Принятия управленческих решений
6.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
АВТОМАТИЗАЦИИ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Как уже отмечалось в первых разделах учебника, принятие решений в процессе управления организацией целесообразно рассматривать как процесс последовательного решения (разрешения) возникающих проблем. При этом под организацией будем понимать двух или более людей, взаимодействующих в пределах установленных властных отношений с использованием имеющихся ресурсов для достижения общей цели [83].
Процесс выбора управленческих решений предусматривает несколько этапов, основное содержание работ на которых составляют:
>•целевыявление;
>-собственно обоснование и принятие решения;
>-организация и контроль исполнения решения.
На каждом из перечисленных этапов используется соответствующий методический аппарат, содержащий формальные и неформальные процедуры переработки имеющейся у ЛПР информации. При этом ЛПР вынуждено использовать, с одной стороны, собственный опыт, интуицию, эвристические приемы и, с
Риск-менеджмент
другой стороны, системный анализ, методы управления, моделирования, исследования операций, оценки эффективности систем и другое, т.е. весь «арсенал» известных ему методов и средств. Названная последовательность действий ЛПР приводит к искомому решению.
Иными словами, сложилась определенная технология выбора управленческих решений — совокупность методов, способов, процедур и средств анализа ситуации, постановки проблем, обоснования и принятия рациональных решений, организации и контроля их исполнения.
В большинстве практически важных случаев, имеющих место в экономической сфере, от ЛПР требуются весьма высокая теоретическая подготовка и твердые практические навыки применения технологии выбора решений, причем зачастую при действиях в условиях дефицита времени и других ресурсных ограничениях. Более того, уместно говорить о существовании противоречия между сложностью и ответственностью принимаемых должностным лицом решений и его возможностями. Способом разрешения этого противоречия выступает организация поддержки деятельности ЛПР.
Сущность поддержки принятия решений (на всех уровнях) заключается в том, что руководитель, несущий полную ответственность за принимаемые решения, в силу сложности и неструктурированности возникающих перед ним проблем, трудностей их решения и наличия ограничений нуждается в систематической помощи со стороны других (подчиненных ему или привлекаемых «со стороны») должностных лиц.
Такая поддержка, вообще говоря, оказывалась руководителю (естественно, начиная с определенного уровня в иерархии управления) всегда. Каждое ЛПР формировало (и сегодня формирует) свою систему поддержки принятия решений. Первоначально использовался так называемый аппарат (персонал) поддержки (заместители; помощники; референты; эксперты; менеджеры; специалисты и т.п.), обладающий формальными и неформальными знаниями в соответствующей предметной области. В некоторых случаях, например в интересах высших государственных лиц, используются и коллективные органы поддержки, например, Президентский совет или экспертный совет при Правительстве РФ. В течение длительного времени «человеческой» поддержки было вполне достаточно для принятия по-
Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
давляющего большинства пригодных решений. Однако со временем названное выше противоречие вновь обострилось — уже на новом витке диалектической спирали. Необходимость разрешения этого противоречия вызвала к жизни новую, человеко-машинную технологию поддержки деятельности ЛПР, основанную на использовании АИС и современных средств коммуникации. Строго говоря, ЭВТ в процессе поддержки ЛПР может и не занимать ведущее положение или даже вообще не использоваться. Но тогда вся сложность поддержки принятия решений руководителя возлагается на персонал поддержки и организацию его работы, что выдвигает очень высокие — а часто и невыполнимые - требования к окружению ЛПР. Поэтому сегодня, говоря о поддержке ЛПР, следует иметь в виду именно человеко-машинную технологию.
Термин поддержка решений впервые стал появляться в зарубежной печати в начале 70-х годов прошлого века [52]. Напомним, что в то время доминировала концепция так называемых информационно-управляющих систем (англ. MIS - Management Information System). А. Горри и М. Скотт Мортон выделили СППР (англ. DSS - Decision Supported System) в самостоятельный класс АИС, обеспечивающих решение руководителями неструктурированных проблем, таких, например, как разработка бюджета; планирование НИР и ОКР; долгосрочное прогнозирование и т.п.
В дальнейшем СППР как класс АИС интенсивно развивались, и сегодня можно сказать, что СППР — это интерактивная АИС, использующая модели выбора решений, обеспечивающая пользователям удобный и эффективный доступ к централизованным и распределенным информационным ресурсам и предоставляющая им разнообразные возможности по переработке и отображению информации.
Применение ПЭВМ и телекоммуникационных средств в интересах поддержки принятия решений руководителем придало самой технологии поддержки ряд новых положительных черт. Укажем основные из них:
>-строгая дисциплина и упорядоченность;
>-системность поддержки деятельности ЛПР;
>►возможность научного обоснования решений;
Vвозможность проведения модельных экспериментов;
>-многовариантность, комплексность и гибкость анализа;
Риск -менеджмент
> наглядность и образность отображения результатов; >-документируемость всех этапов работы. Отметим ряд обстоятельств, характеризующих саму идею поддержки принятия решений [52]:
>-в этой идее гораздо меньше притязаний, чем в идее оптимизации решений: руководитель на основе концепции так называемой ограниченной рациональности вынужден принимать удовлетворительные (пригодные, а не лучшие) решения, пользуясь поддержкой подчиненных, каждый из которых на своем месте, возможно, принимает и оптимальные решения; >-инициатива поддержки всегда исходит от руководителя,
по его потребности; >-организуя поддержку своей деятельности и контролируя ее ход, руководитель в большинстве случаев использует диалоговый режим. Должностным лицам в практике их деятельности приходится принимать различные по типам решения. Зарубежные и отечественные специалисты обычно все управленческие решения в зависимости от их важности для организации делят на оперативные, тактические и стратегические. Но в нашей экономической науке такая терминология не вполне конструктивна, поскольку все привыкли к другому соотношению оперативного и тактического уровней. Поэтому в дальнейшем будем считать, что существуют три типа управленческих решений: >►текущие (или диспетчерские); >-тактические; >•стратегические.
