При Президенте Республики Казахстан
(Республика Казахстан, г. Астана)
Республика Казахстан – это демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (4). Повышение уровня жизни казахстанцев – важнейшая программная задача социальной политики Республики Казахстан. Такие параметры, как уровень жизни, образ жизни, качество жизни должны быть в центре внимания и определять направленность социальной политики любого государства.
Как известно, идеи всеобщего благосостояния народа составляют основу социального государства. Это означает, что государство должно нести юридическую ответственность за достойный уровень жизни и свободное развитие личности. Под достойной жизнью понимается материальная обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилищное и медицинское облуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.д. (3, с. 14).
Конечная цель любого прогрессивного общества – создание благоприятных условий для долгой, здоровой и благополучной в материальном отношении жизни людей. Анализ тенденций в изменении уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективно общество справляется с этой задачей.
По мнению специалистов, регуляция жизнедеятельности общества должна осуществляться на основе индикаторов и критериев, которые очерчивают пределы деформации общественных отношений и состояний, за которыми может наступить социальный взрыв. Такие индикаторы и пороговые критерии применяются в мировой практике развитых зарубежных стран, например, норма безработицы, индикатор концентрации доходов населения (коэффициент Джинни) и др. Социальные индикаторы показывают состояние социальной сферы и наиболее уязвимые места, на которые должна быть направлена государственная социальная политика.
В рамках Программы развития ООН (ПРООН) разработана система социальных индикаторов:
· индекс человеческого развития (ИЧР);
· индекс бедности населения для развивающих стран (ИБН-1);
· индекс бедности населения для промышленно развитых стран (ИБН-2);
· индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ);
· показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ) и др.
В соответствии с системой социальных индикаторов с 1990 г. ежегодно в «Отчетах о человеческом развитии» публикуются показатели человеческого развития. Например, в Казахстане с 1995 г. выпускается «Национальный отчет о человеческом развитии» (НОЧР).
Для этого разработаны методики измерения, например, индекс человеческого развития (ИЧР) измеряется достижением стран по трем аспектам: долгая и здоровая жизнь, знания, достаточный уровень жизни. Долгая и здоровая жизнь измеряется ожидаемой продолжительностью жизни при рождении; знания измеряются с помощью комбинации уровня грамотности взрослого населения и общего охвата населения всеми тремя уровнями образования (начальным, средним и высшим); уровень жизни измеряется с помощью ВВП на душу населения (по «паритету покупательской способности» (ППС) в долларах США) (1, с. 84).
Вместе с тем, следует учитывать, что многие индикаторы не исчерпывают всего многообразия их составляющих. Так, уровень жизни того или иного человека или группы людей может быть связан с целым рядом различных факторов, среди которых богатство, доходы, работа по найму, образование, общественное положение, медицинское обслуживание, культурная жизнь, свободное время и состояние окружающей среды.
В ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева вопросы социальной политики занимают центральное место и, по существу, становятся целеполагающими для перспективной и текущей социальной политики правительства. В целом, социальный блок Послания направлен на сохранение социальной стабильности в стране и создание условий для повышения уровня жизни казахстанского народа (2).
Социальная стабильность общества – важнейшая составляющая устойчивого развития государства. Вместе с тем, следует учитывать, что социальная стабильность может иметь различные источники. Это связано с тем, что общество представляет собой сложную социально-экономическую систему, представляющую собой переплетение всех сфер жизнедеятельности человека: экономической, социальной, политической, идеологической, культурной, экологической и т.п., в центре которых находится конкретный человек со всеми его потребностями. Устойчивое развитие общества обеспечивается тогда, когда все эти сферы находятся в равновесии, гармонично взаимодействуют между собой и создают условия для более полного раскрытия потенциальных возможностей человека, его самореализации. Любое нарушение этой гармонии способствует выходу общества из равновесного состояния и может стать причиной кризиса, который при определенных условиях может привести к распаду данного общества.
Человеческое развитие, будучи истинной целью общественного прогресса, приводит не только к росту дохода общества за счет роста продуктивности труда, но также к другим крайне важным позитивным эффектам:
· росту продолжительности и содержательности жизни;
· установлению демократии и социального мира;
· становлению разумного бережного отношения к природе, сохранению и восстановлению окружающей среды, так как противодействует безудержной гонке за ростом доходов;
· преодолению бедности и инфантильности населения;
· установлению равноправия между мужчинами и женщинами; людьми разных национальностей, религиозных вероисповеданий;
· снижению преступности и опасности военных конфликтов;
· сохранению культурных традиций и правопорядка (5, с. 250).
Стабильность общества может быть достигнута только путем последовательного и постоянного повышения уровня и качества жизни народа, что должно стать главным содержанием проводимой социальной политики, политики занятости и доходов, в центре которой находится конкретный человек со всеми многообразными потребностями. Социальная политика современного государства должна быть ориентирована на простого человека, на защиту его интересов, а её главная общая задача – процветание, безопасность и улучшение благосостояния населения.
