Гл 1 Классические теории города
Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 519 с.
ГЛАВА 1 Классические теории города
41 Предрешены ли какие-то траектории развития людей и социальных групп в силу их существования в городах (и определенных местах в городах)? Или же их жизненные сценарии открыты изменениям и могут развернуться совсем непредсказуемо? Это одна из дилемм, волновавших основателей урбанистики. Социальный контроль, доминирование власть имущих, свобода от патриархальных ограничений, влияние технических новшеств на повседневность и искусство - темы, обсуждавшиеся социологами начиная со второй половины XIX века. Подчас трудно отделить (да и, кажется, не всегда необходимо) рассуждения социальных теоретиков о жизни людей в период модерности и их собственно урбанистические соображения. Ключевым для возникновения социологии было различие между городским образом жизни, воплощавшим новизну модерности, и традиционно деревенским образом жизни. Его проработали Фердинанд Теннис и Эмиль Дюркгейм. В целом можно говорить о следующих имеющих отношение к урбанистике проблемах, которые были поставлены в социологии начиная с XIX века [Savage et al, 2003; Hubbard, 2006: 14]:
— что представляет собой городской образ жизни и можно ли говорить о том, что он проявляется во всех городах?
41 — способствует ли городской образ жизни возникновению новых социальных групп и вариантов идентичности?
42 — как воздействует городская жизнь на традиционные социальные отношения, в основе которых лежит уважение к обладателям «вышестоящего» классового, тендерного, кастового или расового статуса?
— способствует или препятствует город складыванию социальных связей между людьми разного происхождения, места проживания и занятий?
— в чем существо истории урбанизации и почему население концентрируется именно в городах и агломерациях городов?
— каковы основные черты пространственной организации городов и порождают ли различные ее варианты особые способы социального взаимодействия?
— какой диагноз можно поставить городским проблемам, таким как перенаселенность, загрязнение, бедность, бродяжничество, преступность и разбой?
— в чем особенность городской политики и ее неравномерного воздействия на разных горожан?
К классикам урбанистики относят Карла Маркса и Фридриха Энгельса, об идеях которых идет речь в нашей книге, в главе о городской экономике; Макса Вебера, в работе «Город» продемонстрировавшего связь урбанизации с возникновением союза бюрократии и капитала; Riopra Зиммеля; авторов чикагской школы и Анри Лефевра, к которому я обращаюсь в главе о повседневности. Классики сознавали недостаточность фиксации внешней каузальности в осмыслении городской жизни, проявлявшейся во включении людей и социальных групп в большое повествование вроде марксистского. Последнее рисовало людей инструментами и ^продуктами» действия масштабных социальных процессов. Люди мыслились способными к историческому творчеству в результате тех же социальных процессов и влияний.
42 Теоретические вызовы, с которыми эти авторы сталкивались, состояли в сложности (граничащей с невозможностью), во-первых, зафиксировать в понятиях только становящиеся
43 процессы социальной и психологической дифференциации горожан и, во-вторых, вникнуть в парадоксы самого становления новых форм социальности. Эта формы сочетали усиление беспорядочности и хаотичности городской повседневности с вызреванием ее внутренней логики и потенции к самоупорядочиванию и самоорганизации.
В этой главе я остановлюсь на идеях Зиммеля — мыслителя, с которого классическое осмысление городской модерности началось, и на чикагской научной школе, в трудах членов которой оно достигло своего своеобразного апогея. Развитие городов в период модерности совпадает с развитием социальной теории, во многом и стимулированным необходимостью зафиксировать преобладающие в городах социальные отношения и процессы, распознать повторяющиеся способы существования и решения проблем. Эта масштабная задача могла быть решена с помощью масштабных же ресурсов, вот почему столь важна была институциализация социологии, в частности создание социологического факультета в Университете Чикаго. Рост городов сопровождался появлением новых вариантов социальной организации (и новых проявлений социальной патологии), что приводило к описанию социальной организации городов с учетом нормативных измерений городского существования. Трансформация социума, которую города с такой силой и столь стремительно воплощали в конце XIX и начале XX века, делала неизбежным использование эволюционистских идей, которым отдали дань и Зиммель, и Беньямин, и деятели чикагской школы, но побуждала при этом к поиску достаточно тонко настроенных моделей эволюционизма.
