Public Relations: наука или искусство?
Оглавление
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
Маркони, Джо.
М27 PR : полное руководство / Джо Маркони ; Пер. с англ. Д. Р. Ге-ренава, Ю. П. Леоновой. — М.: Вершина, 2006. — 256 с.: табл. — ISBN 5-9626-0007-Х. ISBN 0-324-20304-7 (англ.) Агентство CIP РГБ
Моделирование, поддержание и изменение внешнего имиджа, формирование и развитие информационного поля, мониторинг общественного мнения — такова роль сегодняшнего PR.
Книга знакомит практикующих PR-профессионалов, маркетологов, а также других читателей с основами и профессиональными секретами Public Relations как коммуникационного менеджмента.
УДК 659.4 ББК 60.842
ISBN 0-324-20304-7(англ.) © Sourh-Western, a division of
ISBN 5-9626-0007-XThomson Learning, Inc., 2004
© Перевод, оформление OOO«Вершина», 2005
Предисловие ...................................................................................................... 10
Введение................................................................................................................. 11
Раздел 1. Public Relations: наука или искусство?..................................... 16
Один термин — множество значений и масса заблуждений............ 16
Великий мастер уговоров и решения проблем..................................... 18
Роль PR-профессионала.............................................................................. 19
Наука или искусство?......................................................................................... 20
PR и CMИ........................................................................................................ 21
Резюме................................................................................................................ 21
Библиография................................................................................................. 22
Раздел 2. Планирование PR-кампании........................................................ 23
Основные элементы плана.......................................................................... 23
Анализ ситуации....................................................................................... 24
Определение целей.................................................................................. 26
Стратегия.................................................................................................... 27
Выбор тактики.......................................................................................... 28
Создание графика реализации проекта............................................. 30
Определение бюджета.................................................................................. 30
План.................................................................................................................. 30
Цели PR-плана.......................................................................................... 31
Медиакит (Media Kit).............................................................................. 31
Web-сайт........................................................................................................ 32
Список СМИ.............................................................................................. 32
Услуги по отслеживанию публикаций............................................... 33
Реклама....................................................................................................... 33
Бюджет.......................................................................................................... 33
Дополнительные замечания.................................................................. 33
Резюме................................................................................................................ 34
Раздел 3. Общественность.............................................................................. 35
Многоликая и вездесущая общественность.......................................... 35
Обращение к нуждам и интересам конкретной общественности .... 35
«Забытая общественность»........................................................................ 38
Использование PR в борьбе с дурной славой....................................... 39
Реклама и PR: два пути к одной цели...................................................... 41
Оглавление 7
Преодолевая возражения руководства................................................... 41
Резюме................................................................................................................. 43
Раздел 4. PR и программа мероприятий маркетинга.............................. 45
PR и другие маркетинговые функции....................................................... 45
Индивидуальные PR-решения для каждой программы...................... 47
Значение и важность слухов...................................................................... 49
Как сделать обращение наиболее эффективным................................. 50
Бюджет PR-кампании................................................................................... 50
Маркетинговый PR........................................................................................ 53
Благотворительные маркетинговые программы............................. 54
Оппозиция к благотворительному маркетингу.............. …………54
Что стоит за «благодеяниями».............................................................. 55
Человеческий фактор.................................................................................... 57
Резюме................................................................................................................. 58
Библиография................................................................................................. 59
Раздел 5. Создание сообщения...................................................................... 60
Слежение за реальным рынком................................................................. 60
Нереалистичные ожидания........................................................................ 61
«Что» и «как» в сообщении.......................................................................... 62
Личный интерес......................................................................................... 63
Ясность........................................................................................................ 63
Как придать сообщению неотразимость................................................ 64
Поиск подходящих медиаканалов для связи с общественностью ........ 65
Резюме................................................................................................................ 67
Библиография................................................................................................. 68
Раздел 6. Создание имиджа............................................................................ 69
Имидж: восприятие и репутация............................................................... 69
Важность последовательности............................................................ 70
Преодоление негативного...................................................................... 71
Сила имиджей и брендов............................................................................ 72
Корпоративный имидж и исследование рынка в изменившемся
мире бизнеса................................................................................................... 73
Ценность настоящего исследования рынка........................................... 75
Использование исследований для выявления новых фактов............ 80
Меры, принимаемые после выяснения фактов..................................... 82
Типы маркетинговых кампаний................................................................ 83
Создание образов посредством слов....................................................... 84
Разработка корпоративного имиджа, создающего связи и бренды ...... 87
Резюме................................................................................................................ 89
Библиография................................................................................................. 90
Раздел 7. Критическая оценка: связи с инвесторами.............................. 91
Отношения с инвесторами: особые PR-программы............................ 91
Связи с инвесторами и общественностью для изначального
открытого предложения (IPO)................................................................... 93
