|
Немного о российской урбанистике
24 Многие, наверное, помнят серию «социальных» рекламных телевизионных роликов начала 1990-х. Нонна Мордюкова и Римма Маркова в оранжевых жилетках работниц железной дороги. Александр Збруев и Анастасия Вертинская — смертельно рассорившиеся «новые русские». Длинноволосая девушка в короткой джинсовой курточке спешит на встречу с любимым, зацепившись зонтом за решетку последнего троллейбуса, за рулем которого — Олег Ефремов. «Это мой город» — гласило послание этой рекламы, выражая не иссякшую еще тогда энергию социальных ожиданий, исходящую от деятелей культурной индустрии и не вызывающую столь сильных, как сегодня, ассоциаций с очередной политической кампанией.
«Это мой город» — могут сказать и те, кто о городе пишут: Владимир Абашев [см.: 2000; 2005] о Перми; Светлана Бойм [см.: 2002], Александр Ваксер [см.: 2006], Соломон Волков [см.: 2005], Ингрид Освальд и Виктор Воронков [см.: 2004], Григорий Каганов [см.: 2004], Владимир Топоров [см.: 2003] и другие — о Санкт-Петербурге; Виктор Дятлов [см.: 2000] и Сергей Медведев [см.: 1996] — об Иркутске; Мария Литовская и Сергей Кро- потов [см.: 2008], Николай Корепанов и Владимир Блинов [см.: 2005] — о Екатеринбурге; АВ. Ремизов [см.: 1998] и АП. Толоч- ко [см.: Очерки.,., 1997] — об Омске; ТЛ. Фокина [см.: 2001] — о Саратове; Григорий Ревзин [см.: 2002], Ольга Трущенко [см.: 1995], Алексей Митрофанов [см.: 2005; 2006; 2007; 2008], Нина Молева [см.: 2008] и Ольга Вендина [см.: 2005] — о Москве. «Право на город» — понятие, введенное Анри Лефевром, - часто используется, когда урбанистические исследования хотят наделить нормативным измерением. Своеобразным правом исследовать город и писать о нем обладают те, кто в нем живет.
24 Города и прилегающие к ним территории давно стали предметом исследования российского академического сообщества,
25 часто объединяя в себе объект и место проведения исследования.
25 Изучать социальные и культурные процессы «по месту жительства» — удобно, дешево, сулит хоть какую-то социальную пользу и нередко имеет личный смысл. От «хоздоговорных» исследований, проводимых в годы застоя на соседних с вузами комбинатах и заводах, до академического краеведения и истории городов, издавна популярных у историков и филологов; от анализа политических предпочтений избирателей до попыток участия в кампаниях по маркетингу города (преобладающие сегодня варианты) — тематический спектр описаний городов может быть весьма различным, но, повторимся, часто изучается «свое», «местное». Отличаются и эмоциональная тональность, и, так сказать, нравственная окликнутость городских штудий: если в описаниях, продуцируемых политтехнологами, как правило, царит цинизм realpotitik, то на гуманитарном полюсе преобладают созерцательность и ностальгия.
25 Эпистемологические и политические связи исследователей с родным городом могут быть различными: от прагматичного сотрудничества с обладающими ресурсами инстанциями, не предполагающего какой-либо эмоциональной и личностной вовлеченности в поставляемое знание, до искренних реформаторских интенций. Авторитетность полученных результатов чаще всего базируется на репрезентативной выборке, но и качественные исследования становятся все более популярными. Стали превалировать антропологические истоки авторитетности производимых текстов: «Я здесь, среди них, живу (жил)».
25 Рефлексия исследовательского зрения (что авторы ищут, на что именно смотрят) находит в текстах все более эксплицитное выражение — наряду с тем, как различающиеся истории и проблемы самих авторов отражаются в разнообразных историях мест.
25 Превалирующей темой здесь остаются провинция и провинциальность, осмысление которых в последнее десятилетие также претерпевает интересную эволюцию: от традиционного компенсаторно-абстрактного воспевания чистоты и бескорыстия провинциальной души и патриархальности про-26-винциальной культуры к «насыщенным описаниям» и экономическому анализу.
