|
Увидеть аквариум: постколониализм и урбанистика
85 Читателю случалось, вероятно, сталкиваться с проявлениями работы специфического географического воображения, которое «западное» и «европейское» делает ценностным цент-86-ром, а все остальное рассматривает как заведомо «недотягивающее» и даже «дикое».
86 С начала перестройки нам всем памятен не просто ремонт, но «евроремонт».
86 На Урале это проявляется в разнообразных играх вокруг границы Европы и Азии, пролегающей недалеко от Екатеринбурга: и власти города, и посетители соответствующего монумента явно тяготеют к «Европе» — с полным пренебрежением к географическим реалиям.
86 Многим приходилось слышать неологизм «Азиопа» — грустный итог общей рефлексии о мере европейскости России.
86 Знакомая журналистка, проехавшая по Сибири с запада на восток, рассказывала, что в каждом городе она слышала одно и то же: «Дальше не ездите, цивилизация кончается здесь!» Кажется, что такого рода стереотипы мы впитываем с рождения и ничто их не устранит.
86 Постколониальные авторы считают иначе. Они полагают, что европоцентристское знание о пространствах и местах более не пригодно. Разделение мира на запад и восток, на котором основывается западное географическое воображение, приводит к тому, что характеристики соответствующим местам даются лишь на основе этой оппозиции.
86 Постколониальные исследования родились в 1970-е годы — на волне активной деколонизации, антивоенных и антиимпериалистических движений.
86 Они включают в себя: 1) обсуждение опыта рабства, миграции, угнетения и сопротивления, различия, расы, гендера, места и их материальных последствий; 2) анализ реакции на дискурсы и идеологии имперской Европы (исторический дискурс, антропологический, философский, лингвистический). Они занимаются анализом условий жизни и культуры как в бывших колониях, так и в диаспорах, как условиями жизни людей в рамках колониализма и империализма, так и теми условиями, что наступают с концам колониализма, — и этой парадигме присуще постоянное движение между прошлым и настоящим, ощущение исторического перехода и фокус на конкретном культурном месте.
87 Главный постколониальный вызов современного мира, возможно, состоит в «обратном» движении в страны-метрополии большого количества мигрантов. Они стремятся в более развитые страны потому, что там они, как трудовой ресурс, стоят дороже. Это порождает значительные проблемы и для переселенцев, и для соответствующих городов.
87 Можно ли в принципе всех этих людей продуктивно занять на новом месте проживания — неизвестно.
87 Ведь нужны гарантии не только устойчивого дохода, но и сохранения идентичности. Сила глобальных процессов посто колониальны ми мыслителями не оспаривается, но мыслится как отказывающая индивиду в определенном месте в мировом порядке, природном или культурном.
87 Глобальное и локальное объединяются не как макрокосм и микрокосм, но конфликтно: каждое разрушает и искажает свою противоположность.
87 Возможность абстрактно принадлежать миру тем самым исключается, а на ее место приходит «шок узнавания мира-в-доме или дома-в-мире», как выражается американский теоретик Хоми Баба.
87 Не случайно, рассуждая о причинах и природе ноябрьских событий 2005 года в северо-восточных пригородах Парижа, итальянский политический философ Антонио Негри вспомнил фильм французского режиссера Абдельла'шфа Кешиша «Умолчание» (L'esquive, 2003)- Старшеклассникам одной из школ бедного арабского парижского пригорода учитель предлагает поставить пьесу Пьера Карле де Мариво. «Нечаянности любви» французской комедии ошибок, входящей в классический канон, переплетаются с драмами отношений подростков, изъясняющихся на жестком сленге и проводящих время в спорах и ссорах. Юные актеры-любители помогают Кешишу достоверно воссоздать повседневность обитателей социального жилья, в которой сказываются экономические и социальные проблемы, вызванные соединением постиндустриализма, перенаселенности мегаполиса и гибридных идентичностей второго и третьего поколений мигрантов.
