При Президенте Республики Казахстан
(Республика Казахстан, г. Астана)
Сложившееся положение дел в Республике Казахстан (РК) требует поиска принципиально новых подходов к решению имеющих место проблем при внедрении эффективной системы менеджмента на предприятиях. Анализ ситуации, изучение проверенного практикой зарубежного опыта позволили придти к выводу, что для кардинального повышения качества необходимо проведение модернизации существующей системы управления на предприятиях с помощью менеджмента (всеобщего) качества (Total Quality Management).
В менеджменте качества ключевым понятием является качество выполняемых работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей населения, и этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за такой простой идеей скрывается кропотливая работа как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий обеспечения деятельности важнейших ее подразделений – производственных лабораторий, при которых эти подразделения будут поставлены во главу процесса.
В нашей стране управление качеством в настоящее время приобретает все большую известность благодаря стандартам серии ISO 9000 и КАФ.
Адаптация казахстанского законодательства к международным и европейским стандартам, а также разработка и внедрение процедур подтверждения соответствия с учетом европейской и международной практики – одно из важнейших условий вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (ВТО). Введение в действие международных стандартов требует от предприятий определенных усилий и затрат. Наряду с мерами по актуализации и гармонизации стандартов, оно предусматривает стимулирование управления качеством и, прежде всего, внедрения системы управления качеством. Многие текущие, актуальные вопросы внедрения менеджмента качества, как показывает практика, требуют приложения совместных усилий со стороны и государства, и субъектов рынка, и коллективов предприятий.
Для глобального рынка характерны естественные процессы преобразования устоявшихся, казалось бы незыблемых понятий. Свободу выбора в условиях рыночных отношений нельзя воспринимать как анархию. Необходима гармонизация глобальных целей с детализированными и конкретизированными целями предприятий. Управление качеством продукции (УКП) как основного элемента системы менеджмента качества (СМК) представляет собой целенаправленное воздействие на качество объекта (процесса, явления). Объектом управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции (услуг), либо какая-то их часть, группа или отдельное свойство. Цель УКП – обеспечение и постоянное улучшение качества объекта как меры его социальной полезности с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности.
Субъекты УКП – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества, т.е. персонал организации, обладающий профессиональной компетентностью в области качества (культурой качества) (3, с. 7).
В развитии СМК процессный подход представляет собой функциональную подсистему управления качеством, которая занимает особое место, являясь по существу важнейшей целевой установкой деятельности предприятия, стремящегося обеспечить конкурентный статус на соответствующем товарном рынке. Однако в условиях постоянно расширяющейся конкурентной среды хозяйствования такая целевая установка не ограничивается только фактом обеспечения конкурентного статуса, но направлена и на его сохранение, а по возможности, и усиление. В связи с этим в комплексе задач по управлению качеством одной из важнейших является рационализация системы менеджмента качества на основе конкретизации процессных подходов в соответствующем управленческом звене и его структурного обновления в русле реализации стратегических приоритетов деятельности предприятия.
В развитых странах в решении проблемы качества основной упор делается на повышение уровня профессионального менеджмента (2, с. 140) на основе подготовки специалистов по управлению качеством и поддержания их высокого уровня за счет создания системы непрерывного обучения работников различных категорий, от которых в той или иной степени зависит обеспечение качества продукции и услуг. В этой связи разработана и реализуется особая стратегия подготовки профессионалов по менеджменту качества с выделением операционных и контролирующих функций.
В казахстанской модели контроля качества данные берутся по пяти критериям: своевременность, качество, доступность, процедура обжалования и вежливость. Данные проверяются внутренними и внешними аудиторами с использованием контрольной матрицы, которая состоит из двух осей координат. Ось «Х» – полезность данных для оценки качества – оценивается по следующим критериям: рациональность, сравнимость, оптимальность, стабильность, объективность. Ось «У» – качество данных – оценивается по шести критериям: точность, достоверность, надежность, своевременность, релевантность, полнота данных (2, с. 140).
В Республике Казахстан система управления качеством находится на раннем этапе своего развития. Среднесрочной задачей является разработка в Казахстане Знака качества. Решение этой задачи направлено на создание национального стандарта работы с потребителями, применимого к организациям, производящим продукцию и предоставляющим услуги.
Несмотря на то, что проблема рационализации системы менеджмента качества является актуальным вопросом, следует отметить, что требования СМК не всегда исполняются. Для внедрения системы контроля качества и Знака качества в стране необходимо:
· сформировать четкую систему оценки эффективности;
· оптимизировать деятельность внутренних и внешних аудиторов;
· по итогам каждого периода готовить годовой отчет для независимого органа экспертизы;
· разработать схему поощрений;
· инвестировать необходимые средства в информационную систему управления;
· обучать навыкам проведения внутреннего и внешнего аудита и работы со стандартами.
При этом особое внимание необходимо уделять менеджменту качества на предприятиях и постоянному его совершенствованию. С одной стороны, будучи важнейшей целевой установкой предприятия, качество создает основу для обеспечения его конкурентного статуса, а с другой, являясь важнейшим критерием конкурентоспособности, несет в себе движущий мотив к постоянному совершенствованию.
С учетом этого на многих предприятиях, в том числе, угледобывающих, в последние годы стратегически важным становится создание такого уровня менеджмента качества, который был бы адекватен требованиям наиболее полного удовлетворения потребностей рынка и тем самым способствовал бы повышению конкурентного статуса данного предприятия (1, с. 131).
В последние годы на угледобывающих предприятиях была проведена серьезная переоценка управленческого персонала с учетом перспектив их развития в постоянно расширяющейся конкурентной среде хозяйствования. Так, на промышленных предприятиях особенно значимыми явились новые организационные решения проблем управления качеством, направленные на исполнение производственной программы с детализацией целей качества по каждому уровню менеджмента, что позволяет комплексно задействовать управленческий аппарат, а вместе с тем спроектировать и реализовать эти решения с участием исполнителей.
В этой связи, на наш взгляд, целесообразна организация на производственных предприятиях кружков качества, формирование репрезентативной группы, которая занималась бы самооценкой предприятия.
Для организации кружков качества мы предлагаем следующую последовательность шагов, обеспечивающих их поэтапное внедрение в систему управления угледобывающим предприятием. Необходимо составить развернутый план организации кружков качества. Для этого из числа специалистов по проблемам организации управления следует выбрать ответственного (координатора) за создание на предприятии кружков качества, который был бы отправлен на обучение по специальному курсу, включающему анализ различных концепций организации кружков качества и технику постановки и решения ими проблем качества.
Таким образом, организация кружков качества, использование инструмента самооценки CAF, необходимое стимулирование участия в них персонала предприятия не просто расширяет функциональную подсистему менеджмента качества на предприятии, а рационализирует ее структуру и создает дополнительный управленческий рычаг в виде «усиленного коллективного» интереса к реализации программ предприятия по улучшению качества продукции и тем самым оптимизирует управленческое воздействие в данной системе менеджмента и содействует повышению эффективности в целом.
Литература
1. Белоцерковский А.Ю., Рубин Г.Я., Соболев И.А. Концепция системы управления предприятием. – Краснодар: Северный Кавказ, 1995.
2. Глухов В.В. Управление производством. – СПб.: Прогресс, 1990.
3. Фаруки А.М. Наука и технология: дилемма третьего мира // Импакт. – ЮНЕСКО. – 1987. – № 1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|