Один термин — множество значений и масса заблуждений
Когда главной новостью становится очередной скандал, о тех, кто оказался в его эпицентре, зачастую говорят: «У них проблемы с PR». Но если шумиха затронула добропорядочных граждан и обвинения против них несправедливы, то именно технологии PR помогут людям наилучшим способом прояснить ситуацию, высказать свою точку зрения, подчеркнуть намерения и тем самым сохранить, восстановить и, возможно, в конечном счете даже укрепить свою репутацию. С другой стороны, если вовлеченные в скандал или обвиняемые в нарушениях не относятся к респектабельной части общества, то проблемы у них вовсе не с PR, а, скорее, именно с тем, что они люди недобропорядочные.
Вопреки довольно распространенному мнению PR вовсе не является системой, созданной для того, чтобы выдавать дурных людей и негативные явления за нечто иное. Конечно, некоторые неэтичные PR-деятели или люди сходных профессий могут провернуть ловкий фокус и ввести окружающих в заблуждение, однако такие приемы недолговечны и расплата неминуема как за само действие, так и за жульничество.
Наверное, причина большинства заблуждений в отношении PR кроется в смешении понятий «public relations» и «publicity» (паблисити)*, когда PR-специалисты воспринимаются как журналисты, публицисты или пресс-секретари, а их единственной задачей считается привлечение
* Паблисити — положительная известность кого-либо среди его окружения.
внимания общественности к какому-либо явлению через СМИ. Public Relations — всеобъемлющий термин; это система, выполняющая множество задач и функций: коммуникацию, общественные взаимоотношения, производственные отношения, взаимоотношения между сотрудниками, контакты с потребителями, отношения с заказчиками, международные отношения, отношения с инвесторами, процесс управления проблемами, связи с масс-медиа, контакты с прессой, продвижение, паблисити, отношения с акционерами, подготовка текстов публичных выступлений и отношения с посетителями.
Очевидно, что некоторые из них почти совпадают и практически неотличимы друг от друга. Различия проявляются в способах практического применения этих функций, когда разные компании, общественные организации или индивиды рассматривают конкретное назначение применительно к своим собственным потребностям и задачам. К примеру, промоушн предоставляет целый ряд технологий, причем увеличение прибыли не всегда является конечной целью, в некоторых случаях гораздо важнее привлечение общественного внимания к объекту продвижения. Многие из упомянутых выше функций включают написание и публикацию печатных материалов, исследовательских отчетов, обзоров, создание аудио- и видеоматериалов, подготовку программ в режиме online, информационных бюллетеней, постеров, организацию семинаров и симпозиумов.
Специализированные PR-агентства предоставляют услуги в одной из областей связи с общественностью, например в сфере финансовых отношений, организации презентаций и других мероприятий (event management) или антикризисного менеджмента, в то время как PR-отдел определенной компании обычно выполняет более общие функции. Важно, однако, понимать, что не всякий узкий специалист окажется надежным экспертом вне области своей специализации.
Еще одна причина разночтений понятия «PR» — наличие термина «спин» (spin)*.
В 90-х годах это слово вошло в обиходную речь и стало со временем весьма популярным в некоторых медиакругах**.
Так характеризовали тех специалистов в области PR, которые, подобно миссионерам-фанатикам прошлых веков, готовы были создавать об-
* Исходные значения слова spin связаны с кружением, вращением; в переносном смысле это слово употребляется, в частности, как «придумывать что-то, плести небылицы, "раскручивать"».
** Речь идет о США и странах Западной Европы.
PR: полное руководство
щественное мнение любой ценой. «Спин» в данном контексте означает представление информации в положительном или негативном свете в зависимости от того, какую сторону представляет оратор. И хотя в этом нет ничего магического, спинмайстеров («spinmeisters») и спиндокторов («spindoctors») общественное сознание склонно демонизировать.
Еще одна группа людей, чью деятельность порой относят к PR, — лоббисты, цель которых — склонить представителей регулирующих и законодательных органов к принятию или отмене законов и постановлений. Сами лоббисты, в большинстве своем юристы или высокопоставленные чиновники, справедливо расценивают свою деятельность как одну из форм PR. К сожалению, широкая общественность обычно слышит слово «лоббист», когда речь идет о попытке оказания грубого давления или о даче взятки должностному лицу.
