Сделай Сам Свою Работу на 5

Public Relations: наука или искусство?





Оглавление


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может

быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного

разрешения владельцев авторских прав.

Маркони, Джо.

М27 PR : полное руководство / Джо Маркони ; Пер. с англ. Д. Р. Ге-ренава, Ю. П. Леоновой. — М.: Вершина, 2006. — 256 с.: табл. — ISBN 5-9626-0007-Х. ISBN 0-324-20304-7 (англ.) Агентство CIP РГБ

Моделирование, поддержание и изменение внешнего имиджа, формирование и развитие информационного поля, мониторинг общественного мнения — такова роль сегодняшнего PR.

Книга знакомит практикующих PR-профессионалов, маркетологов, а также других читателей с основами и профессиональными секретами Public Relations как коммуникационного менеджмента.

УДК 659.4 ББК 60.842

ISBN 0-324-20304-7(англ.) © Sourh-Western, a division of

ISBN 5-9626-0007-XThomson Learning, Inc., 2004

© Перевод, оформление OOO«Вершина», 2005


Предисловие ...................................................................................................... 10

Введение................................................................................................................. 11

Раздел 1. Public Relations: наука или искусство?..................................... 16

Один термин — множество значений и масса заблуждений............ 16

Великий мастер уговоров и решения проблем..................................... 18



Роль PR-профессионала.............................................................................. 19

Наука или искусство?......................................................................................... 20

PR и CMИ........................................................................................................ 21

Резюме................................................................................................................ 21

Библиография................................................................................................. 22

Раздел 2. Планирование PR-кампании........................................................ 23

Основные элементы плана.......................................................................... 23

Анализ ситуации....................................................................................... 24

Определение целей.................................................................................. 26

Стратегия.................................................................................................... 27

Выбор тактики.......................................................................................... 28

Создание графика реализации проекта............................................. 30

Определение бюджета.................................................................................. 30

План.................................................................................................................. 30

Цели PR-плана.......................................................................................... 31



Медиакит (Media Kit).............................................................................. 31

Web-сайт........................................................................................................ 32

Список СМИ.............................................................................................. 32

Услуги по отслеживанию публикаций............................................... 33

Реклама....................................................................................................... 33

Бюджет.......................................................................................................... 33

Дополнительные замечания.................................................................. 33

Резюме................................................................................................................ 34

Раздел 3. Общественность.............................................................................. 35

Многоликая и вездесущая общественность.......................................... 35

Обращение к нуждам и интересам конкретной общественности .... 35

«Забытая общественность»........................................................................ 38

Использование PR в борьбе с дурной славой....................................... 39

Реклама и PR: два пути к одной цели...................................................... 41


Оглавление 7


Преодолевая возражения руководства................................................... 41

Резюме................................................................................................................. 43

Раздел 4. PR и программа мероприятий маркетинга.............................. 45

PR и другие маркетинговые функции....................................................... 45

Индивидуальные PR-решения для каждой программы...................... 47

Значение и важность слухов...................................................................... 49

Как сделать обращение наиболее эффективным................................. 50

Бюджет PR-кампании................................................................................... 50

Маркетинговый PR........................................................................................ 53



Благотворительные маркетинговые программы............................. 54

Оппозиция к благотворительному маркетингу.............. …………54

Что стоит за «благодеяниями».............................................................. 55

Человеческий фактор.................................................................................... 57

Резюме................................................................................................................. 58

Библиография................................................................................................. 59

Раздел 5. Создание сообщения...................................................................... 60

Слежение за реальным рынком................................................................. 60

Нереалистичные ожидания........................................................................ 61

«Что» и «как» в сообщении.......................................................................... 62

Личный интерес......................................................................................... 63

Ясность........................................................................................................ 63

Как придать сообщению неотразимость................................................ 64

Поиск подходящих медиаканалов для связи с общественностью ........ 65

Резюме................................................................................................................ 67

Библиография................................................................................................. 68

Раздел 6. Создание имиджа............................................................................ 69

Имидж: восприятие и репутация............................................................... 69

Важность последовательности............................................................ 70

Преодоление негативного...................................................................... 71

Сила имиджей и брендов............................................................................ 72

Корпоративный имидж и исследование рынка в изменившемся

мире бизнеса................................................................................................... 73

Ценность настоящего исследования рынка........................................... 75

Использование исследований для выявления новых фактов............ 80

Меры, принимаемые после выяснения фактов..................................... 82

Типы маркетинговых кампаний................................................................ 83

Создание образов посредством слов....................................................... 84

