Сделай Сам Свою Работу на 5

Экологическая устойчивость городов





164 Если в прошлом люди составляли незначительный ком­понент природных экосистем, то постепенно их деятельность сравнялась по своему масштабу с силами природы.

164 К 2050 го­ду население мира возрастет, по разным оценкам, от 7,6 до

165 10,6 млрд человек [см.: United Nations, 2005].

165 Справятся ли экологические системы Земли с этой нагрузкой?

165 Способны ли бу­дут государства снабдить едой и всем необходимым такое количество обитателей?

165 В недавнем прошлом человечество перешагнуло важный рубеж: сегодня большее количество людей живет в городах, чем в сельских поселениях [см.: United Nations, 2004].

165 Отражением этих тенденций и тревог стало понятие экологической устойчивости города (urban sustainabUity), фик­сирующее необходимость сократить нагрузку, оказываемую городами на окружающую среду.

165 В набирающих сегодня попу­лярность терминах — уменьшить экологический след городов (ecologicalfootprint). Воздействие города можно описать, изме­рив его экологический след, то есть меру «нагрузки» на природу, которая возникает в результате удовлетворения разнообраз­ных потребностей городских обитателей.

165 Сегодня, с одной стороны, социоэкологический след города стал глобальным (по словам Эрика Суингеду), с другой стороны, будущее некоторых городов неопределенно из-за экологической ситуации, которую они создают и усугубляют.



165 Чем слабее законода­тельная регуляция экологических проблем, тем более высока вероятность того, что экономический рост быстро разви­вающихся стран будет достигнут ценой драматического за­грязнения воздуха, воды и земли.

165 Политически эти тенденции отражаются в росте коалиций заинтересованных сторон и появлении все большего числа неправительственных организаций, пропагандирующих необ­ходимость срочных мер и увеличения экологической осведом­ленности граждан. В июне 2005 года мэры крупных городов мира собрались в Сан-Франциско, чтобы подписать Декла­рацию зеленых городов.

165 Общие городские экологические вызовы, с которыми городские власти и горожане сталкивают­ся повсеместно, — перегруженность городов автомобилями, пробки, отдаленность мест проживания от мест работы, рост пригородов, недостаток воды, неравномерное развитие.



165 Успе­хи городских властей по части устранения этих проблем, как

166 правило, весьма скромные.

166 Особенно значимы те, где властям удается убедить местное население в необходимости «что-то сделать».

166 Так, бывший мэр колумбийского города Богота Энрике Пепьялоса резонно гордится своим проектом «цивилизованного города», то есть тем, что ему удалось ввести «дни, свободные от машин», побудить людей чаще пользоваться об­щественным транспортом и так называемыми мягкими спосо­бами передвижения — на велосипеде и пешком.

166 Богатых оби­тателей Боготы он убедил в необходимости капиталовложений в инфраструктуру тех районов, где те живут, — из того сообра­жения, что лучше пользоваться общественными благами (шко­лами, к примеру) «на месте», чем ездить за тридевять земель. Этот пример подтверждает очевидное: экологические пробле­мы тесно связаны с социальными.

166 Успех в их решении зависит и от социального капитала района или города. Этот пример указывает и на некоторое прекраснодушие городских эколо­гов 1980-х, предлагавших в своих книгах бороться с «гранит­ными садами», создавать города, более дружественные к своим обитателям, города с изобилием парков вместо парковок, с открытыми, а не спрятанными под землю реками (см.: Spirn, 1984, 2000].

166 Строительство городов, гармонично сосуществующих с природой, сегодня вряд ли достижимо в силу как политиче­ских, так и экономических причин. Сложно заставить полчело­вечества добираться на автобусе до работы или магазина.

166 Сложно побудить людей отказаться от тех благ цивилизации, с которыми они сроднились и с которыми эмоционально свя­заны, пожалуй, прочнее, чем с природой.



