Классификация, средства и этапы разработки экспертных систем
Существует множество признаков, по которым можно классифицировать ЭС [102]. По степени сложности различают поверхностные и глубинные ЭС, по степени связанности правил
Риск -менеджмент
По стадиям разработки
|
|
|
|
| Демонстрационный прототип
|
|
|
| Исследовательский прототип
|
|
|
| Действующий прототип
|
|
|
|
Промышленный образец
|
|
|
|
Коммерческий образец
|
| База знаний содержит: 10-100 правил
200-500 правил
500-1000 правил
1000-1500 правил 1500-3000 правил
Рисм. Классификация экспертных систем по стадиям разработки
продукционные ЭС делят на связные и малосвязные, по типу предметной области выделяют статические, динамические ЭС и ЭС реального времени и т.п. Процесс создания ЭС занимает немало времени, поэтому определенный интерес представляет классификация ЭС по стадиям разработки, изображенная применительно к продукционным ЭС на рис. 6.17 (заметим, что аналогичные стадии в своем жизненном цикле имеют практически все — достаточно сложные — программные системы).
Масштабы разработки ЭС предопределили создание специальных инструментальных (аппаратных и программных) средств, систематизированное представление о которых составляет содержание рис. 6.18.
Следует отметить, что первоначально разработка ЭС осуществлялась на традиционных алгоритмических языках программирования с реализацией на универсальных ЭВМ.
В дальнейшем были созданы как специализированные аппаратные и программные средства, так и средства автоматизации программирования. Появились и оболочки ЭС, которые по задумке авторов должны были существенно упростить (и удешевить) разработку систем. Однако в полной мере эти надежды не оправдались (а как показало дальнейшее развитие прикладных программных средств не только в области искусственного интеллекта, и не могли оправдаться). Это связано с принципиаль-
Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
Инструментальные средства разработки ЭС
Аппаратные Программные
Интеллектуальные рабочие станции
| Алгоритмические языки программирования (С, Паскаль, Фортран,...)
Символьные
языки программирования
(ЛИСП, SmallTalk,...)
Последовательные
символьные ЭВМ
(ЛИСП-машины;
ПРОЛОГ-машины)
| Языки
инженерии знаний
(ПРОЛОГ, OPS-5, LOOPS)
Системы автоматизиро- рованной разработки ЭС Параллельные (KEE,ART,AGE,...)
символьные
ЭВМ Оболочки ЭС
(EMYSIN, EXPERT,...)
Рис. 6.18. Инструментальные средства разработки экспертных систем
ной сложностью использования конкретной ЭС (даже весьма эффективной в своей предметной области) для решения совершенно других задач, а именно таким путем создавались первые оболочки ЭС. Еще более проблематичными представляются попытки создания так называемых универсальных оболочек, пригодных для применения «во всех» предметных областях.
При создании ЭС наибольшую трудность представляет разработка совершенной базы знаний, т.е. моделирование знаний экспертов о некоторой предметной области. Разработка любой модели — в том числе и модели знаний — представляет собой полностью неформализуемый процесс, содержащий элементы творчества и строго формальных действий.
Разработка ЭС включает несколько этапов [88], основное содержание которых применительно к продукционным системам отражено на рис. 6.19.
Процедуры уточнения, перепроектирования и переформулирования не являются обязательными, характерны для разработ-

Тестирование Рис. 6.19. Этапы разработки экспертной системы
ки достаточно сложных ЭС и, как правило, предполагают проведение нескольких итераций. Отметим, что перечисленные этапы работ (идентификация — концептуализация — формализация — реализация — тестирование), как и стадии разработки, являются обязательными при создании любой программной системы.
Очевидно, что разработка ЭС является коллективным трудом, в котором принимают участие различные специалисты. Центральное место в схеме взаимодействия участников создания ЭС занимает инженер знаний (англ. knowledge-engineer). Именно он организует все важнейшие работы и осуществляет их координацию. Ему принадлежит право выбора типовых или — при необходимости и наличии соответствующих ресурсов — заказа новых инструментальных средств разработки ЭС. Он работает с предметными экспертами, генерирует, тестирует, уточняет и пополняет базу знаний и т.д. Направления взаимодействия создателей ЭС (этот процесс иногда называют игрой [88]) представлены на рис. 6.20.
Как явствует из вышеизложенного, разработка ЭС — сложный, дорогостоящий и длительный процесс. Последнее обстоятельство иллюстрируется рис. 6.21, на котором приведены ус-
Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
использует
разрабатывает, уточняет,
тестирует
Рис. 6.20. Схема взаимодействия создателей экспертной системы
Время,
человеко-лет
4-6 человек
25 20 15 10 5
2-4 человека
3-5 человек
умеренно трудная очень
трудная трудная
Проблемная область
Рис. 6.21. Затраты времени на создание экспертной системы
ловные затраты времени на создание систем для решения проблем различной сложности [88].