Типичный лоббист аргументированно убеждает чиновников, объясняя, какие выгоды местным жителям принесет субсидия на образование или взлетно-посадочная полоса. Лоббисты привлекаются сторонниками противоположных точек зрения при обсуждении и решении важнейших вопросов жизни общества и помогают вносить коррективы в политику государства в сфере здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, связи, экологии и множестве менее значимых областей. Большинство людей представляет лоббистов как неких толстосумов с неограниченным политическим влиянием.
Великий мастер уговоров и решения проблем
Роберт Л. Диленшнайдер (Robert L. Dilenchneider), ведущий PR-специалист, ветеран в области связей с общественностью, называет PR «искусством влияния». В книге «Власть и влияние: постигая искусство убеждения» (Power and Influence: Mastering the Art of Persuasion) он пишет: «Источник власти заключается в умении запоминать и отслеживать взаимосвязь между коммуникацией, распознаванием и влиянием... Искусство влияния состоит в определении, осознании и постепенном развитии собственной программы».
На языке профессионалов рекламы задача PR — не что иное, как дать публике «разрешение поверить». Если рекламное сообщение находит отклик и люди готовы принять его, нужно лишь доказать им правильность такого выбора. И PR-эксперты предоставят общественности массу аргументов. Они расскажут, что продукт «занял первое место в рейтинге J. D. Power and Associates» и что «недавно он завоевал престижную премию Snerkle Award for Excellence в своем классе».
Раздел 1. Public Relations: наука или искусство?_________________________ 19
Но кто такие J. D. Power и Snerkle?
Это не имеет значения. Подавляющему большинству населения эти имена все равно ни о чем не говорят. Людям нужно лишь удостовериться в том, что продукт был одобрен каким-нибудь авторитетным сертификационным центром или организацией с внушающим доверие названием.
Уильям Д. Новелли (William D. Novelly), глава одного из крупнейших в мире PR-агентств, на самом деле никогда не считал себя PR-деятелем. Успешный топ-менеджер, соучредитель и президент Porter Novelli, а впоследствии исполнительный вице-президент компании CARE и исполнительный директор и главный администратор фирмы AARP, Новели верит в действенность интегрированных маркетинговых решений. «В компании CARE мы раздавали всем футболки с лозунгом: "Интеграция или смерть,,, — рассказывает он. — Сначала нужно как следует оценить ситуацию, составить о ней полное представление. Определившись с тем, какие задачи нужно выполнить, выбирайте из всего маркетингового арсенала любые методы, которые помогут вам в достижении намеченного результата». Из широкого диапазона PR-функций необходимо найти подходящие для реализации определенного проекта: от подготовки ответов на статистические запросы или годового отчета компании до написания текстов презентаций семинаров и формирования архивов. Не все PR-специалисты обязательно журналисты, лоббисты или спиндоктора. И не все, что совершается в этой области, делается для паблисити.
Роль PR-профессионала
Не все PR-специалисты твердо придерживаются определенных этических и профессиональных норм. В дальнейшем этой теме будет уделено особое внимание, пока лишь заметим, что в настоящее время профессиональные этические нормы трактуются куда более субъективно, чем раньше.
Филип Лесли (Philip Lesly), выдающийся деятель в области PR, в одном из недавних своих трудов пишет, что связи с общественностью «предполагают глубокий анализ и осмысление всех факторов, влияющих на отношение людей к организации». Несомненно, предмет подобного анализа должен распространяться за пределы простого привлечения внимания СМИ к компании.
Часто PR-специалист — это связующее звено организации с внешним миром. В этом смысле пресс-секретарь государственного учреждения или представитель министерства считаются PR-персонами крупного
PR: полное руководство
ранга. Высокий уровень публичности, которым может обладать каждая сказанная фраза, будь она заранее заготовлена или спонтанна, и потенциальный общественный резонанс, который она может вызвать, требуют особенно «глубокого анализа и осмысления» и отличных навыков дипломатии и презентации.
По своей значимости в качестве «лица» и «голоса» организации во многих ситуациях PR-специалист уступает только главе компании. Кроме того, осуществляя непосредственный контакт с публикой, PR-специалист проводит опросы общественного мнения и первым получает отзывы о работе организации, а потому является источником жизненно важной для предприятия информации о том, что в действительности люди думают и говорят о нем. Деятельность таких специалистов находится в сфере влияния со стороны менеджмента, и руководству необходимо умело управлять ею.
Наука или искусство?
