружающий их, с каждым днем все более опускаются, с каждым днем все более и более теряют силы противиться деморализующему влиянию нужды, грязи и ужасной среды» [Энгельс: 226).
Сент-Джайлс, описанный подобным образом (шум, вонь гниющих овощей, которыми торгуют тут же), не единственный квартал, в котором соседствуют благополучие и безнадежность: «В огромном лабиринте улиц есть сотни и тысячи скрытых переулков и закоулков, дома в которых слишком плохи для всех тех, кто имеет возможность хоть сколько-нибудь расходовать на более человеческое жилье, и такие пристанища жесточайшей нищеты можно найти часто в непосредственном соседстве с прекрасными домами богачей» [Теш же: 267],
Как же согласовать сетования Энгельса на неописуемость того, что ему открылось в переулках Лондона, с этими «насыщенными» описаниями, в которых мыслитель проницательно фиксирует главные компоненты социальной реальности большого города? Ведь это лишь в течение последних полутора столетий марксизм, так или иначе затронув большую часть человечества, стал общим для многих компонентом культурной памяти и популярной интерпретационной рамкой. В итоге противопоставление потребления богатых напоказ и стесненности бедных в средствах стало таким общим местом, что мы даже боимся его банальности и очевидности. Однако Энгельс описывал Лондон, центр которого продолжал застраиваться, и происходящее в нем еще надо было расшифровать.
227 Так, упомянутая Энгельсом Риджент-стрит была построена в 1820-е годы на деньги нескольких финансистов и задумана как место концентрации самых престижных торговых и доходных домов [см-.Arnold, 2000:48—491 ].
227 Для того чтобы привлечь богатых жильцов и покупателей, этот район надо было
228 подвергнуть тому, что теперь называется джентрификацией (см. об этом главу «Город и глобализация»), — вытеснить прежних обитателей и вложить капитал для увеличения экономического потенциала района. Джон Нэш, спроектировавший знаменитые классицистские колоннады зданий улицы (ныне исчезнувшие), сумел придать единый социальный смысл кварталу — отныне месту обитания состоятельных людей.
228 Выразительной стеной фасадов он закрыл дома победнее, в которых обитали торговцы и рабочие. Риджент-стрит стала своего рода социальным барьером, отделяющим места проживания богатых к востоку от нее и трущобы Сент-Джайлса к западу настолько успеш! to, что благополучные обитатели Лондона могли прожить всю жизнь по соседству с беднотой, не подозревая об этом.
228 По замечанию Стивена Маркуса, Энгельс нашел своеобразную стратегию «прочтения непонятного» в городе, состоящую в том, что он изображает город одновременно и как прочитываемый, и как нерасшифруемый [ш..Marcus, 1973: 262). Планирование города в первой половине XIX века, как это ни парадоксально, добавляет городу «нечитаемости». Плотно стоящие друг к другу фасады богатых домов и дома бедняков, спрессованных как селедки, сосуществовали так, что люди по разные стороны социального водораздела видели только «своих». Потребовался «тенденциозный» взгляд социального теоретика, чтобы это невидимое доселе противоречие увидеть и зафиксировать, чтобы прочитать коммерческие здания и пабы бедноты как камуфляж, симптом, видимую часть невидимой реальности, как образования, «созданные из смещений и компромиссов между антагонистическими силами и инстанциями» [Ibid].
228 Увидев классовые противоречия, Энгельс облекает их в плоть. Он описывает, как девушки из лондонских модных лавок слепнут, сутки напролет изготовляя предметы для «украшения буржуазных дам».
228 «Какой-нибудь ничтожный дэнди», опять-таки «поблизости» от рабочих, «проигрывает в один вечер в
229 Классицистские здания Рнджент-стрит — классовый барьер
229-230 фараон больше денег, чем они могут заработать в течение целого года».
230 Увидев классовые противоречия на Риджент-стрит, Энгельс изображает их в качестве главного измерения современной ему городской реальности: «Все, что можно сказать о Лондоне, применимо также к Манчестеру, Бирмингему и Лидсу, ко всем большим городам. Везде варварское равнодушие, беспощадный эгоизм, с одной стороны, и неописуемая нищета - с другой» [Энгельс, 2; 264].
230 Тропы «города контрастов», разделенного города», с помощью которых современные авторы продолжают изображать социальные последствия экономических противоречий, в этом тексте кристаллизовались и упрочились, начав победное шествие по «городской» литературе.
230 Когда мы читаем Энгельса сегодня, нам трудно абстрагироваться от знания того, что поиски универсального минимума компонентов «урбанизма как образа жизни», которые были присущи теории городов первой половины XX века, велись с оглядкой на стандарты естественно-научного знания и с уверенностью, что к воплощению своей сути города пришли лишь в XX веке. Между тем за полвека до Зиммеля и Уирта Энгельс проницательно замечал, глядя на Лондон, что «деньги — вот бог на земле», что человек — «лишенный воли объект всевозможных комбинаций и стечений обстоятельств», что «все жизненные отношения оцениваются по их доходности, и все, что не приносит денег, — чепуха, непрактичность, идеализм». В особенности выразительны его описания влияния на людей больших городов: «Это жестокое равнодушие, эта бесчувственная обособленность каждого человека, преследующего исключительно свои частные интересы, тем более отвратительны и оскорбительны, что все эти люди скопляются на небольшом пространстве.
230 И хотя мы и знаем, что эта обособленность каждого, этот ограниченный эгоизм есть основной и всеобщий принцип нашего современного общества, все же нигде эти черты не выступают так обнаженно и нагло, так самоуверенно, как именно здесь, в сутолоке большого города.
230 Раздробление
231 человечества на монады, из которых каждая имеет свой особый жизненный принцип, свою особую цель, этот мир атомов достигает здесь своего апогея. Отсюда также вытекает, что социальная война, война всех против всех провозглашена здесь открыто* [Энгельс-. 264].
231 Среди тех, с кем Энгельс говорил, собирая материал для своей книги, был манчестерский промышленник С ним Энгельс идет по улицам рабочего квартала, пытаясь понять, почему сами принципы его застройки таковы, что обрекают рабочих на невероятную скученность и болезни. Ответ промышленника был циничен и честен: «И все же здесь зарабатывают очень много денег. До свидания, сударь!» [Там же-. 497). Он был далек от того, чтобы хотя бы притворно разделить классовую страсть Энгельса. Разделение труда между теми, кто зарабатывает, превращая городское пространство в капитал, и теми, кто критикует последствия капитализма для городов, оформившись в этом эпизоде, воспроизводится по настоящий день.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|