Сделай Сам Свою Работу на 5

Типология игр в досуговых занятиях детей

В педагогической науке представлены классификации игр по различным основаниям, при этом каждая из классификаций имеет свои особенности и недостатки. Кроме того, следует учесть широкие педагогические потенциалы игр, вследствие чего одна и та же игра может быть отнесена к разным типам в классификации. То есть одна и та же игра может использоваться как для решения задач образования, так и задач воспитания, задач организации интересного и полезного досуга.

В досуговых занятиях детей игры наиболее широко применяются такие разновидности игр: двигательные (подвижные и спортивные и т.п.), интеллектуальные и коммуникативные (к ним отнесем игры на групповую кооперацию, ролевые, игры-драматизации). Дадим краткую характеристику названным типам.

Среди двигательных игрвыделяются подвижные, спортивные, военизированные варианты. Как правило, такие игры проводятся на открытом воздухе (стадионе, спортивной площадке, поляне), но могут быть организованы и в спортивном зале, большой рекреации. Подвижные игры разнообразны и включают в себя как игры-соревнования (например, «Городки»), так и игры-имитации (например, «Волк и овцы»). В основе этих игр двигательные действия участников с предметами или без них. Сюжет и правила подвижной игры регламентируют характер двигательных действий игроков. Подвижные игры обычно отличаются образностью, даже символичностью действий, физической мобилизацией участников, раскрепощенностью, непринужденностью поведения игроков, зависимостью успеха от избирательности игрока в способах решения игровой задачи и физической подготовленности, динамичностью игровой ситуации, распределением среди участников игровых ролей (в зависимости от сюжета игры). Спортивные игры популярны среди населения разных возрастных категорий. Среди них можно назвать футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон и другие варианты. Спортивные игры отличаются простыми, но строгими правилами, предусматривают соревнование игроков, могут предполагать как командное, так и индивидуальное участие. Такие игры становятся как пространством активного отдыха и оздоровления участников, так и зрелищной площадкой, если дети выступают в позиции зрителей и болельщиков. Военизированные игры (например, игра «Казаки – Разбойники») сочетают элементы двигательных действий и ролевые составляющие. Предполагается групповое участие, между группами идет состязание. Правила военизированных игр отличаются простотой, включают регламент действий разных игровых групп. Первым источником такой практики являются стихийные игры детей, инициированные тематикой книг и художественных фильмов, привлекательных для подрастающего поколения. Это игры в индейцев, Робин Гуда, пиратов, трансформеров и т.д. Другие варианты появления военизированных игр могут быть связаны с деятельностью скаутских объединений, туристских и патриотических клубов, клубов ролевых игр, заимствованы из практики летнего отдыха детей.



Интеллектуальной, а вернее сказать, интеллектуально-познавательной называется игра, предусматривающая соревнование участников в эрудиции и интеллекте. Ключевыми отличиями интеллектуально-познавательной игры являются: наличие специальных вопросов, на которые следует отвечать соревнующимся, специальных правил и игрового сюжета, игровой интриги (С.П. Афанасьев). Правила в интеллектуально-познавательных играх могут варьироваться от игры к игре и даже в рамках одной игры от раунда к раунду. Сюжет, интрига обеспечивают динамичность и яркость игры, ее новизну для участников, привносят в достаточно скучную форму вопросно-ответного общения эмоциональ­ность и азарт.

Интеллектуальные вопросы должны учитывать ряд важных требований: содержать один вопрос и иметь один правильный ответ, соответствовать этическим нормам, не быть примитивными и в то же время не требовать узко-профессиональных или специальных знаний, не предполагать развернутого ответа или перечисления, не содержать фактических или стилистических ошибок. Вопросы – загадки, шутки или розыгрыши не должны соседствовать с серьезными вопросами, иначе играющие не успеют переориентироваться.

Состав участников интеллектуально-познавательной игры включает ведущего (группы ведущих), соревнующихся (игроков или команды), эксперта (экспертную группу), зрителей. В зависимости от сюжета игры ведущие, соревнующиеся, эксперты и зрители могут называться по-разному, но их функции в игровом взаимодействии сильно изменяться не будут. Интеллектуально-познавательные игры чаще всего проходят как представления, то есть организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.

Попытаемся условно выделить основные варианты интеллектуально-познавательных игр. Во-первых, возможно выделить весьма распространенные викторины и конкурсы эрудитов. В них участники соревнуются, в первую очередь, в эрудиции, в умении использовать обширные знания. Вопросы, как правило, объединены какой-либо темой, относятся к той или иной области знаний, причем в них преобладает репродуктивное зерно. Развивающий эффект таких игр ниже, чем в интеллектуальных играх. Однако викторины вызывают азарт и увлечение у участников, позволяют эрудированным детям продемонстрировать свои возможности и подготовку. Среди телевизионных игр в качестве примера могут быть названы следующие: «Поле Чудес», «Счастливый случай», «Угадай мелодию», «Как стать миллионером».

