|
Технологии деятельности Норского геронтопсихиатрического центра Ярославской области по реабилитации лиц старшей возрастной группы
А.В. Попова (Ярославль)
Проект создания Норского геронтопсихиатрического центра разрабатывался Департаментом социальной защиты населения и труда Администрации Ярославой области с 2003 года. В соответствии с постановлением Администрации № 193 он начнет свою работу с 01.01.2005 г.
Проектом предусматривается следующая структура центра: отделения милосердия, социально-медицинское и социально-психологическое отделения, а также организационно-методический кабинет. Каждая из перечисленных структур будет выполнять ряд предписанных им функций, апробировать и внедрять новые методы и технологии лечения, социально-психологической реабилитации и релаксации.
Основными клиентами центра являются лица старшей возрастной группы (начиная с 75 до 90 лет и старше), имеющие соматические возрастные заболевания с психотическим расстройствами.
Старость- это особый период в жизни человека, в котором или вообще нет планов на будущее, или их круг резко сужается, ограничиваясь желанием удовлетворить только витальные потребности. Этот период жизни характеризуется появлением множества старческих недугов, которые обуславливаются не только, а может быть и не столько наличием соматической патологии, сколько снижением жизненного тонуса, определением будущего пессимистическими оценками, его бесперспективностью. Налицо явное доминирование социально-психологических факторов, усиливающих свое влияние в принципиально новой для данной категории граждан среде обитания.
В процессе старения, как правило, проявляются ярко выраженные особенности психической деятельности, а также ряд психологических феноменов, выступающих как реакции стареющего человека на возрастные изменения или на новую внешнюю среду и ситуации, возникающие в ней в результате воздействия различных психосоциальных факторов.
Решение данной проблемы невозможно без знаний особенностей психологии пожилых людей. К сожалению, психологии именно этого возраста в отечественной науке уделялось незаслуженно мало внимания. Лишь, начиная с конца 90-х годов, в России появился интерес к этой проблематике. 1997 год, к примеру, оказался знаменательным по числу конференций, заседаний и «круглых столов» по проблемам людей старшего поколения. Актуальность этих мероприятий заключается в настоятельной необходимости подробно рассмотреть на фоне новой демографической ситуации роль возрастных изменений психологии, медико-социального обслуживания и процесс социально-психологической адаптации людей позднего возраста в современных социально-экономических условиях.
Несомненно, основу состояния и динамики изменения психологии пожилых людей составляют естественные физиологические процессы старения организма (перестройка вегетативно-эндокринной системы, постепенное наступление климакса и т.д.), что неизбежно вызывает изменения эмоционально-волевой сферы личности. Было отмечено, что относительно эмоционального старения среди ученых не существует единого мнения. С одной стороны, выявлены биохимические сдвиги, располагающиеся по мере старения к более частому проявлению депрессивного и тревожного состояния, а с другой - не обнаружено существенного изменения высших эмоций у людей позднего возраста, хотя и подчеркивается полиформизм их эмоциональной характеристики.
Пожилые люди склонны к негативным эмоциям, в основе которых лежат различные физиологические и социально-экономические факторы. Эти реакции порождают стресс. К тому же, в психике пожилого человека находят свое отражение практически все те физические недуги, которые к этому времени развиваются постепенно, а иногда даже и незаметно. Каждая из соматических нарушений отражается либо прямым, либо косвенным образом в сознании человека. Более четко осознаваемым является комплекс изменений, вызываемых социальными коллизиями. К ним авторы относят такие социальные изменения, как уход на пенсию, проблемы семейных отношений, утрата воспитательных функций, социальных ролей, социального престижа.
Изменения, происходящие на уровне индивида, состоят в том, что у пожилых людей значительно снижаются социальная и биологическая адаптивность, работоспособность, продуктивность деятельность, ухудшается общее самочувствие. Более сложными оказываются изменения на уровне личности, касающиеся системы отношений к самому себе, окружающим людям, к миру в целом. При этом соблюдается существенное снижение самооценки, неудовлетворенность собой, неуверенность в силах, обостряется чувство беспомощности, происходит снижение интересов.
Психосоматическое состояние лиц старшей возрастной группы объективно требует особых методов и технологий работы с ними со стороны персонала геронтопсихиатрического центра (врачей, медицинских сестер, социальных работников, психологов и младшего обслуживающего персонала).