87 Негри подчеркивает, что если вначале подростки идентифицируются с классической любовной историей,
88 то затем, по мере того как сложная любовная динамика их собственных отношений достигает пика, они бунтуют против невинной пьесы, отказываясь ее играть, так как увидели в ней белой буржуазии.
88 Постколониальные исследования, как и cultural studies вообще, подходят к окружающему конструктивистски, то есть не верят ни во что естественное, стремясь за социальными отношениями увидеть историю, показать, что дело могло бы обернуться и по-другому, что то, что существует, — не вечно, не универсально, то есть является результатом конкретных исторических обстоятельств. Эту группу теоретиков отличает поэтому обостренный антиэссенциалистский пафос. Существуют ли расовые (классовые и прочие) отличия по природе? Существует ли «природа колонизатора» и «природа угнетенного»? Зафиксировав, что имеет место позиционирование расовых отличий как «природных», в то время как в действительности эти отличия — продукт деятельности социальных сил, постколониальные авторы с подозрением относятся к «естественным» видам и категориям, апелляция к которым может скрывать оправдание устаревших социальных институтов. Последнее может сочетаться и с романтизированным прославлением местных культуры и знания и с нейтральным культурным релятивизмом. Так, американский постколониальный теоретик и феминист Гайятри Спивак с возмущением говорит о некоторых культурных релятивистах, которые не видят смысла в борьбе против детского труда, считая его частью местной, скажем бангладешской, культуры.
88 Работающие в этом поле исследователи успешно проблема- тизируют и самое различие между колонизаторами и колонизованными. Дело в том, что европейцы и их представления еще были в процессе становления, когда они колонизировали мир. Например, английская буржуазия создала понятие дома на основе идеализации английской капиталистической системы, базирующейся на наемном труде.
88 Буржуазия противопоставляла свой идеал домашности «ужасным» условиям жизни, нравам
89 и жилищам как бедных в самой Англии, так и жителей Африки.
89 Поэтому идея «лома» не была сформулирована дома и затем навязана всему миру. Скорее, средний класс сконструировал ее в процессе взаимодействия с колониальным миром и с «другим» миром (бедных) в своей стране. Таким образом, между европейцами и африканцами, средним классом и беднотой, модерностью и колониализмом существовали диалектические отношения взаимного влияния. Миссионеры, заставляющие местных использовать европейский архитектурный стиль для строительства своих жилищ, насаждали гегемонию, которая была бы невозможна без этой сложной диалектики. Власть не просто исходила от колонизаторов и колонизованные не просто имели некоторое влияние на колонизаторов, но и те и другие были в процессе постоянного взаимного формирования.
89 Раскрывая противоречивость европейского понятия человека, постколониальные авторы стремятся не столько его разрушить, сколько выстроить более гуманистическую модель, в которой колонизованные все-таки размещались бы на стороне людей. Так, скажем, в Южной Африке люди, живущие на границе Крюгер-парка, были вытеснены с мест своего проживания из соображений охраны окружающей среды. Один из постколониальных авторов иронически заметил на этот счет, что, по-видимому, гиппопотамы оказались более важны, чем люди, по крайней мере бедные люди.
89 Я приведу в качестве красивой параболы этой новой познавательной ситуации образ из работы афроамериканской писательницы Тони Моррисон «Играя в темноте: белизна и литературное воображение» [Morrison,1992]. В этой работе речь идет о том, что американская литературная критика «не до конца» прочитала канонические произведения американских писателей - от Марка Твена до Хемингуэя — и универсализировала именно белизну, представив ее как норму, вечную и всегда оправданную.
