Сделай Сам Свою Работу на 5

Личность и отношения человека (вместо заключения)





Человек, член общества, рассматривается социологией, психологией и педагогикой как личность, хотя он при этом оста­ется организмом; в основе всех сторон деятельности личности лежит деятельность мозга. Единицей, рассматриваемой в пере­численных науках, является не организм, а личность человека, которая характеризует его как деятеля и более или менее за­метного участника общественно-исторического процесса. Личность в основном определяется как общественно-истори­чески обусловленное высшее, интегральное психическое обра­зование, свойственное только человеку, как сознательный по­тенциальный регулятор его психической деятельности и пове­дения.

В связи с этим можно сказать несколько слов о психичес­ких образованиях и о потенциальном психическом. Термин «психическое образование» применяется время от времени раз­личными авторами при не вполне уточненном его значении. Так, процесс зрительного восприятия отличается логически и эмпи­рически от памяти образов; мышление как процесс умственно­го овладения отличается от интеллекта или ума как основы того или иного уровня мыслительного процесса.



В психическом можно установить две категории:

а) процессуальное; б) потенциальное. Процессуальное и по­тенциальное не существуют друг без друга, это — единство, но вместе с тем это —различные, а не тождественные понятия.

Потенциальное психическое не является предметом непос­редственного наблюдения, а определяется на основе умозак­лючения. Это скрытая переменная, как ее определяет Б. Грин (В. F. Green, 1963), а также П. Лазарсфельд. В этой связи важ­ным является соотношение процессуального и потенциального психического и отношений человека. Креч и Крачфилд (D. Krech and R. S. Crutchfied, 1948) определяют отношение

как упроченную организацию мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов в связи с некоторы­ми аспектами индивида. Г. Оллпорт (G. W. AUport, 1935) опре­деляет отношение как психическое и нервное состояние готов­ности выполнить директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он соотносится. Фьюзон (М. М. Fuson, 1942) характеризует отношение как вероятность выявления определенного поведения в определенной ситуации. Упомянутые авторы характеризуют отношение и склонность как заключение о вероятности определенной реакции на опре­деленные обстоятельства. Предлагаются разные методы изме­рения склонности и отношений, о чем здесь нет возможности говорить. Вместе с тем в экспериментальной психологии обна­руживается и сейчас глубокое непонимание многообразия лич­ности в связи с многообразием ее отношении. Такие крупные психологи, как П. Фресс, Ж. Пиаже (1966) в редактируемой ими экспериментальной психологии в параграфе «Поведение и отношение» пользуются формулой поведения: С (ситуация), П (персона, личность), Р (реакция). Устанавливая отношения чле­нов этой формулы, они предусматривают варианты ситуации (С(; С2, С3) и варианты реакций (Р,; Р2; Р3), но рассматривают личность как одно недифференцированное целое. Они говорят, что изучают влияние изменений С на изменения Р, или различ­ные соотношения на различные ситуации. Учитываемые осо­бенности личности (пол, возраст) остаются формальными, а от­ношения личностей к содержанию ситуации или задаче в расчет не принимаются. Это показывает, что содержательное исследо­вание личности в ее отношениях не заняло еще надлежащего места в экспериментальной психологии.



Психические образования являются потенциальным психи­ческим, реализующимся, формирующимся в процессе психи­ческой деятельности. Личность человека представляет собой сложнейшее и высшее в психике человека образование. Выс­шим оно является в том смысле, что оно непосредственно оп­ределяется влияниями и требованиями социальной среды и об­щественно-исторического процесса. Общественные требова­ния относятся прежде всего к идейной стороне поведения и пе­реживаний человека.



