Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая методика организации игр в сфере детского досуга





Организация игр в сфере детского досуга предусматривает три этапа: подготовки, проведения и подведения итогов.

Прежде чем начать подготовку, важно определить, для кого будет проводиться игра. Имеет значение состав группы и возраст воспитанников, увлечения детей и характер отношений между ними. Необходимо знать, имеют ли дети опыт участия в такого рода играх, какой подготовкой они обладают, каковы их ожидания и настрой относительно предстоящей игры.

Организатору важно обладать информацией о том, с каким событием, временем будет сопряжена игра: связана с каким-либо праздником, предусматривает празднование дней рождения воспитанников, предполагает совместное проведение свободного времени вечером или в выходной день, организуется в рамках какого-либо выезда и т. д. Необходимо заранее определить, каким временем располагает педагог, в какой день (в будний или выходной) и в которой части дня (утро, день, вечер) состоится игра.

На основе вышеуказанных позиций определяется тип игры, а также цель и задачи предстоящего мероприятия. Например, в детском объединении туристско-краеведческого направления для младших подростков планируется празднование дней рождения нескольких воспитанников в выходной день (в субботу). В этом случае оптимальным будет выбор коммуникативной или подвижной игры, в которой степень конфликтности и конкуренции участников будет минимальной. Ведь цель мероприятия будет состоять в том, чтобы создать праздничную атмосферу, отношения доброжелательности между детьми, чувство радости и удовлетворения у именинников относительно времени, проведенного с друзьями. Цель определяет динамику и характер взаимодействия участников, степень возможной конфликтности в процессе игры. Значение также имеет игровой контекст: это может быть игра-спасение, игра-обсуждение, игра-выбор, игра-изучение, игра-состязание, игра-разгадывание и т. д.



Подготовительный этап предусматривает подготовку участников, самого игрового мероприятия и условий его проведения.

Подготовка будущих участников начинается с создания эмоционального настроя на игру. Важно обеспечить положительное восприятие детьми предстоящей игры, ожидания успеха и удовольствия от участия в ней. Для этого педагог может сам красочно и эмоционально рассказать об игре, предложить «бывалым» участникам (тем, кто уже имеет опыт участия в подобной игровой программе) поделиться своими впечатлениями от игры. Если тип игры нов и непонятен для «новичка» (что характерно для ролевых игр), можно провести ассоциации с тем, что уже знакомо детям (компьютерные игры, виртуальная реальность, приключенческие книги и т.д.).



Затем следует перейти к информированию о тематике и особенностях игры, возможных вариантах завершения и определения победителей, предполагаемых ролях. Обязательно уделяется время инструктажу по технике безопасности, и, по возможности, отработке основ техники безопасности. Для заинтересованных детей могут быть предоставлены источники дополнительной информации (подробные описания правил и рекомендаций, литературные источники, видеозаписи и т.д.), проведены консультации по их запросам. Если предусмотрено командное участие, дети могут заранее разделиться на команды и уделить некоторое время командной подготовке. В некоторых случаях (в ролевых или спортивных играх) требуется подбор персонального реквизита и костюма для игры.

Если организатор предполагает проведение сложной игры, то ключевым элементом подготовки может стать небольшое организационное собрание (за 2-3 дня до мероприятия). План собрания может включать в себя следующие моменты:

– знакомство участников друг с другом (если ранее были незнакомы);

– представление тематики и плана мероприятия, уточнение условий его проведения;



– представление команд, распределение ролей;

– знакомство участников с правилами игры, при необходимости –уточнение правил в ходе обсуждения;

– проведение инструктажа по технике безопасности;

– индивидуальные консультации организаторов по окончании общего собрания.

Если предусматривается проведение несложной игры либо серии небольших игр, объединенных какой-либо идеей, темой, то все задачи собрания (знакомство с правилами, инструктаж по технике безопасности и прочее) решаются непосредственно перед проведением мероприятия или в его ходе.

В случае проведения сложной и новой для детей игры особым этапом может стать опробование, отработка всей игры или ее отдельных элементов. Педагог может подобрать набор упражнений. Например, интеллектуально-познавательная игра может предполагать тренировку в разгадывании интеллектуальных вопросов, а для ролевой игры полезны упражнения по ведению переговоров, создания договоров и т. д. Кроме того, опробование позволит педагогу оценить доступность игровых заданий для его воспитанников и, таким образом, быть уверенным в успешности предстоящего мероприятия.