89 С точки зрения Моррисон, позиционируя себя как расою нейтральную или расово слепую, американская литература Не только утратила часть своей жизненности, но и в ито-90-ге оказалась более расистской, чем она хотела бы быть
90 Она показывает, что черная раса является ключевой для формирования американской идентичности, что реальное, физическое тело негра, или пусть даже воображаемое, было тем основанием, на котором (или в противоположность которому — что чаще имело место) конструировались типичные черты американского характера: индивидуализм, высокие моральные качества, невинность. Обсуждая воздействие «расы», она переносит акцент с тех, кто пострадал от расистской идеологии, на тех, кто занимает привилегированные позиции в американском обществе, открыто либо тайно исповедуя расистские взгляды. Соблазн порабощать других вместо того, чтобы разделять с ними свободу, — вот что усматривает она в американской литературе и считает, что эту истину надо принять и только это станет источником будущей силы.
90 Моррисон призывает нас представить следующий образ: мы смотрим на аквариум и видим мерцание золотистых чешуек, зеленый кончик хвоста, белую изнанку жабр, игрушечные замки на дне, завораживающие пузырьки, поднимающиеся на поверхность, и вдруг мы увидели сам аквариум — устройство, которое прозрачно и невидимо и которое позволяет упорядоченной жизни, то есть тому, что внутри него, существовать в большом мире.
90 Аквариум, который увидела Моррисон, — это раса. В прошлом можно было видеть золотых рыбок — тексты и замки — темы, в число которых не входили расовая история и политика Соединенных Штатов. Теперь произошел сдвиг гештальта, стал видимым сам аквариум, и восприятие всей жизни полностью изменилось. Это переживание писательницы можно обобщить, использовав его для очень многих оппозиционных, критических теорий, что возникли в последние сорок лет.
90 Увиденным аквариумом могла быть сексуальная политика западной метафизики — мир белых мужчин или, как в работах Эдварда Сайда, ориенталистский дискурс, сквозь который «Запад» рефлексивно создает себя в столкновении с «восточным дру-91-гим».
91 Рожденный Моррисон образ схватывает демистифицирующую, денатурализирующую суть таких открытий (аквариум-то был всегда на месте, просто мы его не замечали), их масштаб (продолжая игру Моррисон, можно спросить: восстановится ли справедливость, если мы в наш аквариум посадим одну черную рыбку?) и их политическую траекторию (смысл не только в том, чтобы описать аквариум, но и в том, чтобы увеличить шансы на его реконструкцию). Подобный сдвиг гештальта произошел и в урбанистике — в отношении стран так называемого третьего мира. Само различение между крупными западными городами «первого мира» и городами Африки, Азии и Латинской Америки, принадлежащими к «третьему миру», было поставлено под вопрос как предполагающее однородность и сопоставимость опыта жизни в этих городах. Исследования разных вариантов сочетания исторического наследия и современных социально-экономических, политических и культурных обстоятельств показали, с одной стороны, что в городах «третьего мира» есть многое, что отличает их от западных городов. Это масштаб и размах неформальной экономики, огромные по площади трущобы и быстрый рост населения, сочетающийся с медленным ростом экономики. С другой стороны, эти исследования свидетельствуют о том, что в ходе процессов прошлой и настоящей глобализации между городами «первого» и «третьего» миров сложилось множество экономических, политических и культурных связей.
91 Американский исследователь Санджой Чакраворти рассматривает изменение городского пространства Калькутты сквозь призму некоторых из таких связей [Chakravorty, 2005]. В период колониализма город был британской столицей Индии. После 1947 года, когда после завоевания Индией независимости официальной столицей стал Дели, а самым крупным и процветающим городом - Бомбей (Мумбай), Калькутта пришла в упадок. С 1980-х годов политические реформы облегчили доступ в город зарубежного капитала.
91 Эти перемены в характере связи Индии с мировой экономикой также отразились в город-92-ском ландшафте.
92 В период колониального господства пространство города отражало деление всех людей на колонизаторов и колонизованных, что выражалось в глубочайшей пространственной сегрегации.
92 Сразу после обретения независимости, так сказать в период раннею постколониального существования Индии, в те части города, где раньше обитали колонизаторы, вселилась местная элита. Наконец, структура города в период после реформ усложнилась и обновилась. К примеру, к «старой!- Калькутте добавилась Новая Калькутта город на окраине, который облюбовали для себя обладатели новых профессий, крепко стоящие на ногах.
