Сделай Сам Свою Работу на 5

При Президенте Республики Казахстан

(Республика Казахстан, г. Астана)

В послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана говорится: «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». Дальнейшее укрепление Казахстанской государственности, повышение эффективности государственного управления – одна из актуальных задач современной политики государства. «Правительство должно ускоренными темпами реализовывать предусмотренные административной реформой меры по развитию системы государственного управления Казахстана на основе принципов результативности, прозрачности и подотчетности обществу с учетом лучшего зарубежного опыта» (1, с. 17). Опыт социально-экономических преобразований в переходный период в странах Восточной Европы, Прибалтики и СНГ ясно показывает, что немаловажным фактором успешного осуществления реформ является наличие определенных социально-гуманитарных условий.

С достаточной долей уверенности можно утверждать, что одним из уроков исторического развития рыночных отношений в этих странах является выявление значительного влияния социально-культурных и морально-этических ценностей, традиций и обычаев, существующих в обществе, на процесс экономических преобразований. Необходимо отметить, что в странах «традиционного» капитализма социально-культурные и экономические изменения в обществе проходили в течение длительного исторического периода в тесной взаимосвязи, взаимодополняя друг друга, что было отмечено еще классиком социологии М. Вебером. (2, с. 811–812). Оценивая с этой точки зрения процесс формирования рыночных отношений в Казахстане, можно отметить, что он, в отличие от стран Восточной Европы и Прибалтики, во многом определяется почти полным отсутствием «традиций» капитализма в общественной практике и в общественном сознании. В связи с этим в теоретико-методологических концепциях реформ как в Казахстане, так и в большинстве стран СНГ наблюдается весьма значительная недооценка неэкономических факторов развития экономики.



Одним из наиболее значимых из них является довольно низкий уровень экономического сознания и экономической культуры субъектов экономических отношений, оказывающий весьма значительное негативное влияние на состояние дел в экономике и политике. Своеобразным проявлением этого фактора является то, что осознание и решение экономических проблем до сих пор происходит в русле монетаристских представлений. Согласно им, решение данных проблем должно осуществляться с учетом воздействия макроэкономических изменений на практическую деятельность людей, поставленных в соответствующие социально-экономические и политико-правовые условия неожиданно нагрянувших либерально-рыночных отношений, жестко определяемых интересами финансовой системы государства. Другими словами, обучение рыночной практике осуществляется по принципу: чтобы научить плавать, надо столкнуть в воду.

Основными средствами, способствующими позитивной динамике экономического и политического развития, являются такие методы поддержки, как пропаганда и внедрение нового экономического мышления в общественное сознание. В качестве примеров можно привести пропаганду пиковых фондов в фильме «Перекрёсток»; повышение уровня профессиональной и политико-экономической подготовки руководящих кадров различных уровней власти; организацию подготовки специалистов с новым экономическим знанием и новым рыночным мышлением, формирование системы кластеров и т.п.

Общая стратегия и основные направления реформирования государства связаны, главным образом, с решением проблем в сфере макроэкономических и кредитно-финансовых отношений и реформированием судебно-правовой системы. Социально-гуманитарные составляющие реформ рассматриваются как их дополнительные составляющие. Такой подход к реализации субъектного потенциала реформ более или менее соответствует начальному этапу переходного периода. Но на современном этапе, когда основной задачей социально-экономического развития является формирование среднего класса как мультипликатора экономических преобразований, формы и методы этой работы требуют значительных изменений.

