|
Совершенствование организации торговли молоком и сливками в
Магазине №4 ОАО «Заднепровье»
Рассмотрев организацию торговли молоком и сливками в магазине №4 ОАО «Заднепровье», с учетом всех выявленных недостатков, важным аспектом является выявление путей совершенствования данного процесса.
В первую очередь необходимо сделать акцент на совершенствовании процесса размещения молока и сливок и их выкладки. Это подтверждают и результаты проведенного нами исследования, где 40% респондентов в качестве недостатка организации продажи молока и сливок в данной торговой организации отметили неудачное размещение и выкладку. Поскольку молоко в полиэтиленовой пленке находится в бонетах в дальнейшем направлении движения по торговому залу, а внимание покупателей обращено сразу на ассортимент, представленный на горках, создается впечатление отсутствия в продаже молока и сливок в полиэтиленовой упаковке. Можно предложить разместить молоко и сливки в полиэтиленовых пакетах в бонеты напротив холодильных горок с молочными продуктами, хотя наиболее оптимально разместить их в общей группе молочных продуктов, но этого не позволяет оборудование. При этом, на месте молока и сливок следует разместить замороженные продукты, поскольку замечено, что данные продукты оказывают друг другу поддержку в привлечении покупателей.
В отношении выкладки молока и сливок следует отметить следующее. Молочные продукты на полках холодильных горок следует разместить по видам: молоко и сливки, йогурты, творог, сметана и т.д. Молоко и сливки оптимально размещать на средних полках холодильных горок. Молоко и сливки в бонетах можно разместить по определенному виду жирности. Например «1,5% жирности молоко всех производителей здесь, затем 3,2% жирности» и т.д.
Необходимо отслеживать расположение ценников над указанным на нем продуктом, чтобы не вводить покупателей в заблуждение.
В торговой практике магазина для увеличения продаж и ускорения товарооборачиваемости молока и сливок следует использовать такую форму активизации продаж, как проведение презентаций новой продукции. При этом оптимально распространение бесплатных образцов товаров-новинок.
Также возможно использование ценовых средств содействия продажам, из которых наиболее распространенным является продажа по сниженным ценам. Она эффективна в отношении товаров повседневного спроса, которыми и являются молоко и сливки. При этом потребителю необходимо адресовать соответствующее рекламно-информационное сообщение с целью побуждения покупки продукции в данной торговой организации. Следует отметить и распродажу товаров по сниженным ценам, которая представляет собой частное проявление снижения цен, связанная с ликвидацией-возобновлением товарных запасов.
Важно уделить внимание оформлению мест продажи, обеспечить рекламно-информационное оформление, включающее различные художественно-графические средства. Данный аспект в магазине в отношении молока и сливок не учтен. Поэтому в данном направлении можно отметить ряд методов. Следует в месте продажи молока и сливок размещать проспекты, каталоги с продукции производителей, осуществляющих ее поставку в магазин. Необходимо также использовать внутреннюю радиорекламу, показ видеороликов, для чего магазин необходимо обеспечить соответствующей аппаратурой.
Для замедления скорости движения покупателей можно использовать дисплейные стенды – стенды с индивидуализированным дизайном, выделенные под конкретную торговую марку. Также – красочные плакаты с изображенными на них комбинациями продуктов, которые можно разместить на стойках поблизости от них. Плакаты можно сопровождать кулинарными рецептами и другой информацией, например, о питательности сочетаемых продуктов и порядке их потребления, различных режимах питания.
При поступлении в продажу новых видов молока и сливок целесообразно использовать одно из средств, стимулирующих оживление торговли – демонстрационные стенды из картона пластика и других материалов. Также следует проводить дегустации новых видов продукции отдельных производителей.
В качестве дополнительной услуги при реализации молока и сливок можно обозначить консультации продавцов и специалистов. Это облегчит покупателям процесс ознакомления с продукцией, сэкономит время при их выборе.
В целом, применение указанного комплекса мероприятий по совершенствованию организации торговли молоком и сливками в магазине №4 позволит
рационализировать этот процесс, повысить торгово-экономические показатели работы магазина.
