|
Общая методика организации туристического похода
Различные аспекты организации походов представлены в инструкциях контролирующих организаций, методических рекомендациях специалистов туристских объединений различного уровня, записках и книгах опытных путешественников. Рассматриваются как общие вопросы подготовки и проведения походов, так и нюансы организации походов различной направленности и сложности. Полезные материалы представлены в книгах, периодических изданиях, публицистике, на сайтах и форумах туристов.
Поход с участием учащихся(воспитанников) образовательного учреждения организуется в соответствии с Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ интернатов, студентами педагогических училищ РФ (Приложение к приказу Министерства образования РФ Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293).
Анализ содержания различных источников позволяет выделить основные этапы проведения похода как досугового мероприятия и задачи организаторов на каждом этапе.
Подготовительный этапразворачивается в следующей логике.
Первый шаг предполагает решение двух взаимосвязанных задач – сбор группы и выбор маршрута. В одном случае педагог – организатор похода может планировать путешествие по какому-либо маршруту, информировать о предстоящем событии возможных участников. Тогда группа будет сборной и временной – на период подготовки и проведения похода. В работе с такой группой важно уделить внимание знакомству участников, поиску общих интересов, особой подготовке новичков.
В другом случае выбирается маршрут для уже существующего детского объединения. Тогда целесообразным будет выбирать маршрут и определять план дня и занятия для путешественников совместно с детьми. Можно предложить учащимся варианты маршрутов, обсудить их ожидания и пожелания. Важно построить такой диалог интересно для детей: представить себе, в чем можно будет отличиться, с чем поэкспериментировать и чему научиться, что хотелось бы «принести из похода» в своем рюкзаке, на фотографиях, в себе самом.
Маршрут может быть построен как линейный или как кольцевой. При кольцевом маршруте его начало и конец находятся в одной и той же точке, а при линейном эти точки различны. Также могут проводиться радиальные выходы от базового лагеря.
При разработке маршрута важно учитывать ряд аспектов. Во-первых, собрать информацию о состоянии здоровья детей, их возможностях, имеющемся туристском опыте. Физическая нагрузка должна быть посильной и в то же время достаточной, оставлять ощущение легкой усталости и удовлетворения. Во-вторых, значение имеет живописность маршрута, привлекательность посещаемых объектов. Важно правильно распределить нагрузку на всем протяжении путешествия. Ведь если при достижении группой главного пункта, объекта дети будут слишком утомлены, то впечатления от увиденного будут неяркими, смазанными, воспитанники будут думать в большей мере о своем отдыхе. В-третьих, организатору следует оценить свои возможности как гида. В путешествии по малознакомой местности положительное впечатление от похода создаст опытный проводник. Он может определить оптимальный темп движения в зависимости от природных условий и скорректировать маршрут, рассказать учащимся интересные факты о территории, по которой проходит маршрут. В-четвертых, в районе похода должны иметься удобные пункты для подъезда к началу маршруту и пункты отъезда от окончания маршрута
Документом, фиксирующим выбор маршрута, является маршрутный лист. Он содержит информацию о проводящей организации, составе и руководителе группы, о нитке маршрута и сроках проведения похода. Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша. Маршрутный лист служит формальным подтверждением того, что в поход отправляется организованная туристская группа и при необходимости включается в пакет походной документации (особенно для многодневных походов).
Инструкцией регламентируется количество учащихся при проведении походов – их в группе должно быть не менее шести человек. Кроме того, определен минимальный возраст, с которого учащиеся допускаются к участию в походе – семь лет. Наиболее удобный для работы вариант предполагается с коллективом в составе 12-15 человек. Возможно путешествие и многочисленным составом, но в этом случае организаторам и участникам будет целесообразно разделяться при движении на небольшие группы.
Следующий шаг требует тщательной подготовки снаряжения и необходимых припасов. Заботой учащихся и их родителей является подбор оптимального индивидуального снаряжения для участника. Оно должно включать все необходимое ребенку и учитывать особенности похода и его длительность. Следует составить список необходимых участнику вещей. Организаторы похода подготавливают общее снаряжение: утварь для приготовления еды, тенты для защиты от непогоды, палатки (если поход более 1 дня), туристский инвентарь и т.д. Для удобства ориентирования на маршруте и безопасности участников собирается актуальная информация о местах, которые планируется посетить, изучаются карты, распределяется время движения на каждом этапе. Закупка припасов, организация питания в походе требует особого внимания. Меню должно составляться с учетом предполагаемой физической нагрузки и времени года, когда проходит поход. Для разных вариантов походов оно может существенно различаться: так, поход, организуемый как прогулка группой по окрестностям, требует от участников существенно меньших энергетических затрат нежели водный или лыжный поход. При необходимости предусматриваются остановки со сладким чаем и бутербродами, для улучшения самочувствия и устранения сухости во рту во время движения могут использоваться леденцы, мятные конфеты, таблетки с аскорбиновой кислотой. Режим питания и объемы пищи должны быть распределены так, чтобы успешно обеспечивать хорошее самочувствие и активность путешественников. При выборе блюд меню важно выбирать такие, чтобы взрослые и дети без труда могли их приготовить на костре в походных условиях, не затрачивали для этого слишком много времени.