92 Прежние попытки создания новых городов рядом с Калькуттой в соответствии с рекомендациями международных и местных специалистов по «развитию» потерпели фиаско: между камнями мостовых там пробивается трава, а некоторые фонари так никогда и не были зажжены, потому что люди просто отказались в эти города перебираться. Новая Калькутта не повторила их судьбу, потому что расположена ближе к «старой», что делает разрешимыми транспортные проблемы. В то же время в ней возможно обойтись без застарелых проблем индийских городов: плохой инфраструктуры, трущоб, бедности.
92 Чакраворти показывает, что история городского ландшафта не вписывается ни в одну из преобладающих историй урбанизации.
92 Так, Калькутта не только никогда не была промышленным городом, но и вряд ли им станет: только в области компьютерной электроники она может конкурировать с другими городами на глобальном рынке.
92 На южноазиатском рынке она может занять лишь нишу фармацевтического производства и производства удобрений, обработки кожи. Исторически город был последним прибежищем больших масс сельского населения и остается таковым поныне для примерно 300 млн людей (включая тех, кто живут в Бангладеш), так что маловероятно, что в «старой» Калькутте радикально изменится пространственное распределение богатых и бедных.
93 Чакраворти, как и Гайятри Спивак, — индийские интеллектуалы, преподающие в университетах США.
93 Фундаментальной исторической предпосылкой возникновения массива постколониальных текстов был переезд ряда интеллектуалов «третьего мира» в столицы мира «первого». Политические и культурные возможности большого города (его, как правило, прогрессивная политика и бурная культурная жизнь) — все это привело к тому, что в текстах этих авторов именно глобальный город - Лондон или Нью-Йорк — метонимически и символически выступает микрокосмом нового деколонизованного мира.
93 Город сам по себе искусственное образование, в котором сочетаются возможности чувствовать себя членом какой-то общности и созерцать бесконечное разнообразие людей. Поэтому город - идеальный постколониальный «дом»: здесь никто не может претендовать на то, что «по рождению» заслуживает здесь находиться. Постколониализм отдает предпочтение, так сказать, безродным космополитам, подчеркивая случайность и сконструированность наших отношений с местом.
93 Достаточно ли, однако, для постколониального интеллектуала лишь воспевать свои «беэродность», гибридность, «изгнание»? Тексты такого рода в изобилии продолжают производиться, но я сама не раз была свидетелем того, как публика на международных конференциях заметно скучает, когда по программе доходит очередь до очередного изгнанника. Гайятри Спивак говорит в этой связи об «элитарном» постколониализме, представители которого разработали стратегию дифференцирования себя от угнетенных собратьев по расе посредством того, что говорят от их имени [см.: Spivak, 1999: 358].
93 Спивак, которую часто приглашают выступать в европейских университетах, своими выступлениями нередко вызывает гнев «подсевшей» на постколониализм европейской интеллектуальной элиты — и тем, что считает это течение в его нынешнем виде фиктивным, и тем, что, вместо того чтобы говорить о своей гибридной индийской душе, разговаривает с ними о Деррида (благодаря ее переводам с французского с ним познакомился
94 англоговорящий мир) и Лакане.
94 Она формулирует термин «постколониальный информант», имея в виду многочисленных обитателей американских университетов, которые ничего не могут сказать об угнетенных меньшинствах в самих деколонизованных нациях [см.: Spivak, 1999:360].