Анализ торгово-экономической деятельности ОАО «Заднепровье»,
В т.ч. магазина №4
Анализ показателей розничного товарооборота ОАО
«Заднепровье», в т.ч. магазина №4
Анализ розничного товарооборота по общему объему и
Ассортиментной структуре
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность торгового предприятия. Поэтому первоначально проанализируем состав и динамику товарооборота ОАО «Заднепровье», а также его структурного подразделения – магазина №4. Для анализа состава и динамики товарооборота ОАО «Заднепровье» используем информацию о товарообороте за 2006 и 2007 года, которая представлена в приложении И. Для магазина №4 используем данные о его валовом и розничном товарообороте за 3 года из приложений К и Л. Анализ состава и динамики ОАО «Заднепровье» представлен в таблице 17, магазина №4 – в таблице 18.
Таблица 17–Анализ состава и динамики товарооборота ОАО «Заднепровье»
Показатели
| Фактически за
| Абсолютный прирост по сравнению с
| Темп роста в % к
| Прошлый в % к предыдущему году
| предыдущий год
| прошлый год
| отчетный год
| предыдущим годом
| прошлым годом
| предыдущему году
| прошлому году
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Валовой товарооборот, млн. руб.:
-в действующих ценах
-в сопоставимых ценах
|
|
|
|
|
|
117,5
|
106,8
|
| —
|
|
| —
|
| —
| 102,7
|
—
| Розничный товарооборот, млн. руб.:
- в действующих
|
|
|
|
|
3848,9
|
119,7
|
107,3
|
111,6
| Продолжение таблицы 17
|
|
|
|
|
|
|
|
| - в сопоставимых ценах
|
|
|
|
|
|
111,1
|
103,2
|
107,6
|
Таблица 18 – Анализ состава и динамики товарооборота магазина №4
Показатели
| Фактически за
| Абсолютный прирост по сравнению с
| Темп роста в % к
| Прошлый в % к предыдущему году
| предыдущий год
| прошлый год
| отчетный год
| предыдущим годом
| прошлым годом
| предыдущему году
| прошлому году
| Валовой товарооборот, млн. руб.:
-в действующих ценах
-в сопоставимых ценах
|
5194,9
|
5996,9
|
6035,9
|
|
|
116,2
|
100,7
|
115,4
|
4653,8
|
|
5488,5
|
834,7
|
-180,5
|
117,9
|
96,8
|
121,8
| Розничный товарооборот, млн. руб.:
-в действующих ценах
-в сопоставимых ценах
|
5133,4
|
5957,9
|
5775,2
|
641,8
|
-182,7
|
112,5
|
96,9
|
116,1
|
4598,9
|
5632,2
|
5252,2
|
653,3
|
-380
|
114,2
|
93,2
|
122,5
| Из таблицы 17 можно сделать вывод, что в ОАО «Заднепровье» валовой товарооборот за 2007 год составил в действующих ценах 59026 млн. руб., а в сопоставимых – 53669. В динамике валовой товарооборот по сравнению с 2005 годом возрос в действующих ценах на 8789 млн. руб., по сравнению с 2006 – на 3754 млн. руб., что составляет, соответственно 17,5 и 6,8%. В сопоставимых ценах валовой товарооборот по сравнению с 2006 годом возрос на 1418 млн. руб. или на 2,7%.
Розничный товарооборот за 2007 год составил в действующих ценах 56703 млн. руб., а в сопоставимых – 51558. В динамике товарооборот по сравнению с 2005 годом возрос в действующих ценах на 9332 млн. руб., по сравнению с 2006 – на 3848,9 млн. руб., что составляет, соответственно 19,7 и 7,3%. В сопоставимых ценах товарооборот по сравнению с 2005 годом возрос на 5173 млн. руб., что составляет 11,1%, по сравнению с 2006 – на 1590 млн.руб. (3,2%).
Валовой товарооборот 2006 года по сравнению с 2005 годом возрос на 10%, розничный товарооборот в действующих ценах возрос 11,6%, в сопоставимых – на 7,6%.
