Сделай Сам Свою Работу на 5

Г.М. Мануйлов (С.Петербург)

Кардинальные изменения в современной России затронули буквально все сферы её жизнедеятельности особенно сферу производства и экономики в целом.

В этой связи, переход в управлении от планово-администра­тивных методов к рыночным кардинально изменил экономическую, социальную, политическую и психологическую обстановку в стране. Как правило, осуществление радикальных социально-экономи­ческих реформ связано с определенной дегуманизацией отношений между людьми, включенными в различные системы управления. Ситуация в России – не исключение. Тем не менее, преодоление возникающих на этом этапе кризисов не возможно без отказа от игнорирования проблем отношения с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического (Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, П.В. Малиновский и др.). Это, безусловно, требует существенной перестройки и стратегии, и тактики, и методов управления.

В такой ситуации существенно повышается роль психологии, ибо резко обостряется поиск новых способов решения вопросов управления и руководства человеческими организациями.

Изменение форм собственности, переход на рыночные отношения с иной системой ценообразования, финансовой, кредитной и налоговой жесткостью оказал существенное влияние на психологию субъектов деятельности - менеджеров и исполнителей.

Не случайно, все чаще раздаются призывы к оптимизации социально-психологического климата в каждом конкретном коллективе: такая альтернатива многим представляется единственной возможностью нейтрализации нарушенных экономических отношений. Однако подобные призывы выглядят, скорее, благими пожеланиями: малообоснованными и проблематичными. К сожалению, не только в отечественной психологической науке, но и в самом российском обществе до сих пор не решен принципиальнейший вопрос о том, как добиться, чтобы каждый конкретный член этого общества стал не только объектом, но и субъектом трудовой и общественно-политической деятельности. Не решив этот вопрос, невозможно коренным образом преобразовать общество, сделать его демократическим и гуманным. В последнем ежегодном Послании Президента России Федеральному собранию поставлена задача удвоения ВВП уже в ближайшие годы. Эта задача традиционным менеджментом явно невыполнима.



Как известно, совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решению центральной проблемы человечества: преодолению противоречия между человеком и организацией. Сегодня лишь ленивый еще не понял, что сила его организации, прежде всего в человеческом капитале (Т.Ю. Базаров, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев).

Именно человеческий фактор, - как полагает А.Л. Свенцицкий, - во многом определяет жизнеспособность той или иной организации. Квалификация персонала, его мотивация, социально-психологический климат, характер руководства – вот лишь некоторые важные составляющие, обеспечивающие эффективность любой организации.

Даже высокий уровень технической оснащенности персонала не поможет ему успешно выполнять свои функции, если в организации не проводится соответствующего психологического отбора и профессиональной подготовки работников, низка их трудовая мотивация, постоянно высок уровень конфликтности во всех подразделениях, а руководитель не может найти общего языка со своими подчиненными.

Очевидно, что, ставя перед собой задачу повышения эффективности организаций, необходимо обязательно учитывать психологические стороны их жизнедеятельности.

Гуманистическая трактовка человека как субъекта не только подтверждает данное положение, но и противостоит тоталитаристскому пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося «винтиком» государственной производственной машины, элементом производительных сил, продуктов (то есть только объектом) развития общества. Иначе говоря, лишь общество влияет на индивида, но не индивид как член общества - на это последнее.

Общество, вообще социум - всемогущая сила, которая путем обучения и воспитания навязывает всем определенные знания, взгляды, идеи и т.д. Такое антигуманистическое понимание человека, ведущее к идеологии и практике тоталитаризма, до сих пор сохраняется - часто неосознанно - во многих распространенных у нас теориях (А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев).

На наш взгляд, подобное положение в обществе и науке будет сохраняться еще немало времени. Повинны в этом обе стороны. И, тем не менее, сегодня от самой науки зависит многое, хотя ссылки на её невостребованность внешне выглядят убедительно. Между тем, невостребованность эта вполне объективна: у той же психологии сегодня совсем не много «рыночного товара», который мог бы служить обществу в целом и каждому из его членов, в частности.

В годы кризисного развития общества закономерным становится интенсификация психологических исследований, рассматривающих частные и глобальные проблемы происходящей трансформации.

Как отмечает А.В. Карпов, это и хотя и правильно, но не точно. Речь в действительности идет не о «буме» управленческих исследований, а о том, теория и психология управления наконец-то и у нас начинают обретать свое истинное – нормальное место – то, которое им по праву принадлежит и в науке и в менеджменте.

Современный менеджмент – феномен междисциплинарный и системный. Его структура сложная и разноуровневая. Вместе с тем, понятие менеджмента до сих пор не определено и чаще всего определяется как система управления (Т.Ю. Базаров, А.А. Деркач, П. Друкер, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский, А.В. Карпов, А.И. Китов, Б.Ф. Ломов, Г.С. Никифоров, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, В.И. Пефтиев, Т. Питерс, А.Л. Свенцицкий, А.И. Субетто, Р. Уотермен, Т. Оучи и др.). В эту систему входит разработка философских, социологических, экономических, правовых, психологических и многих других проблем.

В рассматриваемой ситуации особую значимость приобретают исследования психологии современного менеджмента, т.е. управления человеческой составляющей организаций всех форм государственной и негосударственной собственности. Менеджмент – понятие сложное, фактически до сих пор никем строго не определенное, хотя существует множество различных определений, но чрезвычайно широко распространенное и произвольно толкуемое. Ясно, что это явление не только социально-экономическое, но и психологическое.

Можно со всей ответственностью утверждать, что, несмотря на огромное обилие мировой литературы по менеджменту, буквально каждый современный российский менеджер организации любой формы собственности и любого уровня функционирования: индивидуально-частного, муниципального, областного или федерального, - постоянно нуждается в научно обоснованных рекомендациях при выработке, принятии и реализации своих управленческих решений. Эту, далеко не новую, мысль ученые повторяют довольно часто, и в ее подтверждение называют десятки имен классиков отечественной и зарубежной науки управления, в которой давно и прочно многое ожидается от психологии. Столь же ответственно можно утверждать и то, что никто, нигде и никогда не сможет дать такого универсального совета, который был бы безоговорочно применим во всех конкретных жизненных обстоятельствах. Управленческая деятельность настолько сложна и многообразна, что давным-давно априори бытует постулат: «Управление – это не только наука, но и искусство!». В наше время управление – прежде всего наука. И составляющей этой науки давно является психология.

К сожалению, абсолютное большинство психологических исследований выполняется на специфическом языке описания объекта конкретной науки. Этот язык не позволяет решать многообразные, нередко противоречивые, управленческие задачи, адекватные той реальной ситуации, в которую, чаще всего, неожиданно попадает конкретный объект.

В тесной связи со всем сказанным, перманентно актуальна задача выделения и определения понятий, а потом и создания некоторой системы этих понятий, позволяющих изначально планировать и выполнять конкретное прикладное психологическое исследование под совершенно реальное управленческое задание.

На наш взгляд, названному требованию уже сегодня вполне отвечает такое направление в современном менеджменте, которое определилось трудами Ю.М. Забродина, А.В. Карпова, В.В. Новикова, их соратников и учеников.

В нынешних общественно-политических и экономических условиях возникло противоречие между новыми требованиями, объективно предъявляемыми обществом к управлению (в самом широком смысле) и отсутствием реальных инновационных концепций, моделей, которые помогли бы обеспечить оптимальное развитие названных явлений. Данное противоречие обусловило основную проблему нашего исследования: теоретическое обоснование и апробация принципиально новой парадигмы оптимального управления производственными организациями в условиях кризисного общества.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.