Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика подготовки и проведения

Конкурсной программы

По подготовке и проведению конкурсная программа является достаточно трудоемкой. С. П. Афанасьев предлагает единый организационный алгоритм для любой конкурсной программы, от краткосрочной, рассчитанной на один час, до грандиозной, предполагающей большое количество участников и проводимой в течение более длительного времени.

Вся подготовка может быть разделена на этапы, а на каждом этапе решаются специфические задачи, поэтому организаторам конкурса следует придерживаться следующей последовательности действий:

1) создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, анализ потребности в конкурсе и принятие решения о проведении мероприятия соревновательного характера;

2) формирование организационного комитета и обеспечение его деятельности по разработке интересного названия, положения о конкурсном мероприятии, содержащим в том числе определение характера конкурсного исследования (экспертиза и/или голосование);

3) проведение информационной кампании по привлечению участников конкурса, сбор заявок на участие или прием конкурсных работ, организация и проведение организационных и методических мероприятий (консультаций, встреч, собраний, мастер-классов и т. д.) для будущих участников конкурсного мероприятия;

4) составление плана проведения конкурсного мероприятия материально-техническое обеспечение конкурса;

5) в случае выбора экспертной оценки в качестве главного механизма конкурса - формирование состава компетентного жюри, ознакомление членов жюри с критериями конкурса и процедурой оценки выполнения участниками конкурсных заданий, в случае выбора механизма общественного голосования – разработка соответствующей процедуры;

6) организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.) организация объективной оценки выполнения участниками конкурсных заданий членами жюри;



7) подведение итогов конкурса, определение победителей и лауреатов конкурсного мероприятия;

8) разработка и проведение церемонии награждения победителей и лауреатов конкурса;

9) анализ результатов конкурса представителями организационного комитета;

10) исполнение решений по итогам анализа результатов конкурса представителями организационного комитета.

Первый шаг - анализ потребности в конкурсе и принятие решения о проведении мероприятия соревновательного характера. Конкурсная программа должна включаться в план мероприятий с достаточно четким пониманием миссии и назначения предстоящей деятельности, только в том случае, если соревнование становится ответом на реальные потребности сообщества, обеспечивается широкий отклик среди предполагаемых участников и высокая результативность затраченных усилий. Предварительное выявление заинтересованности в проведении мероприятия состязательного характера можно осуществлять методами социального опроса или фокус-группы.

Исполнительным органом конкурса является организационный комитет, формируемый организатором конкурса. В функции организационного комитета конкурса входит принятие решений по основным вопросам подготовки и проведения конкурса. Одно из таких решений – определение названия конкурса. Но как указывает С.П. Афанасьев, оригинальное название может значительно повы­сить интерес к предстоящему кон­курсу. Разработать название поможет: отображение в названии сути состязания (например, викторина, фотоконкурс), использование коротких и доступных формулировок, стремление к неординарности, разработка нескольких вариантов названия и выбор наиболее интересного. Увеличивает эффект запоминания новой информации и заинтересованности в конкурсе разработка логотипа - графического начертания названия в виде стилизованных букв и/или идеограммы, презентация мероприятия на баннерах или афишах, рекламных сообщениях в социальных сетях.

Главным документом, регламентирующим деятельность всех лиц, участвующих в подготовке и проведении конкурса, в том числе и организационного комитета, является положение. В положении о конкурсе принято выделять разделы.

I. Общие положения. В общих положениях указывается название конкурса, учредитель конкурса - лицо или организация, принявшее решение о проведении конкурса, утверждающее результаты конкурса и несущее расходы, связанные с проведением конкурса и выдачей награды, организатор конкурса – лицо, извещающее о проведении конкурса, издающее конкурсные условия, исполняющее функции по подготовке конкурса, проведению и протоколированию конкурсных процедур, присуждающее награды, основная тематика конкурса.

II. Цели и задачи конкурса информируют о назначении конкурсной процедуры и предвосхищаемых результатах деятельности.

III. Порядок и сроки проведения конкурса. Этот раздел предусматривает подробное описание этапов конкурса с указанием сроков каждого этапа, механизм конкурсного отбора, алгоритм действий участника конкурса. Оговариваются функции организационного комитета, жюри (экспертов) конкурса, других участников мероприятия.

