Соответствие характеристик типов управленческих решений и соответствующих главных форм их поддержки
Характеристика решения
| Тип решения / главная форма поддержки
|
Текущее
| Тактическое
| Стратегическое
|
|
|
|
| Степень структурированности решаемой проблемы
| Структурированная, изученная пробле-ма/Информацион-ная
| В основном структурированная проблема/Информационная
| Неструктурированная, уникальная проблема/Интеллектуальная
| Входная информация
| Краткосрочные планы, графики, ведомости, распоря-жения/Информаци-онная
| Среднесрочные планы, программы, директивы/Информационная
| Долгосрочные документы управления, отчетные и справочные материа-лы/Информацион-ная
| Особенности
обработки
информации
| Решение отдельных информационных и вычислительных задач, диспетчеризация/И нформацион-ная, вычислительная
| Оптимизация, моделирование, краткосрочное прогнозирование и планирова-ние/Информационн ая, вычислительная
| Анализ, сопоставление, экспертиза, долгосрочное прогнозирование и планирование/Все формы
| Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
Продолжение табл. 6.4
|
|
|
| Выходная информация
| Отчеты, донесения, сводки, распоряже-ния/Информацион-ная
| Среднесрочные планы, приказы, отчеты/Информационная
| Перспективные планы, целевые программы, дирек-ти вы/Информационная
| Системой поддержки принятия решенийназывается АИС, предназначенная для автоматизации всех или большинства функциональных задач, решаемых конкретным должностным лицом [26].
Выделяются четыре категории должностных лиц, деятельность которых отличается различной спецификой переработки информации: руководитель, должностное лицо органа управления, оперативный дежурный, оператор. В соответствии с четырьмя категориями должностных лиц различают и четыре вида СППР: СППР руководителя (СППР Р), СГШР должностного лица органа управления (СППР О), СППР оперативного дежурного (СППР Д) и СППР оператора (СППР Оп).
Рассмотрим специфику деятельности должностных лиц, относящихся ккаждой выделенной категории.
К категории «руководитель» относятся должностные лица, на которых возложено управление подчиненными должностными лицами (подразделениями) и принятие решений в процессе руководства. Основная форма деятельности руководителя — деловое общение.
Деятельность должностных лиц, относящихся к категории «руководитель», характеризуется следующими особенностями:
при централизации принятия решений резко возрастают объемы информации, уменьшается время на обдумывание и анализ, растут сложности комплексного учета всех факторов;
велика доля текущих задач, не позволяющих сосредоточиться на стратегических целях;
в процессе деятельности преобладают приемы, обусловленные привычками, опытом, традициями и другими неформали-зуемыми обстоятельствами;
при принятии решения руководитель не всегда в состоянии описать и даже представить достаточно полную умозрительную
Риск -менеджмент
модель ситуации, а вынужден использовать лишь некоторое представление о ней;
деятельность руководителя в значительной мере зависит от темперамента, от степени знаний причин и следствий, ясности представления взаимосвязей, объема имеющейся информации.
Перечисленные особенности деятельности должностных лиц категории «руководитель» обусловливают крайнюю сложность автоматизации их деятельности, которая содержит большое количество неформальных элементов, прежде всего таких, как оперативное и стратегическое управление, а также принятие решений. Исходя из особенностей деятельности руководителя, можно сформулировать следующие основные требования, предъявляемые к СППР Р:
1) наличие широкой информационной базы с возможностью оперативного поиска требуемой информации;
2) наглядность представления информации в форме, адаптированной к запросам конкретного должностного лица (текста, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.);
3) обеспечение оперативной связи с другими источниками информации в системе управления и особенно с непосредственными помощниками;
4) наличие диалоговых программных средств обеспечения принятия решений на основе формальных (математических) методов;
5) простота работы при повышенной надежности технических и программных средств;
6) обеспечение возможности накопления в памяти ЭВМ опыта и знаний (в рамках интеллектуальных СППР).
Необходимо отметить, что требования 1, 2, 3 и 5 являются универсальными и относятся ко всем видам СППР.
В настоящее время требования 1, 2, 3 и 5 могут быть полностью удовлетворены с использованием известных информационных технологий. Что касается требований 4 и 6 (наличия программных средств обеспечения решений и накопления в памяти ЭВМ опыта и знаний), то их удовлетворение составляет основную теоретическую проблему, возникающую при создании СППР Р.
К категории «должностное лицо органа управления» относятся специалисты-менеджеры, занимающиеся аналитической работой по подготовке решений руководителя и их документаль-328
Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
ным оформлением. Основу деятельности должностных лиц органа управления составляет оценка различных вариантов решения (проведение оценочных расчетов) и разработка проектов различных документов.
Эффективность функционирования органа управления во многом определяется продуктивностью деятельности специалистов, особенно в вопросах создания новой информации. Доля творческого труда в их работе достаточно высока. Именно эти специалисты обеспечивают практически всю информационную подготовку доя принятия решения руководителем. Они являются основными исполнителями документов, определяя их качество.
СППР О должна прежде всего создать должностным лицам условия для плодотворного ведения аналитической работы и сведения к минимуму доли рутинных работ (поиск информации, оформление документов, проведение оперативных расчетов и т.д.).
Особенности деятельности должностных лиц органа управления определяют следующие основные требования к СППР О.
>• обеспечение оперативного поиска и отображения всей информации, необходимой для подготовки решений и формирования проектов документов в пределах его компетентности;
>-обеспечение возможности ведения оперативных расчетов и моделирования дяя оценки ситуации и подготовки вариантов решений;
>обеспечение возможности автоматизированной подготовки проектов документов (текстов, графиков, диаграмм и т.п.).
К основным элементам СППР О следует отнести средства ведения оперативных расчетов и моделирования, поскольку именно эти средства в наибольшей степени обеспечивают повышение эффективности и качества управления.
К категории «оперативный дежурный» относятся должностные лица, выполняющие обязанности по оперативному руководству организационной системой во время дежурства на соответствующих местах управления в течение определенного времени.
Основными особенностями деятельности оперативных дежурных являются:
>-относительно узкий круг решаемых задач;
>-жесткая регламентация деятельности в большинстве вариантов складывающейся обстановки;
Риск-менеджмент
>-жесткий лимит времени на принятие решений и выполнение различных операций.
Перечисленные особенности деятельности оперативных дежурных определяют в качестве основных требований к СППР Д обеспечение оперативного предоставления информации, необходимой оперативному дежурному в заранее определенных ситуациях, а также обеспечение оперативного анализа складывающейся ситуации. Последнее требование может быть обеспечено с использованием технологии экспертных систем.
К категории «оператор» могут быть отнесены должностные лица, выполняющие техническую работу но заранее определенному алгоритму. Основная особенность деятельности оператора — отсутствие необходимости принимать сложные решения в процессе своей деятельности. СППР Оп должна обеспечивать возможность работы должностного лица со справочной информацией и возможность автоматизированной подготовки текстов документов.
Очевидно, что помимо приведенных частных требований к СППР каждого должностного лица к ним предъявляются и общие (нормативные) требования. Из них особое значение имеют требования обеспечения соответствия СППР уровню руководства (т.е. уровню руководителя в иерархии управления) и системного подхода к ее созданию. Обязательными для разработчиков СППР остаются и общие принципы создания и использования АИС, позволяющие разрабатывать специальное программное обеспечение, соответствующее предъявляемым к нему требованиям, прежде всего — конкретности предназначения и централизованно-сти разработки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|