166 Пригороды, которые многие предпочитают сегодня как место жительства, воплоща­ют тот стиль жизни, те представления о свободе и необходи­мом для жизни пространстве, которые для многих людей нерасторжимы с их идентичностью.

166 Самое же главное состоит в том, что никто не отказался бы от того, чтобы жить в более чистом и зеленом городе, но сделать что-то для этого инди­видуально не готов.

166 Мы сталкиваемся здесь с классической

167-168 сложностью организации людей на какое-то коллективное действие.

 

167 Побудить людей меньше ездить на машинах помогают общественные кампании

168 Решение экологических проблем в городе требует срочных коллективных действий, но коллективными действи­ями часто не удается достичь тою, что предпочел бы каждый индивид. Более благополучная окружающая среда отнюдь не занимает достаточно высокого места в списке человеческих приоритетов.

168 Тем значимее работа каждого из нас над собой. Возможно, в не столь уж отдаленном будущем станут непопулярными езда на внедорожниках, поедание полукилограммового стейка, строительство огромных загородных домов, выбрасывание большого количества вещей под давлением моды.

168 Если тебе есть дело до городской (и просто) природы, ты подашь при­мер другим людям. Когда таких людей будет достаточно мно­го и они продолжат оказывать влияние друг на друга, появит­ся рынок «зеленых» продуктов (покупаемых не только потому, что они полезны для твоего здоровья) и экологических техно­логий. Уже сегодня тенденции развития рынка автомобилей- гибридов и нарастающая популярность движения downshifting (см.: http://www.downshifting.ru/about) выглядят достаточно обнадеживающе.

 

 

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс- Традиция, 2000.

Блинов А Азбука градостроительной экологии [Электрон, ресурс], URL nauka.relis.ru/ 09/0203/09203024.htm

Мунгалов Д. Имя ей — легионелла // Русский Newsweek. 2007. 6— 12 авт.

Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К и Эн­гельс Ф, Сочинения. 2-е изд 1955. Т. 2. С. 31—517.

BhaskarR. Plato etc. The Problems of Philosophy and Their Resolution. L: Verso, 1994. P 36-45.

Castree N, Broun B. Constructing Rural Natures // Ed. Marsden T. The Handbook of Rural Studies. London: Sage, 2005.

Cronon W. Nature's Metropolis: Chicago and the Great West. N.Y.: Norton, 1992.

Douglas I. The City as an Ecosystem // Progress in Physical Geography. 1981. № 5. P. 315-367.

EderK. The Social Construction of Nature. L: Sage, 1996-

Fitter RS. London's Natural History. L: Collins, 1945.

Friends of the High Line [Electronic resource], URL: http:// www, thehighiine.org

Gandy M. Concrete and Clay: Reworking Nature in New York City. Cambridge: МГТ Press, 2002.

GiddensA Living in a Post-Traditional Society / Ed. U. Beck, A Giddens, S. Lash. Reflexive Modernization Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. Cambridge: Polity Press, 1994.

GUI D„ Bonnett P. Nature in the Urban Landscape: A Study of City Ecosystems, Baltimore: York Press, 1973.

Heynen N., Kaika M., Swyngedouw E. In the Nature of Cities: Urban Political Ecology and the Politics of Urban Metabolism, L; N.Y,; Routledge, 2006.

iannuzzi TJ, Ludwig DF, KinnellJ.C, WallinJM, Desvousges WH, Dunford R.W. A Common Tragedy; History of an Urban River. Amherst: Amherst Scientific Publishers, 2002.

Kaika M. City of Flows: Modernity, Nature and the City. L: Routledge, 2005.

LatourB. The Pasteurization of France. Cambridge: Harvard University Press, 1988,

LatourB. We Have Never Been Modern / Trans. C. Porter. Cambridge: Harvard University Press, 1994.

Latour B. Pandorra's Hope: Essays on the Reality of Science Studies. Cambrigde: Harvard University Press, 1999

Latour B. When Things Strike Back: a Possible Contribution of 'Science Studies' to the Social Sciences 11 British Journal of Sociology. 2000. №51. Issue № I.January/March. P. 107—123.