IV. Участники конкурса и условия участия. Здесь определяются конкурсные условия для участия в процедуре, требования к участникам или их конкурсным работам.

V. Подведение итогов конкурса, объявление и награждение победителей и лауреатов конкурса. Данный раздел информирует о критериях конкурсного отбора, о механизме оценки работ, о порядке подведения итогов, о порядке публикации итогов конкурса, о призах и наградах, о процедуре награждения.

VI. Контактная информация включает в себя подробную информацию о местонахождении организационного комитета конкурса и руководителе конкурса.

Наиболее типичными для конкурсной программы являются роли: учредителей конкурса, организаторов, участников, экспертов, зрителей. Иногда зрители как таковые во время конкурсных состязаний могут отсутствовать, но доведение результатов конкурса до широкой общественности придает значительный статус любому соревновательному мероприятию. Необходимость информационного, методического, финансового и других вариантов сопровождения конкурса требует введения таких ролей, как журналист, методист, спонсор, партнер. Формат состязательного взаимодействия участников предполагает наличие конкурсной площадки для проведения очных (сцена, трибуна, спортивная площадка и другие), заочных (например, редакция, выставочный зал) или дистанционных (интернет-форум, веб-узел и тому подобное) процедур.

Основой для сопоставления характеристик участников или их конкурсных работ выступают конкурсные задания. Разработка конкурсных заданий осуществляется согласно сформулированной цели мероприятия, виду выбранной для состязаний деятельности, возрасту участников, времени, заложенного на выполнение самого задания или нескольких заданий. Организаторам следует четко сформулировать условия выполнения конкурсных заданий, критерии оценки результата. При высоком уровне сложности конкурсных заданий важно разработать рекомендации участникам по подготовке к конкурсу. С.П. Афанасьев отмечает, что в условия конкурсных заданий могут быть включены такие пункты как жанровые или стилистические особенности продукта, время на его подготовку, срок и место предварительной демонстрации результата, размеры конечного продукта, перечень разрешенных и неразрешен­ных материалов, приспособлений, ин­струментов. Важно представить и усло­вия, связанные с соблюдением техники безопасности при подготовке к конкурсу.

В рамках выполнения участниками различных конкурсных заданий могут быть предусмотрены номинации конкурса. Это позволяет расширить круг победителей и лауреатов, снизить степень эмоциональной напряженности состязательной ситуации. Названия номинаций должны быть разработаны с учетом цели проведения конкурса, главных ценностей деятельности, заложенной в основу события. Так, если организаторам важно создать условия для проявления участниками определенных особенностей личности или представляемой работы, номинациями могут стать «Перспектива», «Новация», «Креатив», «Душа компании», «Лидер». Если целью является развлечение – будут уместны шуточные наименования номинаций.

Проведение информационной кампании по привлечению участников позволяет не только расширить аудиторию мероприятия, но и вызвать широкий общественный отклик на пропагандируемые посредством конкурса идеи и ценности. Увеличение заявок, в свою очередь, повышает конкуренцию и способствует повышению уровня презентации конкурсантов, качества представляемых на экспертизу работ. Во время информационной кампании организаторы могут использовать формы массовой и индивидуаль­ной агитации. Весьма эффективно использование приглашений, выпуск листовок, оформление тематических стендов, трансляция сюжетов на радио и телеви­дении, публикация статей в журналах и газетах, проведение акций. Распространенной формой для привлечения информационных партнеров к организации конкурса является разработка и рассылка пресс-релиза. При создании сообщения для прессы важно помнить о том, что оно должно быть понятным и лаконичным, вызывать интерес к освещению мероприятия в средствах массовой информации. Выбор используемых средств агитации зависит от мас­штабов конкурса и от наличных возможностей организационного комитета. В рамках информационной компании необходимо сообщить о цели мероприятия, конкурсных условиях, в том числе – срокам подачи заявки на участие в конкурсе и требованиям к самим участникам или их конкурсной работе. Сбор заявок на участие, прием конкурсных работ следует проводить в оговоренные сроки в установленном месте.

