|
Этапы подготовки и проведения экскурсии
Активность детей при подготовке, и в ходе экскурсии может существенно различаться, в качестве экскурсоводов могут выступать как педагоги-руководители группы, так и подготовленный актив из числа участников объединения (например, более старшие и опытные участники поездки). Можно выделить вариант активной экскурсии (экспедиции), когда учащиеся участвуют в разработке путешествия, берут на себя роли гидов и экскурсоводов, занимаются целенаправленным сбором исследовательского материала. Более созерцательно для детей будет проходить экскурсия, когда участники преимущественно будут наблюдать, вести записи, осуществляет фото и видеосъемку.
При организации экскурсии педагогу необходимо решать четыре группы задач:
- конструктивные – отбор и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.
-организаторские - руководство группой, организовать сообщение информации, направить внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы обслуживания.
- коммуникативные – установление деловых отношений с группой, водителям автобуса, работниками музея, методистами бюро, руководителями методической секции и с другими экскурсоводами.
- познавательные - совершенствование содержания экскурсий, методику и технику их проведения; анализировать особенности экскурсионного процесса, результаты своей деятельности и на этой основе совершенствовать педагогическое мастерство[6].
Рассматривая методику организации экскурсий и поездок, следует отметить, что педагогу необходимо помнить о нескольких этапах работы, планомерное выполнение которых будет способствовать успешности данных мероприятий.
Первый этап – подготовительный.На подготовительном этапе осуществляется выбор темы, которая формулируется исходя из пожеланий руководителя и ребенка, на основе работы с литературными, информационными источниками, по итогам анкетирования учащихся и их родителей. После выбора темы определяется проблема, которую необходимо решить, цель поездки и составляется план подготовки и проведения; распределяются задания между организаторами.При подготовке данной формы организации детского досуга необходимо учитывать уровень подготовки экскурсовода, а так же находящиеся в его распоряжении ресурсы (материальные, информационные, временные).
На встрече, предшествующей поездке, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе путешествия, между детьми распределяются задания по сбору предварительного материала, возможно разделение участников на тематические группы.
Особое внимание следует обратить на то, что нельзя вести детей по неизвестной для педагога/экскурсовода местности. За неделю-две до экскурсии педагог может пройти по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания - остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы, разрабатывает маршрут поездки, места переходов, остановок и отдыха. Следует заметить, что маршрут - это не путь движения, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений. Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места поездки. Такая предварительная работа поможет учителю составить план проведения поездки.
Как отмечают специалисты, при подготовке к данному мероприятию наиболее важным моментом, является пропаганда поездки среди потенциальных участников. В каждом учреждении, с этой целью, необходимо оформить уголок, где дети могут увидеть фотомонтажи с рассказом об уже проведенных поездках, получить советы по организации поездок, узнать об очередных мероприятиях. Убедительным средством пропаганды поездок служат кинофильмы и диафильмы, встречи с тем, кто уже бывал на подобных экскурсиях.
Очень важноподготовить учащихся к поездке. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо вести себя в том или ином месте. Отметим, что педагог должен выдавать актуальную информацию: если это выход в музей – правила поведения в музее, особенности конкретного объекта и т.д.; если это городская пешая экскурсия – правила прохождения маршрута, способы поведения в экстренных ситуациях и т.д. Предварительно педагог может ознакомить детей с маршрутом (выдать схемы, сориентировать по месту), чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению поездки.
Немаловажным фактом является работа с родителями. Педагогу необходимо провести предварительное собрание родителей – участников поездки, возможно (при большом количестве участников группы) выбрать актив родителей, способных сопровождать учащихся, детально и подробно проинформировать родителей о сроках поездки, условиях ее проведения, целях и т.д.
Подбор необходимого реквизита, снаряжения, раздаточного материала: необходимое оборудование для педагога, для самостоятельной работы участников поездки и для сбора материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время поездки.
Следует отметить, что организатор не обязательно содержательную часть экскурсии (поездки) берет на себя, во многих случаях следует воспользоваться услугами туристических агентств. И в этом случае в задачи педагога на подготовительном этапе входит только выбор тематики поездки и сбор группы, решение некоторых организационных вопросов.