26 Так, масштабный проект не только по изучению деятельности городских сообществ, но и по стимулированию их активности осуществлен в начале 2000-х годов командой самого известного российского урбаниста Вячеслава Глазычева в 200 малых городах [Глазычев, 2005]. Задачи решались разные, включая и курьезные, но столь знакомые всем нам: «Я работал с маленьким кусочком славного Владимира, прямо за Золотыми воротами, где узкие улочки веером спускаются к Клязьме, и имел там дело с лестницей, которая в течение трех лет имела одну непочиненную ступеньку. Эта лестница спускается к вокзалу, и поэтому там не одна нога была сломана. Но понадобилось внешнее включение, понадобилось, чтобы мы провели там сложный семинар со всякой активизацией народа, чтобы приколотить одну доску на место на этой лестнице» [Глазычев, 20041-
Интересно, однако, что иерархическое распределение российских городов и весей по некой ценностной шкале упорно воспроизводится и в новейших штудиях провинциальности. Приведем пример, почерпнутый из предисловия редактора к недавнему тематическому номеру «Отечественных записок»: «Провинция может быть бедна, стагнирована, голодна, находиться в бесконечной удаленности от полезных ископаемых, университетов, заводов и пароходов Но все равно безошибочно узнаваема — по неизгоняемому духу русской литературы, по левитановской прелести пейзажей, по выживающим из последних сил и всегда полным театрам, по чудом сохранившимся библиотекам и любовно лелеемым краеведческим музеям. По застенчивой гордости провинциалов, по тому, что жизнь в ней продолжается своим тихим стоическим чередом <,..> Торжок — провинция, Челябинск — нет. Недоказуемо, но совершенно понятно» [Отечественные записки. 2007. No 3].
26 Бедный Челябинск! Единственный, кажется, символический ресурс, к которому его гуманитарная публика могла обосно-27-ванно прибегать, изъят по той, вероятно, причине, что город считается чересчур «советским».
27 То, что в городе уцелели островки конструктивизма, то, что интерьеры некоторых зданий украшены кружевом каслинского литья, то, что соцгородок и озеро Первое — замечательные свидетели уже ушедшей эпохи, — все это, похоже, не вписывается в схему поэтизированной провинциальности, с ее упорством высокой культуры и якобы не пустеющими краеведческими музеями. Неслучайно на урбанистических конференциях часто возникают коллизии между «хорошими местными» и «плохими приезжими», проистекающие из неявно разделяемой многими предпосылки: проживание в данном городе, знание изнутри его реалий делает местного исследователя заведомо более надежным авторитетом.
27 Надежность ею экспертизы неотделима от повседневности, в которую он погружен. Другим истоком этого устойчиво воспроизводящегося стереотипа является принцип значимости доверия для функционирования научных сетей: многое в них издавна строится на свидетельствах из первых рук — тех, кто наблюдал эти процессы, присутствовал при этом событии, собрал эти воспоминания.
27 Конкретная местность влияет на организацию научных исследований, предопределяет то, насколько велики шансы их популяризовать, и то, откуда будет почерпнута их авторитетность. Разнообразие научных практик, в принципе возможных сегодня, однако же ограничивается конкретными траекториями научной социализации, существующим международным и внутренним разделением научного труда, капризами финансирования, Различающиеся от места к месту типы культурного и социального взаимодействия предопределяют и то, как взаимодействуют знания, произведенные в разных местах.
27 «Производители» урбанистического знания находятся в сложных отношениях с теми, в чьих профессиональных услугах город и горожане нуждаются, - архитекторами и планировщиками, ландшафтными дизайнерами и дизайнерами интерьеров, специалистами по PR и маркетингу.
27 В данном случае
28 это экономические интересы клиентов — будь это состоятельные люди или городские администрации — определяют, каков будет производимый продукт.
28 Практические профессии и дисциплины поэтому больше связаны с переговорами по поводу бюджета проекта, торгом, манипуляцией вкусами и предпочтениями заказчика, политическими обстоятельствами.
