Реализуемых магазином №4 ОАО «Заднепровье»
На формирование ассортимента молока и сливок, реализуемых магазином №4 ОАО «Заднепровье», оказывает влияние ряд факторов. Наиболее значимыми из них являются спрос, рентабельность, цены на продукцию, площадь и специализация магазина, численность обслуживаемого населения, наличие других магазинов в зоне деятельности, каналы распределения.
Определяющим фактором, влияющим на формирование ассортимента, является специализация магазина. Магазин №4 является универсамом, т.е. это универсальный магазин, торгующий широким ассортиментом многих товарных групп. Данный аспект указывает на необходимость формирования оптимального ассортимента молока и сливок, т.к. необходимо учитывать соотношение других групп товаров. Общая площадь магазина №4 – 1577,96 кв. м., в том числе площадь торгового зала – 708,9 кв.м. В магазине №4 розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади составил в 2007 году 8,15 млн. руб./ м2 (5775,2:708,9), в том числе молока и молочных продуктов – 0,9 млн. руб./ м2 (636,2:708,9) или 11% в общем товарообороте на 1 м2 торговой площади. Данная продукция занимает значительную долю в объеме продаж магазина и это влияет на формирование ассортимента. Торговая площадь магазина определяет широту ассортимента.
Каждая товарная позиция в идеале должна быть рентабельной, т.е. уровень дохода от реализации товара определяется размером торговой надбавки на товар и должен перекрывать его издержкоемкость. Доход магазина №4 по молоку и молочным продуктам составил в 2007 году 89,9 млн. руб. при торговой надбавке 14,13%, расходы 82,2 млн. руб. Следовательно, для рассматриваемого магазина доход от реализации данной продукции перекрывает расходы. Рассматриваемый фактор указывает на возможность расширения ассортимента молока и молочной продукции, поскольку способствуют увеличению прибыли.
При формировании ассортимента важное значение имеет цена товара. Молоко включено в перечень социально значимых товаров, поэтому предельный уровень цен на данную продукцию регулируются Министерством экономики Республики Беларусь. Уровень цен на молочную продукцию периодически корректируется. Цена должна покрывать все расходы, формируется с учетом цен конкурентов и текущей конъюнктуры рынка. Цены на продукцию могут быть несколько выше конкурентов на отдельные виды продукции, пользующиеся повышенным спросом у потребителей, и в силу высокого качества и улучшенных потребительских свойств продукции.
Магазин №4 обслуживает значительную часть жителей Октябрьского района г. Могилева. На территории Октябрьского района расположен ряд крупнейших промышленных предприятий, что послужило немаловажным фактором в формировании спроса на реализуемую продукцию, в т.ч. и на молоко.
Основными конкурентами магазина №4 в реализации молока и сливок являются следующие торговые организации: Гребеневский рынок, ОАО «Универмаг Октябрьский», торговый центр «Максимус». Частные магазины: «Квартал», «Европейский», «Семья», «Славянский», «Верона», «Перекресток», «Рябинка». Магазины и передвижные павильоны предприятий-изготовителей: ОАО «Бабушкина крынка», ТД ЗАО «Агрокомбинат Заря».
У покупателей появилась альтернатива выбора продукции, поэтому часть покупателей отдает предпочтение наиболее выгодным для них как по ассортиментному и ценовому фактору, так и по месторасположению предприятиям торговли.
Для обеспечения широкого и устойчивого ассортимента реализуемых в торговой сети товаров согласованы и утверждены графики завоза молочной продукции предприятиями-изготовителями. Регулярно осуществляется поставка товаров с оптовой базы г. Могилева КУТП «Мясомолторг».
Магазин №4 в своей практике использует две формы товароснабжения – транзитную и складскую. Поставщики, находящиеся в городе Могилеве, осуществляют завоз молочной продукции в магазин согласно утвержденным графикам собственным транспортом, либо товар доставляется транспортными организациями, с которыми были заключены договора. Иногородние поставщики завозят товар согласно заключенным договорам собственным транспортом.
Рассмотрев основные факторы, влияющие на формирование ассортимента молока и сливок, реализуемых магазином №4, изучим еще один из определяющих факторов – спрос.
Нами было проведено исследование в форме анкетирования, целью которого являлось выявление спроса на молоко и сливки, реализуемые в данной торговой организации. Бланк анкеты размещен в приложении Г. Элементами выборки стали покупатели молока и сливок магазина №4. Объем выборки – 20 человек (в целом доля женщин составила 70%, доля мужчин – 30%). Лица моложе 18 лет в опросе участия не принимали.
Сегментирование потребителей проведено по следующим признакам: возраст, социальный статус, уровень дохода. Результаты приведены в таблицах 8, 9, 10 (% от числа опрошенных).
Таблица 8 – Сегментирование потребителей по возрасту
Возраст, лет
| % от числа опрошенных
| 18-25
|
| 26-35
|
| 36-45
|
| 46-55
|
| более 56
|
| Таблица 9 – Сегментирование потребителей по социальному статусу
Социальный статус
| % от числа опрошенных
| Студент (ка)
|
| Рабочий (ая)
|
| Специалист
|
| Предприниматель
|
| Пенсионер
|
| Не работаю
|
|
Таблица 10 – Сегментирование потребителей по уровню дохода
Уровень дохода
| % от числа опрошенных
| Низкий
|
| Средний
|
| Высокий
|
|
В ходе исследования было выявлено следующее.
На вопрос «Как часто Вы приобретаете молоко и сливки в магазине №4?» были получены следующие результаты: 70% опрошенных приобретают молоко и сливки в данной торговой организации часто, 20% - редко и 10% опрошенных – очень редко.