Фактический розничный товарооборот ОАО «Заднепровье» за отчетный год в сопоставимых ценах составил 51558 млн. руб. Следовательно, за счет ценового фактора товарооборот предприятия увеличился на 5145 млн. руб. (56703-51558), что составляет 10,3% к фактическому товарообороту прошлого года (5145:49968*100).
Анализируя состав и динамику товарооборота магазина №4 можно сделать следующие выводы. Валовой товарооборот за 2007 год составил в действующих ценах 6035,9 млн. руб., а в сопоставимых – 5488,5. В динамике валовой товарооборот по сравнению с 2005 годом возрос в действующих ценах на 841 млн. руб., по сравнению с 2006 – на 39 млн. руб., что составляет, соответственно 16,2 и 0,7%. В сопоставимых ценах валовой товарооборот по сравнению с 2005 годом возрос на 834,7 млн. руб. или на 17,9%. по сравнению с 2006 годом снизился на 180,5 млн. руб. или на 3,2%.
Розничный товарооборот за 2007 год составил в действующих ценах 5775,2 млн. руб., а в сопоставимых – 5252,2. В динамике товарооборот по сравнению с 2005 годом возрос в действующих ценах на 641,8 млн. руб., по сравнению с 2006 снизился на 182,7 млн. руб., что составляет, соответственно 12,5 и 3,1%. В сопоставимых ценах товарооборот по сравнению с 2005 годом возрос на 653,3 млн. руб., что составляет 14,2%, по сравнению с 2006 снизился на 380 млн.руб. (6,8%).
Валовой товарооборот 2006 года по сравнению с 2005 годом в действующих ценах возрос на 15,4%, в сопоставимых возрос на 21,8%. Розничный товарооборот в действующих ценах возрос 16,1%, в сопоставимых – на 22,5%.
Фактический розничный товарооборот ОАО «Заднепровье» за отчетный год в сопоставимых ценах составил 5252,2 млн. руб. Следовательно, за счет ценового фактора товарооборот предприятия увеличился на 523 млн. руб. (5775,2-5252,2), что составляет 9,3% к фактическому товарообороту прошлого года (523:5632,2*100).
Проанализируем выполнение плана и динамики розничного товарооборота в целом за год, а также по кварталам, месяцам. Это поможет установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей. Изучим ритмичность и равномерность развития товарооборота ОАО «Заднепровье». Для анализа используем данные приложения М.
Анализ представлен в таблице 19.
Таблица 19 – Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота в действующих ценах ОАО «Заднепровье»
Месяцы
| Фактически за прошлый год
| Отчетный год
| Абсолютный прирост по сравнению с
| Темп роста, %
| Темп прироста, %
| | план
| факт
| % выполнения плана
| | прошлым годом
| планом
| | Январь
|
|
|
| 88,6
| -81
| -586
| 98,2
| -1,8
| | Февраль
|
|
|
| 90,4
|
| -444
| 100,5
| 0,5
| | Март
|
|
|
| 90,3
|
| -491
| 100,9
| 0,9
| | Итого за 1 квартал
|
|
|
|
89,7
|
-20
|
-1521
|
99,8
|
-0,2
| | Апрель
|
|
|
| 97,5
|
| -120
| 110,1
| 10,1
| | Май
|
|
|
| 97,3
|
| -130
| 106,3
| 6,3
| | Июнь
|
|
|
| 100,7
|
|
| 111,5
| 11,5
| | Итого за 2 квартал
|
|
|
|
98,5
|
|
-219
|
109,2
|
9,2
| | Итого за 1 полугодие
|
|
|
|
|
|
-1739
|
104,5
|
4,5
| | Июль
|
|
|
|
|
| -420
|
|
| | Август
|
|
|
| 98,6
|
| -69
| 111,6
| 11,6
| | Сентябрь
|
|
|
| 97,5
|
| -116
| 109,8
| 9,8
| | Итого за 3 квартал
|
|
|
|
95,9
|
|
-604
|
|
| | Итого за 9 месяцев
|
|
|
|
94,7
|
|
-2340
|
105,7
|
5,7
| | Октябрь
|
|
|
| 90,8
|
| -457
| 107,2
| 7,2
| | Ноябрь
|
|
|
| 94,3
|
| -278
| 112,4
| 12,4
| | Декабрь
|
|
|
| 91,8
|
| -490
| 110,7
| 10,7
| | Итого за 4 квартал
|
|
|
|
93,9
|
|
-956
|
112,1
|
12,1
| | Всего за год
|
|
|
| 94,5
|
| -3297
| 107,3
| 7,3