В этих условиях принципиальное значение имеет уровень квалификации сотрудников данного учреждения и персонализационный фактор, включающий в себя гуманистическую составляющую (эмпатию, душевность, лояльность, доброту, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.).
Несомненную роль в работе с лицами старшей возрастной группы играет степень информированности персонала центра о новых социальных технологиях, применяемых в геронтологических учреждениях как в России, так и за рубежом.
Учитывая инновационность созданной структуры для Ярославской области, ее социальную значимость и роль в жизнедеятельности лиц старшей возрастной группы, изучение, освоение и регулярное внедрение методов и технологий является постоянной составляющей деятельности геронтопсихиатрического центра Ярославской области.
Психологические проблемы образования взрослых
Д.А.Прохорова (Казань)
Изменения в обществе и в социально-экономических условиях жизнедеятельности приводят к необходимости внедрения на предприятия новых инновационных технологий. Часто эти нововведения не воспринимаются адекватно сотрудниками предприятия, так как им приходится вновь осваивать новые для них профессии, проходить переквалификацию, иначе есть риск быть пониженным в должности или, в худшем варианте, быть уволенным с рабочего места.
Было замечено, что за студенческие парты в основном садятся люди, наиболее ориентированные в рыночной экономики, достигшие высокого социального статуса и имеющие соответственно высокий уровень материального обеспечения. Это и «первые лица» банков, крупных коммерческих фирм, государственных предприятий, и представители властных структур и т.п., т.е. это руководители, от которых практически полностью зависят инновационные процессы. Их потребность в продолжении образования обусловлена часто нехваткой современных конкретных знаний для принятия безошибочных решений, грамотного управления людьми.
Таким образом, все большую распространенность и актуальность в повседневной жизни приобретает проблема образования взрослых, особенно ее психологические аспекты. Требования к профессиональности человека увеличиваются с каждым днем, тем не менее, содержание системы образования несколько не соответствует этим прогрессивным движением производства, как и сами взрослые часто оказываются «не готовыми» вновь обучаться и переобучаться. Многие внешние и внутренние факторы выступают в качестве помех, стоящих на пути непрерывного образования взрослого человека. Одна из них – социально-психологические барьеры.
Суть непрерывного образования сводится к постоянному развитию профессионала, вызванного стремлением соответствовать требованиям современного производства. Высококвалифицированные сотрудники являются важнейшим капиталом компании, и без их профессионализма даже самая совершенная техника теряет смысл.
Важной особенностью обучения взрослых, включенных в систему дополнительного профессионального образования, либо проходящих переподготовку по новой для них специальности, является то, что у них уже имеется определенный багаж профессионального опыта, взглядов и установок. Часто овладение новой специальностью означает не просто расширение, а изменение, трансформацию привычной картины мира и переосмысление своего места в нем, что может привести к когнитивному диссонансу и, как следствие, психологическому дискомфорту и неприятию нового.
Поступающая из внешней и внутренней среды информация, прослеживается системой ценностей и барьеров человека. Эти барьеры препятствывают освоению новых знаний, создавая своего рода фильтр, через который бывает сложно воспринять новые и оригинальные идеи.
В психологической науке «барьер» большинство авторов понимают и определяют как мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действий, в частности, общению с определенным человеком или группой людей. Другие ученые определяют «психологический барьер» как психическое состояние, проявляющейся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий. Некоторые авторы понимают под психологическим барьером субъективное переживание трудностей в деятельности человека.
Психологический барьер – наиболее частая причина внутренних конфликтов.
Новая «учебная» ситуация, как и любое нововведение, порождает напряжение в субъекте, при этом человек стремиться спрятать несовместимые с установками среды переживания, что может привести к глубинному конфликту с самим собой.
Положительная функция психологического барьера – защитная – проявляется в следующем. Каждый человек из совокупности внешней информации выбирает только ту, которая может быть усвоена, не разрушая и не внося существенного разлада в его душевную жизнь. Противоречащая информация не воспринимается субъектом, в противном случае будет страдать образ «Я» и самооценка. Однако, если рассматривать учебный процесс взрослого человека, данная функция барьера может стать серьезной помехой. Возникает проблема ослабления внутреннего барьера, препятствующему творческому процессу и обучению вообще.