28 Те же, кто размышляет над эстетическими достоинствами созданного в городе или вычленяет его социальные смыслы, свободны преследовать свои субъективные интересы и высказывать индивидуальные оценки, рискуя не найти на них спроса.
28 Кто же является адресатом местно производимого социально-гуманитарного знания о городе? Это сложный вопрос. Глобализация усилила интерес к другим, часто экзотическим местам, но нередко оказывается, что, поездив и посмотрев (и, возможно, убедившись, что в коммерческом туризме маркетинг мест активно опирается на «-легенды и мифы»), горожане свежим взглядом, «туристски» смотрят и на близлежащую территорию.
28 Носители социально-гуманитарного знания способствуют тому, чтобы она была должным образом «упакована» для местного туризма. Чиновники городских администраций и областных организаций, мечтающие продвинуть подведомственную территорию вверх по шкале федеральной значимости, тоже составляют часть такой аудитории. Но если представить невозможное, а именно что городская администрация оплачивает исследования города, не связанные с грядущими выборами, то сложность, которая подстерегает покупателей, заключается в том, что им предстоит делать выводы из заключений ученых, не зная теоретического контекста, в котором эти заключения только и имеют смысл.
28 Востребованность произведенного знания зависит от того, можно ли результаты анализа одного города использовать для понимания другого. Для тех, кто имеет дело с советскими и постсоветскими городами, это еще и проблема «интересности» того, чем мы занимаемся, друг для друга и в более широком - социальном, международном и прагматически-коммерческом — контексте.
29 Рассмотрим кратко два варианта позиционирования исследователями себя в отношении к городу и к «другим». «Исследователь» vis-a-vis «турист», «житель» и «фланер» — такой набор возможных позиций по отношению к городу предлагают О. Запорожец и Е. Лавринец, скептически подчеркивая в отношении «классической» исследовательской позиции следующее: «Исследователь ловит город в свои сети, предопределяя результаты своего исследования заранее обозначенными позициями, городу же остается только поместиться в прокрустово ложе схем и ловушек, Чтобы понять город во всем его разнообразии, исследователю якобы необходимо вновь и вновь повторять свои опыты, выявляя основы образующей их социальности, поэтому идеальной исследовательской ситуацией становится длительное пребывание в городе» [см.-. Запорожец, Лавринец, 2006: 10-11].
29 Обратим внимание на слово «якобы» в последней фраэе. Исследователь, за плечами которого опыт полевого исследования, пусть кратковременный, с его бесконечными поисками, а затем уговорами несговорчивых информантов, вслушивание в тексты интервью и муки укладывания пестрой полученной информации в связный нарратив, прочтет ее не без возмущения. По словам одного антрополога: «Я должен так исследование провести, чтобы всякий приехавший сюда же после меня получил бы примерно те же результаты»1.
1 С. Ушакин, личная переписка с автором, 14 07,2006.
29 В этих словах — ответственность за свое «поле», за жителей города, с которыми ты говорил, нередко на болезненные темы, но еще и сознание того, что ты включен в научные сети, что твои данные и их анализ могут быть сопоставлены с аналогичными. Блокирующие широту исследовательского взгляда «сети», о которых толкуют авторы (под чем, вероятно, понимается совокупность рабочих понятий), возникают и корректируются в результате его включенности в исследовательские сообщества.
29 С моей точки зрения, это очень и очень важный момент, связанный с
30 проблемой места, в котором продуцируется урбанистическое знание.
30 Между тем авторы статьи, ратуя — вместе с британскими географами Найджелом Трнфтом и Ашем Амином — за необходимость потеряться в городе как основу более плодотворной стратегии его понимания, убеждены:
«Одиночество исследователя — одно из ключевых оснований потерянности».
30 Не уверена, что это единственно продуктивная позиция, и вот почему.