В то время как большая часть PR-сообщества шумно спорит, куда же все-таки отнести PR — к науке или к искусству, прагматично настроенные профессионалы считают PR всего лишь работой, связанной с решением определенных задач, и призывают коллег не преувеличивать свои заслуги и не изобретать новых поводов для наград. Уже в 70-е годы XX века, поняв на примере своих заказчиков, как сильно повышается рейтинг организации при получении какой-нибудь престижной премии, специалисты PR не замедлили укрепить свой собственный авторитет разнообразными знаками отличия.
Тем не менее следует признать, что по сей день первые лица многих компаний не имеют достаточно ясного представления о сути PR, не понимают всей его важности для репутации компании. Многие из таких руководителей сводят практику PR к выпуску финансовых бюллетеней и ловким ответам на вопросы надоедливых репортеров.
Однако такой однобокий подход таит серьезную угрозу. Влиянию на представления общественности о компании нельзя отводить второстепенную роль. Во времена информационного бума, свободного доступа ко многим информационным источникам, круглосуточного вещания семь дней в неделю и ежеминутного обновления новостной ленты именно профессиональный подход к работе с общественностью был залогом успеха для многих ныне процветающих организаций.
Для того чтобы написать и презентовать материал, представляющий предмет публикации — событие или организацию — в наиболее выгодном свете, безусловно, нужен творческий подход, а чтобы правильно
Раздел 1. Public Relations: наука или искусство?_________________________ 21
расставить акценты, нужны навыки организаторской и презентационной деятельности. Это, вне всяких сомнений, искусство. А опора на данные социологических и психологических исследований, анализ образа жизни населения и общественного мнения отражают научную основу большинства ключевых PR-процессов.
PR и СМИ
Предполагается, что люди, профессионально занимающиеся PR, должны превосходно разбираться в организации работы различных средств массовой информации, понимать методологию и методику научных исследований. Знания в этих областях, а также компетентность в вопросах права, культуры, политики и социально-психологических основ человеческого поведения помогают им достучаться до той или иной социальной группы.
PR-специалист, создающий или распространяющий пресс-релиз о каком-либо событии, выполняет функцию, которая принесет организации ощутимую пользу. Умение писать тексты дано не каждому, но и этого таланта недостаточно. Это лишь одно из многих умений, необходимых PR-профессионалу. Владение антикризисным менеджментом повышает значимость специалиста по PR на корпоративном уровне. PR-специалисты как мастера по развитию отношений с инвесторами, антикризисному или репутационному менеджменту ценятся не меньше, чем хорошие адвокаты, советники по финансам и консультанты по управлению.
Таким образом, система PR — это и наука и искусство, благодаря чему она способствует формированию корпоративной репутации, укреплению рыночных позиций и в конечном счете — процветанию компании; кроме того, PR — серьезнейший фактор в маркетинге и бизнесе.
Резюме
• PR действительно позволяет общественности верить. Если сообщение находит отклик у людей, его обязательно примут, нужно лишь предоставить публике весомый аргумент.
• Одно из самых больших заблуждений в отношении PR — смешение понятий «public relations» и «publicity» (паблисити).
• PR — это «зонтичный» термин для коммуникации, общественных взаимоотношений, производственных отношений, взаимоотношений между сотрудниками, контактов с потребителями, отношений с заказчиками, международных отношений, отношений с инвесторами,
PR: полное руководство
процесса управления проблемами, связи с масс-медиа, контактов с прессой, продвижения, паблисити, отношений с акционерами, подготовки текстов публичных выступлений и отношений с посетителями.
• Термин «спин» принято воспринимать с отрицательным подтекстом, но на самом деле это всего лишь представление информации в положительном или негативном ключе в зависимости от того, какую сторону представляет коммуникатор.
• Специалист по PR — «лицо» и «голос» организации — ведет диалог с общественностью.
Библиография
1. Robert Dilenschneider, Power and Influence. — New York: Prentice Hall, 1990.
2. Philip Lesly, ed., Lesly's Handbook of Public Relations and Communications, fifth edition. — Chicago: McGraw-Hill/Contemporary, 1998.
3. William D. Novelli, Executive Director and CEO of AARP, quoted in a 2003 interview with the author.
Раздел 2
Планирование PR-кампании
Случайные удачи в любом серьезном бизнесе равноценны провалу. По-настоящему успешное предприятие начинается с разработки детального плана и последовательного претворения его в жизнь до полного достижения поставленных целей.
