Сделай Сам Свою Работу на 5

Организации воспитательного мероприятия

Под танцевальной программой понимают специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Частным случаем танцевальной программы является бал, который традиционно определяли как «собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев» (В.И.Даль). Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком. Начало их восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Настоящую свою форму балы сохраняют со времен Людовика XIV, когда они привились и во всех королевских резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался определенный церемониал, который, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в новейшее время несколько упрощен.

Исходя из возрастных особенностей школьников, целесообразно проводить балы для подростков и старшеклассников, по отношению к которым танцевальная программа в такой форме может содействовать:

- воспитанию повседневной культуры межличностного общения,

- предъявлению эстетических образцов проведения свободного времени,

- оптимизации межличностных отношений в юношеских коллективах.

Хотя бал, как вариант проведения танцевальной программы является весьма привлекательным, но сопряжен с преодолением трудностей, связанных, прежде всего с незнанием подростками правил поведения на балу, не владением современными школьниками, соответствующими бальными танцами (полонез, котильон и проч.). Отсюда, для того что бы участники не чувствовали себя скованно, необходимо провести несколько предварительных репетиций танцев. Может быть, выучить несколько тематических и достаточно простых схем танцев, таких, например, как полонез, фигурный и венский вальс. Еще один вариант проведения бала связан с конкурсом бального танца, когда желающие представляют на суд жюри свое мастерство. Использование бала в качестве танцевальной программы целесообразно в случае, когда в подростковом объединении последовательно изучается быт (этикет, танцы, развлечения) какой-либо бальной эпохи, либо в случае специфической идентификации (в детских морских центрах или клубах юных моряков, когда подростки представляют себя будущими морскими офицерами и в этом качестве готовы принимать участие в балах).



Проведение бала в современных условиях определенно является обращением к культурным образцам прежних эпох, моделированием, имитацией, ролевой игрой. Отсюда понятно, почему целостность образа бала создают игровые роли, избранные в рамках одного сюжета: исторического или литературного. Лучше организовать подготовку так, чтобы участники действия приняли игровые роли, свыклись с образом (подростки в разной степени готовы импровизировать, поэтому роли есть смысл проговорить в детском коллективе). Бал лучше проводить в достаточно большом коллективе – три – четыре класса подростков, учреждение дополнительного образования, загородной лагерь старшеклассников. В этой связи вполне подойдут коллективные роли, то есть участники объединяются по четыре – пять человек, это могут быть игровые роли родственников, приятелей. Например, если брать за основу произведение Л.Н.Толстого «Война и мир», то на балу могут представлены персонажи романа семьи графов Ростовых, князей Болконских, князей Куракиных, дворян Денисовых, и т.д. В любом случае избранная роль должна иметь звучное, красивое название и соответствовать контексту бального действия.

Бал явление достаточно специфичное и требующее усилий от подростков, поэтому исходя из разнообразия интересов и эмоциональных настроев участников, следует предусмотреть различные варианты занятий. Проще говоря, не все дети готовы танцевать в соответствии с бальным стилем, либо вообще, длительное время. В тоже время у этих подростков имеется потребность проводить свободное время, общаться со сверстниками, с одноклассниками, приятелями, поэтому в рамках бального действия предполагается организация нескольких площадок по интересам:

- бальная зала, где разыгрывается основное танцевальное действие,

- шахматный салон, где предлагается посостязаться в древней игре в шахматы;

- салон «Игра слов» предназначен для любителей стихосложения (здесь можно сочинить стихотворение о любви, написать оду-посвящение прекрасной даме – одним словом, продемонстрировать свой поэтический дар);

- салон «Остроумия» – на той площадке, предоставляется возможность блеснуть своим умом и рассказать какой-либо анекдот. Есть одно ограничение: анекдот должен соответствовать балу (тематика, настроение, герои и т.д.).

Как показывает опыт, оптимальным, для реализации сюжета и хода организации бала является два десятка основных персонажей:

- два распорядителя (выполняющие роли ведущих и оперативных координаторов),

- хозяин и хозяйка (авторитетные в данном сообществе люди, выполняющие больше ритуальные, чем фактические функции),

- герои бала с дамами или кавалерами (две - три пары школьников, вокруг которых и разворачивается действие),

- восемь меценатов (известные для школьников личности, появляющиеся в центре внимания несколько раз при объявлении своего конкурса и при награждении победителей),

- организаторы шахматного салона, салонов «Игра слов», «Остроумия» (организаторы локальных площадок, опытные и самоотверженные участники, фактически выпадают из общего бально-танцевального действия).

