Официальные лица и легионелла
156 В центре нашей истории и рассказанной Латуром истории о Пастере и оспе — микробы, невидимая часть городской природы.
156 Главное отличие между этими историями в том, что Латур в своем историко-научном исследовании живописует на-157-учное открытие оспы, тогда как легионелла, уже будучи открытой, лишь проявилась, или «вспыхнула», в Верхней Пышме.
157 С другой стороны, очевидная параллель между микробами Пастера и микробами в водопроводных трубах состоит в том, что как Франция XIX века не ведала об оспе, так и микроб легионеллы - до тою, как он проявился поблизости и представил реальную угрозу, — для большинства из нас не существовал. Он возник во всей своей очевидности, когда стало ясно, что недогретая вода для него - лучшая чашечка Петри И он... продемонстрировал свою активность в качестве «агента», объединенного с людьми в одну сеть, в данном случае — городскую теплосеть. Есть и другая параллель: оспа прославила Пастера, а в данном случае легионелла могла сделать свердловского губернатора печально знаменитым: «А, это тот, у которого люди заражаются воспалением легких, приняв горячий душ!»
157 Как же это противоречит образу лидера стремительно трансформирующегося региона, в котором строятся все новые объекты и возводятся все новые высотные здания, в котором бьет ключом деловая активность и перспективы развития которого все более расширяются!
157 Небезосновательно позиционируя себя как большого мастера привлечения иностранных инвестиций, губернатор мог знать, а мог и не знать, что в еще одном крупном городе — Санкт-Петербурге — легионелла фигурировала в контексте, куда более тесно связанном с инвестициями. Туристская привлекательность второй столицы — источник экономического благополучия большого числа людей и структур.
157 После того как в газете «Guardian» была опубликована заметка о том, что пожилые английские туристы с круизного корабля, делавшего остановку в Петербурге, заболели легионеллой и допускают, что заразились поблизости от городских фонтанов (URJL http: //www.guardian.co.uk /international/story/0„2138543,00.html), пресс-служба Водоканала Санкт-Петербурга распространила заявление, что вода в фонтанах - водопроводная, то есть по определению проходит глубокую очистку (как если бы под
158 Екатеринбургом люди заразились не из водопровода), что фонтаны ежедневно осматривают специалисты (!) и что вода в них просто-напросто слишком холодная для выживания бактерий.
158 Этот эпизод еще раз свидетельствует о том, что в сегодняшнем глобализованном человеческом воображении микробы играют важную роль.
158 Они, с одной стороны, олицетворяют невидимость и повсеместность рисков, а с другой стороны, символизируют потребительскую искушенность и активность: микробы, внушают нам послания реклам чистящих средств, это то, с чем можно справиться, то, что можно уничтожить, то, по отсутствию чего на вверенной тебе территории (кухня, унитаз, квартира, далее — везде) о тебе судят как о хорошем хозяине.
158 В «Тринадцати друзьях Оушена» (2007) режиссера Стивена Содерберга есть эпизод одним из способов мести за «кинутого» друга, который придумывают Оушен и Ко, стало помещение судьи, присуждающего престижную гостиничную премию, именно в тот номер роскошного отеля при развлекательном центре, который предварительно был щедро опрыскан бульоном, кишмя кишащим бактериями. Когда все это биологическое разнообразие высвечивается судьей, проверяющим номера гостиницы на соответствие самым строгим гигиеническим нормам в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, ты понимаешь ужас бедолаги. Но здравый смысл подсказывает, что что-то подобное — при подобающей смене оптики — можно увидеть и в родном жилище.
158 Так потребители и колеблются между высокомерным самообманом, иллюзией контроля («Где угодно, только не у меня») и реалистичным пониманием того, что мы давно уже с микробами сосуществуем, и наше счастье, что мы их не видим.
158 Легионелла в силу своей вездесущности — вредоносный агент (по Латуру, агент в буквальном смысле слова!), угрожающий имиджу города.
158 Риторическая стратегия петербуржцев: «Это не у нас! В наших фонтанах ничего такого нет! Вы лучше кондиционеры у себя на корабле проверьте!»
158 Риторическая
159 стратегия свердловского губернатора: «Этот случай никак не связан именно с моей территорией, так как микробы повсеместны». Россель переворачивает традиционный социологический аргументов «исключительности человека», в соответствии с которым физические и природные объекты рассматриваются «вдали» от людей с их проблемами. Он поднимает вопрос о том, как люди выживают в мире микробов, имея в виду, что раз микробы повсюду, то окончательно справиться с ними невозможно.
159 Контекст для социальных проблем здесь образован, ни много ни мало, всей биосферой, губернатор Свердловской области, ведя речь о человеке вообще и микробах вообще, такой естествоиспытательской риторикой искусно «вычитает» из своей картины технологические сети и «человеческий фактор», прибегая к классическому аргументу «неуправляемости природы».
