|
Магазином №4 ОАО «Заднепровье»
Характеризируя ассортимент продукции по системе показателей, появляется возможность его оптимального формирования.
Для анализа рассчитаем показатели, характеризующие широту, глубину, полноту и устойчивость ассортимента по молоку и сливкам, реализуемым магазином №4 за прошлый – 2007 год и текущий – 2008 год, а также коэффициенты новизны по этой продукции. Используя полученные данные, выявим рациональность ассортимента по этим товарам.
При первом варианте расчета показателя полноты за базовое значение возьмем количество наименований продукции, предусмотренное в прайс-листах поставщиков молока и сливок магазина №4. Так в текущем году базовое значение широты по молоку составило 19. К ним относятся такие наименования молока – молоко стерилизованное 3,2% жирности, молоко стерилизованное 1,5% жирности, молоко стерилизованное 2,5% жирности, молоко детское стерилизованное витаминизированное 3,2% жирности, молоко коровье пастеризованное 3,2 % жирности, молоко пастеризованное 3,0 % и 2,5% жирности, молоко 2,8% «АСДЕ», молоко топленое 4,0%, молоко стерилизованное 6,0%, молоко «Берестье» 3,3% жирности, молоко «Белые ночи» 3% с витамином «С», молоко «Йоддар», молоко 3% «ACDE», молоко пастеризованное 3,5%, молоко 3,6% «Вкусное». А также молоко стерилизованное 2,3%; 3,1%; 3,3% жирности. По сливкам в текущем предусмотрено в прайс-листах предусмотрено 2 наименования – сливки питьевые пастеризованные 10% жирности и сливки питьевые пастеризованные 35% жирности. Прайс-листы за текущий год представлены в приложении Д. За прошлый год, учитывая всех поставщиков, было на 5 наименований меньше по молоку и на 1 наименование меньше по сливкам, чем в текущем году. Поэтому за прошлый год базовое значение широты по молоку составит 14, по сливкам – 1. Действительное значение широты представляет количество наименований молока, присутствующих на момент проверок в текущем и прошлом году.
При расчете показателя глубины за базовое значение примем произведение базовой широты на количество торговых марок молока и сливок, представленных в магазине. За прошлый год количество торговых марок по молоку составляет 4: ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Шкловский маслодельный завод» – «Избушка молочника» и ОАО «Березовский сыродельный комбинат». В текущем году присутствует еще один поставщик молока – ЗАО «Агрокомбинат Заря», т.е. всего 5 торговых марок. По сливкам за прошлый год 1 торговая марка ОАО «Бабушкина крынка», в текущем году 2: ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Савушкин продукт». При расчете показателя глубины за действительное значение примем произведение, действительной широты на количество торговых марок молока и сливок, присутствующих в магазине на момент проверки. Так, в прошлом году молоко было представлено 2 торговыми марками, а сливки 1 торговой маркой. В текущем году молоко – 4, сливки 2 торговыми марками.
Анализ широты и глубины ассортимента молока и сливок представлен в таблицах 12 и 13.
Таблица 12 – Полнота и глубина ассортимента молока
Полнота ассортимента
| Глубина ассортимента
| год
пок-ль
| прошлый
| текущий
| отклонение
| год
пок-ль
| прошлый
| текущий
| отклонение
| Пд
|
|
|
| Глд
|
|
|
| Пб
|
|
|
|
Глб
|
|
|
| Кш=Шд / Шб
| Кг=Глд / Глб
| Кш
| 0,5
| 0,53
| 0,03
| Кг
| 0,25
| 0,42
| 0,17
| | | | | | | | | |
Таблица 13 – Полнота и глубина ассортимента сливок
Полнота ассортимента
| Глубина ассортимента
| год
пок-ль
| прошлый
| текущий
| отклонение
| год
пок-ль
| прошлый
| текущий
| отклонение
| Пд
|
|
|
| Глд
|
|
|
| Пб
|
|
|
|
Глб
|
|
|
| Кш=Шд / Шб
| Кг=Глд / Глб
| Пш
|
| 0,5
| -0,5
| Кг
|
| 0,5
| -0,5
| | | | | | | | | |
Проанализируем полноту, устойчивость и новизну ассортимента молока и сливок на основании данных ассортиментного перечня и фактического количества товара, находящегося в продаже. Для расчета коэффициента полноты за базовое значение примем количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Ассортиментный перечень для торгового объекта разрабатывается собственником на основании обязательного минимального ассортиментного перечня, рекомендуемого Министерством торговли Республики Беларусь, с учетом типизации, специализации, месторасположения торгового объекта, регионального (местного) производства товаров, наличия торговых площадей и контингента обслуживаемого населения. При этом разработчик руководствуется Рекомендациями по разработке и утверждению обязательных минимальных ассортиментных перечней товаров для торговых объектов, утвержденными Министерством торговли Республики Беларусь 7 июля 2003 г. (№ 34). Ассортиментный перечень для ОАО «Заднепровье» на 2007 год разработан и согласован с отделением гигиены питания и эпидемиологии и Управлением торговли Могилевского горисполкома, директором ОАО «Заднепровье» и доведен до структурной единицы.
В текущем году по ассортиментному перечню предусматривается 6 разновидностей молока и 3 сливок. Ассортиментный перечень магазина №4 представлен в приложении Е. В ассортиментном перечне за прошлый год было установлено 4 разновидности молока и 1 сливок. В качестве действительных показателей полноты приняты количества разновидностей молока и сливок, зафиксированные на момент проверок, которые проводились в текущем и прошлом году. Анализ устойчивости ассортимента молока и сливок за прошлый и текущий год представлен в таблицах 14 и 15.