| | Проанализировав таблицу, можно сделать следующие выводы. Торговое предприятие выполнило план только в июне. Потери товарооборота в связи с недовыполнением плана составили 3265 млн. руб. План розничной реализации товаров ни в одном из кварталов не выполнен. Основными причинами недовыполнения плана являются недостатки в снабжении товарами, изучении покупательского спроса, организации торговли, рекламе. А также открытие крупных торговых предприятий по реализации продовольственных товаров: «Квартал», «Максимус», «Перекресток-6», «Бакалея». Произошло перераспределение товарооборота между магазинами-конкурентами и магазинами ОАО «Заднепровье». На протяжении года товарооборот увеличивался в среднем на 7,3 % ежемесячно.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно составить графики выполнения плана по месяцам, исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.
График выполнения плана по месяцам представлен на рисунке 5.

Рисунок 1 – Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам
Торговым предприятием план товарооборота выполнен в одном месяце из двенадцати. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,08 (1/12), т.е. его выполнение было ритмичным только на 8%.
Проанализируем равномерность выполнения плана розничного товарооборота по кварталам отчетного года, предварительно определив среднее квадратическое отклонение:
σ = 
+ +
+ 
Коэффициент вариации выполнения плана розничного товарооборота по кварталам отчетного года по торговому предприятию равен:
V= .
Таким образом, выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным на 95,9% (100,0-4,1).
Проанализируем выполнение плана товарооборота структурного подразделения ОАО «Заднепровье» – магазина №4 в действующих ценах. Используем данные из приложений К и Л за 2006 и 2007 года. Анализ в таблице 20.
Таблица 20 – Анализ выполнения плана товарооборота в действующих ценах магазина №4
Показатели
| Фактически за прошлый год
| Отчетный год
| Абсолютный прирост по сравнению с
| Темп роста, %
| Темп прироста, %
| | план
| факт
| % выполнения плана
| | прошлым годом
| планом
| | Валовой товарооборот, млн. руб.
| 5996,9
| 6657,0
| 6035,9
| 90,7
|
| -621,1
| 100,7
| 0,7
| | Розничный товарооборот, млн. руб.
| 5957,9
| 6589,0
| 5775,2
| 87,6
| -182,7
| -813,8
| 96,9
| -3,1
| |
Анализируя таблицу 20, следует отметить следующие выводы. Валовой товарооборот магазина №4 за 2007 год составил 6035,9 млн. руб. Валовой товарооборот по сравнению с 2006 годом возрос на 39 млн. руб., что составляет 0,7%. План не выполнен на 621,1 млн. руб. (9,3%). Розничный товарооборот за 2007 год 5775,2 млн. руб. По сравнению с 2006 годом он снизился на 182,7 млн. руб. (3,6%). План не выполнен на 813,8 млн. руб., что составляет 12,4%. Валовой товарооборот на протяжении двух лет увеличивался в среднем на 0,7 %, розничный товарооборот снижался в среднем на 3,1%.
Розничные торговые предприятия должны обеспечивать население всеми необходимыми товарами. С целью анализа выполнения данного принципа необходимо проанализировать динамику розничной реализации по отдельным товарным группам и товарам. Проанализируем ассортимент и структуру товарооборота в целом по ОАО «Заднепровье», а также его структурному подразделению - магазину №4. Для анализа по ОАО «Заднепровье» используем отчеты о розничной торговле за 2006 и 2007 года, размещенные в приложении Н. Для анализа ассортимента и структуры товарооборота магазина №4 используем отчеты о розничной торговле за 2006 и 2007 года по кварталам, размещенные в приложении П. При этом для анализа данные по кварталам для каждого товара суммируем. Составим таблицы 21 и 22.