Разработка корпоративного имиджа, создающего связи и бренды ...... 87

Резюме................................................................................................................ 89

Библиография................................................................................................. 90

Раздел 7. Критическая оценка: связи с инвесторами.............................. 91

Отношения с инвесторами: особые PR-программы............................ 91

Связи с инвесторами и общественностью для изначального

открытого предложения (IPO)................................................................... 93


Координация работы по связям с общественностью и инвесторами ... . 93

Бизнес-план................................................................................................ 94

Цели и стратегия....................................................................................... 95

Предрегистрационный этап.................................................................. 95

Этап регистрации..................................................................................... 98

Роль специалистов по связям с инвесторами в процессе IPO

(первоначального открытого предложения)............................................ ..99

Управление действующей IR-программой............................................ .. 100

Годовой отчет и собрание акционеров.............................................. .. 101

Мониторинг IR-программы................................................................... . 102

Резюме................................................................................................................ .. 104

Библиография................................................................................................. . 105

Раздел 8. Отношения с персоналом: внутренний ресурс....................... .. 106

Вся семья.......................................................................................................... . 106

Новый век — старый стиль общения....................................................... .. 107

Обращение сотрудников и адвокатов компании................................. . 108

Обязательства менеджмента: как начинается успешная программа . . 109

Типы коммуникативных средств в работе с персоналом.................. .. 111

Личностно ориентированный и зрелый подход................................... . 113

Эффективные и результативные каналы коммуникации................... . 114

Использование личного вклада сотрудников в создание

успешных программ..................................................................................... .. 117

Резюме................................................................................................................ .. 118

Библиография................................................................................................. . 119

Раздел 9. Паблисити: воображение и энергия.......................................... . 120

Подлинное паблисити: сущность и цели................................................ . 120

Голливуд: родина современного паблисити......................................... .. 121

Важность паблисити в современном деловом мире............................ 123

PR и паблисити: планы для компаний больших и не очень.............. 125

Выстраивание тактики, сообщения и СМИ...................................... 125

Роль специалиста по паблисити.......................................................... 126

PR-профессионалы и СМИ......................................................................... 127

Основные инструменты паблисити.......................................................... 128

Пресс-релиз................................................................................................ 128

Пресс-кит.................................................................................................... 134

Информационные письма и фактические справки.......................... 136

Биографии и профили.............................................................................. 137

Фотографии................................................................................................ 137

Стратегия......................................................................................................... 138

Интернет........................................................................................................... 142

Резюме................................................................................................................. 145

Раздел 10. Выбор PR-агентства.................................................................... 147

Определение PR-потребностей организации........................................ 147

Найм агентства.............................................................................................. 149


8 Оглавление

Поиск агентства............................................................................................. 150

Профиль агентства................................................................................... 152

Оценка агентств-претендентов............................................................. 152

Создание квалификационного опросника......................................... 153

Запрос на предложение (request for proposal, RFP)......................... 154

Презентации и встречи............................................................................ 154

Момент истины (и, наконец, выбора)................................................. 156

Резюме................................................................................................................. 157

Раздел 11. РR и СМИ........................................................................................ 158

Важность СМИ............................................................................................... 158

Медиаальтернативы..................................................................................... 160

Использование медиаальтернатив........................................................... . 162

Список СМИ и план СМИ........................................................................... . 163

Развитие и поддержание тесных связей со СМИ................................. . 166

Больше СМИ — шире выбор для PR....................................................... . 168

Газеты в PR-программах........................................................................ . 168

Журналы и Интернет в PR-программах............................................. . 169

Электронная почта в PR-программах................................................ . 172

Телевидение в PR-программах............................................................. . 174

Встречи с представителями СМИ....................................................... . 176

Радио в PR-программах.......................................................................... 179

Резюме................................................................................................................ 181

Библиография................................................................................................. 181

Раздел 12. Во имя благого дела: PR и социальная ответственность . ...... 182

Преуспеть в бизнесе, помогая людям....................................................... 182

Выгоды социальной ответственности..................................................... 184

Опасности благотворительного маркетинга......................................... 185

Соотнесение компании и благотворительной акции.......................... 186

Брендинг благотворительных маркетинговых программ................. 189

Как заставить программу работать......................................................... 193

Резюме................................................................................................................ 195

Раздел 13. PR: этические нормы и современная культура.................... 196

Хороший, плохой, неэтичный.................................................................... 197

Новая этика новейших времен.................................................................. 199

Уклонение от ответственности: новая практика.................................. 202

Культура новой этики.................................................................................. 207

Феномен культуры, или Факты из жизни................................................ 208

Этика и интерпретация................................................................................ 209

Поддержка имиджа и репутации в современном окружении........... 213

Резюме................................................................................................................ 214

Библиография................................................................................................. 215

Раздел 14. Строго говоря: спичрайтер и оратор,

PR и литературный труд.................................................................... 216


Оглавление___________________________________________________ ?