Координация работы по связям с общественностью и инвесторами ... . 93
Бизнес-план................................................................................................ 94
Цели и стратегия....................................................................................... 95
Предрегистрационный этап.................................................................. 95
Этап регистрации..................................................................................... 98
Роль специалистов по связям с инвесторами в процессе IPO
(первоначального открытого предложения)............................................ ..99
Управление действующей IR-программой............................................ .. 100
Годовой отчет и собрание акционеров.............................................. .. 101
Мониторинг IR-программы................................................................... . 102
Резюме................................................................................................................ .. 104
Библиография................................................................................................. . 105
Раздел 8. Отношения с персоналом: внутренний ресурс....................... .. 106
Вся семья.......................................................................................................... . 106
Новый век — старый стиль общения....................................................... .. 107
Обращение сотрудников и адвокатов компании................................. . 108
Обязательства менеджмента: как начинается успешная программа . . 109
Типы коммуникативных средств в работе с персоналом.................. .. 111
Личностно ориентированный и зрелый подход................................... . 113
Эффективные и результативные каналы коммуникации................... . 114
Использование личного вклада сотрудников в создание
успешных программ..................................................................................... .. 117
Резюме................................................................................................................ .. 118
Библиография................................................................................................. . 119
Раздел 9. Паблисити: воображение и энергия.......................................... . 120
Подлинное паблисити: сущность и цели................................................ . 120
Голливуд: родина современного паблисити......................................... .. 121
Важность паблисити в современном деловом мире............................ 123
PR и паблисити: планы для компаний больших и не очень.............. 125
Выстраивание тактики, сообщения и СМИ...................................... 125
Роль специалиста по паблисити.......................................................... 126
PR-профессионалы и СМИ......................................................................... 127
Основные инструменты паблисити.......................................................... 128
Пресс-релиз................................................................................................ 128
Пресс-кит.................................................................................................... 134
Информационные письма и фактические справки.......................... 136
Биографии и профили.............................................................................. 137
Фотографии................................................................................................ 137
Стратегия......................................................................................................... 138
Интернет........................................................................................................... 142
Резюме................................................................................................................. 145
Раздел 10. Выбор PR-агентства.................................................................... 147
Определение PR-потребностей организации........................................ 147
Найм агентства.............................................................................................. 149
8 Оглавление
Поиск агентства............................................................................................. 150
Профиль агентства................................................................................... 152
Оценка агентств-претендентов............................................................. 152
Создание квалификационного опросника......................................... 153
Запрос на предложение (request for proposal, RFP)......................... 154
Презентации и встречи............................................................................ 154
Момент истины (и, наконец, выбора)................................................. 156
Резюме................................................................................................................. 157
Раздел 11. РR и СМИ........................................................................................ 158
Важность СМИ............................................................................................... 158
Медиаальтернативы..................................................................................... 160
Использование медиаальтернатив........................................................... . 162
Список СМИ и план СМИ........................................................................... . 163
Развитие и поддержание тесных связей со СМИ................................. . 166
Больше СМИ — шире выбор для PR....................................................... . 168
Газеты в PR-программах........................................................................ . 168
Журналы и Интернет в PR-программах............................................. . 169
Электронная почта в PR-программах................................................ . 172
Телевидение в PR-программах............................................................. . 174
Встречи с представителями СМИ....................................................... . 176
Радио в PR-программах.......................................................................... 179
Резюме................................................................................................................ 181
Библиография................................................................................................. 181
Раздел 12. Во имя благого дела: PR и социальная ответственность . ...... 182
Преуспеть в бизнесе, помогая людям....................................................... 182
Выгоды социальной ответственности..................................................... 184
Опасности благотворительного маркетинга......................................... 185
Соотнесение компании и благотворительной акции.......................... 186
Брендинг благотворительных маркетинговых программ................. 189
Как заставить программу работать......................................................... 193
Резюме................................................................................................................ 195
Раздел 13. PR: этические нормы и современная культура.................... 196
Хороший, плохой, неэтичный.................................................................... 197
Новая этика новейших времен.................................................................. 199
Уклонение от ответственности: новая практика.................................. 202
Культура новой этики.................................................................................. 207
Феномен культуры, или Факты из жизни................................................ 208
Этика и интерпретация................................................................................ 209
Поддержка имиджа и репутации в современном окружении........... 213
Резюме................................................................................................................ 214
Библиография................................................................................................. 215
Раздел 14. Строго говоря: спичрайтер и оратор,
PR и литературный труд.................................................................... 216
Оглавление___________________________________________________ ?
