Расчет тяговой способности передач с нормальными и узки-
ми клиновыми ремнямисводится к определению требуемого чис- ла ремней по соотношению, вытекающему из условия (23.2):
z
где Cz– коэффициент, учитывающий неравномерность распределе- ния нагрузки между ремнями в комплекте (технологическое огра- ничение), Cz = 0,85–1;
A1 – площадь сечения одного ремня.
Расчет тяговой способности плоскоременной передачисво- дится к определению ширины ремня:
b
где Ср – коэффициент динамичности, учитывающий режим работы передачи.
h – толщина ремня.
ГЛАВА 24. ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Общие сведения. Цепи. Материалы
Цепными называют передачи с помощью цепей. Обычно переда- ча состоит из ведущей 1 и ведомой 2 звездочек, связанных между собой приводной цепью 3 (в машиностроении применяют также грузовые и тяговые цепи) (рис. 24.1).
Рис. 24.1. Цепные контуры
Цепные передачи используют в качестве понижающих или по- вышающих для передачи вращения между параллельными валами. Передаваемая мощность обычно не превышает 100 кВт, межосевое расстояние до 6–8 м.
Цепные передачи в сравнении с ременными имеют значительно меньшие габариты и нагрузки на валы, более высокий КПД (η = 0,96–0,98), в них исключено окружное проскальзывание цепи по звездочке.
Недостатки передачи: «вытягивание» цепей (увеличение шага цепей вследствие износа шарниров) и, как следствие, необходи- мость применения натяжных устройств, необходимость ухода при эксплуатации (смазка, регулирование), шум, неравномерность хода. Роликовая цепь состоит из последовательно чередующихся внутренних 1 и внешних 2 звеньев, которые шарнирно соединены между собой. Каждое звено выполнено из двух пластин, напрессо- ванных на втулки 3 (у внутренних звеньев) или оси 4 (у наружных звеньев). Втулки и оси образуют шарниры, которые обеспечивают
«гибкость» цепи. Для уменьшения износа зубьев звездочек на втул- ку перед сборкой звена надевают ролик 5, свободно вращающийся на ней (рис. 24.2).
Рис. 24.2. Роликовая цепь
Основным параметром приводных цепей является шаг t – рас- стояние между осями двух смежных роликов наружного или внут- реннего звена, от которого зависит несущая способность цепи. Ос- новные размеры и характеристики цепей зависят от шага.
Материалы.Пластины (2, 1 на рис. 24.2) цепей изготовляют из среднеуглеродистых и легированных сталей 45, 50, 40Х, 40ХН и др. и затем закаливают до твердости не менее 32 HRC. Оси, втулки и ролики (4, 3, 5 на рис. 24.2) обычно изготовляют из сталей 15, 15X, 20Х, 12XH3A и др., цементуют и подвергают закалке до твердости
не менее 45 HRC. Звездочки тихоходных слабонагруженных пере- дач изготовляют из чугуна СЧ 20 с закалкой или из других анти- фрикционных высокопрочных марок чугуна.
Звездочки быстроходных и тяжелонагруженных передач изго- товляют из углеродистых легированных сталей (45, 40Х, 40ХН) или из сталей 15, 20, 12X2H4A.
Для обеспечения удовлетворительной работы цепи на средних и повышенных скоростях минимальное число зубьев ведущей звез- дочки ограничивают. На основании экспериментальных исследова- ний, опыта проектирования и эксплуатации передач во многих странах принято z1min ≥ 19 при υц > 2 м/с, где υц – скорость цепи. В тихоходных передачах допускается z1min = 13–15.
Усилия в элементах передачи. Расчет передачи
Натяжение от силы тяжести
Fg
8 fц
где q – масса цепи длиной 1 м; a – межосевое расстояние; fц – стрела провисания.
Провисание обеспечивает более плавную работу передачи и меньшее изнашивание в шарнирах цепи. Стрелу провисания ведо- мой ветви новой цепи на основании практического опыта назнача- ют равной fц = 0,02а при γ ≤ 40° и (0,015–0,01)а при γ > 40°, где γ – угол наклона ветви к горизонту.
В процессе работы под нагрузкой ведущая ветвь растягивается силой
F1
где Ft – окружная сила;
Fq – натяжение в ведомой ветви от силы тяжести;
2
F q ц
– натяжение цепи от действия центробежных сил;
Fд – динамическая нагрузка в передаче от неравномерного хода цепи.
В расчетах цепных передач влияние Fд на работоспособность учитывают с помощью специальных коэффициентов.
Ведомая ветвь под нагрузкой растягивается силой
F2
Окружная сила
Ft
где Р – мощность, передаваемая цепью;
d1 – диаметр делительной окружности ведущей звездочки. Нагрузка на валы цепной передачи при средних скоростях дви-
жения цепи (υц < 15 м/с)
Fr
где k = 1,15 (для горизонтальной передачи) и 1,05 (для верти- кальной).
Число зубьев z1 и z2 звездочек выбирают из условия обеспечения минимальных габаритов и более плавного хода цепи.
На практике стремятся к тому, чтобы a = (30–50)t.
В основу расчета износостойкости шарниров положено условие триботехнической надежности в форме
Pи
где Pи и [Pи] – соответственно расчетное и допускаемое по изно- состойкости давление (удельная нагрузка) в шарнире.
Расчетное давление в шарнире связано с внешней нагрузкой и геометрическими параметрами цепи очевидным соотношением, вы- текающим из уравнения равновесия звена цепи:
Pи
Aоп Km Km
где P
Aоп
– номинальное давление в шарнире;
Kд – коэффициент динамичности;
Km– коэффициент, учитывающий число рядов цепи (равен 1; 1.7; 2.5; 3 соответственно для m = 1; 2; 3; 4);
Aоп – опорная поверхность шарнира.
Коэффициенты Kд и Kmпредставляют собой ограничения экс- плуатационного и конструктивного характера.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|