В условиях рыночных отношений политика должна выражать интересы людей, различных слоев населения и не допускать чрезмерного разрыва между бедностью и богатством, она должна обеспечивать социальную защиту беднейшего населения. Несомненно, современная экономика Казахстана находится на качественно новом витке своего развития. Несмотря на кризисные явления в глобальной экономике, социальные программы в нашей стране остаются в приоритете.
Литература
1. Абишева М.А. Факторы социальной безопасности в контексте обеспечения внутриполитической стабильности казахстанского общества: Дисс. на соискан. учен. степ. канд. пед. наук. – Алматы, 2004.
2. Берентаев К. Может ли Казахстан выйти на траекторию устойчивого развития? – 2. –№ 6 (371) от 18.02.2008.
3. Жотабаев Н. Возможно ли социальное государство в Казахстане? // Мысль. – 2007. – № 7.
4. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 1995.
5. Сегизбаева А.Р. Современная концепция социального развития общества // АльПари. – 2007. – № 3–4.
Влияние стратегического управления
Социальной сферой организации на повышение эффективности деятельности персонала
С.Н. Калюгина
Северо-Кавказский государственный
Технический университет
(Российская Федерация, г. Ставрополь)
Эффективная деятельность персонала организации во многом определяется уровнем развития её социальной сферы, представляющей собой совокупность социальных факторов, функционирующих во внутренней и внешней среде фирмы. Развитие социальной сферы организации позволяет увеличивать производительность труда работников за счёт повышения эффективности мотивации, соблюдения трудовой дисциплины, стабильности персонала, роста степени удовлетворённости трудом, что подтверждается исследованиями как отечественных, так и зарубежных учёных.
В условиях современной экономической ситуации появляется необходимость перестройки существующей системы управления социальной сферой большинства отечественных организаций. Нынешний кризис выявил несостоятельность действующего механизма и принципов тактического управления социальной подсистемой. Руководители российских организаций оказались не готовы к негативным изменениям во внешней среде. Большинство из них старалось оптимизировать расходы с минимальным снижением деловой активности, и, как правило, эта оптимизация осуществлялась с нарушением трудового законодательства, в первую очередь, за счёт экономии на социальной сфере организации. Это проявлялось в уменьшении социальных выплат, вынуждении сотрудников куходу в неоплачиваемый отпуск, понижении бонусной составляющей доходов и затрат на социальную защиту персонала, свёртывании социальных программ, льгот, расходов на программы обучения и др.
Тем не менее, снижение социальных расходов в конечном итоге не дает положительного результата. Чаще всего такие меры провоцируют негативную реакцию сотрудников, создают стрессовые ситуации, ухудшают рабочую обстановку в организации, ведут к потере квалифицированного персонала и ухудшению её имиджа. Именно поэтому важно своевременно разрабатывать программы антикризисных социально ответственных действий организации и корректировать существующую систему управления её социальной сферой.
На наш взгляд, в организациях необходимо осуществлять разработку комплексной социальной стратегии, основанной на выявлении и активизации внутреннего социального потенциала предприятия за счет учёта стратегических альтернатив его развития, а также изменений во внешней среде организации.
Согласно результатам опроса, проведённого автором статьи в ряде организаций Ставропольского края, в большинстве из них стратегическое управление социальной подсистемой фактически отсутствует. Так, 73 % респондентов-руководителей, участвующих в опросе, указали на реализацию функции стратегического управления на предприятии и лишь 36 % из них отметили наличие процесса разработки социальной стратегии. Анализ ответов респондентов на вопросы, уточняющие содержание социальной стратегии, её основные цели, этапы и способы реализации, позволяет утверждать, что речь идёт об управлении социальной подсистемой, которое связано с разработкой текущих, а не стратегических планов. Это подтверждается тем, что социальная деятельность этих организаций основывается на существующем состоянии дел и формировании целей, достижение которых носит краткосрочный характер и не предусматривает анализа изменений во внешней среде фирмы (4).
Разработка социальной стратегии функционирования организации позволяет учитывать в процессе управления и оценки деятельности:
· направления развития мотивации сотрудников;
· уровень удовлетворения их потребностей;
· повышение содержательности труда;
· улучшение условий труда;
· изменение представлений о месте работы среди жизненных целей;
· развитие социального партнёрства;
· развитие этики взаимоотношений и т.д.
При таком подходе управленческие решения в области социального развития предприятия будут базироваться не только на экономических положениях, но и учитывать социологические, физиологические и психологические аспекты трудовой деятельности. Реализация социальной стратегии организации позволит генерировать различные альтернативы, предусматривать вариативность действий, направлять процесс принятия решения на выбор наилучшей для сложившейся ситуации социальной альтернативы. Вместо реакции на возникшую проблему это будет формировать решения, позволяющие предвосхищать возможные негативные социальные изменения и анализировать возможности, сосредотачивать ресурсы на определённом, наиболее актуальном направлении, что, безусловно, позволит повысить степень приверженности персонала организации и уровень социального самочувствия персонала.
Литература
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2004.
2. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА, 2006.
3. Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. – Новосибирск: Наука, 1984.
4 .Калюгина С.Н. Социальная стратегия организации: теория, методология, практика. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|