Существует ряд подходов к оценке того, когда же разработка ЭС является рациональной [69, 88]. На наш взгляд, наиболее конструктивен подход Д. Уотермена, который основан на проверке возможности, оправданности и разумности построения системы.
Риск -менеджмент
При этом предлагается считать, что разработка ЭС возможна при совместном выполнении следующих основных условий:
> • задача не требует общедоступных знаний;
>-решение задачи требует только интеллектуальных действий;
> • существуют подлинные (компетентные) эксперты;
>-эксперты способны описать свои методы (приемы, уловки и т.п.) решения задачи;
> • эксперты единодушны в своих решениях, т.е. их мнения
«хорошо» согласованы; >-задача понятна и «не слишком» трудна. Разработка ЭС оправданна, если выполняется хотя бы одно из следующих основных условий:
>►получение решения задачи высокорентабельно; >•человеческий опыт решения задачи по различным причинам утрачивается;
> • число экспертов в рассматриваемой предметной области
мало;
>опыт решения задачи востребован во многих субъектах РФ;
>-опыт нужно применять во враждебных человеку условиях.
Наконец, разработка ЭС разумна, если совместно выполняются следующие основные условия:
>-задача требует эвристических решений;
>•задача требует оперирования символами;
>•задача «не слишком» проста;
>•задача представляет практический интерес;
>-задача имеет размерность, допускающую реализацию.
При всей условности и субъективности проверки наличия перечисленных обстоятельств можно по-новому взглянуть на причины столь широкой представительности перечня областей применения ЭС (см. табл. 6.5).
Как уже отмечалось, реальным путем решения задач совершенствования автоматизированных информационных систем (АИС) различного (в том числе и экономического) назначения является использование методов искусственного интеллекта (ИИ).
Возможны два направления внедрения достижений ИИ:
>•создание принципиально новых АИС (их принято называть интеллектуальными);
Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
>-совершенствование существующих АИС за счет применения технологий ИИ (их называют интеллектуализирован-ными).
Под интеллектуализацией АИСпонимают процесс разработки и программной реализации моделей и алгоритмов ИИ с целью применения опыта пользователей, формализации различных постановок практических задач, взаимодействия с ЭВМ на естественном языке и др.
Иными словами, интеллектуализация — процесс внедрения в АИС идей ИИ с целью повышения эффективности этих систем.
Известны два основных способа интеллектуализации АИС:
>внешняя (универсальная и специализированная) интел лектуализация;
>внутренняя (локализованная и распределенная) интел лектуализация.
Внешняя универсальная интеллектуализацияпредусматривает подключение к традиционной АИС инструментальной системы искусственного интеллекта (ИСИИ), настроенной на соответствующую предметную область (принятие решений, проектирование, обучение и т.п.). В качестве ИСИИ используют уже существующие оболочки экспертных, обучающих, моделирующих, диалоговых и других систем. Исторически данный способ был первым и получил довольно широкое распространение.
Совершенно очевидны достоинства этого способа: высокая скорость разработки и сравнительно малые финансовые затраты.
Внешняя специализированная интеллектуализацияосуществляется за счет разработки и использования специализированных программных систем (приставок), работающих на принципах ИИ. Как правило, основные усилия направляются на улучшение сервисных характеристик АИС, особенно в плане реализации интеллектуального диалога системы с пользователем на предметно-ориентированном языке, более близком к естественному, чем традиционные, т.е. на создание интеллектуального интерфейса. Способ весьма близок «по идеологии» с уже рассмотренным, поэтому их достоинства (с некоторыми коррективами) практически совпадают. На рис. 6.22 представлена графическая 'иллюстрация способов внешней интеллектуализации.
Риск -менеджмент
Инструментальная система искусственного интеллекта —г—
I
Традиционная автоматизированная информационная система
а)
Специализированная система
искусственного интеллекта
I I
Т I
Традиционная автоматизированная информационная система
Б)
Рис. 6.22. Внешняя интеллектуализация: а) универсальная; б) специализированная
Способам внешней интеллектуализации присущ один, но существенный недостаток — они направлены на приспособление (в большей или меньшей мере) традиционных АИС к новым задачам и потому принципиально не могут полностью (наилучшим образом) обеспечить их решение.
