Ценность настоящего исследования рынка
Руководители, не желающие расходовать средства на маркетинговые исследования, иногда приводят аргумент, который может показаться справедливым: нередко СМИ и часть общественности не воспринимают исследования всерьез, считая их глупыми и даже фривольными.
Например, одна из основных статей воскресного выпуска Chicago Tribune, озаглавленная «В действительности вы — это то, что вы едите» (You really are what you eat), спрашивала читателей: «Вы любите сладкое, пряное, горячее? Приправы раскроют все секреты вашего характера».
Эта статья рассматривала соусы, заправки для салатов и приправы как некие ключи к внутреннему миру их потребителей через их вкусы. Так выяснилось, что люди, предпочитающие французские заправки, несколько стеснительны и не очень остроумны; выбирающие заправку
PR: полное руководство
Раздел 6. Создание имиджа
из голубого сыра — в большинстве своем мужчины средних лет, которые считают себя прекрасными собеседниками и склонны заботиться о своей физической форме, на деле, однако, предпочитая спорту телевизор; тот, кому нравится хрен, смел и отважен, любит риск и приключения.
На первый взгляд, это всего лишь довольно забавная и занимательная заметка о соусах и заправках, чуть более познавательная, чем гороскоп на каждый день. Но спонсор публикации, Ассоциация Соусов и Заправок (Association for Sauces and Dressings), утверждает, что данные проверены и абсолютно верны.
Согласно газете, «проведенные Ассоциацией исследования, устанавливающие связи между типом личности человека и его предпочтениями в области салатных заправок, подтверждают, что набор приправ может многое рассказать о психологии своего хозяина».
Эта же статья цитирует менеджера пищевой компании, утверждающего, что «желтую горчицу выбирают люди веселые, легкие, любящие быть в кругу семьи, а дижонскую горчицу предпочитают несколько более сложные натуры, которые при этом любят готовить».
Этот менеджер, как пишет газета, считает того, кто «выбирает коричневую горчицу», человеком, «любящим поесть».
Понятно, что найдутся люди, которые, прочитав подобную статью в одной из самых популярных американских газет, лишь посмеются. Однако другие, возможно, с менее развитым чувством юмора, лишний раз убедятся в том, что маркетинговые исследования не стоит принимать всерьез.
Печально, но факт: многие успешные и уважаемые компании ежегодно платят значительные гонорары «научно-исследовательским» фирмам, выдающим подобные материалы за «науку» и тем самым подрывающим доверие к серьезным психографическим исследованиям. Эти фирмы представляют более позднее воплощение явления 80-х — учреждений, исследующих тренды (trend shops), позиционировавших себя в качестве организаций по изучению подростковой субкультуры и прогнозировавших развитие предпочтений тинейждеров. Несмотря на миллионы, выделенные на проведение подобных изысканий, прогнозы были ненамного точнее предсказаний телевизионных экстрасенсов.
При аргументированном и цельном подходе с помощью психографических исследований выясняют, как люди реагируют на социальные и культурные явления, однако горчицу к явлениям такого порядка отнести никак нельзя. Серьезная статья-исследование может быть занимательной, но ее выводы должны содержать полезную для компании информацию. Например, в ходе исследования Retail Intelligence Group, проведенного при поддержке Nation's Restaurant News по всей стране
было опрошено более тысячи человек, завтракавших, обедавших или ужинавших вне дома, по крайней мере, два раза в неделю. Опрос показал, что постоянные клиенты ресторанов «лучше заказывают привычные блюда, однако у разных возрастных групп предпочтения совершенно разные». Предполагалось, что чем лучше рестораны будут понимать предпочтения разных возрастных групп своих посетителей, тем легче им будет учитывать вкусы целевой аудитории — при составлении меню, в маркетинговой политике, ценообразовании и т. д.
После изучения ответов пожилых людей, поколения беби-бума (baby-boom), поколения «X» (Generation X) и подростков, оказалось, что «самый значительный вывод исследования таков: чем больше известных брендов предлагает ресторан, тем лучше, так как посетители воспринимают это как заботу и уважение к ним. Эту точку зрения поддержали 46 % опрошенных».
Как свидетельствуют ответы респондентов, предложение ресторанами продукции известных брендов воспринимается как свидетельство того, что:
• ресторан проявляет заботу о посетителях: всего 46 %, ведущая группа — тинейджеры, 53 %;
• ресторан предлагает пищу лучшего качества: всего 42 %, ведущая группа — поколение «X», 46 %;
• это ресторан высокого разряда: всего 38 %, ведущая группа — тинейджеры, 43 %;
• это место, куда можно прийти еще раз: всего 36 %, ведущая группа — тинейджеры, 43 %;
• допустима более высокая цена за эти наименования: всего 26 %, ведущая группа — поколение «X», 28 %.
Каждый четвертый из опрошенных готов платить больше за любимые бренды — и продукты, и напитки.
Старшие представители поколения беби-бума и пожилые люди — те, кому за 50, — очень чувствительны к брендам. Примерно каждый третий предпочел бы ресторан, предлагающий больший выбор брендов в своем меню. Возможно, должно удивлять, что подростки также проявляют интерес к известным маркам: 69 % опрошенных сказали, что на их выбор при заказе блюд больше всего влияют наименования брендов продуктов питания. Трое из каждой четверки признали, что они стараются заказывать продукты определенных брендов.