30 Урбанист — одиночка, гуляющий по городу и переживающий, достаточно ли он открыт новому опыту, — фигура столь же соблазнительная, сколь и нереальная. Такой же нереальной фигурой в воображении большинства людей, когда речь заходит о науке как образцовом знании, является «очищенный» для бескорыстного поиска истины одинокий исследователь. Социальный конструктивизм убедительно показал важность внутринаучной коммуникации: встреч, разговоров, публикаций и их критического обсуждения, переписки, где уточняются гипотезы и оттачиваются идеи. Вот почему урбанист, как и любой другой современный исследователь, много времени проводит за e-mail. Более того, вряд ли наш потерявшийся исследователь — фрилансер, скорее он служит в вузе или исследовательском институте и вместе с коллегами вовлечен в самое важное сегодня дело — дело получения финансирования. А раз оно зависит стг того, твоя идея или идея твоего конкурента будет поддержана, ищи союзников. И чем твои союзники влиятельнее, чем неотразимее их репутация, тем более велики твои шансы на продолжение научного поиска. Социальный капитал ученого соединяется с местными материальными ресурсами и обстоятельствами, в которых знание производится. Мастерство описаний неотделимо от психологической искушенности и коммуникативной компетентности. Место, с которого ты смотришь и вникаешь в городскую реальность, соединяется с инструментами, которыми ты располагаешь, группами, которым принадлежишь, практиками, в которых участвуешь, сетями, в которые вовлечен.
31 Один из социальных конструктивистов - Барри Барнс — подчеркивает, что «реальность без протестов стерпит альтернативные описания. Мы о ней что угодно можем сказать, и она не будет спорить» [Barnes, 1994: 31].
31 Городская реальность, с ее бесконечно сложным сплетением камней, подземных труб, проводов, транспорта и хрупких человеческих тел, каждое из которых жаждет тепла и простора, амбиций власти и личных амбиций горожан, - эта реальность города, с ее нередкой неразличимостью материального и символического, просто создана для альтернативных описаний. Может показаться, что смысл суждения Барнса в том, что городу нет дела до того, что мы о нем скажем, Да-да: мэру есть дело, деятелям культурной индустрии, возможно, тоже, а городу — этому симбиозу людей и вещей, который существовал, когда мы в этот мир пришли, и, дай бог, продолжит существование после нашего ухода, — городу-то дела нет. И тем не менее это Париж, а не Москва был назван столицей XIX века, это Санкт-Петербург, а не Хельсинки лег в основу огромного интертекста, это в Чикаго, а не в Сиэтле сложилась городская социология, это Лос-Анджелес, а не Екатеринбург породил традицию литературного, кинематографического, а теперь и интеллектуального «нуара» — мрачно-апокалиптических описаний настоящего и будущего. Почему одни названия и описания «прилипают», а у других нет ровно никаких шансов поразить своей точностью кого-то, кроме их автора?
31 Тут нам нужно присмотреться к тому, как действует «социальность», скептически упомянутая авторами статьи. Она, как всем известно, строится на общем использовании языка, и это ее изменения приводят к складыванию неповторимых комбинаций харизматических субъективностей, возможных социальных ролей, новых городских практик богатых ресурсами экономических и социальных институтов, в ходе которых возникают доминирующие описания и модели города.
31 И, возникнув, они обретают влияние, сопоставимое с силой материальных процессов, поскольку в конечном счете воплощаются
32 в том, какие здания строятся, какие люди и где предпочитают жить, сколько в город приезжает туристов и прочее.
32 Противопоставление туриста и исследователя неизбежно возникает во многих научных текстах, и ирония в отношении исследователя объяснима: не лишенному рефлексии человеку понятно, сколь шатки основания его деятельности, сколь уязвим его статус. О. Запорожец и Е Лавринец остроумно пишут о том, что вконец «потерявшийся» исследователь рискует уподобиться городскому сумасшедшему. А. Космарский включается в эту игру, заявляя, что его позиция — позиция «ученого как туриста: от ученого берется презрение к необходимости утверждать аутентичность/героичность собственного опыта там ярким стилем и увлекательными историями; от туриста — отказ от вескости, авторитетности, объективности суждений "знатока предмета"» [Космарский, 2006: 22].