Факторы, которые следует учитывать при подготовке речи........... 216
Шаги к гарантированному успеху........................................................... 218
Роль спичрайтера.......................................................................................... 220
Использование речи для создания PR-возможностей......................... 224
Неправильные представления и действия при создании
презентации..................................................................................................... 225
Резюме............................................................................................................... 230
Раздел 15. Кризис-менеджмент и PR............................................................ 232
Эффективный подход к кризис-менеджменту........................................ 234
Создание плана для неровного игрового поля..................................... 236
Три стратегии кризис-менеджмента......................................................... 237
До первых симптомов кризиса.............................................................. 237
При первых симптомах кризиса........................................................... 239
После кризиса............................................................................................ 240
Другие выгоды кризис-менеджмента....................................................... 240
Резюме............................................................................................................... 241
Раздел 16. Оценка эффективности PR.......................................................... 242
Роль исследований........................................................................................ 242
Проблемы с PR-исследованиями и оценками........................................ 245
Гадание на кофейной гуще и... отчетах.................................................. 249
Важность определения целей.................................................................... 250
Медиамониторинг......................................................................................... 251
Внутренние коммуникации........................................................................ 251
Оценка неудач................................................................................................ 253
Резюме............................................................................................................... 254
Библиография................................................................................................. 255
Предисловие
Введение
«Вряд ли найдется книга более полно и понятно рассказывающая о PR, — так оценил труд Джо Маркони легендарный Джо Каппо, известный практик и теоретик маркетинговых коммуникаций, издатель Advertising Age и некогда Президент Международной рекламной ассоциации. — Всем, кому просто любопытно узнать, что такое PR, стоит начать с этой книги. А для практиков это издание — основа профессиональной библиотеки».
Редкий скептик поставит под сомнение справедливость этих слов. Представленное практическое руководство весьма полно описывает коммуникационный менеджмент, чем, по сути, и является современный PR.
Джо Маркони рассказывает о том, что в условиях «общественного неверия, широкого распространения СМИ и все возрастающего уровня искушенности потребителей» бизнес не может ограничиваться даже самой изощренной манипуляцией, ведь для ее длительной эффективности необходим информационный монополизм.
PR сегодня — инструмент формирования информационного пространства. Его сущность — консалтинг, то есть работа по осмыслению ситуации, прогнозированию трендов и моделированию управленческих решений через развитие коммуникации между субъектом PR и его общественностью (внешней и внутренней). Поэтому составление пресс-релизов здесь не самое главное, а компетентность PR-специалиста предполагает значительно больше, чем просто умение писать тексты и наличие связей в СМИ.
PR не только обеспечивает успех компании в настоящем, но и снижает возможность возникновения конфликтных ситуаций в будущем, выступая катализатором конкурентноспособного бизнеса и его социальной страховкой.
Об этом предлагаемая вашему вниманию книга Джо Маркони — теоретика и практика одной из важнейших профессий.
Борис Еремин
Главный редактор журнала «Советник»,
Президент Центра коммуникационного аудита «DEI-consulting»
Эта книга о Public Relations (PR — связи с общественностью), а не труд по социологии, психологии или антропологии. Тем не менее, чтобы научиться разбираться в особенностях PR и эффективно применять PR-приемы на практике, нужно понимать, как люди реагируют на воздействие, и их внешнюю мотивацию, знать особенности поведения человека в обществе, деловой и культурной среде.
PR сам по себе действенное орудие, а сочетание PR-технологий с инструментами всего маркетингового комплекса могут произвести поистине потрясающий эффект. Несмотря на то что множество людей считает, что PR — не более чем пускание пыли в глаза, это серьезный бизнес, не менее и даже более эффективный и рентабельный в сравнении с иными функциями маркетинга.