Факторы, которые следует учитывать при подготовке речи........... 216

Шаги к гарантированному успеху........................................................... 218

Роль спичрайтера.......................................................................................... 220

Использование речи для создания PR-возможностей......................... 224

Неправильные представления и действия при создании

презентации..................................................................................................... 225

Резюме............................................................................................................... 230

Раздел 15. Кризис-менеджмент и PR............................................................ 232

Эффективный подход к кризис-менеджменту........................................ 234

Создание плана для неровного игрового поля..................................... 236

Три стратегии кризис-менеджмента......................................................... 237

До первых симптомов кризиса.............................................................. 237

При первых симптомах кризиса........................................................... 239

После кризиса............................................................................................ 240

Другие выгоды кризис-менеджмента....................................................... 240

Резюме............................................................................................................... 241

Раздел 16. Оценка эффективности PR.......................................................... 242

Роль исследований........................................................................................ 242

Проблемы с PR-исследованиями и оценками........................................ 245

Гадание на кофейной гуще и... отчетах.................................................. 249

Важность определения целей.................................................................... 250

Медиамониторинг......................................................................................... 251

Внутренние коммуникации........................................................................ 251

Оценка неудач................................................................................................ 253

Резюме............................................................................................................... 254

Библиография................................................................................................. 255


Предисловие


Введение


 


«Вряд ли найдется книга более полно и понятно рассказывающая о PR, — так оценил труд Джо Маркони легендарный Джо Каппо, известный прак­тик и теоретик маркетинговых коммуникаций, издатель Advertising Age и некогда Президент Международной рекламной ассоциации. — Всем, кому просто любопытно узнать, что такое PR, стоит начать с этой книги. А для практиков это издание — основа профессиональной библиотеки».

Редкий скептик поставит под сомнение справедливость этих слов. Пред­ставленное практическое руководство весьма полно описывает коммуни­кационный менеджмент, чем, по сути, и является современный PR.

Джо Маркони рассказывает о том, что в условиях «общественного неверия, широкого распространения СМИ и все возрастающего уровня искушенности потребителей» бизнес не может ограничиваться даже са­мой изощренной манипуляцией, ведь для ее длительной эффективности необходим информационный монополизм.

PR сегодня — инструмент формирования информационного про­странства. Его сущность — консалтинг, то есть работа по осмыслению ситуации, прогнозированию трендов и моделированию управленче­ских решений через развитие коммуникации между субъектом PR и его общественностью (внешней и внутренней). Поэтому составление пресс-релизов здесь не самое главное, а компетентность PR-специалиста предполагает значительно больше, чем просто умение писать тексты и наличие связей в СМИ.

PR не только обеспечивает успех компании в настоящем, но и снижает возможность возникновения конфликтных ситуаций в будущем, высту­пая катализатором конкурентноспособного бизнеса и его социальной страховкой.

Об этом предлагаемая вашему вниманию книга Джо Маркони — теоре­тика и практика одной из важнейших профессий.

Борис Еремин

Главный редактор журнала «Советник»,

Президент Центра коммуникационного аудита «DEI-consulting»


Эта книга о Public Relations (PR — связи с общественностью), а не труд по социологии, психологии или антропологии. Тем не менее, чтобы научиться разбираться в особенностях PR и эффективно применять PR-приемы на практике, нужно понимать, как люди реагируют на воздей­ствие, и их внешнюю мотивацию, знать особенности поведения человека в обществе, деловой и культурной среде.

PR сам по себе действенное орудие, а сочетание PR-технологий с инструментами всего маркетингового комплекса могут произвести поистине потрясающий эффект. Несмотря на то что множество людей считает, что PR — не более чем пускание пыли в глаза, это серьезный бизнес, не менее и даже более эффективный и рентабельный в сравнении с иными функциями маркетинга.

Известный лозунг тренингов по продажам гласит: ничто не проис­ходит до тех пор, пока кто-нибудь что-нибудь не продаст. Безусловно, торговая операция дает импульс движению, но самому акту продажи предшествует длительный и трудоемкий процесс. Он начинается с идеи, дающей импульс программе, далее происходит информаци­онный обмен, обеспечивающий интерес и вызывающий доверие, а затем — реальное воплощение замысла и системы его подачи, то есть результат. Это лишь немногие из аспектов маркетинга, ключевое звено которых — PR.