Таблица 21 - Анализ ассортимента и структуры товарооборота ОАО «Заднепровье»
Товарные группы и товары
| Фактически за прошлый год
| Фактически за отчетный год
| Изменение в динамике товарооборота, млн. руб.
| Изменение в динамике структуры товарооборота, %
| Товарооборот отчетного года в % к прошлому году
| сумма, млн. руб.
| удельный вес, %
| сумма, млн. руб.
| удельный вес, %
| Мясо и птица
|
| 3,86
|
| 3,92
|
| 0,1
| 109,0
| Колбасные изделия
|
| 9,78
|
| 9,09
| -23
| -0,7
| 99,6
| Рыба и морепродукты пищевые
|
| 1,4
|
| 1,6
|
| 0,2
| 121,6
| Масло животное
|
| 1,39
|
| 1,38
|
| 0,0
| 106,0
| Пищевые жиры
|
| 0,9
|
| 1,2
|
| 0,3
| 142,8
| Молоко и молочные продукты
|
| 10,94
|
| 10,54
|
| -0,4
| 103,3
| Сыр
|
| 1,82
|
| 2,31
|
| 0,5
| 135,9
| Консервы
|
| 4,6
|
|
|
| 0,4
| 116,6
| Яйца
|
| 0,94
|
| 1,40
|
| 0,5
| 159,9
| Сахар
|
| 3,45
|
| 2,63
| -333
| -0,8
| 81,7
| Кондитерские изделия
|
| 5,34
|
| 3,65
| -762
| -1,7
| 73,1
| Варенье, джем
|
| 0,08
|
| 0,07
| -3
| 0,0
| 94,6
| Продолжение таблицы 21
Товарные группы и товары
| Фактически за прошлый год
| Фактически за отчетный год
| Изменение в динамике товарооборота, млн. руб.
| Изменение в динамике структуры товарооборота, %
| Товарооборот отчетного года в % к прошлому году
| сумма, млн. руб.
| удельный вес, %
| сумма, млн. руб.
| удельный вес, %
| Чай
|
| 0,21
|
| 0,17
| -11
| 0,0
| 90,2
| Соль
|
| 0,12
|
| 0,11
| -3,0
| 0,0
| 95,4
| Мука
|
| 0,81
|
| 1,15
| 224,0
| 0,3
| 152,4
| Хлебобулочные изделия
|
| 8,88
|
| 8,19
| -59
| -0,7
| 98,7
| Крупа, макаронные изделия
|
| 1,1
|
| 1,08
|
| -0,02
|
| Овощи
|
| 1,7
|
| 1,9
|
| 0,2
| 123,5
| Плоды, ягоды
|
| 2,75
|
| 2,89
|
| 0,14
| 112,9
| Алкогольные напитки
|
| 24,2
|
| 24,9
|
| 0,7
| 110,3
| Пиво
|
| 3,04
|
| 3,70
|
| 0,7
| 130,1
| Безалкогольные напитки
|
| 2,51
|
| 3,08
|
| 0,6
| 131,2
| Другие продов. товары
|
| 2,4
|
| 2,8
|
| 0,4
| 114,8
| Итого продов. товаров
|
| 93,76
|
| 94,04
|
| 0,28
| 107,5
| Итого непродов. товаров
|
| 6,24
|
| 5,96
|
| -0,28
| 105,3
| Всего товаров
|
| 100,00
|
| 100,00
|
| -
| 107,3
|
Таблица 22 -Анализ ассортимента и структуры товарооборота магазина №4
Товарные группы и товары
| Фактически за прошлый год
| Фактически за отчетный год
| Изменение в динамике товарооборота, млн. руб.
| Изменение в динамике структуры товарооборота, %
| Товарооборот отчетного года в % к прошлому году
| сумма, млн. руб.