Известный лозунг тренингов по продажам гласит: ничто не происходит до тех пор, пока кто-нибудь что-нибудь не продаст. Безусловно, торговая операция дает импульс движению, но самому акту продажи предшествует длительный и трудоемкий процесс. Он начинается с идеи, дающей импульс программе, далее происходит информационный обмен, обеспечивающий интерес и вызывающий доверие, а затем — реальное воплощение замысла и системы его подачи, то есть результат. Это лишь немногие из аспектов маркетинга, ключевое звено которых — PR.
Наглядный пример силы маркетингового воздействия — продажа очередной книги о Гарри Поттере 21 июня 2003 года. Покой нарушали мелкие раздоры и войны, людей будоражили известия о финансовом кризисе, безработице, политической сумятице, террористических актах и внезапных вспышках необъяснимых болезней. Средства массовой информации (СМИ) каждый день выдавали очередную порцию скандалов, в которых были замешаны корпоративные гиганты и военные лидеры, редакторы ведущих газет и известные журналисты, церковные деятели и звезды большого спорта. И все же во многих странах мира к полуночи выстроились огромные очереди за первыми экземплярами 8,5-миллионного тиража новой, непривычно объемной для детского издания книги в 900 страниц. Большинство покупателей были одеты
Введение
Введение
в специально придуманные костюмы. Весь тираж разошелся в течение нескольких дней. Автор книги Дж. К. Роулинг, в недавнем прошлом безработная мать-одиночка, в одночасье стала богаче самой английской королевы.
Ну а тем, кто поспешит заявить, что феномен Гарри Поттера (теперь это не только книги, но и фильмы, игрушки, компьютерные игры, одежда, конфеты и т. д.) едва ли обязан главным образом именно умелой маркетинговой кампании. Приоткроем завесу таинственности и напомним, что кинокартина о мальчике-волшебнике, весьма прохладно встреченная критиками, только в США за шесть недель собрала более $ 300 млн, более 20 млн человек заплатили по $ 25 за месячный доступ в Интернет, а июньский номер издания «Power and Motor Yacht» содержал 198,5 страниц платных рекламных объявлений. Маркетинг действительно оказывает на людей огромное влияние, побуждая их совершать те или иные действия.
Эта книга адресована всем, кто хочет получить пользу от PR, она пригодится и практикующим PR-специалистам, и тем, кто занят в какой-либо другой области маркетинга, особенно в рекламе и исследованиях рынка. На каждом уровне любого бизнеса PR изучает поведение людей и то, что влияет на осознанный или неосознанный выбор человека. Читатели, не имеющие к PR никакого отношения, найдут в этой книге полезные наблюдения, которые помогут «завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»*.
Поскольку PR по своему определению рассматривает все многообразие аспектов отношения общественности к предмету своего изучения: от слабого интереса до глубокой приверженности, более широких знаний по теории и практике, понимания существующих представлений и взглядов на систему взаимоотношений, — то искусство Public Relations, вне всяких сомнений, окажется бесценным для всех, кому приходится работать в коллективе.
Практическая деятельность в PR почти всегда отождествляется (и путается) с публикацией информации о предмете, что, действительно будучи чрезвычайно важным аспектом, составляет лишь часть всего процесса.
Эту книгу оценят руководители высшего и исполнительного уровня. В конце концов именно они несут ответственность за создание, по-
* Намек на знаменитое произведение Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которое по праву можно считать первым в мире пособием по PR личности. — Здесь и далее примеч. ред.
строение, поддержание и в некоторых случаях изменение имиджа или репутации организации в глазах аудитории. В таких случаях PR может быть одновременно и целью, и средством в отношениях компании с разнообразными группами общества.
С тех пор как Эдварда Бернайза (Edward Bernays) за его революционные кампании в поддержку курения в 30-х годах XX века провозгласили «отцом PR» (титул, который Бернайз вполне мог пожаловать себе сам, в лучших традициях великого пиарщика), произошло немало изменений, но и многое осталось прежним.
Во времена Бернайза профессионалы PR считались промоутерами. В XXI веке этот бизнес стал пониматься шире и вместе с тем получил более четкое определение. Хотя и по сей день промоушн — ядро PR-кампании, необходимо знать, что сфера PR включает также влияние на общественное мнение, изучение отношения целевых групп к предмету. Специалист по PR в наши дни часто обладает ученой степенью и занимает должность старшего советника или члена стратегического совета компании.