Наглядный пример силы маркетингового воздействия — продажа очередной книги о Гарри Поттере 21 июня 2003 года. Покой нарушали мелкие раздоры и войны, людей будоражили известия о финансовом кризисе, безработице, политической сумятице, террористических актах и внезапных вспышках необъяснимых болезней. Средства массовой информации (СМИ) каждый день выдавали очередную порцию скан­далов, в которых были замешаны корпоративные гиганты и военные лидеры, редакторы ведущих газет и известные журналисты, церковные деятели и звезды большого спорта. И все же во многих странах мира к полуночи выстроились огромные очереди за первыми экземплярами 8,5-миллионного тиража новой, непривычно объемной для детского издания книги в 900 страниц. Большинство покупателей были одеты



Введение


Введение



 


в специально придуманные костюмы. Весь тираж разошелся в течение нескольких дней. Автор книги Дж. К. Роулинг, в недавнем прошлом безработная мать-одиночка, в одночасье стала богаче самой англий­ской королевы.

Ну а тем, кто поспешит заявить, что феномен Гарри Поттера (теперь это не только книги, но и фильмы, игрушки, компьютерные игры, одеж­да, конфеты и т. д.) едва ли обязан главным образом именно умелой маркетинговой кампании. Приоткроем завесу таинственности и на­помним, что кинокартина о мальчике-волшебнике, весьма прохладно встреченная критиками, только в США за шесть недель собрала более $ 300 млн, более 20 млн человек заплатили по $ 25 за месячный доступ в Интернет, а июньский номер издания «Power and Motor Yacht» содержал 198,5 страниц платных рекламных объявлений. Маркетинг действи­тельно оказывает на людей огромное влияние, побуждая их совершать те или иные действия.

Эта книга адресована всем, кто хочет получить пользу от PR, она пригодится и практикующим PR-специалистам, и тем, кто занят в какой-либо другой области маркетинга, особенно в рекламе и исследованиях рынка. На каждом уровне любого бизнеса PR изучает поведение людей и то, что влияет на осознанный или неосознанный выбор человека. Читатели, не имеющие к PR никакого отношения, найдут в этой книге полезные наблюдения, которые помогут «завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»*.

Поскольку PR по своему определению рассматривает все многообра­зие аспектов отношения общественности к предмету своего изучения: от слабого интереса до глубокой приверженности, более широких зна­ний по теории и практике, понимания существующих представлений и взглядов на систему взаимоотношений, — то искусство Public Relations, вне всяких сомнений, окажется бесценным для всех, кому приходится работать в коллективе.

Практическая деятельность в PR почти всегда отождествляется (и пу­тается) с публикацией информации о предмете, что, действительно будучи чрезвычайно важным аспектом, составляет лишь часть всего процесса.

Эту книгу оценят руководители высшего и исполнительного уровня. В конце концов именно они несут ответственность за создание, по-

* Намек на знаменитое произведение Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которое по праву можно считать первым в мире пособием по PR личности. — Здесь и далее примеч. ред.


строение, поддержание и в некоторых случаях изменение имиджа или репутации организации в глазах аудитории. В таких случаях PR может быть одновременно и целью, и средством в отношениях компании с раз­нообразными группами общества.

С тех пор как Эдварда Бернайза (Edward Bernays) за его революцион­ные кампании в поддержку курения в 30-х годах XX века провозгласили «отцом PR» (титул, который Бернайз вполне мог пожаловать себе сам, в лучших традициях великого пиарщика), произошло немало изменений, но и многое осталось прежним.

Во времена Бернайза профессионалы PR считались промоутерами. В XXI веке этот бизнес стал пониматься шире и вместе с тем получил более четкое определение. Хотя и по сей день промоушн — ядро PR-кампании, необходимо знать, что сфера PR включает также влияние на общественное мнение, изучение отношения целевых групп к предмету. Специалист по PR в наши дни часто обладает ученой степенью и занимает должность старшего советника или члена стратегического совета компании.

