Сделай Сам Свою Работу на 5

Ролевые игры в организации досуга подростков





Ролевые игры различаются большим разнообразием: это и сюжетно-ролевые игры дошкольников, и ситуационно-ролевые игры подростков и молодежи, и деловые игры с элементами ролевой имитации, используемые в сфере профессионального образования, и ролевые игры и упражнения, применяемые практическими психологами. Как в педагогической сфере, так и среди стихийных занятий подростков и молодежи сложилась практика проведения ситуационно-ролевых игр как формы проведения интересного и полезного досуга.

Ролевые игры обладают тремя принципиальными отличиями от других игр:

– развитие сюжетной линии / линий зависит непосредственно от предпринимаемых участниками игры действий;

– игра развивается не на словах и не на игровом поле (по крайней мере, не только на нём), а вживую. То есть, чтобы достичь какого-либо результата, участнику надо совершить ряд поступков, а не просто проговорить их для ведущего и остальных участников игры;

– свобода выбора своей стратегии поведения участником игры ограничена только образом персонажа, которого предстоит играть, и правилами игры.

Ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.



Ситуационно-ролевая игра характеризуется тем, что все участники делятся на игроков и организаторов, чаще называемых «мастерами игры», функция зрителей для данной формы не предусмотрена. Действия разворачиваются в воображаемом игровом мире. Сюжет может быть:

– историческим (например, борьба боярских родов за трон во время Русской Смуты);

– фантастическим (например, встреча представителей разных цивилизаций и планет в будущем Земли);

– фэнтезийным (например, путешествие Фродо с Кольцом Всевластья по мотивам произведений Дж. Р. Р. Толкиена);

– современным (например, борьба политиков в рамках предвыборной кампании или шпионский детектив на международной экономической выставке).

Соответственно, как правило, воображаемая игровая ситуация основывается на коллизиях исторического или современного периода, художественном произведении или кинофильме. Разработчики игры определяют момент, с которого начинаются действия. А вот финал может развернуться самым непредсказуемым образом, ведь он зависит от действий участников. То есть ролевая игра не является театрализацией, ее разработчики прогнозируют всевозможные варианты развития и финала событий. Элементы театрализации используются иногда при запуске игры: например, разыгрывается заключение важного контракта, взрыв на военном полигоне бактериологического оружия, необыкновенное исчезновение персонажа и т. д. Но лишь для того, чтобы создать атмосферу воображаемого мира, раскрутить сюжетную линию, увлечь игроков.



Внутренняя структура ролевой игры предстает в виде нескольких игровых конфликтов, называемых «завязками». Можно выделить ключевую «завязку» (например, противостояние и борьба за перевес сил между Ночным и Дневным Дозором в соответствующей игре) и несколько второстепенных «завязок», раскрывающих борьбу за власть в той или иной игровой группе, заинтересованность разных лиц в некоем важном предмете и т.д. Каждый игрок участвует в одном или нескольких конфликтах, имеет определенные ролью задачи и игровые средства. Перед началом игры участник получает описание своей роли, называемое «индивидуальная вводная». Игроку предлагается определенный разработчиком игры образ (игровое имя, возраст, профессия, основные события жизни и т.д.), игровые задачи (собственные интересы в игровых конфликтах), игровые средства, с помощью которых можно решить задачи. Игровой образ накладывает определенные этические предписания (например, полицейский не может открыто угрожать мирным людям или нападать на них). Кроме того, образ указывает и на приоритеты, ценностные ориентации персонажа, обосновывает его позицию и миссию в игровом мире. Изначально участник осуществляет свои действия в рамках игрового образа, но с развитием событий приоритеты и позиция персонажа могут быть обоснованно изменены игроком. Игровые конфликты в зависимости от выбранной воображаемой ситуации проектируются в разных областях (политика, экономика, культура), а также на разных уровнях: между игровыми государствами или сторонами, внутригосударственными группировками, отдельными персонами. Взаимодействие протекает не только в сфере коммуникации, но и в предметно-практической (игровая экономика), военно-спортивной (игровые сражения), художественной (игровая культура) областях. Следовательно, увеличивается перечень игровых средств (игровая информация, деньги, оружие, магия, предметы, обладающие особыми свойствами, индивидуальные возможности персонажей и т.д.).