Отношение к людям, занимающимся PR, не было однозначным. Раньше профессионалов PR называли «flack» (пресс-агент), современный термин «спиндоктор» (spindoctor), возможно, более благозвучен, но не менее уничижителен. В настоящее время многие юристы, бизнесмены и работники СМИ расценивают профессионалов PR как неизбежное зло, подчас даже с чувством оскорбительного презрения. Роль PR-специалиста заключается в том, чтобы представлять человека, компанию или другой объект маркетинговой акции в выгодном свете, а это часто вызывает подозрение в том, что для достижения цели используются обман и искусное передергивание фактов. Такая настороженность неудивительна, ведь во времена Бернайза каждый факт реальности понимался однозначно. Однако совсем не так обстоят дела в наше время, когда практически любое явление может быть истолковано по-разному и черно-белые правила старой цивилизации уже не всегда применимы. Не возбраняются атакующие стратегии, иной раз эффективными оказываются и агрессивные акции.
Несмотря на то что, как уже было отмечено выше, эта книга не является социальным исследованием, культурный климат в обществе на определенном жизненном отрезке имеет ключевое значение в определении параметров и стандартов, по которым должна разрабатываться и воплощаться PR-программа. Установленные обществом ограничения или, наоборот, отсутствие ограничений социального, экономического и политического характера позволяют определять, адресовать, позиционировать бренд или обращение.
Введение
Введение
В сфере PR и маркетинга весьма важен социальный контекст. Бизнес-среда в условиях острой конкуренции с характерными для нее корпоративными скандалами и крушением некогда прибыльных и притягательных сегментов рынка сделала PR важным пунктом практически каждого бизнес-плана. Ведь с помощью PR продается сам бизнес-план. После коллапса ссудо-сберегательного рынка США в 90-е годы XX века волны потрясения прокатились по всему земному шару. Никто не ожидал распада такой надежной финансовой отрасли. В сознании большей части населения зародилось недоверие к стабильности бизнеса, и это недоверие еще более усилилось, когда спустя 10 лет обанкротилась процветающая техническая индустрия. Такое отношение общества, широкое распространение СМИ и все возрастающий уровень искушенности потребителей ставят перед PR новые, более сложные задачи.
Создание, поддержание внешнего имиджа или его изменение, формирование и развитие информационного поля, влияние на мнения и решения людей — такова роль сегодняшнего PR. Кто-то скажет, что так было со времен зарождения Public Relations, но средства и методы, используемые в XXI веке, куда сложнее, а ставки никогда еще не были так высоки. К примеру, локальный некогда бизнес Mom and Pop сейчас вышел на мировой рынок.
Книга рассчитана как на представителей корпораций и торговых ассоциаций, так и на членов некоммерческих организаций, профессиональных сообществ, компаний и институтов.
Критики в своих нападках на фирмы и продукты, а также на граждан доходят иногда до грубости, совершенно немыслимой в недавнем прошлом.
То, что ранее называлось «конфликтом поколений», когда дети поколения беби-бума* достигли совершеннолетия, теперь превратилось в «войну поколений», по мере того как «бумеры», их родители и поколение «X»** добились власти и влияния на социальные, политические и бизнес-процессы.
Вопросы этнического характера, которым не придавали большого значения еще в 80-х годах XX века, в настоящее время находятся в центре внимания маркетологов, агентств и их консультантов.
Книга знакомит PR-профессионалов и других читателей с различными средствами коммуникации и влияния на принятие решений и обще-
ственное мнение. Люди не раз слышали заверения в том, что мир современных технологий — бесконечные потоки информации и сложнейшие системы управления этими потоками — может донести до аудитории любую мысль. Это издание послужит пособием по оправданию возлагаемых надежд.
Благодарю за поддержку и помощь Лонни Бернарди (Lonny Bernardi), Ричарда Джирода (Richard Girod), Гая Кендлера (Guy Kendler), Джо Каппо (Joe Cappo), Тома Харриса (Tom Harris), Рича Хегла (Rich Hagle) и Карин Готшалк Маркони (Karin Gottschalk Marconi).
* Поколение родившихся в период всплеска рождаемости в 1946-1964 годах. ** «Потерянное» поколение людей, родившихся в 1965-1977 годах.
Раздел 1. Public Relations: наука или искусство?
Раздел 1
Public Relations: наука или искусство?
На первый взгляд, термин «Public Relations» (PR, связи с общественностью) говорит сам за себя и не требует объяснений. На самом же деле это понятие, имеющее более чем вековую историю, соединяющее в себе профессию, бизнес и общественное явление, сегодня более чем когда-либо вызывает споры и путаницу в своих многочисленных толкованиях. Возражений не вызывает только то, что функция PR — информационная.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|