Уравнение Георга Зиммеля
43 Фильм Мартина Скорсезе «Отступники» (2006) начинается кадрами обычной уличной суеты южного Бостона, видной из окна ресторана.
43 За кадром звучат слова старого босса бостонс-44-кой ирландской мафии Винса Костелло, которого играет Джек Николсон:
44 «Я не хочу быть продуктом окружающей меня среды, я хочу, чтобы окружающая среда была моим продуктом».
44 За те лет двадцать, что прошли в фильме со времени этого монолога, город превратился в моральный пустырь, борьба этнических кланов сочетается в нем с противоборством корпораций, а вопросы лояльности и предательства (в отношении к департаменту полиции штата Массачусетс и ирландской мафии) неумолимы и неразрешимы. Самоуверенный выпад легендарного мафиозо против банальной максимы социального дарвинизма фильм и подтверждает и оспаривает. Этническое, расовое и классовое измерения городского существования сплетаются с бунтом одного героя против и искусным приспособлением другого к правилам жизни «по понятиям».
44 В разгар важной операции Костелло в гневе учит партнеров-китайцев тому, как делаются дела «в этой стране». Патриотизм и национализм беспроблемно соединяются с жестко удерживаемой властью, расизмом и социопатией: «Черные так и не поняли: никто тебе ничего не даст. Ты должен сам это взять». Красоты центра старого Бостона открываются в фильме из окна лофта стремительно делающего карьеру молодого полицейского-ирландца — человека Костелло в полиции. Его ровесник, с которым они вместе учились жизни на улицах ирландского квартала и семейными узами оказались связанными с мафией, а потому вроде бы обреченный тоже пополнить ряды гангстеров, становится настоящим полицейским и успешно внедрен полицией Бостона в число людей Костелло. При этом один — продажный — стремительно утверждается в роли преуспевающего белого представителя среднего класса, другой — честный — остается бедным ирландским маргиналом. Никто в фильме не морализирует по поводу одинаковой цены, которую заплатили за успешную ассимиляцию один и сохранение подобия нравственной целостности другой: оба убиты. Просто в живых останется тот, кто придет и выстрелит последним.
45 Фильм Скорсезе представляет собой мизантропический вариант решения того, что Георг Зиммель называет «уравнением, которое составляется между индивидуальным и надиндивидуальным содержанием жизни». Его решение, опять-таки по Зиммелю, — «в приспособляемости личности, благодаря которой она уживается с внешними силами».
45 Дилемма «окружающая среда — я» зафиксирована в начале «прототекста» всей урбанистики — эссе Георга Зиммеля о духовной жизни больших городов:
«Глубочайшие проблемы современной жизни вытекают из стремлений индивидуума охранить свою самостоятельность и самобытность от насилия со стороны общества, исторической традиции, внешней культуры и техники жизни. Это — последняя из выпавших на нашу долю форм борьбы с природой, борьбы, которую первобытный человек ведет за свое физическое существование» [Зиммель, 2002: 23].
45 Как видно из этою отрывка, Зиммель - один из создателей социологии — общество мыслит как источник давления на человека, уподобляя его природе, законы которой неумолимы и от которой надо защищаться, что объединяет его скорее с поздними критиками дисциплинарного общества и общества контроля, нежели с теми его современниками, для которых общество заменяло фигуру бога — было единственным источником объяснений. Его взгляды потому и служат источником многочисленных интуиции в отношении только намечающихся сегодня процессов, что он увидел ограниченность понятия «общество», объяснению и постижению которого социальная теория посвятила столько усилий. Его взгляды менялись, и сегодня, возможно, нам более интересен не столько Зиммель, впечатляюще (и вполне позитивистски) разложивший разнообразие социальных интеракций на диады и триады, сколько Зиммель, амбивалентно относящийся к современному обществу,
45 С одной стороны, общество замораживает становление и разрушает стихийность и неупорядочениостъ, связываемые Зиммелем с жизнью, с другой стороны, никто из людей не из
46 бегает того, чтобы впустить внутрь себя установления общества и там самым стать его частью.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|