Природа и политика
159 В 1980—1990-е годы ряд социальных теоретиков в длинный перечень провозглашенных тогда «концов» (истории и автора, искусства и философии) включили и конец природы [см.: Giddens, 1994; Smith, 1992]. Риторическое обоснование «конца», как правило, включает поправку относительно того, что речь идет не о безоговорочном исчезновении того или иного феномена, но лишь об исчерпании традиционного его понимания.
159 Так, говоря о природе, Ульрик Бек настаивает, что наступил «конец противопоставления природы и общества» [Бек, 2000: 98], имея в виду, что природа, без разрушения которой современное общество не могло бы существовать, стала частью общественно-экономического и политического развития.
159 Нет смысла представлять природу первозданной, и неправы будут те, кто мыслит ее находящейся вдалеке.
159 Все это в прошлом, теперь потенциально каждая ее малая часть может быть модифицирована, и нет ни единого места на земле, не затро-160-нугого антропогенной активностью.
160 Бек справедливо обращает внимание на то, что язык нас дезориентирует, когда мы продолжаем говорить об «окружающей» среде, тогда как «индустриально преображенную "внутреннюю природу" цивилизованного мира следует воспринимать не как окружающую среду, а как внутреннюю среду, относительно которой наши возможности дистанцирования и разграничения проявляют свою несостоятельность» [Бек, 2000; 99).
160 Эти оценки совпали по времени с разворачиванием парадигмы социального конструктивизма, в рамках которой невозможность отделить друг от друга социум и природу в их действительном материальном существовании была дополнена впечатляющей демонстрацией социальной сконструированности представлений о природе и активной манипуляции понятием естественного в социальных и политических целях [см.: Eder, 1996; Robertson, 1996].
160 Так, географы Ноэл Кэстри и Брюс Браун настаивают, что сегодня продуктивнее задаваться не вопросом о том, что общество делает с природой, но вопросом «кто конструирует какие природы, с какими целями и с какими социальными и экологическими последствиями?» [Castree, Braun, 2005].
160 Драматическое одиночество человека в мире микробов, подчеркнутое в реплике свердловского губернатора, может быть истолковано так, что отношение «человека» к «природе» определяется ситуативно, в рамках местоположенных практик самых разных «публик».
160 Эти отношения двусмысленны, различны и произвольны.
160 Деловые сообщества и сообщества политиков, делегируя из своих рядов экспертов, должны как-то совладать с этой двусмысленностью, губернатор, надо сказать, справился с этой задачей не худшим образом.
160 Фактически, повторим, его реплика - это вариант аргумента о «неуправляемой природе», который активно, настаивают Джон Урри и Фил Макнахтен, воспроизводят члены правящих сообществ посредством «официально-бюрократических, научных и управленческих дискурсов» [Urty, Macnagbten, 1998].
160 Нам этот
161 аргумент знаком по освещению в прессе начала отопительного сезона: он всегда застает коммунальщиков врасплох
161 Моральная и политическая насущность вопросов глобального потепления, эксплуатации транснациональными корпорациями экологии малоразвитых стран, последствия биомедицинского картографирования генетической системы — все это побуждает по-новому присмотреться к динамике отношений природы и общества, к тому, какие возможности для освобождения людей эта изменившаяся динамика может содержать. Люди стремятся сохранить свои среды обитания, будучи включенными во властные отношения.
161 При капитализме множественные социоэкшогические отношения доминирования и подчинения скрыты за товарными отношениями. Тем не менее город оказывается местом соединения разнообразных социо- экологических процессов — от ближайшего подвала до отдаленных уголков земного шара. Эрик Суингеду продолжает эту тему в книге «Социальная власть и урбанизация воды» [см.: Stvyngedouw, 2004].
161 Регуляция поступления воды в города городскими властями — иллюстрация необходимости развития марксистской урбанистической политической экологии. Ее главный тезис в том, что материальные условия городской природы контролируются и манипулируются в интересах элиты за счет маргинализованных слоев населения.
161 Эти условия в свою очередь зависят как от социальных, политических и экономических процессов, так и от культурных конструкций и репрезентаций, определяющих, что понимается псд «городским» и «природным».
161 Ученица Суингеду, оксфордский городской географ Мария Кайка в книге «Город потоков» [см.: Kaika, 2005] предлагает мыслить современный город как гибридный «ландшафт-палимпсест».
161 Кайка на примере воды в городе показывает, что, хотя природу и город уже ничто в умах людей не связывает, циркуляция воды в городе определяется политикой: снабжение водой — это арена, на которой разворачиваются конкретные политико-экономические программы.
161 Каким образом полито-162-ческая экономия урбанизации проявляется в дискурсивных и материальных практиках в отношении воды?
