Показатели, характеризующие ассортимент
Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий торговли по реализации товаров и должен рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретном товарном рынке. Ассортимент любого магазина можно охарактеризовать по системе показателей. Это позволит осуществлять процесс управления торговым ассортиментом на научной основе, т. е. планировать, организовывать его формирование, контролировать и регулировать ассортимент, совершенствовать мотивацию продавцов и стимулирование продаж. Исходя из этого, важной задачей является изучение данных показателей.
Широта ассортимента— количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты. Действительная широта— фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами, или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации.
Коэффициент широты выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Выделяют два понятия широты, относящиеся к ее разновидностям: общая и групповая.
Общая широта— совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.
Групповая широта— количество однородных групп товаров, реализуемых организацией. Каждая группа может насчитывать от нескольких десятков до сотен видов и разновидностей товаров и до нескольких тысяч торговых марок, наименований и торговых артикулов.
Общая широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем она больше, тем выше насыщенность. Показатели широты изменяются в зависимости от насыщенности рынка и состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, а кроме того, увеличиваются транспортные расходы. Когда предложение превышает спрос, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счет увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм.
В отношении потребителя следует отметить, что с одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю сложно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить показателем рациональности ассортимента [13, с.98].
Полнота ассортимента— способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми. Показатель действительной полнотыхарактеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров. Коэффициент полноты — отношение действительного показателя полноты к базовому.
В некоторых литературных источниках показатель полноты ассортимента рассматривается как соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню [5, с.216]. По нашему мнению данный подход наиболее рационален, поскольку отражает значение полноты в поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом населения.
Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами. Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика. Однако следует учитывать, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.
Другие авторы показатель ассортиментного перечня рассматривают обособлено определяя его как минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации [13, с.103].
Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них.
Действительная глубина— количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии. Базовая глубина— количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения. Коэффициент глубины— отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара [13, с.100].
Показатель устойчивости ассортимента рассматривается в литературных источниках с различных точек зрения.
Одни авторы под устойчивостью ассортимента представляют способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент устойчивостирассчитывают при этом как отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров [13, с.100].
Другие авторы в качестве устойчивости ассортимента рассматривают бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне. При расчете коэффициента устойчивости определяют полноту за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. И коэффициент определяют как отношение суммы фактического количества разновидностей товаров в момент отдельных проверок к произведению количества разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем на количество проверок [5, с.216]. На наш взгляд использование данного подхода наиболее рационально, т.к. при этом можно наблюдать взаимосвязь между показателями полноты и устойчивости.
Новизна (обновление) ассортимента— способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров.
Причинами, побуждающими продавца обновлять ассортимент, являются реализация новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; реализация товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты и глубины для создания конкурентных преимуществ организации. Однако следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным [13, с.101].
Структура ассортимента товаров— соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе. Она характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе.
Структура ассортимента может выражаться как в натуральных, так и в относительных показателях. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, определяет структуру товарооборота в денежном выражении. Однако прямой зависимости между ними нет. При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация [13, с.102].
Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Коэффициент рациональности — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости. Коэффициенты весомости определяют экспертным путем и характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. С определенной степенью достоверности коэффициент рациональности может свидетельствовать о рациональном ассортименте. Вероятная погрешность показывает разницу между потребностями, предполагаемыми при формировании ассортимента, и реальными потребностями, подкрепленными покупательским спросом [13, с 104].
Гармоничность ассортимента— свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования. Гармоничность определяет качественную характеристику ассортимента, но может измеряться количественно. Показателем гармоничности служит коэффициент гармоничности, который определяется как отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, одинаковых с утвержденным перечнем и принятых за образец, к общему количеству наименований товаров. К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести наименьшие затраты продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя – на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга [13, с.104-105].
Положительная оценка состояния ассортимента магазина по всем отмеченным показателям обеспечивает во многом экономически целесообразную коммерческую деятельность хозяйствующего субъекта на розничном рынке.
Расчет данных показателей весьма важен, т.к. является одной из задач при достижении цели торговой организации в области ассортимента: формирование ассортимента, приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|