На этапе планирования PR-кампании определяются ее целевая аудитория, задачи и приоритеты. Хотя цели PR всегда тесно связаны с достижением известности, у конкретных кампаний они могут сильно варьироваться. Бывает, что назначение PR-проекта — именно завоевание популярности, но чаще цели сложнее и многообразнее.
Например, в PR-плане политика, участвующего в выборах, узнаваемость будет лишь одним из множества пунктов. Кандидат надеется, что кроме голосов избирателей, PR обеспечит ему толпы верных сторонников и их ощутимую поддержку, финансовую помощь, активистов-добровольцев, одобрение и молву.
А корпоративная PR-кампания будет подчеркивать преимущества товара по сравнению с тем, что предлагают компании-конкуренты, и всеми способами подогревать слабеющий интерес к продукции. И политический кандидат, и торговая фирма стремятся к известности, однако их PR-планы, за исключением, пожалуй, плотной работы с прессой, будут существенно различаться.
Основные элементы плана
Если за время проведения PR-кампании меняется политико-экономический или культурный контекст, то это может потребовать внесения корректив в первоначальный план, и, вероятно, понадобится пересмотреть и поставленные цели. Так как PR часто (но не всегда) связан с деятельностью компании на рынке, то маркетинговый план определяет базовые ориентиры PR-кампании.
Иногда PR-план включается в маркетинговый план как раздел или даже подраздел с целью создать «горячую линию» для работы с отзы-
PR: полное руководство
Раздел 2. Планирование PR-кампании
вами и жалобами потребителей или подготовить пресс-релизы о новых проектах компании или изменениях в ее структуре. В других случаях PR-план фокусируется на изменении общественных представлений о предмете PR-кампании или на поддержании его позитивного образа с помощью медиаканалов.
Ключевые пункты маркетингового плана — анализ ситуации, цели, стратегия, тактика, график реализации и бюджет маркетинговой деятельности. Каждый маркетинговый план, как и человек, составляющий его, уникален. Это может быть и солидный многостраничный документ, тщательно прописывающий мельчайшие детали, и просто перечень основных пунктов. Кроме того, на разработку плана влияет организация, для которой он создается, а точнее, размер компании, ее потребности, цели, капитал и стиль управления.
Если PR-кампания не ставит грандиозных целей и ограничена в средствах, то, скорее всего, она будет просто включена в общий маркетинговый план. Но если PR занимает в маркетинговой деятельности компании значительную долю, то в этом случае целесообразно разработать самостоятельный PR-план, который, опираясь на общие бизнес-цели, позволит заострить внимание на собственно PR-задачах: от паблисити и написания речей до специальных публикаций, интернет-сайтов, ориентированных на определенную аудиторию, или программ по обеспечению отношений с правительственными кругами.
В организациях, PR-деятельность которых направлена на продвижение образовательных программ, сбор средств на благотворительные нужды и помощь социально незащищенным слоям населения с помощью добровольцев и членов персонала, разрабатываются долгосрочные, многоуровневые и в высокой степени специализированные PR-планы.
Созданию маркетинговых и PR-планов посвящено множество книг. Важно помнить, что не существует какого-то общего образца составления плана. К тому же способ изложения и форма плана должны соответствовать общему стилю управления в организации, в противном случае документ вообще вряд ли станут читать и тем более — следовать ему.
Анализ ситуации
Так же, как и в типичном маркетинговом плане, анализ ситуации в PR-плане кратко резюмирует преобладающие тенденции, влияющие на положение компании на рынке или на ее отношения со значимыми общественными группами — потребителями, заказчиками или
партнерами, инвесторами, должностными лицами, потенциальными клиентами, конкурентами и СМИ. Кроме того, в этом пункте плана фиксируются положительные стороны предмета PR-кампании, а также негативные факторы и возможные сложности. Приведем такой пример.
С увеличением числа интернет-пользователей активность в сфере розничной торговли падает. Конкуренты, у которых более разнообразный выбор товаров и солидный рекламный бюджет, зазывают потенциальных покупателей агрессивной рекламой и значительными скидками на некоторые продукты, а заполучив заказчиков, предлагают им другие вещи. Поскольку интернет-торговля продолжает развиваться, а компании-конкуренты завоевывают все большую долю рынка рекламой, скидками и широким ассортиментом товаров, перспективы сохранения и расширения бизнеса находятся под угрозой.