Подготовка оптимальных условий для игрового мероприятия предполагает, в первую очередь, выбор пространства. Оно зависит от типа игры, количества играющих, длительности мероприятия, цели и задач игры. Возможно, в соответствии с замыслом игры пространство придется подвергнуть некоторой реконструкции: разделить перегородками на части, сделать импровизированный подиум или ворота и т. д. Для создания особой атмосферы может быть использовано соответствующее художественное, световое, звуковое оформление.

Подготовка организаторами самой игры включает следующие аспекты:

– описание правил игры, которые должны отличаться четкостью и однозначностью трактовки (а для ролевой игры необходимо еще и описание ролей);

– подбор элементов костюмов и бутафории для ведущих и участников (если игра этого требует);

– сбор или изготовление игрового реквизита и раздаточных материалов, если они предусмотрены;

– подготовка дополнительных элементов мероприятия, если они предполагаются (посуда и угощение для чаепития, дипломы и призы, памятные сувениры для награждения, красочные приглашения на следующую игру, книга или газета для отзывов участников игры и т. д.).

Для интересной игры важна вариативность средств и действий, чтобы участники могли прийти к одному и тому же результату разными путями. Кроме того, ведущий игры заранее предусматривает:

– пути, по которым может развиваться игра;

– средства для стимулирования действий и помощи игрокам;

– варианты занятий, участия для детей, которые не захотят участвовать в общем действе.

Проведение игры.В проведении игры должно участвовать достаточное количество педагогов (соответственно количеству детей), чтобы обеспечивать безопасность детей и контролировать выполнение правил игры. Особенно это важно в тот период, когда действие достигает накала, а участники охвачены азартом.

С точки зрения управления игрой, ведущие должны реализовать ряд конкретных событий: яркий запуск, несколько моментов или этапов, обеспечивающих развитие действа, яркий финал игры. Работой ведущих обеспечивается динамичность и незатянутость мероприятия, привлечение детей, «выпадающих» из общего действа, своевременность финала. Для активизации действий возможно введение игровых персонажей. Они могут быть помощниками игроков, источниками полезной информации. Также персонажи своим поведением, этикетом, костюмом, знаниями поддерживают игровую атмосферу.

Важнейшее условие успешности игры – консультирование игроков или даже помощь им со стороны ведущего, зрителей, болельщиков, других игроков. Консультирование поможет азартным игрокам разумно выстроить свою тактику, не переходить границы правил, а неуверенным игрокам – принять решения, наметить конкретные шаги к результату.

В финале объявляются итоги игры, награждаются победители, озвучиваются слова благодарности организаторам, участникам и зрителям.

Этап подведения итогов игры как досугового мероприятия реализуется по ее окончанию. В отдельных случаях (если мероприятие затянулось, изменилась погода и т. д.) можно перенести подведение итогов на другой день.

Обязательным моментом является вербализация игровых ощущений и переживаний участников. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь игрокам снять эмоциональное напряжение после игры, обменяться впечатлениями, рассказать о своих переживаниях в ходе игры.

Для того, чтобы обсуждение не затянулось, педагог использует приемы, активизирующие беседу: предлагает блиц-опрос, ведет обсуждение, перекидывая небольшой мячик от собеседника к собеседнику, применяет экспресс-диагностику (например, «Выразите Ваши впечатления от игры строчкой из песни»).

Нередко участникам важно не только поделиться впечатлениями, но и реконструировать ход игры, оценить свои действия и достижения. Решение этих задач в ходе беседы также требует использования активизирующих приемов. Иначе беседа затянется, некоторые участники будут говорить много, а другие не успеют ничего сказать. Например, реконструировать события игры можно с помощью схемы, когда основные моменты будут отражаться на ватмане или доске с помощью маркеров. Здесь же педагог отвечает на вопросы, проясняет спорные моменты игры. Для оценивания собственных игровых действий применим фронтальный блиц-опрос, когда педагог задает аудитории вопросы: кто доволен своим результатом, какие интересные тактические ходы вы совершили в игре или заметили у других участников, какие достижения сегодня состоялись, чем запомнилась игра и т. д.

После того, как поставлена эмоциональная и содержательная точка мероприятия, важно дать детям возможность обсудить игру в свободном режиме. Это можно сделать в ходе чаепития или прогулки. Ведущие могут быть вовлечены в это обсуждение на равных с детьми условиях: высказывать свое мнение, задавать вопросы, радоваться, удивляться, выражать несогласие с чьими-либо действиями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.