В качестве распорядителей следует привлечь молодого человека и девушку, которые наряду с исполнением функций ведущих вечера умеют танцевать все предложенные в рамках бала тематические танцы, так для этого типа воспитательного мероприятия чрезвычайно важен пример. Так как в прошлые века на балах в центре внимания были реально известные и популярные люди (герои боевых действий, политики, сказочные богачи). Организуя бал как воспитательное мероприятие, в качестве героев бала следует избрать победителей каких-либо конкурсов и спортивных соревнований, прошедших в образовательном учреждении ранее. Эти настоящие герои заслуженно будут пользоваться в ходе бала особым вниманием, на них будет построена сюжетная линия общего действа – награждение и чествование. Вообще, любое воспитательное мероприятие должно вырастать из жизни детско-взрослого сообщества. Не целесообразно назначение в качестве героев бала детей и взрослых, не имеющих соответствующего статуса в детско-взрослом сообществе, не всегда удачно проходит такой сценарный ход как выборы королевы и короля бала.

Украсят бальное действо такие специфические персонажи как меценаты (лица, которые, или от имени которых будут выставляться призы). Лучше всего, если в качестве меценатов будут наиболее авторитетные взрослые и популярные школьники, чьи призы хотели бы получить многие дети. введение в канву мероприятия меценатов требует специальной подготовительной работы с этими людьми, кроме получения их согласия, следует оговорить характер конкурса за который будущий меценат готов награждать участников бала, необходимо подготовить приз, соответствующий образу мецената и стилистике конкурса, при этом важно помнить, что важна не цена подарка, а его символическое значение. Организаторам мероприятия следует помочь будущему меценату с подготовкой краткой речи (1-2 минуты), которую он произнесет при награждении.

Центральное место в структуре персонажей бала играют хозяин и хозяйка, весьма логично, чтобы в данном качестве выступал руководитель (заместитель руководителя) учреждения. Как свидетельствует история, в эпоху балов хозяин и хозяйка дома, где проводился бал, имели каждый свои обязанности. Главной задачей хозяйки было следить за тем, чтобы пребывание гостей было приятным и беззаботным, чтобы все присутствующие дамы не оставались без кавалеров. Дабы не обидеть одинокую даму, хозяйка дома должна была незаметно указать свободному кавалеру на грустящую даму.

Длительность бала может составлять от двух до трех часов. Дату и время для проведения данного мероприятия стоит тщательно продумать. Важно помнить, что дети должны успеть одеться и настроиться на праздник. Конечно, желательно что бы и после окончания Бала, они не торопились снять свои красивые наряды, важно, что бы атмосфера праздника осталась с участниками надолго.

Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке. Предлагаемый ниже порядок, конечно не претендует на копирование, но в значительной степени способствует решению содержательных и организационных задач. Ход бала предусматривает три части и может включать следующие элементы:

- начало бала (торжественный вход гостей, первый тур танцев- вальс, два медленных танца),

- основная часть (оказание почестей героям бала, второй и третий тур танцев, розыгрыш первых призов, награждение победителей конкурсов, полонез, медленный танец, розыгрыш вторых призов, хастл, два медленных танца),

- завершение бала (розыгрыш третьей группы призов, танго, розыгрыш четвертой группы призов, два медленных танца, прощание и торжественный выход участников бала).

Торжественный вход в бальный зал. Настой на предстоящее мероприятие целесообразно осуществлять перед входом в зал, встречающему их организатору следует попросить встать пришедших по парам или небольшими группами, в соответствии с тем, как их будут приглашать в зал (как предусмотрено сценарием). Обычно сначала приглашают хозяев бала, затем всех гостей, после меценатов, в последнюю очередь героев бала. Для бала целесообразным представляется специально организованная процедура входа в бальную залу, которую должны обеспечить один – два распорядителя с громкими голосами, их объявления под звучание торжественной (лучше классической) музыки и создадут переживания торжественности и особого настроя. Наименование участников (гостей бала) происходит по названию роли, выбранной заранее. Для закрепления выбранных ролей, лучше изготовить и подписать приглашения гостям будущего бала, где использовать игровые имена (можно наряду с реальными).

