Сделай Сам Свою Работу на 5

Как воспитательное мероприятие

Очевидно, что прообразом вечера общения в импровизированном кафе являются братчина и молодежные посиделки в российской деревенской традиции. С другой стороны исторический прообраз современного вечера общения как воспитательного мероприятия – светские салоны, которые появились в России в конце XVIII века как одна из форм «гостевания», то есть принятия и развлечения гостей. Это были вечера встреч, на которых главной была хозяйка (реже хозяин), посетителей часто связывала не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой. Салоны того времени можно охарактеризовать как литературно-художественный или политический кружок для узкого круга лиц, собирающийся в частном доме.

Вечер общения в импровизированном кафе в качестве формы организации воспитательного мероприятия представляет собой специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Термин «вечер», употребляемый в названии, характеризует традиционно отводимое для данной формы работы время суток. Вместе с тем, «вечер» интерпретируется и как публичное собрание, посвященное какому-нибудь общественному, политическому, литературному вопросу, памяти известного писателя или воспоминаниям о каком-нибудь событии. В этом случае мы говорим о званом вечере, тематическом вечере, рауте, - их объединяет желательность этикета (соблюдения правил поведения) и наличие протокола (общего кодекса правил и традиций).

Вечер общения в импровизированном кафе решает экзистенциальные задачи – обеспечение отдыха и приятного времяпрепровождения для школьников, позволяет удовлетворить разнообразные потребности подростков в установлении и поддержании социальных контактов, в структурировании значимых отношений, в обмене информацией, в осуществлении самоидентификации с определенной группой и средой, в самовыражении школьников. Воспитательными задачами вечера общения в импровизированном кафе являются оптимизация межличностных отношений в детском объединении (улучшение психологического климата группы), улучшение взаимопонимания между членами подросткового сообщества, формирование опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени, развитие коммуникативных компетенций.



Данная форма предполагает такой атрибут кафе как столики (как правило, не более восьми), участников необходимо рассадить за столики по 4-7 человек, руководствуясь наличием дружеских отношений детей, сидящих за одним столиком.

Кроме специфического расположения участников, атрибутами кафе будут это являться приглушенное освещение, угощение, что позволит создать атмосферу уюта, праздности и непринужденности. Угощение в импровизированном кафе должно быть простым, но разнообразным и в достаточном количестве, скорее всего, подойдет так называемый «десертный стол» (конфеты, печенье, десерты, фрукты, чай – кофе и т.д.).

Ход вечера общения в импровизированном кафе предполагает организацию приема пищи, неформального общения, показа коротких художественных номеров (различного уровня импровизации, как специально подготовленных, так и разыгранных здесь без предварительных репетиций), игр-развлечений, совместного пения и/или танцев, обязательно должно быть отведено время для свободного общения и перемещения собеседников (в том числе и пересаживание за другие столики). Общий темпоритм вечера общения отличается размеренностью и неторопливостью.

Организационно ход вечеринки находится в руках у распорядителя, который вовлекает участников в совместное действие, определяя характер взаимодействия, движение центра внимания (от одного столика к другому). Последнее обстоятельство трактует такое размещение столиков, чтобы из-за любого из них можно было бы увидеть действие за другим столиком. Кроме того, целесообразно оставить площадку для демонстрации заранее подготовленных, более сложных номеров либо для танцев.

Развлечения на вечере общения могут включать конкурсные задания, которые, как правило, бывают кратковременными и охватывают всех участников (либо в качестве зрителей, либо – исполнителей). Конкурсных заданий в ходе программы должно быть не более десяти. Самыми органичными вариантами развлечений на вечере общения являются также игра в фанты и лотерея. Использование фантов предполагает вначале какие-либо шутливые испытания, где у проигравших изымаются личные предметы. Чтобы игра в фанты привлекала максимум присутствующих необходимо сделать испытания разнообразными и попытаться собрать фанты у всех. Соответствуют духу вечера общения в импровизированном кафе пародии, шаржи и розыгрыши.

При проведении вечера общения возможно использование элементов ролевой игры: распределение индивидуальных и командных ролей. Командой становятся участники, сидящие за одним столиком. В вечеринке может присутствовать соревновательность, однако конкурсное начало должно быть ненавязчивым. Совместное общение участников вечера имеет специально организованную часть, это может быть рассказ о каких-либо забавных событиях, приключениях. Так как интересный рассказ сымпровизировать многим школьникам в достаточной степени сложно, организаторы применяют домашние заготовки, словесные игры: «Блокнот интерпретатора», «Алфавитная концовка», «Поспорим с Великими», сочинение необыкновенных историй и т.п. Используется такой вариант проведения вечера, когда совместное общение строится как реакция на монологи ведущего, либо отдельного специально подготовленного гостя.

Еще один пример формы организации межличностного общения – «вечер вопросов и ответов» или «конверт откровений». Педагог самостоятельно или вместе с участниками заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. В ходе мероприятия дети передают друг другу конверт. Получивший достает вопрос, зачитывает вопрос вслух и развернуто отвечает. Другие участники вправе задать дополнительные вопросы или прокомментировать ответ, если это оговорено форматом встречи. Примером вечера общения выступает также встреча с интересным человеком. На мероприятие приглашается человек, жизнь и деятельность которой могут вызвать у учащихся искренний интерес. Гость во время встречи рассказывает о себе самом и интересных случаях из своей биографии. Школьники вправе задать интересующие вопросы главной фигуре вечера общения. В длительно существующем коллективе может проходить «вечер воспоминаний», участникам можно предложить заполнить альбом, или создать стенгазету. Совместное изготовление общего продукта позволяет структурировать общение участников вечера общения, обеспечить творческий характер взаимодействия.

Содержательно вечер в импровизированном кафе может опираться на работу тех или иных любительских объединений, например возможны регулярные встречи в поэтическом или театральном кафе, когда в основе общения будет чтение стихов или актерский капустник. Несколько особняком стоит разновидность импровизированного кафе – музыкальный салон (музыкальная гостиная). Для салона (гостиной) характерно наличие музыкального инструмента, обычно рояля (фортепиано, клавесина). Основным содержательным элементом вечера становится звучащая «живая» музыка, представление новых музыкальных имен (композиторов, исполнителей) или новых музыкальных сочинений.

В зависимости от задаваемого игрового контекста вечер общения в импровизированном кафе может выглядеть как античный симпозиум, заседание английского клуба, деревенские посиделки, петровская ассамблея, аристократический салон, официальный прием, былинный пир, купеческое чаепитие, девичник (мальчишник) и т.п.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста аналогом вчера общения является утренник, который является еще более синтетическим досуговым мероприятием, объединяя в себе различные виды искусства: музыку, изобразительную и театрализованную деятельность, художественное слово, танец. Музыка является ведущим компонентом утренника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. Утренники посвящаются праздничным датам календаря (Новому году, 8 Марта и др.). На утренники часто приглашаются родители, родственники, друзья детей. Они могут являться не только зрителями и участниками, но и оказывать помощь в подготовке мероприятия в качестве костюмеров, гримеров и декораторов-оформителей.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.