Закупленные продукты правильно упаковываются и распределяются между участниками похода для удобства переноски. Как правило, из числа взрослых назначается заведующий организацией питания. Он же следит за соблюдением питьевого режима, приготовлением годной к употреблению воды. В походе с участием детей вопросы питания и выполнения основных санитарно-гигиенических требований находятся под контролем руководителя группы либо медицинского работника, если он имеется.
Перед началом похода среди участников распределяются обязанности. В походе придется заниматься разбивкой бивака, заготовкой дров, разжиганием костра, приготовлением пищи, просушкой одежды и обуви. Эту работу выполняют по очереди все члены группы и взрослые, и дети, из которых назначаются дежурные. При необходимости в ночное время устанавливается сменное дежурство взрослых. Также возможно распределение особых функций среди участников похода: завхоз, фотограф, картограф, гитарист, организатор вечеров у костра и т.д. Некоторые из этих обязанностей могут выполняться детьми.
Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности участников и инструктажу по технике безопасности до начала путешествия. В походе имеется довольно много факторов риска:
– неблагоприятные погодные условия,
– антропогенный фактор (незнакомые люди),
– колюще-режущие предметы (топор, пила, нож и т.д.),
– купание в непроверенных водоемах,
– открытый огонь (костер и горячая посуда, горячая пища, кипяток),
– кровососущие насекомые (в том числе, клещи),
– пересечение дорог и автострад и т.д.
В зависимости от времени года и особенностей местности, по которой проходит маршрут, туристов могут подстерегать опасные ситуации природного происхождения, которые важно предусматривать. Например, зимой на водоемах может быть тонкий лед, а контур берега прорисовываться нечетко. Следовательно, необходимо осуществлять движение подальше от кромки берега. Другой пример: группа может двигаться по местности, где имеются дикие животные либо одичавшие домашние животные (например, собаки), имеются ядовитые змеи и т.д. Следовательно, руководителю группы важно получить наиболее точные сведения от туристов, посещавших этот район, чтобы внести коррективы в маршрут, выбрать оптимальное место для стоянки. А участники группы должны соблюдать правила техники безопасности, чтобы не спровоцировать агрессивное поведение животных (например, не разбрасывать вокруг стоянки остатки еды, привлекающей животных запахом).
Содержание инструктажа по технике безопасности уточняется в зависимости от особенностей похода. Процедура инструктажа может быть организована по-разному: это может быть серьезный инструктаж с подробным объяснением действий и последствий, а может быть творческая игра или дискуссия о необходимости соблюдения правил техники безопасности. Главное - сформировать у юных туристов готовность выполнять правила, обеспечивать свою безопасность и безопасность других. Следовательно, кроме инструктажа полезно провести практические занятия, где дети приобретут опыт оказания первой медицинской помощи, правильных действий в чрезвычайных ситуациях, умение видеть и пресекать ситуации, угрожающие здоровью и жизни людей. Важно, чтобы дети и взрослые знали и использовали меры предупреждения несчастных случаев (обморожения, солнечного удара, переутомления, растяжения связок, потертостей на ногах, отравления и т.д.), поскольку тогда процедуры первой медицинской помощи будут не нужны.
Причинами чрезвычайных происшествий могут быть ошибки в подборе участников похода, плохое знание маршрута, слабая физическая подготовка туристов, недостаток снаряжения, отсутствие необходимого опыта у руководителя и самое важное - слабая дисциплина в группе.
В ходе общего обсуждения должны быть созданы договоренности по поводу правил, обязательных к выполнению для всех. Правила могут касаться вопросов общения и поведения взрослых и детей, дисциплины и санкций при ее нарушении, распределения обязанностей в группе, прав и обязанностей каждого, заботы об окружающей природе и т.д. Также взрослые и дети договариваются о процедуре решения возникающих спорных вопросов, способах изменения договоренностей, если они кого-либо не устраивают.
Этап проведенияпохода начинается со сбора - старта участников путешествия. На этом сборе руководитель производит осмотр снаряжения, одежды, обуви участников, медицинский работник осведомляется о самочувствии каждого. При необходимости ребенок по причинам нездоровья, отсутствия необходимого снаряжения может быть отстранен от участия в походе. Перед началом движения руководитель напоминает схему маршрута, обозначает ближайшие остановки для отдыха, назначает ведущего и замыкающего.