Во-вторых, следует обратить внимание на игры, в которых основной акцент делается именно на интеллект играющих, на их умение мыслить. Требования к вопросам интеллектуальных игр наиболее высоки. Важно, чтобы для ответа были необходимы не только знания, но и умение логически мыслить. Вопрос должен нести в себе много информации; тогда если ответ на него не будет дан, участники игры обогатятся новыми зна­ниями, заключенными в самом вопросе. Он должен быть интересен игрокам (чтобы дети сами могли сказать: «Это был хороший вопрос»), соответст­вовать теме игры, ее правилам и сюжету. Наиболее ярким и общеизвестным примером интеллектуальной игры является игра «Что? Где? Когда?», другие варианты – «Брейн-Ринг», «Своя игра», «Колесо истории» и т.д.

Также можно выделить познавательные игры. Часто они имеют образовательный характер и расширяют представления ребенка о мире в той или иной области знаний. Основным адресатом познавательных игр выступают дошкольники и младшие школьники, хотя существуют познавательные игры и для подростков. Несмотря на образовательный характер игр вряд ли в данном случае следует говорить об осуществлении целенаправленного обучения детей, ведь увлеченность познавательной игрой обосновывается, в первую очередь, возрастными особенностями дошкольников и младших школьников – любознательностью, непосредственостью восприятия, стремлением докопаться до истины. В настоящее время широкий спектр познавательных игр представлен onlain-играми с разнообразной тематикой. Они присутствуют в сфере домашнего досуга дошкольников и младших школьников.

Особое место среди познавательных игр занимают настольные игры. Они предполагают использование статичного игрового поля (игровой доски), находящегося на столе или специальной платформе. Настольные игры предусматривают применение специального инвентаря: карточки, карты, кости, игровое поле, фишки, фигуры и т. д. Настольные игры весьма разнообразны: это и лото, и игры-путешествия, и экономические игры, и военные игры-стратегии, и многое другое. Среди настольных игр имеются ролевые игры – RPG – roleplaying games (в качестве известных примеров могут быть названы «Dungeons & Dragons», «Vampire The Masquerade», «Эра Водолея»). Есть и спортивные настольные игры – шашки и шахматы, и коммуникативные настольные игры с элементами музыкальных заданий,

Коммуникативные игры отличаются большим разнообразием. Варьируются ситуации, правила, роли участников, число игроков, длительность игр. Как правило, коммуникативные игры не требуют обширного пространства, проводятся в кругу. Коммуникация здесь может сочетаться с интеллектуальной задачей: как, например, в широко известной игре «Есть контакт», где участники должны разгадать ключевое слово путем создания цепи ассоциаций. Игроки могут обращаться к своему воображению (игра «Крокодил»), фантазии (игра «Продолжи историю»), памяти (игры, предполагающие знакомство в новом коллективе), вниманию (игры, предусматривающие выбывание невнимательных участников) и т.д.

Ряд коммуникативных игр продолжает такая их разновидность как игры на групповую кооперацию. Здесь в центре внимания оказывается не процесс коммуникации, а эмоциональное единство участников детского коллектива, эмпатийность и рефлексивность общения. Потому большинство игра на групповую кооперацию адресовано подросткам и молодежи. Среди них могут быть названа игра «Ассоциации», в которой водящий угадывает загаданного человека, анализируя ассоциативные высказывания о нем со стороны других детей. Другой вариант представляет игра «Мое королевство», где участникам группы важно создать по заданным правилам образ страны, в которой желал бы жить каждый из них. Еще один пример – игра «Необитаемый остров», требующая принятия детьми группового решения, с которым согласен каждый.

К коммуникативным играм можно отнести и игры-драматизации [греч. drama – действие]. Это игры, которые строятся с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры-драматизации в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения, а роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения. Проведение игры-драматизации идет в такой логике: 1) выбор сказки, произведения; 2) пересказ и обсуждение; 3) распределение ролей, обустройство игрового пространства; 4) непосредственная игра детей. Возможны и нюансы: так музыкальная игра-драматизация предполагает и момент репетиции, и показ, то есть становится своеобразным спектаклем.

Игры-драматизации широко используются в сфере образования в развитии психических процессов, в обучении иностранным языкам, для раскрепощения учащихся и преодоления личностных затруднений и т.д. В основном, такие игры адресованы дошкольникам и младшим школьникам. В сфере досуга игра-драматизация может стать основой детского праздника.

Особое место среди коммуникативных игр занимают ролевые игры. Их особенность состоит в том, что каждый участник играет персональную роль в рамках вымышленной ситуации. При этом действие не является запрограммированным, а исход игры неизвестен до ее финала (в отличие, например, от игры в театре). Наряду с общими правилами, регламентирующими игровые возможности и действия, ограничения времени и пространства, в каждой ролевой игре есть свои особые правила. Среди коммуникативных игр ролевые игры представляются наиболее трудоемкими в организации. Кроме того, много сил требует разработка сценария и ролей, поскольку в одном коллективе детей ролевая игра, как правило, проводится лишь однажды. Разумеется, существуют упрощенные варианты ролевых игр. Примером может служить широко известная игра «Мафия», в которую возможно играть неоднократно.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.