При условии, что педагог самостоятельно организует поездку/экскурсию необходимо помнить, что для организации выездной и городской экскурсии, нужно собрать определенный пакет документов, который должен быть подписан руководителем и заверен печатью учреждения. Для каждого вида экскурсий необходим свой пакет документов. Для городской экскурсии требуется заявка от организатора на имя руководителя учреждения. В ней зафиксировано: кому от кого подается заявка, дата экскурсии, время проведения экскурсии, место проведения, ФИО сопровождающих, также список группы экскурсантов. Когда все документы собраны и проведена вся предварительная работа, наступает следующий этап деятельности.
Основной этапэкскурсии (поездки) начинается в тот момент, когда участники поездки пришли к месту сбора.На этом этапе педагог выполняет функцию сопровождающего, в чьи обязанности входит: ответственного за жизнь и здоровья детей, отслеживание организационных моментов, контроль за поведением участников, ответственность за хранение и своевременное предоставление документов и другое.
Поездка обычно начинается с введения в проблему - рассказа или беседы. Вводная беседа по теме поездки, проводится в тот момент когда дети собрались (сели в автобус), в этот момент могут быть подведены итоги по тем заданиям, которые были выданы участникам в период подготовки, обсуждение собранного материала по теме, их обобщение.
Если экскурсия проводиться не самим педагогом (например, при помощи сторонних специалистов/экскурсоводов, или актива учащихся) после краткого вводного слова педагога-руководителя процесса, необходимо сориентировать группу учащихся на ведущих и вносить коррективы по необходимости. Если педагог-руководитель самостоятельно организует и проводит экскурсию от начала и до конца, то после краткого вводного слова и информационной справки об объекте/явлении можно предложить учащимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной материал, который понадобится при объяснении нового содержания. Лучше всего в процессе экскурсии предусматривать варианты самостоятельной работы как индивидуально участников экскурсии, так и специально сформированных групп по заранее предусмотренным заданиям. Во время самостоятельной работы педагог обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после поездки. Следует подчеркнуть, что непосредственное самостоятельное общение предметами, явлениями, культурными ценностями оставляет у участников процесса неизгладимые впечатления. В установленное время учащиеся собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения. Педагог дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно систематизировать собранный материал, полученные впечатления. При необходимости организатор формулирует дополнительные задания, которые учащиеся смогут сделать самостоятельно, для закрепления полученной информации, по итогам возвращения из поездки.
При подготовке и проведении экскурсий важно помнить, что поездка, досуговое мероприятие и не надо стараться «заставить» ребенка участвовать в ней, поэтому ключевой задачей становится – обеспечение заинтересованности экскурсанта материалом, выдерживание темы поездки/экскурсии, отказ от отвлечения случайными вопросами. Специалисты рекомендуют составление маршрутного листа, текста экскурсии, плана с вопросами. Следует помнить, что наглядность – это главное, необходимо рассказывать в поездке только о том, что можно показать, и стремиться избегать длинных объяснений. Это может утомить участников, и они перестанут слушать и обращать внимание на объекты показа.
В процессе экскурсии сильно рискуют те организаторы и экскурсоводы, которые оставляют учащихся только в роли слушателей, более приемлемый подход предполагает включение экскурсантов в активную деятельность (стимулирование общения: вопросы детям, ответы на детские вопросы, короткие игры и конкурсы, практические задания и т.д.). Но главная задача ведущего экскурсию - правильно показывать объекты (обеспечение доступности при осмотре), так что бы участникам было интересно, и целесообразно учить экскурсантов правильно осматривать объекты. Целесообразно организовать съемку видео- и фотоматериалов о ходе и результатах путешествия. В процессе ее проведения можно и необходимо создать благоприятную атмосферу не только для познания и общения, но также и для отдыха и восстановления сил участников, целесообразно включать в программу досугово-развлекательные и оздоровительные мероприятия.
В конце экскурсии (поездки) проводится итоговая беседа, обмен впечатлениями, обычно общее заключение делает педагог.
На заключительном этапе,после проведенной экскурсии/поездки деятельность организатора не заканчивается, следует продолжать активную работу по осмыслению увиденного материала, прожитого события. Например, собранный материал оформляется в виде, альбома фотографий, диска видеозаписей, письменного отчета, стенда, буклета для родителей и т.д. Возможен вариант, когда участники поездки индивидуально или группами будут обрабатывать материалы в течение непродолжительного времени. В итоге могут появиться научные отчеты, или творческие работы (сочинения, рисунки, стихи). Так же на этом этапе участники данных форм могут активно принимать участие в районных, городских научно-практических конференциях, публиковать статьи (например, в газете), выступать по местному телевидению, участвовать в различных конкурсах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|