Классификация систем искусственного интеллекта
На рис. 6.7 представлена классификация систем искусственного интеллекта, полученная путем сопоставления и обобщения известных классификаций этих систем [39, 53, 59, 86, 94].
На рисунке обозначено: СОН — системы общего назначения; СС — специализированные системы.
Наиболее широкое распространение на практике в настоящее время получили системы искусственного интеллекта, основанные на знаниях.Понятие «знания» для этих систем имеет принципиальное значение и будет более подробно рассмотрено далее.
Наиболее последовательно идеи, на которых базируются системы искусственного интеллекта, основанные на знаниях, воплощены в экспертных системах.
Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
| Рис. 6.7. Классификация систем искусственного интеллекта
В дальнейшем будем рассматривать именно системы, основанные на знаниях, как получившие наибольшее практическое развитие и распространение в различных отраслях профессиональной деятельности, в том числе и в экономике, что обусловливает необходимость более подробного рассмотрения методов представления знаний в памяти ЭВМ. Информацию о самоорганизующихся системах и системах эвристического поиска заинтересованный читатель может почерпнуть, например, в работах Круглова В.В., Борисова В.В. [49] и Уткина В.Б., Баддина К.В. [89].
Выше уже частично рассматривались такие понятия, как «знания» и «системы, основанные на знаниях», и отмечалась их особая значимость в теории искусственного интеллекта. Сделаем еще одно весьма важное замечание: в настоящее время в области разработки систем искусственного интеллекта сложилась следующая аксиома: никакой, самый сложный и изощренный алгоритм извлечения информации (так называемый механизм логического вывода) из интеллектуальной системы не может компенсировать «информационную бедность» ее базы знаний.
Риск -менеджмент
Знания и их свойства
Несмотря на широкое распространение и использование понятия «знания» в различных научных дисциплинах и на практике, строгого определения данного термина нет.
Довольно часто используют так называемый прагматический подход: говорят, что знания— это формализованная информация, на которую ссылаются и/или которую используют в процессе логического вывода. Однако такое определение ограничено: оно фиксирует сознание на уже существующих методах представления о знаниях и, соответственно, механизмах вывода, не давая возможности представить себе другие («новые»).
Возможен и другой подход: попытаться на основе определения уже рассмотренного понятия «данные» выявить их свойства и особенности, сформировать дополнительные требования к ним и уже затем перейти к понятию «знания».
Напомним, что данныминазывают формализованную информацию, пригодную для последующей обработки, хранения и передачи средствами автоматизации профессиональной деятельности.
Какие же свойства «превращают» данные в знания? На рис. 6.8 представлены шесть основных свойств знаний (часть из них присуща и данным).
активность
наличие семантической ^г**\
метрики /■""У"*
шкалирование У^ \
Внешняя / \ \
внутренняя
структура связей
внутренняя интерпретация f\
| структура связей j? \ \
Рис. 6.8. Свойства знаний
Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
Кратко охарактеризуем эти свойства.
1. Внутренняя интерпретация(интерпретируемость).
Это свойство предполагает, что в ЭВМ хранятся не только «собственно (сами) данные», но и «данные о данных», что позволяет содержательно их интерпретировать (см. рис. 6.9). Имея такую информацию, можно ответить на вопросы типа: «Где находится НПО «Энергия»?» или «Какие предприятия выпускают космическую технику?». При этом в первой строке таблицы на рис. 6.9 находятся «данные о данных» (метаданные), а в остальных — сами данные.
2. Наличие внутренней структуры связей.
Предполагается, что в качестве информационных единиц используются не отдельные данные, а их упорядоченные определенными отношениями (родовидовыми, причинно-следственными и др.) структуры (эти отношения называют классифицирующими).
3. Наличие внешней структуры связей.
Внутренняя структура связей позволяет описывать отдельный объект (понятие). Однако объекты (понятия) способны находиться и в других отношениях (вступать в ситуативную связь).
4. Возможность шкалирования.
Предполагает введение соотношений между различными информационными единицами (т.е. их измерение в какой-либо шкале — порядковой, классификационной, метрической и т.п.) и упорядочение информационных единиц путем измерения интенсивности отношений и свойств.
5. Наличие семантической метрики.
Шкалирование позволяет соотнести информационные единицы, но прежде всего для понятий, имеющих «количественное»
Предприятие
| Место нахождения
| Что выпускает
| Завод им.
| Москва
| Космическую технику
| Хруничева
|
|
| НПО «Энергия»
| Королев
| Космическую технику
| НПО «Комета»
| Москва
| Конструкторскую документацию
| Рис. 6.9. Иллюстрация свойства внутренней интерпретации
Риск-менеджмент
толкование (характеристики). На практике довольно часто встречаются понятия, к которым неприменимы количественные шкалы, но существует потребность в установлении их близости (например, понятия «искусственный интеллект» и «искусственный разум»). Семантики классифицируются следующим образом:
>•значение, т.е. объективное содержание;
> контекстуальный смысл, определяемый связями данно го понятия с другими, соседствующими в данной ситуа ции;
>-личностный смысл, т.е. объективное значение, отраженное через систему взглядов эксперта;
>прагматический смысл, определяемый текущим знанием о конкретной ситуации (например, фраза «информация получена» может иметь как негативную, так и позитив ную оценку — в зависимости от того, нужно это было или нет).
6. Наличие активности.
Данное свойство принципиально отличает понятие «знание» от понятия «данные». Например, знания человека, как правило, активны, поскольку ему свойственна познавательная активность (обнаружение противоречий в знаниях становится побудительной причиной их преодоления и появления новых знаний, стимулом активности является неполнота знаний, что вызывает потребность их пополнения). В отличие от данных знания позволяют выводить (получать) новые знания. Будучи активными, знания позволяют человеку решать не только типовые, но и принципиально новые, нетрадиционные задачи.
Кроме перечисленных, знаниям присущи такие свойства, как омонимия(слово «коса» может иметь три смысла, связанных с определениями: девичья; песчаная; острая) и синонимия(знания «преподаватель читает лекцию» и «обучаемые слушают лекцию» во многих случаях являются синонимами) и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|