Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности их организации





Наиболее распространенным видом похода в сфере досуга являются так называемые «походы выходного дня». Их организуют обычно клубы и сообщества туристов, а также педагоги образовательных учреждений. Данный вид походов общедоступен и рекомендован людям практически всех возрастов. Поход выходного дня длится от 1 до 3 дней и предполагает путешествие по близлежащим окрестностям в небольшом удалении от поселения. Маршрут может составлять от 5 до 15 км в день в зависимости от цели и интересов группы. Как правило, основной задачей похода выходного дня становится отдых и оздоровление участников, однако имеются и варианты, когда туристы стремятся к более спортивному варианту и увеличивают дистанцию перехода и его темп.

Однодневный поход может начинаться в 7 – 8 часов утра и длиться в течение светового дня до 17 – 18 часов вечера. Он не требует от своих участников подготовки большого количества индивидуального и группового снаряжения. Каждому участнику необходима удобная, «дышащая» одежда, позволяющая отводить излишки тепла. Лучше, если у ребенка будет несколько слоев одежды, чтобы можно было ее одевать и снимать по необходимости. Если предполагаются осадки, то индивидуальные средства для защиты от дождя (куртки, дождевики). Следует использовать удобную, не натирающую ноги обувь, а также запастись дополнительной парой обуви на случай промокания. Каждому участнику важно иметь с собой запас питьевой воды, компас, а также индивидуальный гигиенический набор и набор посуды для обеда. Групповое снаряжение включает запас продуктов, утварь для приготовления еды, инструменты для разжигания костра, а также материалы для создания убежища при необходимости (туристический тент, веревка, кусок полиэтилена и другие варианты).



Перед руководителем однодневного похода всегда стоит непростая задача – подготовить интересный маршрут на относительно небольшом расстоянии перехода. Он может включать преодоление лесных завалов, переход вброд через реку или пересечение болота, подъем на холм, движение по азимуту, созерцание красивого озера и прочее. На пути могут располагаться и особые объекты – родник, памятник, ферма и т.д.



Бивак в однодневном походе не требует особого оборудования, отличается импровизированностью. Поэтому место для бивака необходимо выбирать особенно тщательно, чтобы неудобства не вынудили группу задержаться на стоянке слишком долго. Как правило, вблизи поселения обычно имеется несколько традиционных туристских стоянок, где уже оборудован очаг и места для рассадки отдыхающих, выбран удобный спуск к воде и, возможно, имеется небольшой запас дров, оставленный предыдущей группой. Следовательно, при выборе маршрута руководитель группы может планировать привал на одном из таких подготовленных мест.

В практике работы классных руководителей сложился и несколько другой формат однодневных походов с классом как досуговых мероприятий. В походе класса кроме педагога участвует несколько родителей. Она разделяют с педагогом ответственность и обязанности по подготовке и проведению похода.

Для проведения мероприятия организаторами выбирается удобная большая поляна вблизи водоема и неподалеку от поселения. Пеший переход в таком походе, как правило, весьма короткий: он предполагает перемещение участников от места сбора до поляны и обратно. На поляне силами взрослых и детей организуется бивак с местами для приготовления еды, отдыха, общения, игр.

Основным моментом похода становится общение и развлечение участников похода. Поэтому организаторами досуга из числа взрослых и детей могут быть выбраны и подготовлены следующие варианты времяпрепровождения:

– подвижные и спортивные игры;

– спортивные, туристические состязания;



– коммуникативные игры, общение у костра, исполнение песен под гитару;

– поиск грибов и ягод, орехов и съедобных трав, ловля рыбы;

– отдых в гамаке, купание, загорание, чтение книг, настольные игры;

– развлечения туристско-спортивного характера: прыжки на «тарзанке», веревочная переправа через реку и т.д.;

– строительство чего-либо (шалаша, домика на дереве, качелей, плота) и их опробование;

– осмотр достопримечательностей, особых мест (например, путешествие по экологической тропе);

– необычное приготовление еды (шашлыки и блины на костре, картошка со свежесобранными грибами, уха из пойманной рыбы и прочее);

– катание на лодке, катамаране, байдарке, велосипеде, лыжах, лошадях (если вблизи имеется станция проката снаряжения, конюшни и т.д.);

– творческие задания: составление букета, икебаны, композиции из лесных материалов;

– фотоохота.

Возможна организация совместно с детьми не только развлекательных моментов, но и осуществление общественно-полезных дел: разбор лесных завалов на дорогах и тропинках, возложение цветов к могиле неизвестного солдата, облагораживание родника, сооружение кормушки для диких животных и т.д. В современных условиях популярным становится и такой вариант похода выходного дня как велопоход. Поскольку перемещение туристов здесь осуществляется на велосипедах, то пропорционально увеличивается протяженность маршрута. Он может пролегать как вдоль дорог, автострад, так и по просекам, лесным тропинкам, пересеченной местности. Важное значение в обеспечении удобства и безопасности участников играет индивидуальное снаряжение велосипедиста: спортивно-туристская форма одежды по погоде, рюкзак объемом 20-30 литров, велосипед, оборудованный маячками, велошлем и защитные перчатки.

Особое внимание в велопоходе важно уделять следующим вопросам безопасности и сохранения здоровья. Во-первых, велосипеды должны тщательно проверяться перед дорогой и вечером каждого ходового дня, замеченные дефекты устраняться немедленно.