94 Но «аура идентификации» с этими далекими объектами угнетения манит исследователей. В лучшем случае они идентифицируются с другими расовыми и этническими меньшинствами в городе, где живут, в худшем — пользуются этой аурой и играют роль местного информанта, не испорченного западным знанием. Они либо пишут повествования о культурной и этнической особости своих народов, либо прямо говорят, что их экономическое и социальное преуспевание — это сопротивление колониализму. Спивак разбирает самые разные случаи непрямого участия постколониальных интеллектуалов в «пособничестве» неоколониализму. К примеру, в постколониальной ситуации женщины не представляют собой единого коллектива с общими интересами и нуждами. Они столь же стратифицированы, как и мужчины. В таком контексте традиционная гендерная политика не может заменить классовую политику.
94 Другой пример если считать, что сегодняшние различия в уровне оплаты труда соответствуют традиционным различиям в уровне привилегированности, тогда внимание исследователей удобно отвлекается от процесса капиталистической эксплуатации на устойчивость феодальных традиций, на национальную, культурную, этническую специфику того или другого народа.
94 В действительности же между капитализмом, традициями и разнообразием существует удобный симбиоз.
94 В рамках такого «мультикультурного» капитализма эксплуатация одного класса другим носит более опосредованные формы [см.: Cohen, 2000].
94 Культурный труд — приписывание коллективных смыслов и персональной идентичности тем материалам, которые для этой цели выбраны (музыке, одежде, телам, мотоциклам, стенам), — сам по себе материальной ценности не создает.
94 Он создает знаки аутентичности и авторские
95 подписи.
95 Чтобы и то и другое функционировало в качестве товара, их надо пропустить через машину репрезентации. Это то, что делает культурный капитал, это то, что культурный капитал собой и представляет. Накопленное знание (власть) используется для того, чтобы культурный труд обменять на деньги с помощью специфических средств репрезентации. С помощью этого соединения власти (знания) идентичность также превращается в ресурс, который можно продать или по поводу которого можно торговаться. Разнообразие и изобретательность средств репрезентаций вуалируют социальную суть происходящих процессов. Так, Пьер Бурдье и художник Ханс Хааке впечатляюще показали в работе с ироническим названием «Свободный обмен», каким образом продается культурное разнообразие [см.: Bourdieu, Haacke, 1995]. Они, правда, говорят главным образом о субкультурном разнообразии, которое используется в ходе производства одежды, аксессуаров, музыки, связанных с молодежными стилями. Две стороны состоят в отношениях взаимной эксплуатации, которая превращает структуры неравенства в секретный пакт.
95 Многие афроамериканские и азиатские интеллектуалы успешно воспользовались тем, что в культуре, где царят дизайн, информационные и коммуникационные технологии, чрезвычайно востребованы самые разные проявления «фьюжн», гиб- ридности. Так что изобретение традиций и, напротив, культивирование «аутентичных» корней комбинируются в разных пропорциях, создавая «постколониальную» интеллектуальную смесь. Многим представителям постколониального мира удается вопросы расы и расизма видеть по преимуществу сквозь культурную призму. Постколониализм интеллектуальный оказывается своеобразным ресурсом освобождения. Никто не ждал этих людей в вузах, дизайне, арт-мире или массмедиа. Они «пробились», а понятия диаспоры, гибридности помогли мышление по поведу расы, нации и этничностей освободить от эссенциализма, сделать эти термины волнующими, чем-то, с чем можно играть.
95 Они позволяли позитивно представить
96 процессы внутренней дифференциации, которые имели место в городских афроамериканских и азиатских общностях второго и третьего поколений. Вместо патологизирующей картины молодых людей, навсегда и непродуктивно застрявших между культурами (которую рисовала традиционная социология города), стала возможной позитивная картина смешения влияний, где Запад и Восток встречаются равноправно и где культурные политики и сепаратизма и ассимиляциониэма про- блематизируются. Постколониальные термины успешно выразили опыт тех, кто поднимался из своих этнических гетто, чтобы занять заметное положение в новом мультикультурном среднем классе. Появление «постколониального города» дало им их изобретенные традиции, их собственную воображаемую историю и географию. Сгущенные, смещенные, кажущиеся равными пространственно-временные отношения глобалиэованной культуры вызвали нешуточные перемены субъективности и повседневности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|