| удельный вес, %
| сумма, млн. руб.
| удельный вес, %
| Мясо и птица
| 269,2
| 4,50
| 201,2
| 4,66
| -68
| 0,16
| 74,7
| Продолжение таблицы 22
Товарные группы и товары
| Фактически за прошлый год
| Фактически за отчетный год
| Изменение в динамике товарооборота, млн. руб.
| Изменение в динамике структуры товарооборота, %
| Товарооборот отчетного года в % к прошлому году
| сумма, млн. руб.
| удельный вес, %
| сумма, млн. руб.
| удельный вес, %
| Колбасные изделия
| 260,5
| 4,35
| 182,8
| 4,23
| -77,7
| -0,12
| 70,2
| Рыба
| 130,4
| 2,2
| 62,8
| 1,5
| -67,6
| -0,7
| 48,2
| Масло животное
| 115,2
| 1,92
| 73,8
| 1,71
| -41,4
| -0,21
|
| Пищевые жиры
|
| 0,7
| 36,5
| 0,8
| -7,5
| 0,1
|
| Молоко и молочные продукты
| 938,8
| 15,68
| 636,2
| 14,72
| -302,6
| -0,96
| 67,8
| Сыр
| 99,2
| 1,66
| 84,7
| 1,96
| -14,5
| 0,3
| 85,4
| Консервы
| 239,4
|
| 194,1
| 4,5
| -45,3
| 0,5
|
| Яйца
| 42,3
| 0,71
| 37,8
| 0,87
| -4,5
| 0,16
| 89,4
| Сахар
| 206,6
| 3,45
| 112,3
| 2,59
| -94,3
| -0,86
| 54,4
| Кондитерские
| 478,3
| 7,99
|
|
| -218,3
| -1,99
| 54,4
| Варенье, джем
| 4,1
| 0,07
| 0,95
| 0,02
| -3,15
| -0,05
| 23,2
| Чай
|
| 0,17
| 10,3
| 0,24
| 0,3
| 0,07
|
| Соль
| 8,7
| 0,15
|
| 0,09
| -4,7
| -0,06
|
| Мука
| 19,6
| 0,33
| 24,7
| 0,57
| 5,1
| 0,24
|
| Хлебобулочные
| 636,7
| 10,64
|
| 8,5
| -269,7
| -2,14
| 57,6
| Крупа
| 32,4
| 0,5
| 28,9
| 0,7
| -3,5
| 0,2
|
| Овощи
| 75,7
| 1,3
| 26,6
| 0,6
| -49,1
| -0,7
| 35,1
| Плоды, ягоды
| 119,6
| 2,00
|
| 1,1
| -72,6
| -0,9
| 39,3
| Алкогольные напитки
|
| 20,7
|
| 26,4
| -93
| 5,7
| 92,5
| Пиво
| 228,1
| 3,81
| 242,5
| 5,6
| 14,4
| 1,79
| 106,3
| Безалког. нап.
| 199,4
| 3,33
| 99,1
| 2,3
| -100,3
| -1,03
| 49,7
| Другие продов. товары
| 224,8
| 3,8
| 154,7
| 3,6
| -70,1
| -0,2
| 57,5
| Итого продов. товаров
|
| 94,03
|
| 93,4
| -1590
| -0,63
| 71,8
| Итого непродов. товаров
| 357,4
| 5,97
| 282,9
| 6,5
| 74,5
| 0,53
| 79,2
| Всего товаров
|
|
|
|
| -1664
| -
|
| Следует отметить, что по ОАО «Заднепровье» наблюдается рост розничной реализации по 17 товарным группам из 24, в т.ч. по молоку и молочным продуктам, в динамике растет высокими темпами. Вызвано это в основном повышением розничных цен. По остальным товарным группам реализация снизилась. По магазину №4 рост розничной реализации отмечен только по 4 товарным группам из 22: чаю, муке, пиву и непродовольственным товарам. По остальным товарным группам, в т.ч. по молоку и молочным продуктам, реализация в данном магазине снизилась.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры. Так, в ОАО «Заднепровье» по сравнению с прошлым годом возросла доля в товарообороте мяса и птицы, пищевых жиров, сыра, консервов, яиц, муки, овощей, плодов, алкогольных и безалкогольных напитков, пива, и, соответственно, уменьшился вес других товарных групп и товаров, в т.ч. и молочных продуктов. В частности, в магазине №4 также возросла доля в товарообороте по таким товарным группам, как мясо и птица, пищевые жиры, сыр, консервы, яйца, мука, алкогольные напитки и пиво, а также по чаю, крупе, непродовольственным товарам. По остальным товарам, в т. ч. и по молочным продуктам, доля в товарообороте снизилась.