Основным содержанием изменений должны стать мероприятия, направленные на повышение рыночной культуры и рыночного «качества» субъектов экономических отношений, расширение социальной базы предпринимательства, «перенос» центра тяжести реформ с государственных, а точнее, с чиновничьих плеч на плечи нарождающегося среднего класса. Сложность решения этой задачи состоит в том, что ждать сто лет до формирования и укрепления среднего слоя, как это было в странах традиционного капитализма, не позволяют обстоятельства, а назначить или объявить выборы в средний класс нельзя. Слабость реформ состоит именно в том, что решение этой проблемы предполагается в русле традиционного опыта Запада и западной экономической мысли. Следствием этой методологической установки и одной из причин хронической слабости реформ является номенклатурная природа предпринимательства, определившая его малочисленность и социально-политическую незрелость. Эта причина усугубляется:

· назначением и быстрой сменяемостью руководителей экономических структур государственной власти при их низкой профессиональной компетентности;

· почти полной безответственностью за результаты своей деятельности;

общей низкой экономической и политической культурой широких слоев населения.

Наложение двух социально-экономических тенденций – необходимости расширенного формирования среднего класса и ограниченности возможностей и неготовности субъектов экономики «вступить» в средний класс – диктует необходимость поиска более радикальных путей решения данной проблемы. Одним из вариантов её решения является создание системы искусственного выведения предпринимательских кадров, создание бизнес-инкубаторов. Эта идея, о которой говорится достаточно давно, до сих пор не реализована должным образом. Основным каналом и основной школой формирования среднего класса до сих пор остаётся торговля. Причём, торговля, в основном, заграничными товарами, поскольку своих, казахстанских товаров почти нет.

Для развития собственной экономики необходимо более решительно и целенаправленно организовать соответствующую систему поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Основой этой системы могут стать существующие структуры по поддержке малого бизнеса, а также учебно-профессиональные заведения и организации, специальные кредитно-финансовые учреждения. Эта система могла бы способствовать организации рыночного производства определённых товаров, формировала бы соответствующие навыки поведения и адекватное мышление у специально отобранных людей для конкретного вида бизнеса, предполагала бы выдачу соответствующих дипломов и определенного объема кредитов.

Необходимость специальной политики, направленной на формирование предпринимательского слоя, диктуется не только объективными обстоятельствами (такими, как низкий уровень правовой культуры, отсутствие знания механизмов функционирования рынка, дефицит финансовых возможностей у основной массы трудоспособного населения), но и субъективными факторами. Среди них:

· комформность поведения большинства населения;

· низкая инициативность;

· традиции авторитарного стиля жизнедеятельности;

· психологические установки на родственные, клановые, родовые связи;

· безответственность и необязательность.

Преодолеть эту антирыночную психологию, все еще существующую в основной массе населения, можно, лишь приложив максимум усилий, воли и средств.

Не менее важным направлением работы по совершенствованию субъективного фактора реформ является работа, связанная с улучшением кадрового состава всех уровней государственной власти и устранением антирыночных качеств субъектов управления, проявляющихся в таких формах, как:

· корысть;

· клановость;

· чинопочитание;

· авторитаризм;

· бюрократизм.

В современных условиях перечисленные проявления становятся немаловажным фактором, негативно влияющим на общее состояние дел в экономике и в политике. Борьба с подобными проявленями ведется традиционными методами поиска и наказания виновных, периодически устраиваемых нагоняев и чисток в государственных управленческих структурах без продуманной научно организованной кадровой политики.

Преодоление подобных негативных явлений возможно только посредством замены традиционного келейного подхода к формированию управленческих кадров на найм специалистов на открытой конкурсной контрактной основе по результатам тестирования. Прием специалистов на вакантные позиции должен происходить на основе четко определенных функций, прав и обязанностей с применением жесткого контроля за деятельностью со стороны государства и общественности.

Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что если государственная власть действительно желает вывести Казахстан в число 50-ти наиболее развитых стран, то осуществление мероприятий по активизации и повышению субъектного потенциала реформ должно стать приоритетным направлением современной экономической политики государства.

Наиболее важным аспектом политики повышения качества субъектов социальной деятельности общества является повышение качества управленческого персонала государственных служащих и повышение качества управленческой деятельности. Слабой стороной современного управления экономическими отношениями является отсутствие достаточного количества менеджеров реформ – людей, которые обладают соответствующими профессиональными, управленческими знаниями и навыками, могут обеспечить практическую реализацию намеченных реформ.