Решение задачи по материально-техническому обеспечению мероприятия конкурсного характера .. Могут понадобиться помещения с возможностью зонирования площади, мебель, аудио-видеотехника, проекционная аппаратура, телекоммуникационное оборудование, автоматизированные рабочие места для работы организаторов и жюри, материалы для обеспечения красочного оформления официальных этапов конкурса и тому подобное. Важно предусмотреть ресурсы, которые понадобятся участникам для выступления или презентации работы, перечень этих ресурсов можно составить посредством анализа заявок, предварительно поступивших в организационный комитет. Если материальное обеспечение каждого конкретного выступления в конкурсе является ответственностью участника, это следует оговорить в условиях конкурсной программы.

Особое внимание при подготовке события соревновательного характера следует уделить моменту оценки участников. Проведение конкурсов может провоцировать конфликты, поскольку любое состязание – это конкуренция, а в ходе конкурентной борьбы каждый стремится доказать свое первенство. Именно потому организаторам необходимо стремиться к объективизации конкурсных процедур посредством разработки четкой системы критериев и показателей оценки, определения прозрачных процедур оценивания, формирования компетентного жюри.

При разработке критериев оценки следует соблюдать такие правила, как значимость критерия (его удельный вес в общей системе оценивания), четкость формулировки, доступность для понимания участников и экспертов, выраженность критерия в конкретных измеримых показателях. Примером могут быть следующие критерии к фотоконкурсу детских работ: соответствие сюжета фотографии теме конкурса (номинации); оригинальность идеи; смысловая цельность работы; художественный уровень произведения; техника и качество исполнения фотографии. Это качественные показатели, которые оценивают продукт деятельности с содержательной стороны. Качественные критерии желательно переводить в балльную систему, используя номинальные или порядковые шкалы. В данном примере показателем может быть степень выраженности критерия: ноль баллов - «критерий не проявляется», один балл – «критерий слабо проявляется», два балла – «критерий достаточно проявляется», три балла – «критерий ярко выражен». Более объективны количественные показатели, которые оценивают количественные результаты деятельности с помощью чисел в определенных единицах измерения (например, в километрах, в минутах, в количестве правильных ответов и т.д.).

Оптимальное количество критериев пять - семь. Меньшее количество критериев искажает результат в связи с недостаточностью характеристик для оценивания. Большее количество критериев трудно запоминается и недостаточно проявляется конкурсантами в ходе состязаний. Следует до начала конкурсных процедур информировать всех участников о системе критериев. Изменение критериев в ходе проведения состязаний недопустимо.

Формирование жюри происходит организаторами из числа признанных экспертов в том виде деятельности, который заложен в основу конкурса. Жюри может участвовать в подготовке конкурсных заданий, утверждает задания для участников конкурса, оценивает выполнение участниками конкурсных заданий, определяет победителей и лауреатов конкурса, участвует в их награждении. Жюри, как правило, образуется в составе председателя, секретаря и членов жюри (экспертной комиссии). Председатель руководит работой жюри, председательствует на заседаниях жюри и подписывает протоколы заседаний жюри, демонстрируя тем самым личную ответственность за итоги конкурса. В случае необходимости Председатель жюри имеет право делегировать свои полномочия одному из членов жюри по своему усмотрению. Секретарь ведет всю документацию по работе жюри. С.П. Афанасьев выделяет ряд принципов формирования жюри, способствующих повышению объективности результатов конкурсных процедур. Не следует приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в дея­тельности, которую предстоит оценить. Число членов жюри может быть от 3 до 10 человек в зависимости от количества участников, желательно избежать личной заинтересованности представителей жюри в результатах конкурса.

Процедуры оценки выполнения участниками конкурсных заданий членами жюри могут быть различны, в зависимости от формата проведения конкурса:

- отборочная и накопительная процедуры оценки,

- процедура сравнения с эталоном, процедура сравнения деятельности участников (или выполненных работ) между собой, комплексная процедура оценки,

- групповая, индивидуальная, коллективно-индивидуальная оценка, оценка, включающая самооценку участником собственной деятельности (работы).

Процедура отбора предполагает выполнение участниками конкурсных заданий на отдельных этапах состязания и отсев участников, получивших минимальное количество баллов, после каждого тура. Содержание каждого этапа может быть единым (в этом случае принято усложнять конкурсные задания по мере сокращение числа участников) или различным. Например, в случае состязания самих участников в первый тур включаются задания по проверке знаний, во второй – по оценке практических навыков.

