Построение положений рычажных механизмов методом засечек
Кинематический анализ механизмов выполняется в порядке при- соединения структурных групп.
Построение положений плоских механизмов второго класса обычно выполняется методом засечек. В качестве примера рассмот- рим кривошипно-ползунный механизм (рис.14.1).
Рис. 14.1. Кривошипно-ползунный механизм
Вначале находим крайние положения механизма (0 и 3), в кото- рых кривошип 1 и шатун 2 располагаются на одной прямой. Для этого из центра О делаем засечки радиусами АВ + ОА и АB – ОА на линии движения ползуна 3. Далее делим окружность, описываемую точкой А, на равные части (например, на шесть) и отмечаем после- довательные положения точки А – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, а затем методом засечек на линии движения ползуна получаем последовательные положения точки В – 0, 1, 2, 3 (движение справа налево) 4, 5, 6
(движение слева направо). S – ход ползуна. В результате получаем последовательные положения всех звеньев механизма.
Траектория некоторой точки К шатуна получается, если все по- следовательные положения точки соединить плавной кривой.
14.3. Определение скоростей и ускорений рычажных механизмов методом планов
Пример 14.1.Дано: кривошипно-ползунный механизм
(рис. 14.2),
ω1 = 60 рад/с или
n1 = 50 об/мин,
lOA
= 100 мм,
lAB
= 300 мм, ε1 =5 рад/с . Формула строения: I 0,1
, механизм второго класса.
а б в
Рис. 14.2. К примеру 14.1
Построение плана скоростей. Скорость точки А начального звена
A OA 1
OA 30
где n1 – частота вращения кривошипа 1, мин .
μ
в сторону
ω1 . Выбираем масштабный коэффициент
скоростей μ и определяем отрезок pa , мм, изображаю-
щий A. Точка p – полюс плана скоростей.
Рассматриваем структурную группу (2, 3). Для определения ско- рости точки B составляем векторное уравнение согласно теореме о плоскопараллельном движении:
(14.1)
где – скорость точки В во вращательном движении звена 2 от-
носительно точки А, ,
Уравнение (14.1) решаем графически. Для этого из полюса p от-
кладываем отрезок pa в направлении вектора , из точки a прово-
дим прямую в направлении вектора , т. е. перпендикулярно AB,
затем из полюса p проводим прямую в направлении суммарного
вектора , т. е. параллельно х – х. Пересечение указанных направ-
лений дает точку b. В результате находим
Для определения направления угловой скорости
ω2 шатуна 2
переносим вектор относительной скорости ( отрезок ab) в точ-
ку В и наблюдаем, в какую сторону он поворачивает звено 2 отно- сительно точки А.
Скорость точки K шатуна находим на основании векторных уравнений
и
где KA и – относительные скорости, причем ,
KB BK. В результате получим
Отметим основные свойства планов скоростей.
1. Векторы абсолютных скоростей начинаются в полюсе плана.
2. Векторы относительных скоростей соединяют концы векторов абсолютных скоростей, причем вектор на плане направлен к той
точке, которая стоит первой в индексе, например, – от а к b.
3. Теорема подобия. Отрезки относительных скоростей точек, принадлежащих одному звену, образуют фигуру, подобную соот- ветствующей фигуре звена и сходственно с нею расположенную. Сходственное расположение означает, что направления обхода од- ноименных контуров совпадают (например, а-b-k и А-В-K – по часо-
вой стрелке). В рассмотренном примере ~ .
Построение плана ускорений. Ускорение точки А начального звена
n
где aA – нормальное ускорение;
t
aA – касательное (тангенциальное) ускорение.
причем вектор сторону ε1 .
n
aA направлен вдоль ОА от А к O, a в
Выбираем масштабный коэффициент ускорений
μa,
м , и
с2 мм
n
определяем отрезок
πn1
, мм, изображающий
t
aA, и отре-
зок
n1a
мм, изображающий
aA. Точка π – полюс плана
ускорений. Откладываем отрезки направлениями. Тогда
πn1 и
n1a в соответствии с их
aA
Рассматриваем структурную группу (2, 3). Для определения ускорения точки В составляем векторное уравнение согласно тео- реме о плоскопараллельном движении:
(14.2)
n t
где aBA и aBA
– нормальная и касательная составляющие ускорения
aBA
точки В во вращательном движении звена 2 относительно точ-
n
ки А, причем вектор aBA направлен вдоль АВ от В к А, а . Нормальная составляющая находится также по величине
n
aBA
BA
lAB
или
n
aBA
AB 2
n
Отрезок, изображающий aBA , равен
an2
n
BA
μa
, мм.
Уравнение (14.2) решаем графически. Для этого из точки a от-
n
кладываем отрезок
an2
в направлении вектора
t
aBA
из точки n2
проводим прямую в направлении вектора aBA , а из полюса πпро-
водим прямую в направлении суммарного вектора aB , т. е. парал-
лельно х – х. Пересечение указанных направлений дает точку b.
В результате находим
a
lAB
Для определения направления углового ускорения ε2
t
шатуна 2
переносим вектор касательного ускорения
aBA
(отрезок
n2b ) в точ-
ку В и наблюдаем, в какую сторону он поворачивает звено 2 отно- сительно точки А.
Ускорение точки K находим на основании теоремы подобия, ко- торая справедлива и для плана ускорений. Для этого методом засе-
чек строим
, подобный
и сходственно с ним распо-
ложенный. Стороны аk и bk находим из пропорций
аk AK , bk BK ,
откуда
Аb AB аb AB
аk
AB AB
В результате получим
Основные свойства планов ускорений такие же, как и планов скоростей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|