Следует соблюдать ряд рекомендаций, обеспечивающих безопасность и комфорт путешественников:
1. Должна быть предусмотрена возможность снятия с маршрута участника при плохом самочувствии и его доставки домой в сопровождении взрослого. Также планируются варианты эвакуации с маршрута всей группы при чрезвычайных обстоятельствах.
2. Движение должно чередоваться с отдыхом (примерно через каждые 50 минут пути целесообразно останавливаться на 10-минутный отдых). В начале пути рекомендуется сделать так называемый "подгоночный" привал для устранения неполадок. Поскольку после 15-20 минут движения каждому из участников становится ясно, не слишком ли тепло или легко он одет, натирает ли обувь, удобно ли сидит рюкзак.
3. Как при планировании маршрута, так и в ходе его прохождения важно учитывать природные и погодные условия. Так, в холодное время следует двигаться по безветренным и маловетреным местам, по возможности избегать переходов в непогоду. В жаркое время имеет смысл осуществлять движение по теневым участкам, по лесным дорогам.
4. В случае непогоды группа должна быть готова найти или сделать укрытие при помощи тента, полиэтилена, подручных средств. Если участники попали под дождь и вымокли, необходимо организовать переодевание в сменную одежду и обувь, а мокрые вещи должны быть просушены.
5. Каждый из участников должен быть ознакомлен с маршрутом, уметь пользоваться картой, компасом или прибором GPS, знать правила поведения в ситуации, если заблудился или отстал от группы. Взрослые должны быть проинструктированы о своих действиях в случае чрезвычайного происшествия в походе.
6. Предоставлять возможность детям проявлять свои способности, принимать ответственность, действовать самостоятельно в пределах разумного.
Успех похода во многом зависит от того, как организована стоянка (бивак). Место для стоянки определяется заблаговременно, по возможности, по рекомендации опытных путешественников. Выбирается безопасное место, где есть топливо для костра и чистая питьевая вода. Окружающая местность должна быть живописной, располагающей к приятному отдыху.
Не следует устраивать стоянки в зарослях и густых кустарниках, под нависающими ветками деревьев, где есть опасность возникновения пожара. Следует внимательно осмотреть деревья, чтобы вблизи не оказалось высохших или подгнивших деревьев, которые могут быть повалены ветром. В горной местности бивак разбивается в местах, безопасных от камнепадов, лавин, оползней и селевых потоков. На береговых склонах и у подножия крутых берегов возможны обвалы, а в ложбинах во время дождей скапливается вода. В местности, изобилующей кровососущими насекомыми, стоянка ставится на береговом откосе или высоком открытом месте. Для обеспечения отдыха детей и избегания контактов с незнакомыми людьми не следует выбирать место для стоянки вблизи железнодорожных линий, водных пристаней, производственных предприятий, а также рядом с проезжими дорогами, линиями высоковольтных передач, населенными пунктами.
Поскольку основными участниками походов, организуемых педагогами, становятся подростки, важно обеспечить возможность интересного общения детей друг с другом. Общение на увлекательные темы в небольшой группе легко организовать при выполнении каких-либо бытовых поручений - в ходе приготовления обеда, при заготовке дров и т.д. Особым местом для открытого межличностного диалога становятся вечерние разговоры у костра. Они могут быть дополнены песнями под гитару, рассказыванием взрослыми притч и примеров из собственной жизни. Поводом для обсуждения событий дня может стать заполнение борт-журнала группы, ведь участники могут выбирать, что они хотят записать в борт-журнал, какую оценку дать этим событиям. Отдельным участникам может быть интересно ведение собственного дневника путешественника. Следовательно, им будет необходимо время, что осмыслить и оформить свои впечатления.
При завершении похода важно сохранять положительный эмоциональный настрой участников, необходимые силы для финального перехода, дисциплину к группе, обеспечить сохранность общего и индивидуального снаряжения (не забыть, не потерять вещи).
Этап подведения итоговможет включать в себя ряд мероприятий. Во-первых, обсуждение итогов похода в свободном режиме возможно у финального вечернего костра, если поход был многодневным, или по прибытии в свой населенный пункт в то время, пока участники будут прощаться и расходиться, если поход был однодневным. Во-вторых, через несколько дней после возвращения дети и взрослые могут собраться, чтобы обсудить итоги похода и, возможно, наметить планы нового похода. Обычно на разборе дается оценка содержательности похода, степени его сложности. Участники могут высказать свое мнение о целесообразности проведенных мероприятий, пожелания о мероприятиях, которые могли бы сделать будущее путешествие более интересным. Отмечаются трудности и достижения участников и организаторов во время похода и при подготовке к нему.
В-третьих, детьми при помощи взрослых может быть подготовлено мероприятие по итогам похода. Это может быть выставка фотографий и интересных находок, газета (стенная или электронная) с фоторепортажами и отзывами, встреча за чаем в импровизированном "клубе путешественников", где участники похода расскажут о своих открытиях и маршрутах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|