Стратегия построения новой деятельности, в данном случае учебной, как содержание поведенческого компонента профессиональной «Я-концепции», представляет собой специфическую систему действий, предназначенных для адаптации человека в новых для него условиях, и, соответственно, обуславливает появление новой роли, новой социальной функции личности взрослого. Известно, что «Я» включает в себя социальную идентичность, которая состоит из социальных ролей, принадлежности к различным группам и т.д. Социальная роль раскрывает механизм усвоения человеком социального опыта, переход обуславливает вхождение в новые социальные позиции. Иными словами, чем быстрее взрослый овладеет новой для него социальной ролью, тем успешнее будет усвоение научных дисциплин. К тому же, доминирующая роль у взрослого в учебном процессе должна быть «Я-обучаемый», а не «Я-менеджер», «Я-специалист», «Я-руководитель» и т.д. Возникающее в подобной ситуации противоречие в «Я-концепции» взрослого, между позициями «Я-обучаемый» и, скажем, «Я-руководитель» может отразиться на самооценке человека.
Чем быстрее руководитель овладеет новой для него социальной ролью «Я-студент», тем успешнее будет усвоение социального опыта, научной дисциплины. Известно, что роль – это соответствующая принятым нормам способ поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, то не полное принятие роли может привести к неадекватному поведению, или же к образованию личностного барьера.
Сам педагогический процесс должен протекать как процесс сотрудничества, а не воспитания в случае учения детей, с позиции «взрослый-взрослый» или «обучающий-обучаемый».
Как уже неоднократно отмечалось, взрослый человек приходит на курсы повышения квалификации, имея за спиной немалый профессиональный опыт, установки и стереотипы. Они, профессиональные стереотипы человека, могут препятствовать освоению новых профессиональных знаний и осложнять процесс профессионализации, создавая своего рода фильтр, через которые бывает сложно воспринять действительно новые и оригинальные идеи. По своей сути это не что иное, как «кризис профессиональной идентичности», который отражается на отношении учащегося к процессу переподготовки и к своему будущему «Я».
Непринятие стереотипизированной роли обучающего взрослым человеком будет сопряжено с образованием социально-психологического барьера. В другом случае, если субъект, взрослый человек со своей системой ценностей и установок, пассивно приспосабливается к новой ситуации, действуя шаблонно, будет стремиться спрятать несовместимые с установками среды переживания, то растет вероятность образования более глубокого внутреннего конфликта.
Стереотип, как затвердившийся отпечаток прошлых подходов, стоит на пути новых идей. Любой стереотип, будучи истинном в одном случае, в другом может оказаться ложным и меньше отвечающим действительности.
Часто установки носят негативный характер. Под установкой понимается готовность взрослого действовать определенным образом по отношению к той или иной ситуации, в нашем случае, в процессе обучения. Негативизм установки обусловлен стрессогенностью условий, прошлым неудачным опытом, сложившимся негативизмом как чертой характера.
Решить проблему между негативных установок, затвердившихся стереотипов, с одной стороны, и новой учебной ситуацией, ролью и социальной функции с другой, и как следствие, возникающих социально-психологических барьеров, можно за счет ослабления последних.
Под «социально-психологическим барьером» мы понимаем системное образование, находящийся в зависимости от специфики деятельности, определенной целями существования организации и типом организационной культуры, в рамках которой реализуются эти цели; а также находящийся в зависимости от ценностно-мотивационной структуры личности.
Как отмечает М.Г.Рогов (2003), основная проблема, с которой сталкиваются преподаватели на курсах повышения квалификации – это проблема мотивации.
Большое значение имеет собственно мотивация, связанная с осознанием значимости собственного развития и стремлением добиться успеха в деятельности. В случае достижения более высоких уровней в профессиональной деятельности и успеха в ней у человека усиливается его общая мотивация, происходит творческое развитие себя как личности средствами профессии. Как отмечает Ю.В.Филиппова (2004), именно уровень развития внутренней мотивации и определяет стремление человека к самосовершенствованию через получение дополнительного образования. К тому же профессиональная переподготовка взрослых выполняет не только социальную и образовательную функцию, но и функцию психологической защиты.
Таким образом, если ситуация, по предположению взрослого, включенного в образовательный процесс, будет удовлетворять его ведущие потребности, и не будет противоречить основным личностным ценностям, то и проблема психологического барьера будет решена.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|