Сделай Сам Свою Работу на 5

При Президенте Республики Казахстан





(Республика Казахстан, г. Астана)

 

Вся система социального (государственного) управления и, следовательно, все существующие в ней профессии связаны с духовным видом деятельности, таким видом человеческого труда, который не предполагает производство материальных ценностей, накопление и создание вещественно-телесных предметов и объектов. Однако социальное управление имеет особую ценность, которая состоит в том, что от него прямо зависит эффективность социального развития, прогресс всей общественной системы.

В социальной системе человек выступает и как носитель, и как преобразователь всех ее компонентов, и, наконец, от него зависит ее существование. Любая система управления – это, в первую очередь, система управления людьми. Здесь проявляется в большей степени, чем в других сферах общественной жизни, роль и значение человеческого фактора как единства сознательности и деятельности людей, как совокупности идейных, нравственных, социально-психологических качеств и свойств человека, которые, реализуясь в его профессионально-трудовой и общественной деятельности, самым непосредственным образом оказывают влияние на процесс преобразований во всех областях бытия и сознания (3, с. 111–112).



Благосостояние страны, его благополучие и дальнейшее развитие зависят от эффективного государственного управления и квалифицированных кадров, составляющих костяк всей системы государственной службы.

Вопросы профессионального развития, имиджа государственных служащих, престижа государственной службы, являющейся проводником между государством и обществом, в условиях необходимости повышения конкурентоспособности экономики и преодоления последствий кризиса остаются актуальными и важными.

Необходимость концентрации усилий для преодоления последствий кризиса требует от государственных служащих особой социальной ответственности, профессионализма. Это касается и реализации стратегических целей, поставленных Главой государства Н.А. Назарбаевым на внеочередной сессии XII съезда народно-демократической партии «Нур Отан», в которой важной задачей по повышению авторитета партии является необходимость возглавить работу по формированию правильной системы ценностей в обществе, стремление к профессиональному росту и нравственному совершенствованию. «Идеологическая работа «Нур Отана» и государственных служащих должна быть направлена на укоренение в обществе новой системы духовно-нравственных ценностей» (8).



По мнению Б. Кабыкеновой, проблемы духовно-нравственной среды создают не самую лучшую основу для распространения и утверждения в массовом сознании гуманистических ценностей. «Интеллегентность, этичность, дружелюбие воспринимаются сегодня как рудименты, проявление слабости. Процесс выхода из глобального кризиса требует качественного изменения сознания человека, его духовного обновления. Формирование взаимопонимания и согласия становится важной проблемой, пронизывающей все сферы современного общества. И в этом процессе особую роль должен играть институт государственной службы, который также нуждается в переоценке тех ценностей, на которые опирается в своей деятельности. Ценность государственной службы – необходимое условие повышения роли всего государственного управления, так как она связана с реализацией целей и задач государства. Качество государственного управления зависит от того, какой оно несет в себе смысл, какие утверждает, ценности, на какой уровень культуры опирается» (4).

Ныне действующая казахстанская модель государственной службы структурирована в следующем порядке:

1. Разделение государственных должностей на политические и административные (7).

2. Поступление на государственную службу на открытой конкурсной основе, что обеспечивает реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и позволяет в равных и конкурентных условиях отобрать наиболее подготовленных специалистов.



3. Установление квалификационных требований к каждой административной должности, что служит эффективным инструментом, гарантирующим назначение на должности граждан, соответствующих по образованию и опыту работы и является своеобразным стандартом качества государственной службы;

4. Законодательное закрепление института уполномоченного органа, осуществляющего реализацию единой государственной политики в сфере государственной службы (6, с. 56).

В частности, основными приоритетами проводимой модернизации казахстанской модели системы государственного управления является:

· укрепление статуса государственной службы, возведение государственной кадровой политики в ранг особо важного национального приоритета Казахстана;

· принципы государственной службы, в ее основе должны быть: Меритократия, Честность, Эффективность;

· усиление профессионализации государственной службы. Профессиональная государственная служба, обладающая резервом квалифицированных кадров, будет обеспечивать преемственность, сохранять профессиональные традиции и играть решающую роль в выполнении основных функций государства и планов политических лидеров (9).