Внутренняя интеллектуализация свободна от этого недостатка, поскольку осуществляется с помощью встроенных в АИС методов и алгоритмов ИИ. Данный способ предполагает глубинные изменения в самой идеологии построения той или иной системы и приводит к созданию полномасштабных интеллектуальных АИС — систем интеллектуальной поддержки принятия решений, интеллектуальных информационно-справочных систем (баз данных), интеллектуальных САПР, интеллектуальных обучающих систем и др.
Различают внутреннюю локализованнуюинтеллектуализацию, когда в разрабатываемой АИС наряду с традиционными можно выделить так называемые типовые интеллектуальные блоки (см. рис. 6.23), и внутреннюю распределенную интеллектуализацию,
ЗЬ8
Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
Типовые блоки интеллектуальных систем

Типовые блоки традиционной АИС
Рис. 6.23. Внутренняя локализованная интеллектуализация
предусматривающую применение интеллектуальных вычислительных и логических процедур практически во всех блоках.
Понятно, что реализация способа внутренней интеллектуализации дорогостояща, она требует от разработчиков исключительно высокой квалификации в различных предметных областях и длительного времени создания системы.
Важно отметить, что современные интеллектуальные системы выполняют не только основные (целевые) функции, но и все большее число дополнительных, ранее либо вообще не предусматриваемых, либо выполняемых другими системами. Так, например, практически все интеллектуальные АИС содержат подсистемы обучения работы с ними, интеллектуальной поддержки работы пользователя по основному назначению системы, интеллектуального многоуровневого хелпинга, модификации базы знаний и т.п.
В заключение следует еще раз отметить, что на современном этапе развития общества, магистральным путем автоматизации профессиональной (в том числе управленческой) деятельности является ее интеллектуализация, проводимая одним из рассмотренных способов. Следует ожидать, что в будущем каждая АИС станет в полном смысле средством интеллектуальной поддержки деятельности конкретного должностного лица, и без применения таких средств представить технологию разработки решений в любой сфере человеческой деятельности будет невозможно.
Литература
1. Антикризисное управление / Под ред. Э.М.Короткова. — М.: Ин-фра-М, 2001.
2. Баззел Р, Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге / Под ред. М.Р. Ефимовой. — М.: Финстатинформ, 1993.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1996.
5. Балдин К.В., Быстрое О.Ф., Поздняков В.Я., Соколов М.М. Управление инвестициями в торговле. — Тамбов: ТГТУ, 2000.
6. Балдин К.В., Быстрое О.Ф., Поздняков В.Я., Соколов М.М. Инвестиции в антикризисном управлении. — Тамбов: ТГТУ, 2000.
7. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информатика. — М.: Центр, 2002.
8. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и практика. — М.: Центр, 2003.
9. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. — М.: Академия, 2003.
10. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения. М.: Дашков и Ко, 2003.
11. Балдин К.В., Быстрое О.Ф., Соколов М.М. Эконометрика. М.: ЮНИТИ, 2004.
12. Балдин К.В., Уткин В.Б. Теоретические основы автоматизации управленческой деятельности. — Воронеж: МОДЭК, 2004.
13. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Теоретические основы принятия управленческих решений. Воронеж: МОДЭК, 2004.
14. Балдин К.В., Быстрое О.Ф., Перцов В.В., Соколов М.М. Антикризисное управление. — М.: Гардарики, 2005.
15. Балдин К.В., Башлыков В.Н., Рукосуев А.В. Математика. — М.: ЮНИТИ, 2005.
16. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Риск-менеджмент. — М.: Гардарики, 2005.
Литература
17. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуро вень. — М.: Дашков и Ко, 2005.
18. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Системный анализ управления рисками в предпринимательстве. — Воронеж: МОДЭК, 2005.
19. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. — М.: ЮНИТИ, 2002.
20. Берка К. Измерения: понятие, теория, проблемы / Пер. с чеш. Под ред. Б.В.Бирюкова. — М.: Прогресс, 1987.
21. Боумен У. Графическое представление информации / Пер. с англ. — М.: Мир, 1971.
22. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. — М.: Наука, 1968.
23. Вальравен К.Д. Управление риском в коммерческом банке: Пер. с англ. / Под ред. Мэри Э. Уорд и Я.М. Миркина. Вашингтон ИЭР, 1997.
24. Введение к международным стандартам оценки 1 и 2. Рыночная и нерыночные базы оценки // Российский оценщик. 2001. № 4.
25. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. — М.: Наука, 1980.
26. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.
27. Воробьев С.Н., Варфоломеев В.И. Принятие управленческих решений. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2001.
28. Воробьев С.К., Уткин В.Б., Балдин КВ. Управленческие решения. - М: ЮНИТИ, 2003.
