Сделай Сам Свою Работу на 5

Организации досугового мероприятия

Одним из наиболее распространённых способов организации досуговых мероприятий является конкурс (соревнование, состязание). Конкурс представляет собой специфическое коллективное действие, смысл которого состоит в сравнении деятельности и/или качеств конкурсантов для их оценивания. Отсюда понятно, почему первым атрибутом конкурса является сравнение - процедура, позволяющая судить о сходстве или различии объектов, с помощью выявления количественных и качественных характеристик; сопоставляются объекты и определяются их отношения (больше, лучше, качественней, ярче и т.п.). Для конкурса принципиальным становится объект сравнения – то есть то, в чем будут соревноваться конкурсанты:

- деятельность (научная, творческая, спортивная, деятельность, деятельность коммуникативного характера) в этом случае, сравнивается процесс и/или результат решения участниками конкурса однородных задач,

- свойства и качества конкурсантов (присущие от природы или развитые специально).

При проведении конкурса важно понимать, что сравниваться могут только однородные объекты, по отдельным признакам (по одним признакам объекты могут быть сравнимы, по другим нет). Важной характеристикой конкурса является то обстоятельство, что сравнение должно быть наглядно – наблюдаемо, публично. Сравнение в конкурсе осуществляется путем качественного или количественного исследования согласно установленным критериям.

Второй атрибут конкурса - оцениваниеможет предусматривать определение наилучших из участников (призеров и победителей), определение мест для всех участников, то есть ранговая оценка всех конкурсантов. Современные подходы к оцениванию предусматривают положительный, одобряющий характер данной процедуры, сбалансированность отрицательных и положительных комментариев, превращение критики в положительные предложения, направленные на будущий успех оцениваемого, стимулирование у соревнующихся рефлексии. Оценивание должно быть понятно конкурсантам: как в аспекте языка, так и в обоснованности принятых решений, кроме того наилучший вариант оценивания по контексту взаимодействия - диалог (сомнения конкурсантов должны быть выслушаны и прокомментированы).



Современное оценивание направлено на улучшение следующей после конкурса деятельности конкурсанта, помощь в осознании и преодолении затруднений и трудностей. В практике весьма распространены состязания, предполагающие сопоставление участников друг с другом, но более эффективны и менее конфликтны ситуации сравнения с эталоном (образцом). Примером соревнований, где используется комплексное сравнение, могут стать Олимпийские игры, эталоном в этом случае выступают действующие олимпийские и мировые рекорды.

Третий атрибут. Сравнение и оценивание в конкурсе тесно связаны, прежде всего, субъектом, который производит сравнение и оценивание. Качественное исследование, или экспертиза, обеспечивается деятельностью группы специально уполномоченных лиц (группой экспертов, жюри, судейской коллегией) осуществляющих профессиональную экспертизу и/или общественное голосование. Судьи осуществляют на сравнение конкурсантов или их работ и выявляют победителя, как правило, на основе рейтинга сумм оценок участников конкурса. Количественное исследование – голосование – обеспечивает выявление победителя на основе рейтинга количества голосов, отданных конкурсантам в ходе выявления общественного мнения в период проведения конкурса. Принципиальной представляется позиция жюри – стремление к справедливому объективному оцениванию, отказ от индивидуальных предпочтений и личных симпатий.

Четвертый атрибут. Сравнение и оценивание связаны еще и специальной регламентацией, поэтому для конкурса как способа организации досуговых мероприятий является наличие заранее установленных правил:

- строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и др. лиц,

- равенство условий и подчиненность единой классификации, выполнение норм и требований,

- сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатом других конкурсантов, сравнимость результатов (благодаря наличию тщательно разработанных правил и положений о конкурсе, наличию квалифицированного жюри, технических средств фиксации).

В связи с этим, С.П.Афанасьев выделяет действия и процедуры, не соответствующие понятию «конкурс»:

лотереи и розыгрыши призов, где победители выбираются случайным образом;

вручение именных наград и премий по прямому решению их учредителей без объявления конкурсных условий;

поощрение организаторами единственных участников заявленных состязаний;

игры и состязания, в которых победитель определяется в результате успешного выполнения определенной последовательности действий, а не в результате сторонней качественной или количественной оценки деятельности.

Текстом, удерживающим всю совокупность регламентаций, являются конкурсные условия – описание целей и задач конкурса, требований к претендентам и конкурсным работам, правил, порядка (процедур) и сроков проведения конкурса, а также критериев определения победителей и наград. При проведении мероприятия, основанного на состязательном способе организации досугового мероприятия, конкурсные условия оговариваются для участников заранее, либо предъявляются участникам в виде положения. Положение о конкурсе является важным документом, к которому в случае спорных моментов и неоднозначных обстоятельств могут апеллировать все участники (организаторы, конкурсанты, жюри и т.д.).

Пятый атрибут конкурса – мотивация участия, конкурс предполагает высокую личную заинтересованность конкурсанта и в участии, и в достижении наилучшего результата, публичность конкурса через стремление участка соревнования к общественному признанию обеспечивает высокую личную заинтересованность. Соревнования возникают тогда, когда у человека появляется установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Особый статус имеет «рекордный» вариант соревновательного проявления, когда участник конкурса имеет установку «сделать что-то лучше всех». Мотивы соревнования могут быть обусловлены корпоративной солидарностью, желанием защитить честь своего коллектива, команды, общности. Не следует недооценивать и материальное значение награды, непосредственная ценность приза может ощутимо стимулировать конкурсантов.

Шестой атрибут конкурса состоит в специфике взаимодействия участников соревнований наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, не антагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата. Взаимодействие соревнующихся соперников конкурсантов может быть непосредственным или опосредованным, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками. Конкурентное взаимодействие участников конкурса – непосредственная борьба за результат порождает высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями, фактически переводит взаимодействие в экстремальные условия.

Выступая в качестве способа организации досуговых мероприятий, конкурс стимулирует активность участников (мотивирует конкурсантов, актуализируя дух соперничества и стремление к победе) и обеспечивает зрелищность мероприятия для зрителей, сопереживающих выступлению тех или иных конкурсантов. В образовательном плане использование конкурса (соревнования) создает условия для самоутверждения конкурсантов, развития волевых качеств, целеустремленности, способности мобилизовать свои ресурсы для достижения успеха, улучшения межличностных отношений в соревнующихся группах, стимулирует самопознание, самоанализ, самосовершенствование. С другой стороны соревнование формирует опыт поведения в ситуации победы и поражения, конкурс может выступать и средством пропаганды того или иного вида деятельности, создавая популярность занятий тем или иным, формируя соответствующую моду.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.