Одним из недостатков психологического исследования яв­ляется до сих пор не вполне изжитый формализм в рассмотре­нии его психики. Процессы психической деятельности, а также лежащие в их основе психические образования рассматривают­ся без достаточной связи с содержаниями психической дея­тельности. Рассмотрение психического процесса в связи с его предметом и обстоятельствами, его вызывающими, является основой содержательного исследования. Особенности содер­жания, с которыми связана психическая деятельность, опреде­ляют функциональную сторону психического процесса. Но эта структура, активность процесса, его характер (в смысле поло­жительной или отрицательной реакции на объект), его домини­рование в сознании и поведении зависят от отношения челове­ка, от положительной или отрицательной значимости содержа­ния процесса, от степени этой значимости для человека. Без учета этой роли психической активности отношений никакой процесс не может быть правильно освещен, не могут быть пра­вильно определены способности человека, осуществляющего ту или иную деятельность; характер исследуемого процесса обусловлен не только особенностями задачи деятельности, но и отношением человека к этой задаче. Надо подчеркнуть, что речь идет только об отношениях человека или человеческих отношениях. Подчеркнуть это нужно потому, что без этого ши­роко и в различных планах применяемый термин отношений ока­жется нечетким и расплывчатым. В этом смысле отношения че­ловека — это потенциал, проявляющийся сознательной актив­ной избирательностью переживаний и поступков человека, ос­нованной на его индивидуальном, социальном опыте. Чем эле­ментарнее организм, тем в большей степени его избиратель­ность основана на врожденной связи реакций с объектом. Это физиологически определяется как безусловный, или простой, рефлекс. И. П. Павлову принадлежит формула: «Психические отношения и есть временные связи», т.е. условно-рефлектор­ные образования; временные, приобретенные связи представ­ляют, по Павлову, психические отношения. И. П. Павлов не да­вал ни определения, ни характеристики отношений человека, поэтому, говоря о Павлове, здесь мы укажем лишь на два мо­мента:

1) психические отношения как условные временные связи черпают свою силу из безусловных;

2) у человека все отношения перешли во 2-ю сигнальную систему. Это значит, что отношения, основанные на индивиду­альном, или личном, опыте, опираясь на безусловные, «инстин­ктивные» тенденции, реализуются в системах высших «второсигнальных» собственно человеческих процессов, определяю­щих и регулирующих деятельность человека. А эти высшие от­ношения и лежащие в их основе нервно-физиологические и в то же время нервно -психические образования неразрывно связаны с сознательным мышлением и разумной волей человека.

Нет надобности говорить о том, что собственно-челове­ческий уровень отношений является продуктом общественно-исторического существования человека, его общения с члена­ми человеческого коллектива, его воспитания, его сознатель­ной трудовой деятельности в коллективе. Здесь уместно вспомнить, что К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «живот­ное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отноше­ние» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.З. С. 29). Положение о том, что для животных их отношения «не существуют как отноше­ния», обозначает, что эти отношения не осознаются животны­ми. Возвращаясь к Павлову, укажем, что установленная им за­висимость силы условно-рефлекторных корковых процессов от заряжающей их силы подкорковых имеет решающее значение для понимания динамики высших процессов у животных. Ус­ловные пищевые рефлексы обнаруживаются отчетливо, если животное голодно, и не выявляются, если оно сыто. Но эта от­четливая зависимость меньше сказывается на конкретно-лич­ных отношениях человека, например, в привязанностях к кому-нибудь или интересах к чему-нибудь. Она совсем не сказывает­ся на высших идейных отношениях, хотя они также возникают на основе физических временных связей. Их сила и прочность определяются психосоциальной значимостью объекта и эмоци­ональным характером отношений человека. Можно сказать: чем более то или иное проявление характеризует личность, тем менее оно связано с витально-биологическими отношениями и тем более явно выступает зависимость его от истории форми-

рования личности. Человек есть социально-историческое обра­зование, впитавшее в себя все общественные условия и влия­ния конкретной истории его развития и проявления которого обусловлены и могут быть поняты только на основе этой исто­рии. Подытоживая все, сказанное здесь и ранее об отношениях человека, можно рассматривать их как потенциал избиратель­ной активности человека в связи с различными сторонами дей­ствительности. Они содержательно характеризуют деятель­ность человека, проявляются не какой-либо одной функцио­нальной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи и с той или иной стороной деятельности. Они характеризуются тем большей активностью психических процессов, чем более значим для личности объект отношений, отличаясь положи­тельным или отрицательным знаком (тяготение — отвращение, любовь — вражда, заинтересованность — безразличие). Чем выше уровень развития личности, тем сложнее и процессы пси­хической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения.

А. Ф. Лазурский (1921), основатель психологического уче­ния об отношениях человека, писал, что экзопсихика, иначе го­воря, отношения, и эндопсихика представляют собой две сто­роны психики человека. Неправильно было бы упрекать А. Ф. Лазурского в дуализме. Его позиция обозначает не двой­ственность, не дуализм, а синтез двух обязательных планов рас­смотрений. Аналогично этому характеристика силы электричес­кого тока существует одновременно с характеристикой напря­жения тока, что вовсе не обозначает дуализма в понимании при­роды электричества.