162 Если в пору культурного энтузиазма в отношении индустриализации плотины и водонапорные башни были популярными у людей местами посещения и отдыха, возле них даже устраивались пикники, то постепенно успехи промышленности и повсеместность технологии стали привычными, а процессы коммодификации укрыли от человеческих глаз «потоки природы» и включенные в них властные отношения: вода течет из крана и наливается из бутылки, так что о ее происхождении с неба или из реки не задумываются, Кайка рассматривает, каким образом процессы приватизации сказались на снабжении Лондона водой начиная с 1970-х годов. Кратковременные интересы любой частной компании, то есть ее нацеленность на максимально быстрое получение прибыли, ведут к тому, что экологические и социальные интересы всегда будут последними, что она примет во внимание.
162 В случае Лондона недостаток ресурсов, отведенных для поддержания водопровода в порядке, приводил к многочисленным авариям и потере воды.
162 Побудить компании к учету экологических последствий их деятельности могут только специальные меры, рассчитывать на логику рынка в данном случае совсем не приходится.
162 Многочисленные превращения и метаболизмы, поддерживающие и определяющие городскую жизнь — от воды и пищи до сотовых телефонов и компьютеров, — нерасторжимо переплетают между собой физические и социальные процессы.
162 За ними важно видеть различные варианты городских экологий — от «умных» домов и ухоженных парков, сосредоточенных на территориях «дворянских гнезд» и коттеджных поселков, до вредных отходов, таящихся в почве под домами попроще, квартиры в которых отделаны дешевыми, но вредными для здоровья материалами.
162 Внимание к разнообразию вариантов взаимодействия города и природы позволяет внести уточнения в тезис Энгельса о принципиальной «неустойчивости» городов: процессы развития городской экологии та-163-ковы, что если одни группы от них страдают, то другим они приносят выгоду.
163 Урбанистическая политическая экология призывает задавать такие вопросы; кто платит за развитие городской экологии, а кто от этого приобретает выгоду? каким образом воспроизводятся глубоко несправедливые социоэкологические отношения?
163 Самым зримым процессом, делающим политическую экологию насущной теорией, является каммодификагщя природы, или окружающей среды, с целью увеличения шансов городов и регионов на победу в глобальном или национальном соревновании по привлечению инвестиций.
163 Так, в США понятия устойчивого развития (sustainable development) и умного роста (smartgrowth) активно используются в рамках дискурса «зеленой революции» (green revolution) во имя улучшения экологических условий жизни людей.
163 Нередко, однако, это оборачивается улучшением условий жизни только для состоятельных людей.
163 Политики устойчивого развития (защита «зеленого пояса» города, продвижение «зеленых» районовкак привлекательных для состоятельных людей и так далее) вытесняют людей с низким заработком в отдаленные районы, что влечет за собой увеличение времени на дорогу до работы и, соответственно, негативное воздействие на окружающую среду.
«Умный рост»
163 «Умный рост» (smart growth) — инициатива американских планировщиков и городских властей, тесно связанная с понятиями качества жизни и нового урбанизма. Американский Институт городского землепользования (American Urban Land Institute) определяет «умный рост» как сочетание экологической устойчивости и неотрадиционалистских подходов к политике широкой коалиции интересов, нацеленной на усиление стратегического планирования и эффективное использование городского транспорта [см.: Thorns, 2002].
163 Сан-Франциско и
164 Портленд — два города, где такие коалиции особенно влиятельны.
164 К примеру, два раза в год мусорщики Сан-Франциско собираются на обед вместе с городскими властями: вино предоставляют местные виноделы, зелень — фермеры. Это знак признания вклада мусорщиков (их называют работниками но очистке города — sanitation workers) в сельскохозяйственное производство. Они ежедневно доставляют 350 т пищевых отходов на городскую фабрику компоста. Жители Сан-Франциско следуют так называемой системе «Fantastic 3», складывая производимый ими мусор в три корзины: для перерабатываемых отходов, пищевых и всего остального.
164 Первые два типа отходов вывозятся бесплатно, за вывоз третьего типа жители платят. Все это позволило на 70 % сократить вывоз мусора на городские свалки, расположенные, как и везде, на прилегающих к городу полях Программа по изготовлению компоста - самая значительная в США — также позволяет уменьшить экологический отпечаток города.
164 Исследования, проведенные в городе, показали, что 20 % выбросов связаны с гниением, в особенности с метаном, получающимся от разложения пищевых отходов. Хотя есть технологии, позволяющие улавливать метан на свалках, они не очень эффективны: до двух третей газа улетучивается.
164 Изготовление компоста гораздо более эффективно: метан поглощается, а город получает продукт, который продает фермерам, владельцам виноградников и полей для гольфа. Две тысячи ресторанов и большинство жителей сортируют свой мусор.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|