Во-вторых, необходимо осуществлять движение в максимально безопасных условиях: выполнять правила дорожного движения, соблюдать интервал в следовании цепочкой друг за другом, преодолевать пешком сложные участки, изобилующие препятствиями, грозящими поломкой велосипеда или падением. Негативными условиями для велопохода является непогода (в том числе, встречный ветер), бездорожье, интенсивное движение на дорогах. Во время затяжного дождя или густого тумана целесообразно прекратить движение, а в грозу располагать велосипеды поодаль от людей.

В-третьих, учитывая малоподвижную позу велотуристов, на привалах полезно делать гимнастические упражнения, а некоторую часть пути преодолевать пешком, ведя велосипед в руках.

Все более широкое распространение получают семейные походы. Инициаторами семейного похода могут выступать как педагоги-организаторы, так и сами родители воспитанников, если они увлекаются туризмом. В первом случае подготовительная работа перед походом будет включать занятия и упражнения не только для воспитанников, но и для их родителей. Во втором случае родители выступают организаторами мероприятия совместно с педагогом, могут вести подготовительные занятия с неподготовленными родителями воспитанников.

С точки зрения обеспечения дисциплины и безопасности каждого участника группа семейного похода не должна быть многочисленной. С другой стороны, в большей по численности группе возникает больше возможностей для общения участников. Руководитель семейного похода несет ответственность за весь состав группы, включая присутствующих в ней взрослых.

В организованных образовательными учреждениями походах «семейных» групп (состоящих из детей с родителями или иными близкими детям взрослыми) могут принимать участие дети моложе 7 лет. При этом следует соблюдать возрастные ограничения и особые требования к группе в случаях участия детей в категорийных походах, а также в водных некатегорийных походах из-за повышенной опасности передвижения по воде.

Есть ряд существенных особенностей, которые важно учитывать организатору семейных походов. Во-первых, такие походы планируются заблаговременно, с учетом занятости родителей. Наиболее удобно проведение однодневных семейных походов в выходные и праздничные дни.

Во-вторых, необходимо, чтобы отправиться в поход желали все его участники – и взрослые, и дети, чтобы каждый осознавал для себя значимость совместного времяпрепровождения. Немаловажна готовность детей к установлению отношений ответственной взаимозависимости, выполнению возложенных на них обязанностей, соблюдению правил, обязательных для всех.

В-третьих, важно учитывать интересы и потребности детей и взрослых. Участие обоих родителей предоставит каждому из них возможность для собственного отдыха, реализации своих ожиданий. Маршрут и план действий группы в походе должны составляться исходя из особенностей участников. В походе с участием дошкольников и младших школьников важно предусмотреть удобный и несложный маршрут, поскольку дети будут быстро уставать. Приемлемым вариантом является и постановка базового лагеря с последующим осмотром близлежащих окрестностей. Взрослые должны быть готовы к остановкам на маршруте для того, чтобы рассмотреть и исследовать с детьми достопримечательности (забраться на холм, понаблюдать за большим муравейником, напиться из родника и т.д.), рассказать им о местности, представителях местной флоры и фауны.

При участии подростков маршрут похода может быть более сложным. При этом подростки нередко переоценивают свои возможности и не соблюдают основы безопасного поведения. В данном случае обеспечение безопасности требует создания договорных отношений между взрослыми и детьми, прояснения возможных опасностей и последствий необдуманных поступков.

В-четвертых, особое внимание в семейном походе уделяется режиму дня. Младшим участникам важно сохранять привычный для них распорядок отдыха и питания, принятый дома. При этом время сна увеличивается, необходимым для детей до 12 лет является дневной сон. Не менее важно обеспечить регулярное и полноценное питание. Соблюдение режима не менее важно и при движении по маршруту. Удобно придерживаться часового ритма, который облегчает контроль времени и соблюдение выбранного темпа (например, 40 минут движения должны сменяться 20-минутным отдыхом, 30 минут марша — 30-минутным привалом).

В-пятых, взрослым важно установить между собой правила общения и взаимоотношений, поскольку каждая семья может отличаться особой культурой общений, особыми традициями. Споры по бытовым вопросам, отсутствие единого взгляда в отношении поступков и событий, разногласия относительно маршрута и проводимых мероприятий негативно отразятся на эмоциональном самочувствии детей. Особенно важно соблюдение взрослыми общих для всех правил безопасности и пресечение нарушений техники безопасности детьми. Для поддержания дисциплины и неукоснительного соблюдения правил детьми могут использоваться заранее оговоренные поощрения и санкции, причем в их наложении взрослые должны быть единодушны.

В-шестых, важна некоторая автономность каждой семьи в снаряжении и питании. Тогда в случае необходимости прерывания маршрута одной семьей и ее возвращения домой остальные могут продолжить путешествие.

Если речь идет о выходе детского объединения краеведческо-туристической или спортивно-туристической направленности, а также группы молодых людей, увлекающихся спортом и туризмом, то здесь возможно проведение спортивных походов, отличающихся большей физической нагрузкой, категорийных походов, предполагающих тот или иной уровень сложности маршрута, походов исследовательского характера (экспедиций). В таких походах задачи организации интересного и полезного досуга будут тесно переплетаться с элементами дополнительного образования участников.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.