Как правило, каждое ЛПР по мере необходимости разрешения возникающих в управляемой им системе проблем принимает все типы решений. Вместе с тем доля решений того или иного типа, принимаемых каждым руководителем, зависит от его места в иерархии управления, размера организации и аппарата поддержки. На рис. 6.1 [52] схематично представлено влияние размера организации на время, которое ее высшее руководство вынуждено тратить на принятие решений того или иного типа (заметим, что «малой» обычно считают организацию, в которой работают менее 100 сотрудников).
Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
На рис. 6.2 помещена прямоугольная диаграмма распределения рабочего времени руководителя по временному интервалу действия принимаемых решений.
К сожалению, следует признать, что очень часто труд управленцев практически всех уровней организован не лучшим образом. В подтверждение приведем табл. 6.1, в которую помещены
Текущие решения
Тактические решения
Стратегические решения
Рис. 6.1. Типовое распределение времени руководства организации на принятие решений
Текущие
| Вопросы
| Вопросы
| Вопросы
| Вопросы
| нопросы
| недельного
| месячного
| годового
| долгосрочной
|
| интервала
| интервала
| интервала
| перспективы
| Рис. 6.2. Типовое распределение времени руководства по интервалам действия принимаемых решений
Риск-менеджмент
сведения о характерном распределении времени различных должностных лиц в течение рабочего дня (при всей условности подобных наблюдений и обобщений это представляется целесообразным).
Таблица 6.1
Распределение рабочего времени должностных лиц в течение дня, %
Вид деятельности
| Должностные лица
|
Руководитель
| Специалист (менеджер)
| Технический персонал
(опер. деж.. оператор)
| Деловые контакты
|
|
| -
| Работа с документами
|
|
|
| Телефонные переговоры
|
|
|
| Командировки
|
| -
| -
| Основная работа: >■анализ проблем и принятие решений; >аналитическая работа; ведение учета
|
|
|
| Прочее
|
|
|
| Даже краткий анализ табл. 6.1 позволяет сделать три важных вывода: во-первых, все категории должностных лиц много работают с документами; во-вторых, только технический персонал основное рабочее время занят по главному назначению; в-третьих, крайне низкие доли времени на принятие решений у руководителя и на аналитическую работу у специалиста (менеджера, аналитика) придают особую значимость работам по организации поддержки этих видов деятельности, в том числе с помощью средств автоматизации.
Вообще говоря, весь процесс поддержки принятия решений тем или иным ЛПР трудно разбить на составляющие. Видимо, лучшим вариантом организации поддержки деятельности должностного лица было бы создание вокруг него некоей среды человеко-машинной поддержки, в которой главную роль играла бы собственно СППР. Однако с методической точки зрения целесообразно выделить три формы поддержки деятельности ЛПР [52]:
Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений
> информационную;
>-вычислительную;
>-интеллектуальную.
На рис. 6.3 схематично показано место СППР в системе принятия решения (СПР) при управлении некоторой экономической системой (чтобы не загромождать рисунок, на нем не изображены некоторые очевидные обратные связи). На рисунке обозначены:
1вх\->1вхп ^«хч>Лк+ —входная информация, поступающая к ЛПР; к СППР от внешних источников; АИС; СППР от АИС, соответственно;
1предл —информация о предложениях по вариантам искомого решения;
1реш- информация об окончательном решении ЛПР;
—информация о программе претворения решения в
лпрагр
жизнь;
показатель эффективности деятельности организации
| W -(ЭИС).
Как следует из рисунка, основную роль в оказании каждой из форм поддержки деятельности ЛПР играют:
> автоматизированные информационно-справочные системы (прежде всего, построенные на основе технологий централизованной и распределенной обработки информации) - для информационной поддержки;
Рис. 6.3. Место СППР в системе принятия решений 323
Риск-менеджмент
>►автоматизированные информационно-вычислительные системы (прежде всего, центры моделирования и проблемно-ориентированные имитационные системы) — для вычислительной поддержки;
> • системы искусственного интеллекта (прежде всего, системы, основанные на знаниях, а из них — экспертные системы) - для интеллектуальной поддержки.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что три формы поддержки принятия решений должностным лицом выделены в методических целях, чтобы облегчить понимание особенностей организации каждой из форм поддержки на базе уже существующих АИС с учетом перспективных информационных технологий.
Таким образом, приступая к разработке СППР того или иного должностного лица, необходимо четко определить, во-первых, в рамках какой управленческой технологии и в каких областях организационного управления планируется поддержка его деятельности. Во-вторых, важно установить, на каких этапах выбора решения и претворения его в жизнь та или иная форма поддержки принятия решения играет определяющую роль. В-третьих, весьма целесообразно представлять характеристики поддерживаемых решений по их типам. Ответы на эти вопросы сведены в три таблицы.
В табл. 6.2 представлена краткая характеристика содержания восьми основных областей решений, принимаемых соответствующими ЛПР при управлении деятельностью некоторой экономической организации, и соответствующие им главные формы поддержки этих решений.
Таблица 6.2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|