32 Исследователь «бродил по городу один», не забывая при этом, однако, как явствует из текста, о том, в качестве члена каких сетей он будет описывать увиденное, какой язык придаст убедительность его наблюдениям. Феноменологический же пафос статьи Запорожец и Лавринец связан, как мне кажется, с их критическим отношением к «институциональной» парадигме (рассмотрению города как системы институтов). Но не получается ли так, что поиск альтернативной, не связанной с институтами позиции бессознательно переключает внимание исследователя на самого себя: он видится себе «праздным», не чурающимся того, чтобы пройтись иногда вместе с «аборигенами», но чаще сосредоточенным на собственных чувствах и переживаниях?
32 Я не собираюсь — в постколониальном духе — обижаться за «аборигенов».
32 И не намерена — в марксистском духе — пенять этим авторам за увлеченность «праздностью». Мне, однако, кажется, что их текст симптоматичен для достаточно избирательной рецепции западной современной урбанистической теории, которая обозначилась у нас. К примеру, ни один выпуск журнала «Логос» не имел, наверное, столь широкой аудитории, как тот, что был посвящен городам (2002. № 3—4).
32 Если
33 бы индекс цитирования гуманитарных журналов в нашей стране определялся, в данном случае он наверняка бы зашкалил,
33 А если бы определялся индекс цитирования статей, то английские культурные географы Найджел Трифт и Аш Амин победили бы в этом соревновании немецкого теоретика начала XX века Георга Зиммеля — по бессмертному принципу «Свежее — значит лучшее». Я хотела бы сделать три замечания на этот счет.
33 Во-первых, Трифт и Амин заслуженно привлекают читателя поразительной теоретической свободой и способностью зафиксировать самые эфемерные, самые трудносхватываемые нюансы сегодняшних теории и методологии.
33 Но они же — одни из самых ярких представителей британской культурной географии, которая неслучайно именуется в литературе «левой», «прогрессивной» и «критической» и главным достижением которой они сами считают не просто «постоянное брожение идей» (что, в общем, согласуется с их призывом испробовать на себе позицию потерявшегося человека), но «приверженность к такому использованию этих идей, чтобы добиться политических изменений во всех вариантах политики и борьбы и вообще к попыткам изменить политическое воображаемое» \Amin, Thrift, 2005: 112].
33 Понятно, что они здесь отсылают читателя к возможности по-разному понимать политику и политическое. Если понимать политику в ключе упомянутой выше «институциональной парадигмы», то она вся сведется к властным иерархиям, к социальному верху, «центру» и так далее. В таком случае естественной реакцией нормального интеллигентного человека становится «держаться подальше» и сознательно делаться «потерявшимся» аутсайдером, потому что ничего хорошего от (так понимаемой) политики ждать нельзя.
33 Но если всерьез продумать иную линию понимания политики, представленную, к примеру, рассуждениями Ханны Арендт об инаковости, то получается, что те практики, которыми заняты «аборигены», в группах и по отдельности, могут нести в себе проявления политики в ином смысле: ис-34-пользования своей власти, чтобы что-то изменить в своем жизненном мире.
34 Вопреки карикатурному образу непримиримого левака, Трифг и Амин настаивают: «В конце концов, условие того, что ты участвуешь в политике, — способность знать, когда идти на компромисс, когда возможно чего-то добиться, а когда необходимы тактические отступления» [Ibid;. 114]. Эстетические измерения городского существования важны и интересны, но самыми важными вопросами о том, как распределяются в городе ресурсы, кто принимает эти решения, как эти решения сказываются на индивидуальном существовании и, главное, как индивиды отвечают на эти решения, при всей их кажущейся скучности, «потерявшийся» исследователь вряд ли задастся. Удерживать в поле зрения связь интеллектуальной работы и политики можно только при условии, что для нас существует реальный материальный мир во всей его фактичности, которая предшествует нашим мыслям, определяет их и часто им сопротивляется.