Совершенно очевидно, что «ситуации» разных компаний или организаций будут абсолютно несхожими и в описание могут быть включены другие факторы. Обратите особое внимание на опыт, накопленный организацией: правильно ли она до сих пор определяла уникальность своего предложения, убедительно ли объясняла это покупателю, выполняла ли свои рекламные обещания, делала ли свои товары и услуги еще более интересными и привлекательными, или же все было совсем наоборот?
Исходите из данных, полученных в ходе исследований. Будьте объективны и честны. Представляя существующую ситуацию в выгодном для руководства свете, вы, возможно, и наберете дополнительные очки, однако такой поход уничтожает саму суть создания серьезной PR-программы.
Ничто не может заменить хорошее знание рынка, но еще важнее иметь представление о том, каково отношение этого рынка к компании или организации, располагать информацией о рейтинге предприятия среди фирм-конкурентов, данными о наличии альтернативы предлагаемым продуктам. Исследования — первооснова PR.
Учитывайте все изменения, которые могли произойти на рынке и в экономике, принимая во внимание любые факторы, влияющие на ситуацию; проанализируйте изменения в структуре управления компанией и их возможное воздействие на ее миссию и цели. Для правильной оценки текущей ситуации полезно обратиться к истории и сравнить текущую информацию с данными годичной (и даже большей) давности, сопоставляя эти сведения и соотнося их с внешней рыночной ситуацией и положением дел внутри организации.
PR: полное руководство
Раздел 2. Планирование PR-кампании
Исследование рынка, в особенности изучение знания потребителей о продукте и их отношения к нему, позволит сформировать объективное видение ситуации и направить план в нужное русло. Иногда полученные данные подтверждают уже известные сведения, однако никогда не мешает убедиться в правильности своей оценки. Если же в результате исследования обнаруживается информация, которую никто не ожидал получить, о которой никто до этого даже не догадывался, то такие данные просто бесценны. Важно донести до тех, кто будет осуществлять PR-план, почему нужно четко следовать его пунктам.
Кроме того, полезно будет провести PR-аудит. Сюда следует включить:
• интервью с руководством компании и другими значимыми группами, такими как, например, акционеры или представители СМИ;
• обзор и анализ текущих вопросов, проблем и новых возможностей;
• повторную проверку с целью выяснить, не изменились ли целевая аудитория и состав значимых социальных групп со времени создания предыдущего плана;
• оценку предпочтений и интересов потребителей и работников самой компании, поставщиков, влиятельных лиц общества и других целевых групп;
• оценку того, насколько эффективно текущие медиаконтакты и используемые СМИ охватывают целевые сегменты рынка;
• критический пересмотр содержания web-сайта и других маркетинговых и коммуникационных источников: печатных материалов, материалов для прессы (включая биографии и фото ключевых фигур PR-кампании), рекламных материалов, материалов для почтовых рассылок и др.
Определение целей
Четкое определение целей поможет правильно выбрать подходящие для той или иной организации или компании виды PR-действий. Так, несмотря на то что большинство PR-акций направлено на приобретение широкой известности среди общественности, такие сферы, как отношения с инвесторами или правительственными кругами, фокусируются на выявлении совершенно определенной и немногочисленной аудитории, установлении с ней контакта и поддержании связи, которую предпочитают не афишировать. Также нежелательны широкая огласка и пристальное внимание общественности во время решения кризисных ситуаций.
При определении задач необходимо учесть особые предпочтения целевой аудитории или рыночного сегмента и убедиться в отсутствии противоречий между тем, что хочет компания, и тем, что ждет ее аудитория. Единство интересов или их конфликт отчетливо читаются в поставленных целях PR-кампании. Например:
• привлечь потерянных клиентов;
• повысить в этом году показатели розничной торговой сети на 25 %;
• удерживать текущий уровень доходов в этом квартале, увеличить доход на 5 % в следующем квартале.
Все очень индивидуально: одна организация стремится повысить свою популярность на конкретный процент за определенный срок, в то время как другая собирается минимизировать возможные убытки после ряда негативных новостей в СМИ. Очень важно определить эту специфику. Формулировки целей не могут быть слишком общими и допускать несколько толкований.
Подумайте, подходит ли одно и то же PR-сообщение для работников и добровольцев, покупателей и поставщиков, СМИ, ориентированных на деловые круги, и национальную и региональную прессу, общественных лидеров и простых граждан; всех тех, кто составляет целевой сегмент рынка или аудиторию.