Примерно 80 % от общего числа подростков сказали, что «в знакомых ресторанах они готовы попробовать новое блюдо, если в его составе есть продукты брендов, которые они знают и которым доверяют».
PR: полное руководство
Раздел 6. Создание имиджа
Согласно проведенному исследованию:
• тинейджеры чаще, чем люди других возрастных групп, придут в ресторан еще раз, если в меню упомянуты бренды бакалейных товаров и напитков;
• бренды соков наиболее важны для поколения «Y» (generation Y)* и наименее — для поколения беби-бума (топ-бренд: Tropicana);
• бренды кофе наиболее важны для пожилых и наименее — для ти нейджеров (топ-бренд: Folgers);
• известные бренды бутилированной воды, мороженого и безалкогольных напитков имеют наибольшее значение для тинейджеров и наименьшее — для пожилых (топ-бренды: Evian, Breyer's, Coca-Cola соответственно);
• чайные бренды наиболее важны для старших представителей поколения беби-бума и наименее — для поколения «Y» (топ-бренд: Lipton);
• бренды приправ наиболее важны для поколения беби-бума и наименее — для тинейджеров (топ-бренд: Heinz);
• бренды сыра наиболее важны для тинейджеров и наименее — для поколения «Y» (топ-бренд: Kraft/Velveeta);
• бренды мяса наиболее важны для пожилых и наименее — для тинейджеров (топ-бренд: Jimmy Dean);
• бренды домашней птицы наиболее важны для пожилых и наименее — для поколения «Y» (топ-бренд: Tyson);
• бренды хлебобулочных изделий наиболее важны для старших представителей поколения беби-бума и наименее — для поколения «X» (топ-бренд: Wonder Bread);
• бренды круп наиболее важны для старших представителей поколения беби-бума и наименее — для тинейджеров (топ-бренд: Uncle Ben's).
После изучения результатов исследования один из консультантов в этой сфере бизнеса заметил: «Люди приветствуют новизну в моделях часов, но не в еде. Восприятие продуктов питания эмоционально окрашено и потому является серьезным препятствием в пищевой промышленности».
Еще одно наблюдение: поколение беби-бума придает значение статусу, имиджу, который ассоциируется с определенными брендами. Представители поколений «X» и «Y» заявляют, что меньше заботятся об имидже, однако их потребительская модель опровергает это заявление, особенно при покуп-
ке ими одежды и обуви. Проведенные исследования показывают, что эти поколения придают не меньшее значение брендам в области питания.
Согласно приблизительным оценкам, в стране* 75 млн представителей поколения беби-бума, 60 млн пожилых людей, около 70 млн представителей поколения «X» и 60 млн — поколения «Y».
Руководителям компаний, особенно тех, что представляют пищевую промышленность (хотя возрастной маркетинг имеет большое значение и в других сферах деятельности), подобные данные помогут принять стратегически важные маркетинговые решения. При подготовке PR-программы знание и понимание вкусов и предпочтений нужной аудитории бесценно.
Цель исследований заключается в том, чтобы предоставить компании информацию, которая расскажет о потребителях и основных значимых группах, позволит совершенствовать и саму компанию, и ее имидж в глазах общественности.
Кроме того, это своеобразная проверка.
Если исследование покажет, что потребителей в чем-то не устраивает компания, ее продукты или услуги, корпоративное поведение, взгляды на социальные вопросы, общение с социальными группами, если нет доверия к представителям фирмы, и существует масса других сложностей, то руководство такой фирмы должно узнать о проблемах до того, как они вылились во что-то серьезное — в статью рассерженного сотрудника или жалобу о дискриминации и т. д.
Руководство также должно быть в курсе, изменился ли имидж компании в лучшую или худшую сторону, или же он абсолютно не отличается от имиджа конкурентов. Примет ли менеджмент эту информацию к сведению, постарается ли изменить образ компании или же проигнорирует — это уже другой вопрос, однако решение о действии или бездействии должно приниматься на основе данных исследования.
Руководство может закрыть глаза на резкую критику, однако при этом оно рискует поставить свою фирму в ситуацию, которую пришлось в 90-х годах испытать нескольким крупным авиакомпаниям и другим известным корпорациям, которые навлекли на себя гнев и работников, и кредиторов, и потребителей. Немногие симпатизировали руководству авиалиний, и в результате пострадал имидж всей этой отрасли.
Само понятие «PR» предполагает двусторонний диалог. Компания (или организация) посредством эффективного PR на всех уровнях и со
* Поколение родившихся после 1978, следующее за поколением «X:
* Речь идет о США.
PR: полное руководство
Раздел 6. Создание имиджа
всеми значимыми группами — сотрудниками, инвесторами, потребителями, регулятивными органами и СМИ — не толвко должна стремиться оказывать влияние на мнения и решения, но и прислушиваться к тому, что эти разные социальные группы хотят ей сказать. Безусловно, если ожидания или пожелания общественности нереалистичны и заведомо невыполнимы, компания может не обращать на них внимания в надежде, что критические настроения сами пойдут на убыль; но можно и объяснить аудитории, почему то, что она хочет, невыполнимо, и предложить ей что-то еще, показав заинтересованность в сотрудничестве. Вступая в диалог, компания имеет больше шансов завоевать доверие общественности, чем если 6bi она никак не отреагировала или не вы-сказала свое «отношение».
Исследование — ценное средство на любом этапе PR-пpoграммы — планирования, мониторинга ее эффективности и конечно же на этапе оценки результатов программы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|