34 Второй момент состоит в сложностях рефлексии отечественного городского опыта и размещении его, так сказать, на карте урбанистики. Возвращаясь к Трифту и Амину, вспомним, что в той книге, откуда взята переведенная журналом глава, они подчеркивают, что имели в виду именно «северные города», когда писали свою книгу. Это знаменитые, благополучные, богатые западные города имеют в виду авторы, побуждая нас снова и снова продумывать вопрос об универсализуемости урбанистических выкладок, то есть о приложимости теоретических штудий, написанных «в виду» одной городской реальности, к реальности несколько иной. Иначе говоря, здесь возникает вопрос об отношениях между разными городами, и вопрос этот связан с пространственной политикой научного исследования. Эта политика включает в себя и то, что на воображаемой карте, определяющей работу специалистов в одной стране, «их» города могут занимать совсем иное место, нежели в работах «северных» коллег. Можно привести несколько примеров.
34 Так, мало кто из пишущих про глобальные города
35 включает в этот список Москву, хотя в осмыслении образа города российскими авторами «глобальность» (часто в сочетании с космополитизмом) встречается нередко.
35 В ряде недавно изданных монографий российские города фигурируют в постколониальном контексте, то есть разбираются в компании с Сан-Паулу и Йоханнесбургом, а отнюдь не Лондоном и Парижем. Комментаторы единодушны в том, что проект «Пассажи» не был бы столь глубок, не будь у Беньямина за плечами «другого» опыта. Однако именно его анализ Берлина и Парижа (а не Неаполя или Москвы) взят за основу многими сегодняшними авторами (в том числе Амином и 'Грифтом). «Накладывая» их методологические инсайты на наши реалии, сколь многие из нас готовы допустить, что отечественный городской опыт продолжает для значительной части западных наблюдателей оставаться сугубо другим (и интересен только в этом качестве)?
35 Наконец, третий момент, связанный с рецепцией текстов географов. Автор опубликованного в другом номере «Логоса» выборочного перевода главы из книги Эда Соджи «Постметро- полис» простодушно заявляет, что купюрам подверглись политические «злободневности», а вот «философия городского пространства» была сохранена (см.: Логос. 2003. № б: 133). В тексте перевода, состоящем из выражений вроде «новая этериализа- ция географии», «дефиницирование» и даже «эксцентричный космический профет», трудно узнать изначальный замысел Соджи — дать очерк преобладающих сегодня вариантов — «дискурсов» осмысления пространства и трудно усмотреть основы специфической философии пространства самого автора (кроме, может быть, той очевидной идеи, что воображаемое и реальное в сегодняшнем понимании пространства неразличимы). В тексте перевода распылен по сноскам и список ключевых для лос-анджелесского мыслителя текстов, в которых, с его точки зрения, представлены основные линии географической, или пространственной, как он предпочитает выражаться, мысли.
35 С моей точки зрения, все это симптоматично для нарастающего сегодня равнодушия к контексту, в котором
36 рождаются те или иные идеи, что выражается в предпочтении «краткого содержания предыдущей серии» без утомительного обращения к первоисточникам (далеко не всегда, кстати, доступным).
36 Вызов, с которым сталкиваются урбанисты в нашей стране, заключается в том, что существенные моменты развития западной урбанистической теории получили весьма слабое отражение в нашей литературе. Неизбежная эклектичность существующего сегодня городского знания еще более осложняет ситуацию становящегося в России и чрезвычайно разобщенного сообщества урбанистов. Необходимость «догонять» западных коллег по объему освоенных понятий и аналитических приемов соединяется с пониманием того, что многие из этих понятий и приемов проблематизируются процессами вроде убывания одних городов или стремительного роста других. Изменения в физической и социальной структуре современного города привели к складыванию нового типа городской агломерации, ставящей под вопрос традиционную форму, «концепт» и границы города. Теория всегда отстает от разворачивающихся на наших глазах изменений.
36 Вскакивать ли опять в последний вагон уходящего поезда, воспевая «прецессию симулякров» в родных осинах, или попытаться найти в разнообразии школ и подходов такие, которые открывают возможность критического анализа происходящего или хотя бы интересно теоретически обрамленных насыщенных описаний, — это серьезный выбор.
