При Президенте Республики Казахстан
(Республика Казахстан, г. Астана)
Система управления профессиональным развитием человеческого ресурса государственной службы представляет собой совокупность функций и полномочий органов государственной власти, необходимых для осуществления воздействия на систему профессионального развития персонала государственной службы. Основным лейтмотивом реформы государственной службы в Стратегии «Казахстан-2030» было «создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, оптимальную для рыночной экономики».
Действующая казахстанская конкурсно-карьерная модель государственной службы структурирована в следующем порядке:
1. Разделение государственных должностей на политические и административные.
2. Поступление на государственную службу на открытой конкурсной основе.
3. Установление квалификационных требований к каждой административной должности.
4. Законодательное закрепление института уполномоченного органа, Агентства по делам государственной службы.
На основе закона о государственной службе введен обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по административной государственной службе. Процедура отбора на административную государственную службу стала максимально открытой и прозрачной. Казахстанскую модель государственной службы можно назвать конкурсно-карьерной (см. Рис. 1).
Существуют определенные квалификационные требования к административным государственным должностям.
В рамках совершенствования государственной службы особое внимание уделяется кадровой политике. В этом направлении поощряется и поддерживается практика подготовки и переподготовки новых кадров путем обучения в развитых странах. С каждым годом идет заметное увеличение финансирования обучения государственных служащих за рубежом.
Для совершенствования системы государственного управления нужны школы, готовящие высокопрофессиональные элитные кадры для среднего и высшего звена государственного управления.
Так, уже несколько лет существует президентская стипендия «Болашак» («Будущее») для молодых граждан республики, которые самостоятельно поступают в высшие учебные заведения западных и развитых азиатских стран. В соответствии с законодательством реально формируется кадровый резерв административной государственной службы, начал создаваться механизм непрерывной подготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Создание в г. Астане по инициативе Президента страны Евразийского центра обучения государственных служащих (по аналогии с Объединенным венским институтом), созданного в рамках совместного проекта Агентства по делам государственной службы и ТАСИС, позволяет не только получать информацию о мировых тенденциях в государственной службе, обучать высших должностных лиц из Казахстана и стран СНГ, но и готовить преподавателей для региональных центров обучения, создавать современные обучающие программы.
Рис. 1 Казахстанская (конкурсно-карьерная) модель государственной службы
Одной из ключевых задач, стоящих сегодня перед государством на нынешнем этапе развития, является формирование стройной системы обучения государственных служащих с развитой инфраструктурой, эффективным управлением и ресурсным обеспечением. Обучение государственных служащих должно стать более качественным и ориентированным на потребности государственной службы.
Сейчас во многих центральных и местных органах государственного управления основной костяк составляет молодое поколение высокопрофессиональных кадров, доля которых постоянно растет. Средний возраст государственных служащих составляет 39 лет.
Государственные органы должны перейти на новые методы работы, применяемые в современной системе государственного управления развитых стран и успешно действующих частных компаний, корпораций. Важной задачей при создании профессиональной государственной службы является дальнейшее реформирование системы оплаты труда и социальной защиты государственных служащих. В настоящее время, оплата труда государственного служащего в Казахстане не превышает среднюю зарплату по стране и в целом относительно низка по сравнению, например, с Сингапуром и Польшей (см. Рис. 2).
На основе проведения функционального анализа должностей осуществляется процесс совершенствования системы оплаты труда государственных служащих для последовательного приближения размера заработной платы на государственной службе к оплате в частном секторе. В этом плане осуществляется ежегодное поэтапное увеличение заработной платы государственных служащих. При этом наибольшее повышение затрагивает нижние уровни государственных должностей.
Наряду с этим, для более эффективного управления государственной службой будет повышен статус кадровых служб государственных органов.
Важным элементом новой модели станет усиление механизмов мотивации и стимулирования. Произойдет также совершенствование механизмов обучения и развития государственных служащих.
В результате будет усилена профессионализация государственной службы, которая будет обладать костяком квалифицированных кадров, обеспечивающих преемственность, сохранение профессиональных традиций и играть решающую роль в выполнении основных функций государства и планов политического руководства страны.
Данные меры позволят окончательно оформить начатый процесс дальнейшей деполитизации системы государственного управления, передачи части государственных функций в конкурентную среду, передачи функций исполнительной власти на места, внедрения принципов местного самоуправления.
От того, как использует государство возможности эффективного государственного управления, напрямую зависит способность государственного аппарата реализовывать намеченные приоритеты, построить государство стоящее, на страже национальных интересов.
Рис. 2 Средняя заработная плата в различных странах: сравнительный анализ
Литература
1. Доклад Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы «Опыт Казахстана в проведении реформы государственной службы для стран Центральной Азии». – 2007.
2. Кулекеев Ж.А., Есимова Ш.А., Бадаев Б.Б. Какой быть государственной службе в Казахстане? // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Материалы 4-й ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (24–26 мая 2006 г.). – М., 2006.
3. Назарбаев Н. Долгосрочная стратегия развития Казахстана «Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» // Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. – Алматы, 1997.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|