Накопительная процедура оценивания предполагает выполнение участниками всех конкурсных заданий и последующее сопоставление членами жюри сумм полученных оценок для определения победителей.

Групповая оценка представляет собой единую оценку всех членов жюри и используется в ситуациях выработки сложных решений, требующих участия специалистов, компетентных в различных областях. Групповая экспертиза более надежна, так как позволяет обеспечить максимальную достоверность при условии высокой компетентности членов жюри. В некоторых случаях говорят о коллективной процедуре оценки, включающей в себя процессы обсуждения, согласования различных точек зрения, выработки единого решения. Индивидуальная оценка осуществляется каждым специалистом отдельно, в соответствии с разработанными критериями и показателями, согласно установленной форме – бланку экспертизы. Может быть предусмотрена возможность коллективной работы экспертов с последующим индивидуальным выставлением оценок – коллективно-индивидуальная процедура. Рефлексия участников (самоэкспертиза) используется достаточно редко, но так же может быть включена в процедуру выявления победителей, наряду с процедурами работы жюри.

Можно выделить так же виды процедур по отношению к объекту оценивания (открытую, закрытую и полуоткрытую процедуры), по методам математического анализа данных (процедуры ранжирования, оценивания, парного и последовательного сравнения), по уровню анализа (первичную и вторичную процедуры), форме представления материала (устную и письменную процедуры) и другие. При выборе процедуры важно помнить о её прозрачности и необходимости разработки четких критериев оценки, влияющих на степень объективности. Иначе велика вероятность неудовлетворенности участников, конфликта вследствие получения безосновательных результатов конкурса.

Разработка и проведение церемонии награждения победителей и лауреатов конкурса – это ответственность организаторов. По завершению конкурса важно представить результаты широкой общественности. Любая публичная позитивная оценка деятельности человека экспертами сама по себе является своеобразной наградой. Признание – это главный эффект любого конкурса, оно способно многократно увеличить ценность одержанной победы и усилить мотивацию к дальнейшей деятельности.

В зависимости от вида конкурса, от его целевой составляющей, церемония награждения победителей и лауреатов может проходить как в официальной, так и в неформальной обстановке. В любом случае, подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей или гостей церемонии.

К объявлению победителей и их награждению следует отнестись особо внимательно. Объявлять имена проявивших себя лучшим образом может и ведущий, но вручать награды рекомендуется председателю жюри или другому важному лицу. Это позволяет подчеркнуть важность момента и сформировать признание победителя.

К выбору наград и подарков победителям и лауреатам необходимо подойти тщательным образом. Награды могут быть как памятными (грамоты, кубки, вымпелы, медали, статуэтки), так и ценными. Памятная награда символизирует признательность организаторов конкурса за участие и признание успеха победителя или лауреата. Ценные награды должны быть адекватны уровню конкурса и заслугам участников. Если конкурс предполагает различные номинации, желательно чтобы призы в разных номинациях были примерно равны по значимости и стоимости. Награды за победу в шуточных номинациях могут быть недорогими, но обязательно оригинальными. При организации традиционных ежегодных конкурсов призовой фонд должен быть примерно равным из года в год. При выборе призов желательно учесть вкусы и интересы каждого из награждаемых. Особой популярностью пользуются подарочные сертификаты, которые позволяют впоследствии их обладателям выбрать подарок самостоятельно. Следует помнить, что награды, не соответствующие уровню затраченных усилий конкурсантов вызывают негативные эмоции.

Анализ результатов конкурса представителями организационного комитета является завершающим этапом алгоритма организации состязательного события. Оргкомитет может оценить степень достижения цели конкурса, состав участников, конкурсные задания и критерии конкурса, работу жюри и объективность итогов оценки, содержательный и организационный аспекты массовых мероприятий конкурса (церемонии открытия, установочных встреч, выставок работ, церемонии награждения и т.д.). По итогам проведения конкурса может быть принято решение об издании информационных и методических материалов, о повторном проведении конкретного Конкурса при условии его эффективности и целесообразности.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.