Соотношение реализации молока и молочных продуктов к общему объему реализации в магазине №4 отражено на рисунке 6.

Рисунок 6 – Соотношение реализации молока и молочных продуктов к
общему объему реализации в магазине №4
Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования.
Анализ товарных ресурсов начинают с составления и изучения товарного баланса. Изучают влияние показателей товарного баланса на динамику реализации отдельных товарных групп. Рассмотрим товарный баланс ОАО «Заднепровье», а также магазина №4. Данные, используемые для анализа по ОАО «Заднепровье», возьмем из форм 3-торг за 2006 и 2007 года, которые представлены в приложении Р. По магазину №4 используем приложение П. Товарный баланс в разрезе товарных групп и товаров ОАО «Заднепровье» и магазина №4 представлен, соответственно, в таблицах 23 и 24.
Из таблицы 23 можно сделать вывод, что показатели товарного баланса ОАО «Заднепровье» оказали влияние на реализацию товарных групп в различных направлениях. Товарные запасы на начало года привели к увеличению объема продаж по молочным продуктам, муке, пиву, непродовольственным товарам, по остальным товарам к уменьшению объема реализации. Поступление товаров повлияло в сторону уменьшения реализации по сахару, кондитерским изделиям, чаю, соли, хлебобулочным изделиям. По остальным товарам способствовало увеличению реализации. Запасы товаров на конец года привели к уменьшению реализации по всем товарам, кроме сахара, яиц, пива.
Проанализировав таблицу 24, можно отметить, что показатели товарного баланса магазина №4 оказали влияние на реализацию товарных групп в различных направлениях. Товарные запасы на начало года привели к увеличению объема продаж по муке, крупе, овощам, алкогольным напиткам, пиву, безалкогольным напиткам, непродовольственным товарам, по остальным товарам к уменьшению объема реализации. Поступление товаров повлияло в сторону увеличения реализации по чаю и муке. По остальным товарам способствовало уменьшению реализации. Запасы товаров на конец года привели к уменьшению реализации по всем товарам, кроме консервов, кондитерских изделий, варенья, крупы, пива.
Одним из факторов развития розничного товарооборота являются обеспеченность трудовыми ресурсами, рост производительности труда. Для оценки трудовых ресурсов и расчета их влияния на товарооборот ОАО «Заднепровье», в т.ч. магазина №4 составим таблицу 25. Для анализа используем данные о среднесписочной численности по ОАО «Заднепровье» из приложения С, по магазину №4 – из приложения Т.
Проанализировав таблицу, можно сделать следующие выводы. В 2007 году по сравнению с 2006 годом за счет изменения среднесписочной численности работников товарооборот ОАО «Заднепровье» снизился на 5886,9 млн. руб., магазина №4 – на 872,4 млн. руб. За счет изменения среднегодовой выработки на одного работника товарооборот ОАО «Заднепровье» возрос на 9720,2 млн. руб., товарооборот магазина №4 возрос на 686 млн. руб. В целом товарооборот ОАО «Заднепровье» возрос на 3849 млн. руб., товарооборот магазина снизился на 182,7 млн.руб.
Таблица 23 – Товарный баланс по ОАО «Заднепровье» в разрезе товарных групп и товаров, млн. руб.