Учет субъективных аспектов государственного управления и соответствующая корректировка экономической (в частности, в сфере заработной платы сотрудников контролирующих органов) и кадровой политики, являются, по нашему мнению, не только проблемами эффективности управления экономикой, но и проблемой способности нации к суверенному государственному существованию. Речь идет не только о совершенствовании законодательной базы, улучшении работы прокуратуры, налоговых и таможенных служб, но и об учете особенностей социальных качеств субъектов экономики, политики, социальных отношений в целом.

Не секрет, что нравственная, морально-этическая сторона социально-экономических отношений играет весьма значительную роль в экономике Японии, где понятие «чувство долга» и высокий профессионализм находятся в тесной взаимосвязи и составляют основной стержень системы государственной власти. Нередкие информационные сообщения о случаях самоубийств государственных чиновников из-за их ошибок в своей работе – далеко не исключительные явления для этой страны. К сожалению, в системе государственного управления в Казахстане важнейшим критерием отбора кадров часто является личная преданность, которая, выступает мерилом всех остальных свойств работника, со всеми вытекающими из этого последствиями. Осознание и борьба с этим явлением является необходимым условием повышения эффективности руководства.

Но главная проблема заключается в том, что, если трудность повышения профессионализма осознается и выдвигается как одно из приоритетных направлений государственной политики, то формированию высоких моральных качеств представителей власти явно уделяется недостаточно внимания. Можно согласиться, что профессионализм не всегда предполагает высокую нравственность, но нельзя не признать, что нравственный человек не может не стать профессионалом в своем деле или в деле, ему порученном. Именно осознание этой максимы и ее внедрение в сферу политических и управленческих отношений может быть одним из важных направлений корректировки современного этапа реформ. Для реализации этой задачи необходимо привлечение специалистов – психологов, социологов, философов к подготовке и подбору представителей высшего управленческого звена, а также юристов, экономистов, менеджеров.

Нравственная категория «честь» более субъективна по своей природе, чем понятие «долг», и поэтому менее актуальна для социальной практики. Чаще она связана с понятием «честь мундира». Понятие «честь» основывается на высокой самооценке социальной значимости своей профессии для общества и соответствующей этике профессионального поведения, основное содержание которого – честность, открытость, смелость и независимость в принятии решений. Основой этих социальных свойств является морально-психологическая установка следования профессиональному долгу. Без развития и формирования этих качеств, борьба с коррупцией будет носить перманентный характер, а само это явление – хроническую форму.

Состояние дел на фронте борьбы с коррупцией и казнокрадством ясно показывает всю сложность и значимость этой проблемы для процесса преобразования общества.

Осознавая всю многоплановость данного рода проблем, необходимость осуществления соответствующих политических, экономических и административных мер, мы считаем, что, в конечном счете, решающим фактором их разрешения будет внедрение в сознание и повседневную практическую деятельность людей нравственных начал, и, в частности, понятий «честь» и «достоинство». При этом, капиталовложения в сферу формирования человека, его воспитание и обучение правилам социального поведения, нравственной и гражданской социализации личности окажутся более эффективными, чем затраты на средства административного контроля, пресечения и наказания граждан, не обученных, не способных или не желающих соблюдать социальные и правовые нормы, существующие в обществе. Все экономические, политические, технологические преобразования без соотнесения и согласования их с духовно-нравственными и социальными основами человеческого бытия будут безграмотным и преступным растранжириванием человеческих и природных ресурсов общества.

Литература

1. Послание Президента Республики Казахстан «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» // Казахстанский институт стратегических исследований при президенте Республики Казахстан: Круглый стол. – Алматы, 2008.

2. Протестантская этика и дух капитализма // Социология: Энциклопедия. – Мн., 2003.

ФАКТОРНАЯ СИСТЕМА



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.