Существует несколько разновидностей ситуационно-ролевой игры: малая игра (МИГ), военизированная ролевая игра на местности (традиционно сложилось такое ее название, как «рейнжерка»), ситуационно-ролевая игра в условиях города (городская игра), большая ролевая игра (БРИГ), игра-эпопея. В качестве формы организации досуга подростков наиболее применимы первые три разновидности.

В малых ситуационно-ролевых играх (МИГах) традиционно участвует от 10 до 30 человек, игра проходит от полутора до шести часов. Другое название этого вида игр – «кабинетки», поскольку они обычно проводятся в каком-либо помещении. Воображаемая ситуация имеет четкие временные и пространственные ограничения (например, переправа на пароме через пролив Ла-Манш, бал сказочных персонажей, заседание Боярской Думы и т. д.). Предусмотрено индивидуальное участие. Каждый игрок изначально является участником одного или нескольких конфликтов, имеет определенные задачи и игровые средства. Исходя из этого, он устанавливает с другими игроками различные отношения – от сотрудничества до конфронтации. Модель игрового взаимодействия предусматривает несколько вариантов развития и завершения игровых событий.

Военизированные игры на местности («рейнджерки») предполагают групповое участие. Оптимальное количество игроков – от 50 до 70 человек. Время проведения – от трех до семи часов. В основе «рейнджерки» обычно лежит простая фабула. Это может быть двусторонний конфликт, например, конфликт между разбойниками Робин Гуда и войсками шерифа Шервудского леса. Другой вариант состоит в организации соревнования, например, в обнаружении и захвате важного объекта между десантными отрядами нескольких государств. Основным средством является игровое оружие, а также особый вид условных воздействий на игрока, называемый «магия». «Рейнджерка» может содержать элементы, предполагающие применение туристических и спортивных навыков: полоса препятствий, ориентирование на местности, переправа через реку и т. д.

Городские ролевые игры чаще всего организуются по литературным сюжетам (например, игра «Ночной дозор» по мотивам произведений С. Лукьяненко), фильмам и сериалам (например, «Матрица», «Секретные материалы»). Участники исполняют роли в соответствии с образами героев произведений. Особенность в том, что молодые люди живут обыденной жизнью и при этом играют, уделяя игре, столько времени, сколько могут. Количество игроков варьируется от 10 до 200 человек. Обычно продолжительность игры – от трех до десяти дней, но возможно и проведение однодневной игры. Территория города может быть разделена на неигровую зону, игровую зону с ограничениями (здесь не используется игровое оружие) и зону без ограничений. Действия в городе обычно происходят в дневное и вечернее время, а в позднее вечернее время участники взаимодействуют с помощью электронного сайта или страницы в пространстве Интернет.

Ролевые игры привлекательны для подростков и юношества своей эмоциональной напряженностью, риском (равной возможностью и успеха, и поражения), романтичностью (порой даже героичностью), занимательностью решения игровых задач. В игре снижается тревожность за возможный неуспех, имеется возможность проявить свои сильные стороны. Участие в игре создает общие яркие переживания в группе детей, вызывает интерес друг к другу, способствует принятию сверстниками. В то же время имеется ряд обстоятельств, препятствующих широкому применению ролевых игр в сфере организации досуга подростков и юношества. Во-первых, в отличие от подвижной или, например, интеллектуально-познавательной игры ситуационно-ролевые игры требуют большой предварительной подготовки участников и длятся достаточно большое количество времени (не менее 3-4 часов). Во-вторых, ролевые игры требуют большой предварительной подготовки педагога. Искусством написания ролевых игр владеет не такое большое число людей, а сценарии, размещенные в сети Интернет, требуют большой доработки. Но даже при наличии текста игры (включающего описание правил, игровой ситуации и ролей), организатору придется потратить много усилий, чтобы адаптировать игру для своей группы воспитанников. Важно учитывать соотношение мужских и женских ролей, соответствие количества ролей числу участников, полноту и доступность формулировок в описаниях ролей, которые будут выданы игрокам.

 


[1] Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие для ВУЗов. – М: Педагогическое общество России, 2001. – С. 19–21.

[2] Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 134.

[3] Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 134.

[4] Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – Учебное пособие. – М: Педагогическое общество России, 2001. – С. 20.

[5] Еремеев П . Арзамас-городок . – Арзамас : Юпитер, 1998. – 584 с.

[6] Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М., 2006.. – С.12

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.