Таблица 14 – Полнота ассортимента молока и сливок за прошлый год
Показатели ассортимента
| Значения
| Среднее значение
| 1 проверка
| 2 проверка
| 3 проверка
| 4 проверка
|
Молоко
| Полнота д
Пб
Кп
Устойчивость
Ку
|
4/7
|
|
|
|
| Сливки
| 1/1=1
| 2/1=2
| 1/1=1
| 1/1=1
|
| | | | | | | | | | | | |
Таблица 15 – Полнота ассортимента молока и сливок за текущий год
Товарная группа
| Коэффициент полноты ассортимента
| Коэффициент полноты ассортимента
| 1 проверка
| 2 проверка
| 3 проверка
| 4 проверка
| Молоко
| 10/6=1,66
| 8/6=1,33
| 7/6=1,16
| 6/6=1
|
| Сливки
| 2/3=0,66
| 1/3=0,33
| 2/3=0,66
| 3/3=1
|
|
Устойчивость
Рассчитаем коэффициенты новизны по молоку и сливкам за два года. В 2007 году в продаже в качестве новых видов изделий выступили молоко стерилизованное 1,5% и 3,3% жирности ОАО «Савушкин продукт» и молоко стерилизованное 2,5% жирности ОАО «Бабушкина крынка». По сливкам в прошлом году обновление не происходило. В текущем 2008 году среди новых наименований молока, появившихся в продаже, молоко стерилизованное 2,3%, молоко пастеризованное «Берестье» 3,3% жирности ОАО «Савушкин продукт»; молоко «Белые ночи» 3% с витамином «С», молоко «Йоддар» торговой марки «Избушка молочника» и молоко 3,6% «Вкусное» ОАО «Березовский сыродельный комбинат». Из сливок в текущем году представлено новое наименование – сливки питьевые пастеризованные 35% жирности ОАО «Савушкин продукт».
В 2007 году по молоку Кн=3/14=0,21, по сливкам Кн=0/1=0.
В 2008 году Кн=5/19=0,26, по сливкам Кн=1/2=0,5.
Рассчитаем коэффициент рациональности ассортимента по молоку и сливкам. При определении коэффициентов учитываются все показатели с учетом коэффициентов весомости, расчет которых представлен в таблице 7. При оценке показателей в качестве экспертов выступили заведующая магазином, администратор торгового зала, товаровед и покупатели данного магазина.
Таблица 16 – Расчет коэффициентов весомости
Показатели
| Оценка значимости эксперта
| Сумма оценок значимости
| Коэффициент весомости
|
|
|
|
|
| Устойчивость
|
|
|
|
|
|
| 0,3
| Новизна
|
|
|
|
|
|
| 0,43
| Полнота
|
|
|
|
|
|
| 0,26
| Итого
|
|
|
|
Коэффициент рациональности, Кр, вычисляем по формуле
, (2)
где Ку – коэффициент устойчивости;
Кн – степень обновления;
Кг – коэффициент глубины;
ву, вн, вг – коэффициенты весомостей показателей устойчивости, новизны и глубины.
Для молока в 2007 году ;
в 2008 году
Для сливок в 2007 году ;
в 2008 году
Из проведенных расчетов можно сделать следующие выводы. Широта ассортимента молока, исходя из выбранной основы, принятой за базу, в текущем году выросла на 3%. Это связано с появлением в продаже новых наименований молока. В целом, данные показатели отражают насыщенность торговли молоком в прошлом году на 50%, в текущем году на 53%. Исходя из этого, данное предприятие торговли может использовать мероприятия для расширения ассортимента. Широта ассортимента сливок за прошлый год свидетельствует о насыщенности рынка, т.к. показатель равен 1. В текущем году он составил 0,5. Предприятию необходимо расширить ассортимент сливок, вследствие чего потребности покупателей будут удовлетворены более полно.
Показатель глубины ассортимента молока возрос в текущем году по сравнению с прошлым на 17% и составил 42%. По сливкам показатель глубины снизился в 2 раза и составил 50%. В данном случае имеется необходимость в увеличении этого показателя по молоку и по сливкам. Осуществить это можно путем увеличения количества товаров других торговых марок их модификаций.
Показатели полноты по молоку и по сливкам равны 1 либо более 1. На момент проверок ассортимент продукции соответствовал установленному перечню, а по молоку всегда был представлен полнее, чем в нем предусмотрено.
Показатель устойчивости ассортимента свидетельствует о бесперебойном наличии в продаже разновидностей товаров, заявленных в ассортименте. Данный показатель по молоку за два года отражает устойчивость ассортимента. По сливкам показатель возрос в текущем году по сравнению с прошлым на 46% и составил 66%. Вследствие этого необходимо повысить этот показатель по сливкам.
Обновление ассортимента по молоку возросло в текущем году. По сливкам в прошлом году обновление не происходило, но в текущем их ассортимент обновлен на 50%. Предприятию, учитывая все риски и затраты, целесообразно проводить обновление.
В целом рациональность ассортимента молока снизилась в текущем году по сравнению с прошлым на 1%, составив 20%. Это связано со снижением показателя устойчивости. Рациональность ассортимента сливок возросла на 7 % и составила 18%, чему поспособствовало обновление ассортимента. Данные показатели свидетельствуют о том, что необходима разработка направлений совершенствования ассортимента данных продуктов.
Таким образом, формирование ассортимента осуществляется путем проведения политики обновления, расширения (за счет увеличения показателя полноты) и со
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|