Latour B. Why Has Critique Ran Out of Steam: From Matters of Fact to Matters of Concern // Things / Ed. B, Brown Chicago, London: University of Chicago Press, 2004. P. 154—156.

Robertson G. Future Natural: Nature/Science/Culture. L: Routledge, 1996.

Smith N. Uneven Development: Nature, Capital and the Production of Space. Oxford: Blackwell, 1992.

Social Nature: Theory, Practice and Politics / Ed. N. Castree, B. Brown. Oxford: Blackwell, 2002.

SpimAW, The Granite Garden Urban Nature and Human Design N.Y.: Basic Books, 1984.

SpimAW. Language of Landscape. New Haven: Yale University Press, 2000.

StilgoeJ, GopnikA, StemfeldJ. Walking the High Line. N.Y.: Steidl/Pace/ MacGill Gallery, 2002.

Sivyngedouw E. Social Power and the Urbanisation of Water: Flows of Power. Oxford: Oxford University Press, 2004.

Thorns D. The Transformation of Cities: Urban Theory and Urban Life. Palgrave: Basingstoke, 2002. P 224

United Nations. World Urbanization Prospects: The 2003 Revision. Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat. 2004 [Electronic resource). URL: http:// esa.un.org/unpp

United Nations. World Population Prospects: The 2004 Revision Ana­lytical Report. Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, 2005 [Electronic resource]. URL http://esa.un.org/unpp

Urry/, Macnaghten P. Contested Natures. L: Sage, 1998. WeismanA The World Without Us. N.Y: St. Martin's Press, 2007. Whatmore S. Hybrid Geographies: Natures, Cultures, Spaces. L: Sage, 2002.

Williams R. The Country and the City. L: Chatto a Windus, 1973.

 

Гл 4 Город и мобильность

Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления простран­ства. М.: Новое литературное обо­зрение, 2011. - 519 с.

 

ГЛАВА 4

Город и мобильность

171 Обитатели города зависят от транспорта и еже­дневных перемещений.

171 Люди путешествуют по делу и в отпуск из города в город, а международ­ная иммиграция — на повестке дня большинства развитых стран.

171 Практики мобильности и репрезентации мо­бильности становятся все более важными для понимания со­временного городского общества.

171 Очередь в кассу в супермаркете и вечерняя транспортная пробка, усталый предутренний танец свадебных гостей и вос­кресные «покатушки» велосипедистов, костыли инвалида и выволакивание коляски из двери подъезда молодой матерью, доставка продуктов и вывоз снега, проблемы компании с та­можней и новый аэропорт — движение в городе разнообраз­но.

171 Дороги и сети, объединяющие места работы людей и их дома, а это место на карте — со множеством других, делают город средоточием движения. Перемещаются и доставляются по назначению люди, продукты и товары, вывозится мусор. Как все это многообразное движение описать? Как зафиксировать в понятиях сложную диалектику подвижности и неподвижно­сти, перемещения и оседлости, которую города издавна вопло­щают?

171 Памятные нам со школы объяснения возникновения и ро­ста того или иного города «пересечением торговых путей» имеют к проблематике мобильности прямое отношение.

171 Вни-172-173-мание к разнообразному транспорту как главному средству передвижения отличало городские исследования на протя­жении всего XX столетия.

 

172 По катушки» велосипедистов — глобальный тренд

173 Сегодня исследователи призывают, следуя традиции именования смен парадигм «поворотами», «повернуть к мобильностям», то есть объединить в одном меж­дисциплинарном поле исследования транспорта как средства мобильности и самые разнообразные виды движения людей и вещей.

173 Более того, сложные философские и социальные тео­рии привлекаются для того, чтобы попытаться сделать более мобильной и концептуальную сетку мышления. В этой главе мы CI! а чал а рассмотрим уроки транспортной географии, оста­новимся па взглядах ряда авторов, предвосхитивших «поворот к мобильностям», а затем обратимся к его существу.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.