Как мною неоднократно указывалось, отношения человека — это не часть личности, а потенциал ее психической реакции в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом дей­ствительности.

Отношение целостно, как и сама личность. Исследование личности является, в значительной степени, ее исследованием в ее отношениях. Развитие личности представляет процесс обра­зования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности — это развитие

психики, а значит, это развитие и усложнение психических про­цессов и накопление опыта — психического потенциала. Опыт осуществляется в форме накопления:

1) знаний;

2) навыков;

3) умений;

4) отношений.

Все четыре вида потенциального психического в той или иной мере характеризуют личность. Но, вместе с тем, ясно, что личность характеризуют не знания, навыки и умения, а, как уже говорилось выше, отношения. Исследование личности в ее раз­витии представляет историческое изучение личности в динами­ке ее содержательных отношений.

Исследование отношений представляет тот необходимый для психологии подход, в котором объединяется объективное с субъективным, внешнее с внутренним. Отношения существуют между личностью человека — субъектом и объектом его от­ношений. Отношение реализуется или проявляется во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности. Личность — это субъект отно­шений так же, как субъект внешней деятельности. На этом единстве внутреннего и внешнего, объективного и субъектив­ного основывается материалистическая психология.

Принцип системности и целостности, который с наибольшей отчетливостью вошел в учение о мозге, организме и личности в свете объективного ее исследования со времени работ И. П. Павлова, заставляет рассматривать личность как систему и единство психических процессов и образований, в котором действенно потенциальным является система отношений. Лич-ностность психических процессов заключается в том, что в них реализуется потенциал сознательных отношений личности.

С психологической проблемой личности и ее отношений тесно связан ряд интегральных психологических понятий. Прежде всего, сюда относится идущее от В. Штерна (W. Stem, 1921) понятие направленности (Richtungsdispositionen). У нас довольно широко применяется в психологии, и в особенности в связи с учением о личности, термин «направленности». Этот термин, по сути, характеризует понятие топографически-век-

торно, в применении к психологии это означает доминирующее отношение. Термин «направленность» вместе с тем является очень общим. Его употребление вызывает вопрос не только о том, что есть то, на что направлено, но и что направлено. Так, говорят о направленности вкусов, взглядов, желаний, мечтаний, интересов, симпатий, склонностей и т.п. Направленность инте­ресов — законное понятие. Оно характеризует доминирующие интересы личности. Но к понятию личности направленность ме­нее применима. Личность многосторонне избирательна. Лич­ность имеет характеристику нелинейную и не плоскостную. Если пользоваться пространственным образом, личность пред­ставляет не только трехмерную величину, как статуя, но, в отли­чие от нее, как все живое, она динамична и различно в разных системах меняется в процессе жизни. Характеристика личности направленностью не только односторонняя и бедная, но она мало подходит для понимания большинства людей, поведение которых определяется внешними моментами; они не имеют руля доминирующей направленности. Отношения человека многообразны, а поэтому именно они могут раскрыть многооб­разие человеческой психики.

Многие советские авторы применяли понятие позиции лич­ности, которое впервые было предложено в этом смысле А. Адлером (A. Adler, 1912). Позиция личности означает, в сущности, интеграцию доминирующих избирательных отноше­ний человека в каком-либо существенном для него вопросе.

Многостороннее разрабатываемое грузинскими психолога­ми понятие установки также относится к психическим интег­ральным образованиям, особенно когда речь идет об установке личности. В этом случае, в отличие от сенсомоторной уста­новки, вырабатываемой экспериментально, это понятие близко к только что указанному понятию позиции личности. Однако установка как бессознательное образование безлична. Установ­ка — это приобретенная готовность к опытно-обусловленным особенностям протекания психических процессов. Может су­ществовать система установок, интегральная установка, от­дельные и частные установки. Д. Н. Узнадзе охарактеризовал установку как готовность личности к определенной обуслов­ленной потребностью деятельности, как опирающийся на дей-

ственный опыт механизм, предопределяющий особенности ре­агирования. Нужно заметить, что в установке как в бессозна­тельной инерции прошлого противостоят сознание настоящего и перспективы будущего, объединяемые в каждом поступке и переживании человека. В этом смысле установка сходна с ус­ловным рефлексом, хотя по механизму своего развития она не связана обязательным образом с безусловным раздражителем. В теорию установки с большим основанием включается поня­тие потребности, которая, однако, в основном эксперименте по исследованию установки отсутствует. Это показывает, что по­нятие установки, применяемое в психологии, шире, богаче и глубже той экспериментальной модели, которой иллюстрирует­ся само понятие, демонстрирующей лишь инерцию и ее приоб­ретенный механизм.