29. Гамза В.А., Екатеринославский Ю.Ю. Рисковый спектр коммерческих организаций. — М.: Экономика, 2002.
30. Глушаков СВ., Ломотько Д.В. Базы данных: Учеб. курс. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.
31. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1995 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.
32. Гражданский и арбитражный процесс, нотариат, обязательственные отношения: Образцы документов / Отв. ред. проф. В.В. Яр-ков. - М.: Изд-во БЕК, 1998.
33. Грантуров В.М. Экономический риск, сущность, методы измерения, пути снижения. Методическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2002.
34. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н.Гумилев. — М.: ООО Изд-во ACT», 2002.
35. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — М.: Дело, 1999.
36. «ЗОЛОТОЙ ДИСК — 2002» — информационный сборник документов и материалов по различным разделам оценки. — Москва: Российское общество оценщиков, 2002.
37. Инвестиции / Под ред. К.В. Балдина, М.: Дашков и Ко, 2005.
38. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. — СПб.: Наука, 1997.
Риск -менеджмент
39. Искусственный интеллект. Кн.1. Системы общения и эксперт ные системы / Под ред. Э.В. Попова. — М.: Радио и связь, 1990.
40. Исследование операций: В 2 т. Т. 1. Методологические основы и математические методы / Под ред. Дж. Моудера, С. Элмаграби / Пер. с англ. — М.: Мир, 1981.
41. Кандинская О.А. Управление финансовыми рисками: поиск оптимальной стратегии. — М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 2000.
42. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. - М.: Прогресс, 1989.
43. Карнеги Д. «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», «Как перестать беспокоиться и начать жить» / Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. — М.: Прогресс, 1989.
44. Кини Р., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения / Пер. с англ. Под ред. И.Ф. Шахнова. — М.: Радио и связь, 1981.
45. Ковалев В.В. Методы оценки эффективности инвестиций. — М.: ЭКОНОМИСТ, № 3, 1993.
46. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Пер. с польск. Под ред. Б.В. Бирюкова. — М.: Прогресс, 1979.
47. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003.
48. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств/ Пер. с франц. — М.: Радио и связь, 1982.
49. Круглое В.В., Борисов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. — М.: Горячая линия. Телеком, 2001.
50. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономический энциклопедический словарь. — М.: Вуз и школа, 2005.
51. Кучин А.Б., Смирнова А.Р., Зайцева В. О. Факторинг — финансовая схема управления вексельными потоками. — М.: ООО «Верше-АВ», 2000.
52. Лескин А.А., Мальцев В.Н. Системы поддержки управленческих и проектных решений. — Л.: Машиностроение, 1990.
53. Логический подход к искусственному интеллекту: от классической логики к логическому программированию / Пер. с франц. А. Тейз, П. Грибомон, Ж. Луи и др. — М.: Мир, 1990.
54. Лэнд П.Э. Менеджмент — искусство управлять / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1995.
55. Льюис Р., Райфа X. Игры и решения / Пер. с англ. Под ред. Д.Б. Юдина. — М.: Иностр. лит., 1961.
56. Максимей И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ. — М.: Радио и связь, 1988.
57. Малыхин В.И. Финансовая математика. — М.: ЮНИТИ, 2002.
Литература
58. Международные стандарты оценки МСО 1—4 / С предисловием В.М. Постыка Научно-методические проблемы стандартизации и пути их решения. — М.: Машиностроение, 1989.
59. Менеджмент / Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. — М.: ЮНИТИ, 2002.
60. Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. Учебник, 3-е изд. / Пер. с англ. — М.: Дело, 1992.
61. Методика определения категории риска при инвестиционном кредитовании и проектном финансировании, применяемая в Сбербанке РФ. — Регламент по финансированию инвестиционных проектов» № 479-р от 05.02.1999 г. Сбербанка России.
62. Мешанин Ю.М. Что такое «разложить по пальцам» // ЭКО. 1991.№ 3 (201). С.165-175.
63. Мицич П. Как проводить деловые беседы / Пер. с серб.-хорв. Общ. ред. и предисл. В.М. Шепеля. — М.: Экономика, 1983.
64. Муравьев А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Предпринимательство. — СПб.: Лань, 2001.
65. Нагао М., Катаяма Т., Уэмура С. Структуры и базы данных / Пер. с япон. — М.: Мир, 1986.
66. Надежность и эффективность в технике: Справочник. Т. 3. Эффективность технических систем / Под общ. ред. В.Ф. Уткина,Ю.В. Крючкова. М., 1988.
67. Нанс Б. Компьютерные сети / Пер. с англ. — М.: БИНОМ, 1995.
68. Науман Э. Принять решение — но как? / Пер. с нем. — М.: Мир,1987.
