Сделай Сам Свою Работу на 5

Показатели, характеризующие ассортимент





Ассорти­мент наиболее полно характеризует результаты деятель­ности предприятий торговли по реализации товаров и должен рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбаланси­рованности спроса и предложения на конкретном товар­ном рынке. Ассортимент любого магазина можно охарактеризо­вать по системе показателей. Это позволит осуществлять процесс управления торговым ассортиментом на научной основе, т. е. планировать, организовывать его формирова­ние, контролировать и регулировать ассортимент, совер­шенствовать мотивацию продавцов и стимулирование продаж. Исходя из этого, важной задачей является изучение данных показателей.

Широта ассортимента— количество видов, разно­видностей и наименований товаров однородных и разно­родных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными по­казателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты. Действительная широта— фактическое коли­чество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименова­ний товаров, регламентированное нормативными или тех­ническими документами, или максимально возможное. Выбор критериев определения базо­вого показателя широты определяется целями торговой органи­зации.



Коэффициент широты выражается как отношение дей­ствительного количества видов, разновидностей и наименова­ний товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Выделяют два по­нятия широты, относящиеся к ее разновидностям: общая и групповая.

Общая широта— совокупность всех ассортиментных еди­ниц, видов и разновидностей товаров однородных и разнород­ных групп.

Групповая широтаколичество однородных групп товаров, реализуемых организацией. Каждая группа может насчитывать от нескольких десятков до сотен ви­дов и разновидностей товаров и до нескольких тысяч торговых марок, наименований и торговых артикулов.

Общая широта может служить косвенным показателем на­сыщенности рынка товарами: чем она больше, тем выше насы­щенность. Показатели широты изменяются в зависимости от насыщенности рынка и состояния спроса. В условиях дефици­та, когда спрос превышает предложение, про­давцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, а кроме того, увеличиваются транспорт­ные расходы. Когда предложение превышает спрос, требуются коммерческие усилия по созда­нию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счет увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкуренто­способности фирм.



В отношении потребителя следует отметить, что с одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнооб­разные потребности могут быть удовлетворены. С другой сто­роны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю сложно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить по­казателем рациональности ассортимента [13, с.98].

Полнота ассортимента— способность набора товаров од­нородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидно­стей и наименований товаров однородной группы и/или под­группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми. Показатель действительной полнотыхарактеризуется факти­ческим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров. Коэффициент полноты — отношение действительного показателя полноты к базовому.



В некоторых литературных источниках показатель полноты ассортимента рассматривается как соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню [5, с.216]. По нашему мнению данный подход наиболее рационален, поскольку отражает значение полноты в поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом населения.

Чем больше полнота ассорти­мента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнооб­разных потребностей, обусловленных разными вкусами, при­вычками и иными факторами. Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потреби­тельских свойств товаров разных видов, разновидностей и на­именований, чтобы информировать о них потребителей. Дове­дение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика. Однако следует учитывать, что чрезмерное увеличение пол­ноты ассортимента может затруднить выбор потребителя, по­этому полнота должна быть рациональной.

Другие авторы показатель ассортиментного перечня рассматривают обособлено определяя его как минимально допус­тимое количество видов товаров повседневного спроса, опреде­ляющих профиль розничной торговой организации [13, с.103].

Глубина количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при нали­чии модификаций — одна из них.

Действительная глубина— количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии. Базовая глубина— количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рын­ке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения. Коэффициент глубины— отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более пол­но представлен видовой ассортимент конкретного товара [13, с.100].

Показатель устойчивости ассортимента рассматривается в литературных источниках с различных точек зрения.

Одни авторы под устойчивостью ассортимента представляют способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент устойчивостирассчитывают при этом как отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же одно­родных групп. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров [13, с.100].

Другие авторы в качестве устойчивости ассортимента рассматривают бесперебойное наличие в продаже то­варов по их видам и разновидностям, заявленным в ассор­тиментном перечне. При расчете коэффициента устойчивости определяют полноту за отдельные пери­оды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. И коэффициент определяют как отношение суммы фактического количества разновидностей товаров в момент отдельных проверок к произведению количества разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем на количество проверок [5, с.216]. На наш взгляд использование данного подхода наиболее рационально, т.к. при этом можно наблюдать взаимосвязь между показателями полноты и устойчивости.

Новизна (обновление) ассортимента— способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет но­вых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количе­ства новых товаров к общему количеству наименований това­ров.

Причинами, побуждающими продавца об­новлять ассортимент, являются реализация новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки по­требителем; реализация товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет уве­личения полноты и глубины для создания конкурентных пре­имуществ организации. Однако следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправ­даться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рацио­нальным [13, с.101].

Структура ассортимента товаров— соотношение выделен­ных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе. Она характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем на­боре.

Структура ассортимента может выражаться как в натураль­ных, так и в относительных показателях. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выра­жении, определяет структуру товарооборота в денежном выра­жении. Однако прямой зависимости между ними нет. При регулировании структуры ассортимента следует учиты­вать экономические выгоды предприятия в случае преоблада­ния дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая ор­ганизация [13, с.102].

Рациональность ассортиментаспособность набора това­ров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные по­требности разных сегментов потребителей. Коэффициент рациональности — средневзвешенное зна­чение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весо­мости. Коэффициенты весомости определяют экспертным путем и характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. С определенной степенью достоверности коэффициент ра­циональности может свидетельствовать о рациональном ассор­тименте. Вероятная погрешность показывает разницу между потребностями, предполагаемыми при формировании ассорти­мента, и реальными потребно­стями, подкрепленными покупательским спросом [13, с 104].

Гармоничность ассортимента— свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспе­чению рационального товародвижения, реализации и/или ис­пользования. Гармоничность определяет качественную характеристику ассортимента, но может измеряться количественно. Показате­лем гармоничности служит коэффициент гармоничности, который определяется как отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, одинаковых с утвержденным перечнем и принятых за образец, к общему количеству наименований това­ров. К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести наименьшие затраты продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя – на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга [13, с.104-105].

Положительная оценка состоя­ния ассортимента магазина по всем отмеченным показате­лям обеспечивает во многом экономически целесообраз­ную коммерческую деятельность хозяйствующего субъек­та на розничном рынке.

Расчет данных показателей весьма важен, т.к. является одной из задач при достижении цели торговой организации в области ассортимента: формирование ассортимента, приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.