В мотивационной психологии особое место занимает поня­тие мотива. Это понятие значимо для всякой психологии и важ­но для психологии отношений/При этом нужно отдавать себе отчет в том, что понятие мотива имеет двоякий смысл: а) побу­дительной движущей силы поведения или переживания, или б) основание поступка, решение, мнение. Так называемое мотиви­рованное действие имеет в своей основе движущую силу по­буждения и основание действия. Так называемое немотивиро­ванное действие имеет только одну мотивационную категорию — побуждение, другая же, представляющая основание дей­ствия, отсутствует. В так называемом немотивированном дей­ствии его основание не осознается. Отношение может быть ос­нованием мотива, например, когда ученик учится из любви к знанию, из любви к родителям, из тенденции честолюбивого самоутверждения и т.д.

Мотивом отношения может быть то или иное переживание, например, переживание учебной неудачи может стать мотивом отрицательного отношения к учению; успехи другого ученика могут стать мотивом враждебно-завистливого отношения к нему. Таким образом, понятие «мотив» не имеет определенного однопланового психологического содержания. Действенность того или иного обстоятельства всегда связана с отношением к нему человека, но неправильно смешивать мотивы и отношения или говорить о мотивах независимо от отношения и подменяя

отношение мотивами.

Нет надобности говорить о необходимости различать поня­тия свойств личности и характера при их близости и иногда со­впадении. В необходимости их различения никто не сомневает­ся, тем не менее об этом сказать уместно, потому что это раз­граничение не всегда четко. Характер — это психическое свое­образие человека, интеграл всех его свойств. В основном ха­рактер — это единство отношений и способа их осуществления в переживаниях и поступках человека. Личность — это чело­век, рассматриваемый с точки зрения собственно человечес­ких социальных его особенностей. Некоторые психические свойства могут относиться н к характеру, и к личности, некото­рые же только к тому или другому. Например, порядочный или непорядочный, идейный или безыдейный, сознательный или не­сознательный, творческий или нетворческий. Это все черты личности. Коллективизм или индивидуализм, честность или бесчестность, благородство или подлость — эти черты харак­теризуют личность. Они свидетельствуют об уровне обще­ственно-нравственного развития человека. Некоторые из этих черт могут быть отнесены к характеру, например, благородство или подлость. В этом случае они имеют определяющее значе­ние в системе всех психических свойств человека. Перечис­ленные черты так тесно связаны с особенностями отношения человека, что не будет ошибки сказать о личности, как о чело­веке в его отношениях к действительности. Сами отношения при этом, имея личностный характер, являются элементами, в которых реализуется личность в процессе ее деятельности. Че­ловек как личность является не только сознательно преобразу­ющим действительность, но и сознательно относящимся к ней.

Рассмотренные только что интегральные понятия, таким образом, имеют существенное значение, их нельзя отвергать, но они получают уточнение, и в этом уточнении существенное место занимают их различные связи с понятием отношений.

В связи с вопросом о развитии личности упоминался вопрос о развитии отношений. Мы здесь коснемся еще только одной стороны, а именно, изменчивости и устойчивости реакций лич­ности. Нередко устойчивость и лабильность или изменчивость рассматривается в формально-динамическом плане, но это рас-

смотрение становится содержательным лишь с учетом отно­шений. Стойкость при этом рассматривается в связи с опреде­ленными содержаниями, например, стойкость и привязанность к близкому лицу, стойкость убеждений, нравственная стойкость. Указанные черты выражают отношение человека. Реакции, вы­ражающие эти отношения, а следовательно, и сами отношения, могут быть устойчивые или неустойчивые, варьируя от момен­тальной ситуативной лабильности до высокой 'стабильности. Но стабильные отношения могут быть и инертно стойкими. Не эта стабильность является основой в развитии отношений, важна принципиальная устойчивость. Принципиальная устойчивость основывается на некотором осознанном и обобщенном принци­пе.