В самом начале бала, после входа всех участников, особенной церемонии встречи героев, распорядители называют меценатов и объявляют о розыгрыше призов (условиях конкурсов). Три конкурса развернуться за пределами бальной залы (мини-турнир по шахматам, конкурс бального анекдота и конкурс стихосложения), а еще пять непосредственно между танцами ( это может быть соревнование на самое галантное приглашение к танцу, на самый вежливый отказ дамы, на самое красивое согласие дамы, на самый красивый и оригинальный бальный комплимент, на самые галантные слова и жесты, сопровождающие процесс преподнесения цветов. Бальные конкурсы являются тематическими и отражают атмосферу мероприятия: поведение, разговоры, способы взаимодействия. Организаторы могут менять суть конкурсов в зависимости от тематики, которой они захотят придерживаться в процессе проведения программы (Например, собрать осенний букет и объяснить его составляющие и т.д.). Но важно помнить, что конкурсы не должны противоречить форме, они должны быть красивыми, этичными, эстетичными, галантными, интеллектуальными и т.д. Может сложиться ситуация когда не один, а несколько человек, отличаться от всех остальных и будет сложно определить победителя конкурса. Для того что бы никого из учащихся не обижать, и не оставлять без поощрения достойных, заготовьте несколько дополнительных призов для участников конкурсов.

Хозяину и хозяйке необходимо помогать гостям в процессе участия в конкурсах. Может случиться так, что молодой человек выйдет на конкурс, не зная (не расслышав, не поняв), что именно нужно будет сделать, и не сможет его выполнить (не сможет сказать комплимент, побоится дарить цветы) в таком случае, надо ему помочь советом, примером, приободрить его. Кроме того, важно объявлять участника конкурса по имени.

В начале бала распорядителям необходимо напомнить порядок танцев и правила пользования бальной книжечкой. Распорядители и, конечно же, меценаты должны выступать на балу в качестве примера поведения для подростков. Важно ходить общаться, приглашать на танцы участников бала. Дамам-педагогам – помнить, что есть бальная книжечка, и записывать туда все приглашения. Кавалерам-педагогам – приглашать девушек на танец, упоминая о том, что бы дама записала их в свою книжечку, и не забыла о данном обещании.

Кульминационной точкой бала является чествование героев бала, здесь уместно напомнить о тех достижениях, которые стали основанием для признания, вручить подарки, произнести поздравительные речи.

Важным элементом окончания бала является психологический настрой, который во многом зависит от ведущих, напоминающих о близком завершении действа и необходимости подготовиться к отбытию из зала, поэтому найти среди толпы своих спутников и спутниц. Завершающая часть бального действия включает медленный танец, и церемонию выхода из бальной залы, где вполне уместным будет также отдельный выход героев, меценатов, гостей (по группам), сохраняя игровой контекст бала, распорядители могут упомянуть «ожидающие у парадного крыльца экипажи».

Подготовка к проведению бала. Заранее нужно подготовить реквизит и музыку, необходимые для проведения бала. Организаторам необходимо заранее запастись музыкой соответствующей бальной тематике (полонез, вальс, танго и т.д.), а также широко известными медленными музыкальными композициями. Это поможет участникам чувствовать себя более комфортно в непривычной для них, атмосфере.

Для каждой девушки, участницы бала потребуются бальные книжечки (для записи приглашений на танцы), количество бальных книжечек должно быть несколько больше, чем предполагаемое число участниц (во-первых, могут прийти все те, кто не собирался, а во-вторых возможен вариант, что кто-то из дам, в сильном волнении потеряет книжечку, тогда организаторы должны быть готовы предоставить новую взамен). Желательно опубликовать (предъявить в устной и письменной форме, например в бальной книжечке) ход вечера, состоящий из музыкальных композиций и конкурсов. Для того что бы участники и участники имели возможность спланировать кого и когда они могут пригласить на танец, а девочки соответственно, смогли понять скольким кавалерам они могут дать согласие на тур танца. Бальная книжечка может быть написана на стилизованном цветном листе формата А5.

Материальное обеспечение мероприятия включает: аудио аппаратуру, аудиозаписи, галогеновые лампы, прожектор, софиты и другие источники света, ткань, цветы, подсвечники, возможно декоративные стулья, столы и т.д. для создания предметно-эстетической среды, шахматные доски с фигурами, листы писчей бумаги, ручки, столы, стулья.