Задачи и план книги
36 В книге суммируются ключевые идеи урбанистической теории. Работ, написанных по урбанистике, очень много, так что моя «сумма» неизбежно субъективна и неполна. Я подробнее рассматривала те идеи, которые кажутся мне особенно полезными для рассмотрения тех или иных сторон жизни города, особенно в нашем, российском контексте.
36 Способы, какими
37 социологи, философы, географы, урбанисты, планировщики, специалисты в области культурных исследований, теоретики политики, а также те, кто не озабочен тем, по какому дисциплинарному ведомству проходит, осмысливают города, — разнообразны и далеко не всегда согласуются друг с другом.
37 Книга организована тематически, хотя хронологию разворачивания тех или иных идей, влияний и тенденций я тоже имела в виду. В первой и второй главах я выделяю главные идеи, которые легли в основу модернистской (классической) и постмодернистской (неклассической) урбанистической теории. В них я не только обращаюсь к работам тех мыслителей, что оказали, мне кажется, серьезное влияние на целые поколения исследователей, но и пытаюсь ответить на вопрос, какие модели понимания городов сложились в прошлом — далеком и совсем близком — и каким образом они сохранили свою значимость сегодня. Все последующие главы рассматривают альтернативные способы осмысления городов, фокусируясь на экологических, экономических, глобализационных, политических, связанных с разного рода различиями и повседневных измерениях городской жизни. Важно иметь в виду, что за редким исключением сегодняшние авторы не задаются целью построить всеобьясняющую и универсальную урбанистическую теорию.
37 В заключительной главе «Будущее городов» я как раз это и подчеркиваю, опираясь на немногие имеющиеся попытки спрогнозировать как будущее городов, так и будущее урбанистики.
Абашев В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века, Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000.
Абашев В, Масальцева Т, Фирсова А, Шестпакова А В поисках Юря- тина. Литературные прогулки по Перми. Пермь: ИПК ■«Звезда», 2005.
Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. М.: НЛО, 2002.
Ваксер A3. Ленинград послевоенный. 1945—1982 годы. СПб.: ОСТРОВ, 2006,
Вендина О, Мигранты в Москве: грозит ли российской столице этническая сегрегация? // Миграционная ситуация в регионах России. Вып. 3- М.: Центр миграцион. исслед. Ин-та географии РАН, 2005.
Валков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М.: Эксмо, 2005.
Глазычев В. Глубинная Россия наших дней: Публичная лекция, прочитанная в клубе <• Вilingua» 16 сентября 2004 т. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.polic.ru/leciures/2004/09/21/glaz.html
Глазычев В. Глубинная Россия: 2000—2002. М,: Новое издательство, 2005.
Дятлов В. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфликта? (Китайцы и кавказцы в Иркутске). М.: Наталис, 2000.
Запорожец О. Лавринец Е. Прятки, городки и другие исследовательские игры: urban studies в поисках точки опоры // Communit as. 2006. Ns t.
Каганов Г. Санкт-Петербург Образы пространства, М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004.
Корепанов Н., Блинов В. ГЪрод посредине России. Екатеринбург: Сократ, 2005.
КосмарскийА Исследователь в городе от всевластия взгляда к столкновению с Другим // Communitas. 2006. № 1.
Литовская МА, Кропотов СЛ. Ревиталиэация утопического в урбанистическом пространстве: случай Екатеринбурга-Свердловска // Oboz. Problemy Naradow Bytego Obozu Kommunisticheskogo, 2007. T. 2, № 17. S. 124— 136,
Литовская MA-, Кропотов СЛ. Second-hand «стиль Европы»: Европейское в жизни азиатского города // Границы: Альманах Центра этнических и национальных исследований Иван. гос. ун-та. Вып. 2. Визуализация нации. Иваново: Изд-во Иван, гос, ун-та, 2008.