Стратегия
Определите, какие методы лучше всего донесут необходимое сообщение до нужной аудитории. Не секрет, что одни и те же слова люди воспринимают по-разному, особенно, если послание обращено к представителям разных поколений или неоднородных демографических групп. В создании реальной картины приоритетов и ценностей целевой аудитории помогут данные исследований.
Обратите особое внимание, на формирование какого имиджа организации или компании направлена стратегия, насколько этот имидж соответствует истории и миссии данной организации, а также образу, создаваемому в общем маркетинговом плане. Порой наблюдается смешение понятий стратегии и тактики, как если бы они означали одно и то же. Однако это далеко не так. Стратегия определяет подход и точку приложения деятельности, в то время как тактика поясняет, как это нужно осуществить. Приведем примеры стратегии.
Убедить общественность в том, что живое человеческое общение с представителем организации плодотворнее, чем обезличенный интернет-контакт с компьютерной программой, которая к тому же может зависнуть в любой момент.
PR: полное руководство
Раздел 2. Планирование PR-кампании
ИЛИ:
Противопоставить «модному», но непроверенному конкуренту давнюю историю и заработанную отличным качеством и надежностью предлагаемых товаров и услуг репутацию компании.
Выбор тактики
Существует множество способов повлиять на убеждения и поведение той или иной целевой аудитории. Например, для того чтобы оказать воздействие на сотрудников, можно применить следующие тактики. • Корпоративные церемонии (например, ежегодные банкеты), на которых сотрудники публично поощряются за отличную работу и особые достижения денежными премиями и бонусами, награждаются сертификатами и специальными экскурсиями. Компания Target Stores, к примеру, премирует сотрудников поездкой в Мемфис (штат Теннеси) с обязательной экскурсией в Target House, фонд помощи St. Jude Children's Research Hospital (Детская больница Св. Иуды). Организация помогает финансировать оборудование, а ее сотрудники отвечают одобрением и высокой оценкой этой общественной деятельности, что способствует трудовому подъему на всех уровнях организации.
• Поощрение участия сотрудников в подготовке материалов в жур налы, информационные бюллетени и другие издания компании, что, с одной стороны, вносит разнообразие в публикации, а с дру гой — воспитывает командный дух и верность корпоративным идеалам.
Среди средств, обычно используемых для воздействия на покупателей, заказчиков или потребителей, назовем следующие:
• брошюры, буклеты, справочные руководства и другие виды текстовых материалов по продвижению товаров или услуг как для широкой аудитории, так и ориентированные на определенные сегменты рынка и распространяемые по почте или через представителей организации;
• каталоги, журналы и информационные бюллетени;
• материалы web-сайта;
• материалы на DVD-, CD-ROM, видео- и аудионосителях;
• семинары и конференции;
• интерактивные программы, содержащиеся на дискетах или размещенные на сайте компании;
• спонсорская помощь в организации различных мероприятий;
• участие в совместных спонсорских программах с местными и национальными TV- и радиоканалами;
• участие в общественных и государственных благотворительных акциях;
• организация конкурсов, аукционов, тотализаторов, направленных на продвижение товаров или услуг;
• креативное использование призов и наград, реклама. Тактики влияния на продавцов и поставщиков включают:
• совместный брендинг с поставщиками и продавцами наиболее успешных моделей;
• совместное спонсорство;
• совместная реклама;
• размещение на корпоративном сайте компании ссылок на web-ресурсы поставщиков и продавцов.
Для того чтобы донести нужную информацию до широкой общественности или определенной целевой аудитории с помощью СМИ, используются следующие средства:
• пресс-релизы (рассылаемые по электронной почте, другим системам интернет-оповещения, по факсимильной и почтовой связи);
• презентации проведенных исследований и обзоров, официальных документов, сравнительных исследований и справок о текущем положении дел;
• личные контакты с представителями СМИ: интервью, приемы, обеды, пресс-конференции и брифинги.
Тактика и методы влияния на торговую, национальную, региональную прессу и online-CMИ:
• позаботьтесь о том, чтобы корпоративный интернет-сайт предоставлял пользователям какие-либо новые возможности и преимущества;
• разработайте ежемесячную рассылку информационных листков и телевизионных роликов о продукте или о новостях отрасли в целом;
• обеспечьте участие ключевых руководителей и других представителей компании в программах, устраиваемых торговыми ассоциациями;
• принимайте участие в сетевых форумах и конференциях;
• принимайте участие в совместном спонсировании информационных статей, публикуемых на правах рекламы в платных изданиях.
PR: полное руководство
Раздел 1. Планирование PR-кампании
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|