Реквизит, необходимый для площадок организованных на балу: для площадки «Шахматный салон» - шахматы, три – четыре доски, и соответственно столы со стульями. Игра в шахматы для некоторых подростков может оказаться достаточно сложной, тогда можно предложить сыграть партию пара на пару, или команда против команды. Для салона «Игра слов» понадобятся листы бумаги, ручка. На каждой из таких площадок должен находиться, хотя бы один взрослый, что бы помочь участникам в случае необходимости разрешить спор, организовать пространство и просто что бы поговорить с ними, если вдруг кто-то заскучает в процессе.

Важно позаботиться не только о музыкальном оформлении вечера, но и о художественном оформлении помещения. Наибольший эффект будет достигнут, если пространство, в котором будет проводиться бал, будет действительно представлять из себя помещение большой, светлой бальной залы. Для этого можно расставить все стулья по периметру зала, оставив место для героев (им необходимо выделить особенное, почетное место, оно должно быть хорошо освещено, может быть, оно будет находиться на возвышенности, например на сцене). Бал пройдет более ярко, если договориться с каким либо музеем, либо другим учреждением культуры об аренде большого светлого танцевального зала. При продумывании расстановки важно помнить, что еще необходимо место для проведения конкурсов, каждому участнику вечера должно быть удобно наблюдать за конкурсной программой.

Так же важно предупредить тех, кто будет танцевать вальс, открывающий бал, для того, что бы основные персонажи, подготовились и смогли отрепетировать самый первый и важный танец всего бала.

Одной из важных задач при подготовке к балу является обеспечение внешнего вида участников соответствующего торжественности момента (здесь и подбор гардероба и его состояние). Как показывает опыт, значительная часть школьников не готовы к выбору адекватного гардероба, не умеют поддерживать одежду и обувь надлежащем состоянии. Отсюда возникает необходимость отдельного инструктажа со стороны педагога –организатора, который бы предостерёг подростков от неловких ситуаций. Желательно это делать за несколько дней до бала, потому что может оказаться, что у ребенка не будет чистой одежды, и ее надо будет постирать и погладить. Взрослым необходимо позаботиться о своем внешнем виде, тщательно продумать свой костюм или платье, туфли, прическу, макияж.

Создавать атмосферу ожидания бала как некоего праздника волшебства, чуда, красоты и грации. Этого можно достичь не только через развешивание и изготовление с учащимися афиш. Но и разговаривая с участниками: обсуждая их наряд, интересуясь выбором кавалера или дамы на бал, рассказывая о своих личных ожиданиях и приготовлениях.

Значительно чаще, чем бал, в практике используется такая разновидность танцевальной программы, как дискотека. Для проведения дискотеки приоритетен подбор музыкальных композиций, так как участники различаются по своим музыкальным вкусам. Одним из приемов подбора композиций и исполнителей является проведение музыкального хит-парада среди будущих участников дискотеки. Отбор музыки зачастую поручают специальным музыкальным ведущим – Ди-джеям (DJ). Как правило, ди-джеями становятся учащиеся старших классов, выпускники, студенты, молодые педагоги. Главное требование – хорошее знание молодежной субкультуры, владение профессиональными данными музыкального ведущего. Ди-джей обеспечивает настроение танцующих при помощи остроумных комментариев и динамичного ведения, объявления различных конкурсов. Сегодня, в ситуации развитости системы молодежного досуга и наличия во многих семьях современной аудиоаппаратуры, к техническому обеспечению дискотеки школьниками предъявляются высокие требования: хорошее звучание (объемный звук), прожекторы, стробоскопы, оформление помещение адекватное молодежной субкультуре.

В отличие от коммерческих центров досуга в образовательной практике дискотека решает педагогические задачи, даже в случае объективной ориентированности этой формы на отдых и развлечение. Прежде всего, дискотека способна задавать образцы позитивного времяпрепровождения. Существует разновидность танцевальной программы, включающая соревновательность. Это, так называемый, «Стартинейджер», который может успешно использоваться для оптимизации межличностных отношений, создания чувства единения в командах участников. При проведении дискотек важное место занимает обеспечение безопасности участников. Крайне необходимо предусмотреть характер пропускного режима. В ряде случаев, целесообразно заранее уведомить органы внутренних дел.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.