Любовный ВЛ. Динамизм роли городов в социально-экономической и пространственной организации общества // Пространственная организация общества. Екатеринбург Изд-во Урал. гос. экон. ун-та,
2007.
Медведев С. Иркутск на почтовых открытках. М.: ГЪларт, 1996.
Митрофанов А Прогулки по старой Москве. М., 2005; 2006; 2007;
2008.
МолеваН. История новой Москвы, или Кому ставим памятник. М.: ACT, 2008.
Очерки истории города Омска. Т. 1: Дореволюционный Омск / Под ред. А. П. ТЬлочко. Омск Омск. гос. ун-т, 1997,
Ревзин Г. Москва: десять лет после СССР // Неприкосновенный запас. 2002. № 5.
Ремизов АВ. Омское краеведение 1920—19б0-х годов: Очерк истории, Ч, 1—2. Омск Омск. гос. ун-т, 1998.
Рубл Б. Дворы Санкт-Петербурга и переулки Вашингтона: заброшенные соседи официоза // Вестн, Ин-та Кеннана в России. 2002. Вып. 2. С 53-66.
Топоров ВН. Петербургский текст русской литературы // Топоров В.Н. Избранные труды. СПб.: Искусство—СПб. 2003.
Трущенко ОЕ. Престиж центра. Городская социальная сегрегация в Москве. М.: Socio-Logos, 1995.
Филиппов АВ. Социология пространства. М.: Владимир Даль, 2008,
Фокина TI7. Метафизическое саратоведение и личностная позиция Ц Пространственность развития и метафизика: Сб. науч. ст. / Под ред. Т.П. Фокиной. Саратов: Поволж акад. гос. службы, 2001, С 84—90.
Amin A, Thrift N. Cities: Reimagining the Urban, Cambridge: Polity, 2002.
Amin, A, Thrift, N. On being politicai/Aransacttons of the Institute of British Geographers. 2007. No. 32. P 112-115.
Barnes B. How Not To Do The Sociology of Knowledge // Rethinking Objectivity. Durham-. Duke University Press, 1994-
Blokland T. Urban Bonds. Oxford: Polity, 2003.
DearM. Comparative Urbanism // Urban Geography. 2005. Vol. 26, № 3- P 247-251.
Ethmgton PJ. The Public City: The Political Construction of Urban Life in San Francisco, 1850—1900. Los Andgeles: UC Press, 2001.
Hohemberg PM. The City: Agent or Product of Urbanization // Urbanization in History. Ad van der Waude / Ed. Akira Hayami, and Jean de Vries. Oxford: Clarendon Press, 1990.
Massey D. Geographies of Responsibility // Geografiska Annaler. 2004. Vol 86 (Ser. В). P 5—18.
Massey D. For Space. L: Sage, 2005.
Massey D. et al. City Worlds. L: Routledge, 1999.
Oswald I., Voronkov V. Die «Transformation» von St. Petersburg — Anmerkungen zur postsowjetischen S tad tent wick lung // Die europaeische Stadt / W. Siebel (Hrsg). Frankfurt a/M: Suhrkamp, 2004. S. 312-320.
PileS. Real Cities. L: Sage, 2005.
Ruble BA Second Metropolis: Pragmatic Pluralism in Gilded Age Chicago, Silver Age Moscow, and Meiji Osaka. Cambridge.- Cambridge University Press, 2001.
Ruble BA Creating Diversity Capital, Transnational Migrants in Montreal, Washington, and Kyiv Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2005.
Ruble ВА, KoehnJ, Popson N£. Fragmented Space in the Russian Federation. Washington.- Woodrow Wilson Center Press, 2002.
Schwartz VR. Spectacular Realities; Early Mass Culture in Fin-de-Siecle Paris. Berkeley: University of California Press, 1998.
Schwartz VJL Walter Benjamin for Historians // American Historical Review. 2001. Vol. 106, № 5. P. 1721—1743.
SerresM., LatourB. Conversations on Science, Culture, and Time. Ann Arbor. University of Michigan Press, 1995.
Smith MP. Transnational Urbanism. Oxford: Blackwell, 2001.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|