Отношение к людям, занимающимся PR, не было однозначным. Рань­ше профессионалов PR называли «flack» (пресс-агент), современный термин «спиндоктор» (spindoctor), возможно, более благозвучен, но не менее уничижителен. В настоящее время многие юристы, бизнесмены и работники СМИ расценивают профессионалов PR как неизбежное зло, подчас даже с чувством оскорбительного презрения. Роль PR-спе­циалиста заключается в том, чтобы представлять человека, компанию или другой объект маркетинговой акции в выгодном свете, а это часто вызывает подозрение в том, что для достижения цели используются обман и искусное передергивание фактов. Такая настороженность не­удивительна, ведь во времена Бернайза каждый факт реальности по­нимался однозначно. Однако совсем не так обстоят дела в наше время, когда практически любое явление может быть истолковано по-разному и черно-белые правила старой цивилизации уже не всегда применимы. Не возбраняются атакующие стратегии, иной раз эффективными ока­зываются и агрессивные акции.

Несмотря на то что, как уже было отмечено выше, эта книга не яв­ляется социальным исследованием, культурный климат в обществе на определенном жизненном отрезке имеет ключевое значение в опреде­лении параметров и стандартов, по которым должна разрабатываться и воплощаться PR-программа. Установленные обществом ограничения или, наоборот, отсутствие ограничений социального, экономического и политического характера позволяют определять, адресовать, позицио­нировать бренд или обращение.



Введение


Введение



 


В сфере PR и маркетинга весьма важен социальный контекст. Биз­нес-среда в условиях острой конкуренции с характерными для нее корпоративными скандалами и крушением некогда прибыльных и при­тягательных сегментов рынка сделала PR важным пунктом практически каждого бизнес-плана. Ведь с помощью PR продается сам бизнес-план. После коллапса ссудо-сберегательного рынка США в 90-е годы XX века волны потрясения прокатились по всему земному шару. Никто не ожи­дал распада такой надежной финансовой отрасли. В сознании большей части населения зародилось недоверие к стабильности бизнеса, и это недоверие еще более усилилось, когда спустя 10 лет обанкротилась процветающая техническая индустрия. Такое отношение общества, широкое распространение СМИ и все возрастающий уровень искушен­ности потребителей ставят перед PR новые, более сложные задачи.

Создание, поддержание внешнего имиджа или его изменение, фор­мирование и развитие информационного поля, влияние на мнения и решения людей — такова роль сегодняшнего PR. Кто-то скажет, что так было со времен зарождения Public Relations, но средства и методы, используемые в XXI веке, куда сложнее, а ставки никогда еще не были так высоки. К примеру, локальный некогда бизнес Mom and Pop сейчас вышел на мировой рынок.

Книга рассчитана как на представителей корпораций и торговых ассоциаций, так и на членов некоммерческих организаций, профессио­нальных сообществ, компаний и институтов.

Критики в своих нападках на фирмы и продукты, а также на граж­дан доходят иногда до грубости, совершенно немыслимой в недавнем прошлом.

То, что ранее называлось «конфликтом поколений», когда дети по­коления беби-бума* достигли совершеннолетия, теперь превратилось в «войну поколений», по мере того как «бумеры», их родители и поко­ление «X»** добились власти и влияния на социальные, политические и бизнес-процессы.

Вопросы этнического характера, которым не придавали большого значения еще в 80-х годах XX века, в настоящее время находятся в центре внимания маркетологов, агентств и их консультантов.

Книга знакомит PR-профессионалов и других читателей с различными средствами коммуникации и влияния на принятие решений и обще-


ственное мнение. Люди не раз слышали заверения в том, что мир совре­менных технологий — бесконечные потоки информации и сложнейшие системы управления этими потоками — может донести до аудитории любую мысль. Это издание послужит пособием по оправданию возла­гаемых надежд.

Благодарю за поддержку и помощь Лонни Бернарди (Lonny Bernardi), Ричарда Джирода (Richard Girod), Гая Кендлера (Guy Kendler), Джо Каппо (Joe Cappo), Тома Харриса (Tom Harris), Рича Хегла (Rich Hagle) и Карин Готшалк Маркони (Karin Gottschalk Marconi).


* Поколение родившихся в период всплеска рождаемости в 1946-1964 годах. ** «Потерянное» поколение людей, родившихся в 1965-1977 годах.


Раздел 1. Public Relations: наука или искусство?



 


Раздел 1

Public Relations: наука или искусство?

На первый взгляд, термин «Public Relations» (PR, связи с общественно­стью) говорит сам за себя и не требует объяснений. На самом же деле это понятие, имеющее более чем вековую историю, соединяющее в себе профессию, бизнес и общественное явление, сегодня более чем когда-либо вызывает споры и путаницу в своих многочисленных толкованиях. Возра­жений не вызывает только то, что функция PR — информационная.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.