Товарные группы и товары
| Запасы
товаров на начало года
| Поступление товаров
| Розничная реализация товаров
| Запасы
товаров на конец года
| Отклонение в динамике по реализации
товаров
| прошлый год
| отчетный
год
| прошлый год
| отчетный
год
| прошлый год
| отчетный
год
| прошлый год
| отчетный
год
| всего
| в т. ч. за счет изменения
| запасов товаров на
начало года
| поступления товаров
| запасов
товаров на конец года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10=7-6
| 11=3-2
| 12=5-4
| 13=9-8
(знак меняется на противоположный)
| Мясо и птица
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -5
|
| -27
| Колбасные изделия
|
|
|
|
|
|
|
|
| -23
| -10
|
| -15
| Рыба и морепродукты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -8
|
| -20
| Масло животное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -8
|
| -9
| Пищевые жиры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -2
|
| -19
| Молоко и молочные продукты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -13
| Сыр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -5
|
| -6
| Продолжение таблицы 23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Консервы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -10
|
| -65
| Яйца
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -3
|
|
| Сахар
|
|
|
|
|
|
|
|
| -333
| -5
| -331
|
| Кондитерские
|
|
|
|
|
|
|
|
| -762
| -33
| -655
| -75
| Варенье, джем
|
|
|
|
|
|
|
|
| -3
| -4
|
| -3
| Чай
|
|
|
|
|
|
|
|
| -11
| -1
| -6
| -3
| Соль
|
|
|
|
|
|
|
|
| -3
|
| -1
| -2
| Мука
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хлебобулочные изделия
|
|
|
|
|
|
|
|
| -59
| -18
| -22
| -18
| Крупа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -2
|
| -18
| Овощи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -6
|
| -5
| Плоды, ягоды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -19
|
| -21
| Алкогольные напитки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -15
|
| -260
| Пиво
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Безалкогольные напитки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -29
|
| -11
| Другие продов. товары
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -11
| Итого продов. товаров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -59
|
|
| Итого непродов. товаров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -184
| Всего товаров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -781
| Таблица 24 – Товарный баланс по магазину №4 в разрезе товарных групп и товаров, млн. руб.
Товарные группы и товары
| Запасы
товаров на начало года
| Поступление товаров
| Розничная реализация товаров
| Запасы
товаров на конец года
| Отклонение в динамике по реализации
товаров
| прошлый год
| отчетный
год
| прошлый год
| отчетный
год
| прошлый год
| отчетный
год
| прошлый год
| отчетный
год
| всего
| в т. ч. за счет изменения
| запасов товаров на
начало года
| поступления товаров
| запасов
товаров на конец года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10=7-6
| 11=3-2
| 12=5-4
| 13=9-8
(знак меняется на противоположный)
| Мясо и птица
|
| 5,1
| 248,2
| 219,3
| 269,2
| 201,2
| 5,1
| 23,2
| -68
| -21,9
| -28,9
| -18,1
| Колбасные изделия
| 30,3
| 7,2
| 237,4
| 198,3
| 260,5
| 182,8
| 7,2
| 22,7
| -77,7
| -21,3
| -39,1
| -15,5
| Рыба и морепродукты
| 9,5
| 2,5
| 123,1
| 77,1
| 130,4
| 62,8
| 2,5
| 16,7
| -67,6
| -7
| -46
| -14,2
| Масло животное
|
| 1,3
| 104,5
| 83,3
| 115,2
| 73,8
| 1,3
| 10,7
| -41,4
| -10,7
| -21,2
| -9,4
| Пищевые жиры
| 8,56
| 3,81
|
| 37,1
|
| 36,5
| 3,81
| 4,1
| -7,5
| -4,75
| -1,9
| -0,29
| Молоко и молочные продукты
| 17,8
| 5,6
|
| 641,5
| 938,8
| 636,2
| 5,6
| 10,9
| -303
| -12,2
| -287,5
| -5,3
| Сыр
| 6,5
| 3,1
|
| 96,4
| 99,2
| 84,7
| 3,1
| 14,8
| -14,5
| -3,4
| -214,6
| -11,7
| Продолжение таблицы 24
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|