При изучении причин, по которым покупатели отдают предпочтение приобретению молока и сливок в данном магазине, было выявлено следующее: 30% опрошенных в качестве такой причины отметили широкий выбор молока и сливок; такое же количество опрошенных (30%) указали, что данный магазин расположен вблизи их места жительства. Для 30% такой причиной является отсутствие очередей. 10% в качестве своего варианта отметили высокий уровень обслуживания.
При ответе на вопрос «Какие недостатки, с Вашей точки зрения, имеются в организации продажи молока и сливок в данной торговой организации?» 35% опрошенных отметили недостаточно широкий ассортимент товаров, 25% - недостаточное рекламно-информационное оформление и 40% - неудачное размещение и выкладку.
Результаты, полученные при ответе на вопрос о том, что влияет на выбор покупателей при приобретении молока и сливок, представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Влияние показателей на выбор покупателей при приобретении молока и сливок
Показатель
| % от числа опрошенных
| Упаковка
|
| Цена
|
| Качество
|
| Продолжение таблицы 11
Показатель
| % от числа опрошенных
| Марка предприятия изготовителя
|
| На выбор более трети респондентов (35%) влияет марка предприятия изготовителя, для 30% опрошенных – упаковка. Качество продукции и ее цена является определяющим показателем для 25% и 10% опрошенных соответственно.
Результаты ответов на вопрос «Какой торговой марке вы отдаете предпочтение при приобретении молока и сливок в магазине №4?» показаны на рисунке 4.
Рисунок 4 - Распределение респондентов по предпочитаемой
торговой марке молока и сливок
Данные, представленные на рисунке, показывают, что 35% опрошенных отдают предпочтение продукции ОАО «Савушкин продукт» и такое же количество опрошенных – ОАО «Бабушкина крынка», 10% - ОАО «Шкловский маслодельный завод», 15% - ОАО «Березовский сыродельный комбинат» и 5% ЗАО «Агрокомбинат Заря».
Также покупателям было предложено отметить частоту приобретения указанных видов молока и сливок постоянно присутствующих в продаже. Следует отметить следующие результаты. Молоко, стерилизованное 3,2% жирности 25% опрошенных приобретают очень часто, 55% - часто и 20% редко. Молоко, стерилизованное 1,5% жирности почти половина опрошенных (40%) приобретает очень часто, 50% - часто, 10% - редко. Молоко стерилизованное 6% жирности 25% опрошенных приобретает очень часто, 30% - часто и 45% - редко. Молоко коровье пастеризованное 3,2% жирности 50% опрошенных приобретает очень часто, 40% - часто, 10% - редко. Витаминизированное молоко половина респондентов (50%) приобретает очень часто, 15% приобретает часто, 10% - редко. Топленое молоко 20% опрошенных покупает очень часто, 45% - часто и 35% редко. Сливки питьевые пастеризованные 10% жирности 40% респондентов приобретают очень часто, 35% - часто и 25% редко. Сливки питьевые пастеризованные 35% жирности 25% опрошенных приобретает очень часто, 40% - часто, 35% - редко.
При ответе на вопрос: «Для Вас важно наличие в данном магазине более широкого ассортимента молока с функциональными свойствами?» более половины опрошенных (65%) ответили, что да, 35% - нет.
При опросе респондентов об оценке ими качества молока и сливок, реализуемых в магазине №4, большая часть опрошенных (85%) отметила высокое качество продукции и 15% - среднее.
При изучении вопроса о значении для потребителей при выборе молока и сливок упаковки 35% опрошенных ответило, что не имеет значения, для 45% упаковка имеет значение, а для 10% - имеет большое значение.
Большинство опрошенных (60%) в упаковке привлекает способность обеспечения сохранности качества товаров и 40% - красочность.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Абсолютное большинство опрошенных (70%) часто приобретают молоко и сливки в данном магазине. Наиболее распространенными причинами являются широкий выбор молока и сливок и расположение магазина вблизи жительства покупателей. Более трети опрошенных в качестве недостатка в организации продажи молока и сливок отметили неудачное размещение и выкладку. Наиболее важными показателями, влияющими на выбор покупателей при приобретении молока и сливок, являются марка предприятия изготовителя, упаковка, качество продукции. Значительная доля респондентов отдают предпочтение продукции ОАО «Савушкин продукт» и ОАО «Бабушкина крынка». Все указанные виды молока в большинстве потребители приобретают очень часто или часто. При этом следует отметить, что значительный удельный вес занимает приобретение молока с более низкой жирностью и витаминизированного молока. Для большинства респондентов важно наличие в продаже широкого ассортимента молока с функциональными свойствами. Значительная часть опрошенных отмечает высокое качество реализуемой продукции. Также для потребителей имеет значение упаковка и при этом для 60% важна способность обеспечения сохранности качества товаров и 40% - красочность.
Исходя из рассмотренных аспектов, важно в магазине №4 улучшить размещение и выкладку молока и сливок, уделить внимание расширению ассортимента за счет продукции, обладающей функциональными свойствами. Также необходимо уделять внимание упаковке молока и сливок. Спрос является категорией постоянно меняющейся как качественно, так и количественно, следовательно, ассортимент должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом.
Таким образом, учитывая рассмотренные факторы, влияющие на ассортимент молока и сливок, реализуемых магазином №4, возможно достижение оптимального ассортимента молока и сливок. При этом необходимо постоянно отслеживать происходящие в их отношении изменения для возможности своевременно процесс формирования торгового ассортимента.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|