|
Как формы организации досуга учащихся
Путешествия на значительные расстояния является элементом человеческой культуры, история этих путешествий, отразившая в Библии (исход из Египта) начинается с самой зари цивилизации. За многие столетия возникла своеобразная культура преодоления человеком пути, сам по себе путь, дорога стали метафорой человеческой жизни. Кроме того, начиная с 19 века, постепенно стала формироваться особая культура досуговых путешествий, которая в 20 веке превратилась в туристическую культуру, элементы которой в той или иной степени знакомы каждому. Развитие туризма как сферы общественной занятости привело к дифференциации досуговых путешествий, так возникли реакреационное, медицинское, оздоровительное, познавательное, спортивное, экстремальное направления туризма. Спортивный туризм в свою очередь оформился в сложную систему, где на основе продолжительности, сложности и длительности маршрутов выделены пять категорий походов, самые несложные туристические походы определяются некатегорийные. Именно поэтому любой даже самая незатейливая прогулка, а тем более туристический поход имеют социокультурную проекцию.
С другой стороны, для каждого подростка туристический поход создает возможность для удовлетворения большого числа актуальных потребностей, причем одновременно, становясь востребованной формой организации свободного времени.
Туристический поход представляет собой дальнюю прогулку или путешествие, специально организованное передвижение в одиночку или в составе группы на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).
Первой отличительной характеристикой похода является наличие маршрута, содержащего препятствия, либо сам маршрут и является препятствием (например, в силу своей протяженности). Наличие препятствий становится своеобразным вызовом, интригой для участника. То, что маршрут располагается в природном окружении (а не в привычном пространстве города или другого поселения) обеспечивает инобытийность ощущений участников, их временную автономизацию от привычной среды.
В качестве следующей черты мы условно выделим идентификацию участника (ов) похода как «путешественника(ов)» - человека или группу людей, которые специально готовятся и целенаправленно преодолевают маршрут. Причем конфигурацию маршрута определяют сами путешественники, соотнося, таким образом, свои желания и ожидания с возможными вариантами препятствий, которые предоставляет им природа.
Движение на маршруте отличается чередованием физических нагрузок с отдыхом - и это третья особенность похода. Такой режим обеспечивает оздоровление участников, динамичность мероприятия, полноту и целостность ощущений путешественника. Режим движения существенно различается в зависимости от целей похода, его маршрута и вида перемещения, особенностей участников и природных условий.
Способов передвижения и соответственно видов туризма имеется довольно много: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, конный, парусный, авто-мототуризм, спелеотуризм (путешествия в пещеры), а также комбинированный вариант. Наиболее благоприятная для каждого вида туризма погода определяет сезонность (период года) для совершения походов в том или ином регионе. Походы осуществляются с познавательными, оздоровительными, спортивными и другими целями. Как способ организации досуга поход обладает своими возможностями.
Поход является пространством полноценного отдыха человека. Во-первых, речь идет об оздоровлении участника. Для жителя крупного или среднего города значимо само пребывание на свежем воздухе, влияние солнца и воды. Полезна двигательная активность при движении по маршруту, соблюдение режима и правильно организованное питание. Посильные физические нагрузки способствуют укреплению тела, работе всех основных групп мышц, а также обеспечивают позитивное самоощущение, бодрое состояние туриста.
Во-вторых, пребывание в природном окружении имеет психотерапевтический эффект. Эстетическое и физическое воздействие природы, неспешный ритм жизни окружающего мира приносит путешественнику удовольствие от пребывания в нем, позволяет отвлечься от обыденных дел, снимает накопившееся нервное напряжение. Смена места и обстоятельств дает новизну впечатлений, позволяет осмыслить «на расстоянии» вопросы и трудности повседневной жизни, приносит новые мысли и идеи.
В группе путешественников обычно естественным образом складываются теплые, поддерживающие отношения. Это обусловлено совместностью преодоления трудностей похода, необходимостью осуществления широкого круга работ по обустройству быта и участия в работе каждого, а также целенаправленным транслированием норм ответственного и заботливого отношения друг к другу руководителем похода и бывалыми участниками. Автономизация группы в походе от привычной среды позволяет подросткам раскрывать и утверждать себя иначе, нежели в повседневной жизни. Это создает возможность взаимного интереса и раскрытия друг другу с новой стороны. Таким образом, в-третьих, атмосфера психологической безопасности и доверия, эмоционального комфорта и удовлетворения отношениями способствует релаксации и формированию своеобразного «запаса» позитивных впечатлений, который будет длительное время поддерживать человека по его возращении из похода.
Пространство развлечения складывается в походе в зависимости от желаний и предпочтений его участников. Как правило, учащиеся стремятся отправиться в поход вместе со своими друзьями, чтобы получить широкие возможности для общения и совместного времяпрепровождения. Также ожидания связаны и с приобретением новых друзей, особенно, если в поход отправляется группа сборного состава, участники которой ранее не были знакомы. Именно знакомство и общение составляет увлекательность похода для подростков и юношества. Дополнительным развлекательным моментом служат вечера у костра, песни под гитару и разнообразные коммуникативные игры.
Если говорить об индивидуальных предпочтениях, то в походе участник поучает возможность заняться своим увлечением – фото- или видеосъемкой, рыболовством или изучением следов животных, рисованием или литературным творчеством, коллекционированием, эко-исследованием и т.д.
Конечно же, поход в сфере досуга предоставляет широкие возможности и для развития участников:
1. Расширение представлений о себе, обращение к процессу самопознания инициируется ситуациями взаимодействия с другими путешественниками, преодоления трудностей путешествия, необходимостью решения новых практических задач. Изменение представлений о себе в совокупности с наличием примеров действия и поведения со стороны окружающих (особенно, руководителя похода и бывалых участников) нередко дает толчок процессам самосовершенствования.
2. Расширение представлений об окружающем мире, конкретизация теоретических понятий, реализация имеющихся знаний в практике происходит естественно, без специальной организации. Так, знакомство с местной флорой обогащает представления в сфере биологии, а строительство убежища от непогоды требует применения законов физики.
3. Самоутверждение в группе сверстников и самореализация в различных сферах могут основываться на имеющихся у воспитанника полезных в походе знаниях и навыках (как предметно-практических, так и социальных). С другой стороны, автономность пространства похода от повседневных условий существования воспитанников позволяет им проявлять и реализовывать себя новым образом, нередко неизвестным и непривычным для них самих (например, когда при освоении техники движения на байдарке подросток вдруг понимает, что у него получается лучше, чем у более опытных участников).
4. Приобретение новых полезных умений осуществляется в походе как стихийно, так и целенаправленно. Конечно, основной спектр полезных умений связан с предметно-практической деятельностью. Однако воспитанник может совершенствовать свои коммуникативные и организаторские умения в процессе взаимодействия в группе, широко применять аналитические, прогностические, рефлексивные умения и навыки при разрешении различных ситуаций и решении актуальных задач. Особыми умениями, формирующимися именно в походе, можно назвать умения в сфере экологичного выживания человека в природе, навыки рационального природопользования.
5. Развитие эстетических чувств, раскрытие художественно-творческого потенциала участника похода обусловлено красотой мира природы и эмоциональностью его восприятия ребенком. Возможность созерцания красоты, межличностного диалога с другими участниками о своих впечатлениях становятся способами воспитания эстетических чувств.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|