Принятие Кодекса чести государственных служащих, определение этических норм, создание дисциплинарных советов, ужесточение мер связанных с коррупционными правонарушениями, открытие Центров обслуживания населения методом «одного окна» и другие мероприятия – результат неустанных работ по повышению профессионализации и престижа государственной службы.

Важным компонентом этого процесса является самосовершенствование государственных служащих и овладение ими профессионально-этической культурой, включающей в себя единство внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкое понимание специфики человеческих отношений.

Социологический опрос, проведенный Центром анализа общественных наук среди государственных служащих, показал, что на повышение их профессионального уровня влияют, прежде всего:

· настойчивость, умение достичь нужного результата;

· опыт работы руководителей и их занятия с подчиненными;

· общение с более опытными коллегами;

· контакты с руководителями центральных органов;

· требования сегодняшнего дня;

· базовое образование;

· контакты с населением в процессе работы;

· опыт партийной работы (1).

В связи с этим, эффективность профессионально-трудовой деятельности госслужащего, согласно исследованию Р.Г. Алескерова, можно повысить за счет:

· организации труда (отметили 31 % респондентов);

· мотивации (20 % респондентов);

· повышения ответственности (19 % респондентов);

· повышения качества принятия решений (11 % респондентов);

· формирования благоприятного психологического климата (11 % респондентов);

· совершенствования кадровой политики (8 % респондентов) (5, с. 15).

В профессиональном развитии сотрудников государственной службы важно в максимальной мере использовать практику служебной деятельности, четкое взаимодействие должностных структур, иерархического подчинения, межличностных отношений, технологии оценки (аттестации, открытые конкурсы, квалификационные экзамены) и служебного движения служащих, использование различных механизмов мотивации к качественному и творческому труду. Постановка перед служащими новых и более сложных задач, моделирование ситуаций, которые требуют от них принятия самостоятельных, в том числе, инновационных решений, материальное стимулирование повышения качества их труда неизбежно будут побуждать служащих к обогащению набора своих профессиональных навыков и способностей, к соответствующему изменению ценностей, формированию потребности в служебном росте. Знания, навыки, умения, приобретенные и обогащенные в процессе практической деятельности, обладают глубокой прочностью, становятся важной предпосылкой для служебной карьеры.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что вопросы профессиональной культуры, профессионализма, компетентности государственных служащих в деле служения государства обществу были актуальны всегда, а в условиях преодоления кризиса, перехода к рыночной экономике приобрели особую значимость.

Модернизация системы государственного управления, направленная на повышение имиджа и престижа государственной службы в обществе, позволит повысить эффективность функционирования всей системы государственной службы на основе принципов меритократии, эффективности и честности.

Литература

1. Акчурин А., Абдина А. Создание системы карьерного роста, подбора и расстановки кадров государственной службы Республики Казахстан. – Алматы, 2002.

2. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под общ. ред. С.В. Пирогова; рук. авт. колл. В.А. Сулемов. – М.: Изд-во РАГС, 1996.

3. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.

4. Кабыкенова Б. К экономическому прорыву через возрождение духовности // Казахстанская правда. – 02.06.2009. – № 135.

5. Карпенко А.С., Ковалева М.А. Индивидуальная работа с персоналом в государственной службе. – М.: Изд-во РАГС, 2004.

6. Мусаев Е. Анализ системы мотивации государственных служащих // Эффективное государственное управление: международный опыт и Казахстан. – Астана, 2007.

7. О государственной службе: Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. с изменениями и дополнениями // www.kyzmet.kz.

8. Ради будущего Казахстана // Страна и мир. – 18.05.2009. – № 20.

9. Сайт Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан // www.apa.edu.kz.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.