69. Нейлор К. Как построить свою экспертную систему / Пер. с англ. — М.: Энергоатомиздат, 1991.
70. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений. Пер. с англ. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
71. Ожегов СИ. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990.
72. Оуэн Г. Теория игр / Пер. с англ. — М.: Мир, 1971.
73. Панов А.И. Инвестиционное проектирование. — М.: Экономика и финансы, 2002.
74. Проблемы итогового согласования результатов оценок, полученных с использованием различных подходов / Стенограмма круглого стола: январь-февраль 2003 // Российский оценщик. 2003. № 1.
75. Райгородский Д.Я. Психология масс: Хрестом. — Самара: Издательский Дом «БАХРАН», 1998.
76. Риск-менеджмент как инструмент контроля финансовых результатов деятельности компании // Финансовая газета. № 7 (583), февраль 2003 года.
77. Роберте Ф. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. — М.: Наука, 1986.
Риск-менеджмент
78. Родин А.Ю. Методика определения ликвидационной стоимости имущества // Вопросы оценки. 2003. № 1.
79. Рослое В.Ю., Мышанов А.И., Подколзин И.А. Расчет ликвидационной стоимости объектов с неэластичным спросом // Там же.
80. Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем / Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1991.
81. Самоукина Н.В. Работа социального психолога в банковской системе // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 48—57.
82. Соснин А.С., Прыгунов П.Я. Менеджмент безопасности предпринимательства. — Киев: Европейский университет, 2002.
83. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? — М.: Интел-Синтез, 1995.
84. Танеев B.C., Гордон B.C., Шафранский ЯМ. Теория расписаний. Одностадийные системы. — М.: Наука, 1984.
85. ТахаЛ. Введение в исследование операций: В 2 кн./ Пер. с англ. М.: Мир, 1985.
86. Толковый словарь по искусственному интеллекту. — М.: Радио и связь, 1992.
87. Тэпман Л.Н. Риски в экономике. — М.: ЮНИТИ, 2002.
88. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам / Пер. с англ. М.: Мир, 1989.
89. Уткин В.Б., Балдин К.В. Современные информационные системы и технологии в экономике. — М.: ЮНИТИ, 2003.
90. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. — М: Республика, 1998.
91. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, СМ. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.
92. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистка, 2002.
93. Финансовый менеджмент / Под ред. Е.И. Шохина. — М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2003.
94. Химмельблау Д. Анализ процессов статистическими методами. — М.: Мир, 1989.
95. Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятель ности. Учебное пособие. — СПб: Санкт-Петербургский институт внеш неэкономических связей экономики и права. Общество «Знание» С.-Петербурга и Ленинградской области, 2002.
96. Черкасов BE. Международные инвестиции. — М.: ДЕЛО, 1999.
97. Четвериков В.Н., Ревунков Г.И., Самохвалов Э.Н. Базы и банки данных. — М.: Высшая школа, 1987.
98. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции / Пер с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999.
99. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука. — М.: Мир, 1978.
Литература
100. Шмирева А.И., Колесников В.Н., Климов А.Ю. Международные
валютно-кредитные отношения. — СПб.: Питер, 2001.
101. Экономические и информационно-аналитические основы управления инвестиционными проектами / Под. ред. К.В. Балдина. — Воронеж: МОДЭК, 2004.
102. Экспертные системы. Принципы работы и примеры / Пер. с англ. А. Брукинг, П. Джонс, Ф. Кокс и др.; Под ред. Р. Форсайта. — М.: Радио и связь, 1987.
103. Электроника, компьютеры, связь // MegaPlus. 1999. № 5.
104. Юм. Д. О человеческой природе / Пер с англ. СИ. Церетели. — СПб.: Азбука. 2001.
105. Essentials of Risk Management. (Ed by Head G.L.) 1994.
106. Executive Information Systems, I n c . White Paper N o . Three, March 27, 1997. Data Warehouses and Marts: A Dynamic View, by Joseph M. Firestone, Ph.D.
107. Evaluating OLAP Software by Dan Bulos (http:/www.da- tawarehouse .com).
108. DM Direct, Volume 1, Issue 17, April 1999, Six Letters of Decision Support Architectures by Michael Fine.
109. Data Marts and Data Warehouse: Information Architecture for the Millenium by W.H. Inmon.
110. Intelligent Enterprise Magazine. January 1, 2000. Vol. 3. №. 1, The Dozen: The 12 Most Infuential Companies in IT.
111. Vittas D. Measuring Commercial Bank Efficiency: Use and Misuse of ianc Operating Ratios. Washington: The World Bane, 1991.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|