Установление различий в устойчивости отношений в зависи­мости от инертности механизма или от стойкости принципа тре­бует рассмотрения отношений личности и психофизиологичес­ких механизмов деятельности, в которой они осуществляются. Нет отношений без отражения, т.е. отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. Для понимания лич­ности и психики существенно не только их единство, но и разли­чие. Человеческое суждение, мышление вообще, может быть бесстрастным, страстным и пристрастным. Первое не препят­ствует адекватному отражению, но и недостаточно для глубины его, второе содействует глубине и богатству отражения, а тре­тье искажается тенденциями, в которых субъективные компо­ненты отношения делают отражение неадекватным, неправиль­ным.

В особой области психических расстройств, преимуще­ственно психогенных, мы встречаемся с тремя категориями па­тогенеза, связанного с нарушением механизмов нервно-психи­ческой деятельности и с болезненным нарушением отношений. Это: а) реактивные депрессии; б) паранойяльные образования; в) распад личности. Реактивная депрессия связана с утратой объекта, вызванной смертью, изменой, несправедливостью. В этом случае развивается состояние угнетения, и вся нервно-психическая и нервно-вегетативная динамика человека оказы­вается болезненно-измененной. Человек лишается того, что было существенным в системе его оценочных отношений, его

ценностей. Паранойяльные идеи и паранойяльные отношения представляют прежде всего эмотивно-конативно (конативный от латинского сопаге — стремиться, домогаться) обусловлен­ные искажения, при которых при сохранности в основном интел­лектуальных операций мышление и представление искажаются в области болезненных эмотивно обостренных отношений, свя­занных с состоянием неудовлетворенности. Причем возникает паранойяльный бред величия, ревности, преследования. Нако­нец, третья категория — это регресс личности, при котором распадаются сформированные жизнью связи, избирательные отношения, личность регрессирует (прогрессивный паралич, старческое слабоумие, острые психотические состояния токси­ческого или инфекционного генеза).

Если в патогенезе болезненных психогенных состояний личности, а также организма играют роль влияния и складываю­щиеся отношения его с действительностью, то в формировании личности их роль имеет решающее значение. Педагогика и уп­равление всей психодинамикой и взрослого, и подрастающего, человека существенно связана с формированием отношений человека. Все, что делает человек, он делает ради или для чего-то. Когда мы формируем у человека способность управ­лять своим поведением, самоконтроль, самообладание, само­регуляцию, то и развитие этой способности, и реализация всегда осуществляются ради чего-то или для чего-то. Движущей си­лой этого развития, мотивом являются идейно-социальные тре­бования.

Успешное развитие регулятивной доминирующей роли идейных отношений приводит к формированию полноценных личностей. Воспитание человека есть, прежде всего, воспита­ние его отношений. Роль отношений в воспитании неоднократ­но подчеркнута А. С. Макаренко.

Эти понятия не только жизненно важны, а потому и научно и теоретически важны. Не отрицая роль функционального про­цессуального рассмотрения психологии человека, нельзя не учесть, что содержательно-синтетическое восприятие являет­ся как исходным, так и завершающим моментом психологичес­кого исследования и психологической характеристики. Отсюда вытекает вопрос о месте понятия психическое или личностное,

или человеческое отношение в системе психологических поня­тий. Исходя из того, что это понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, надо признать, что оно пред­ставляет самостоятельный класс психологических понятий. Выделение этого класса особенно важно в борьбе за личност­ную психологию против безличной функционально-процессу­альной и за содержательную психологию личности.

ЛИТЕРАТУРА к статье «Личность и отношения человека»

ЛАЗУРСКИЙ А. Ф. Классификация личностей. Пг., 1921.

МАКАРЕНКО А. С. Сочинения. М., 1949. Т.5.

МАРКС К. иЭНГЕЛЬС Ф. Соч. Т.З.С. 29.

ФРЕСС П., ПИАЖЕ Ж. Экспериментальная психология. М., 1966.

ADLER A. Ober den nerv6sen Charakter. Wiesbaden, 1912.

ALLPORTG. W. Attitudes // A Handbook of Social Psychology/ Ed. by Murchison Clark Univ. Press, 1935.

FISON M.M. // The American Sociological Review. 1942. N7.

GREEN B.F. Attitude Measurement // Handbook of Social Psychology. Cambridge (Mass.), 1963.

KRECHD. and CRITCHFIELD R. S. Theory and Problems of Social Psychology. N.-Y., 1948.

STERN W. Die differetielle Psychologie. Leipzig, 1921.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.