|
И.Ф. Албегова, Е.Б. Воробьев (Ярославль)
В последние годы достаточно актуальной является проблема разработки и реализации социальной политики. При этом принципиальными являются вопросы о ее субъектах и объектах. Среди инновационных субъектов социальной политики особое место стали занимать общественные объединения и организации, которые активно действуют на уровне как всего российского общества, так и его отдельных регионов и областей. Весьма разнообразными стали и объекты современной государственной социальной политики. Учитывая, что группа пожилых и старых людей в современной России постоянно увеличивается, то они выступают достаточно представительным объектом социальной политики и социальной работы.
Несмотря на многообразие определений социальной политики, на наш взгляд, довольно привлекательным является ее понимание как деятельности, рассчитанной на управление социальным развитием общества, удовлетворение материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации населения.
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения (профессиональных, национальных, половозрастных и т.д.).
Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. По сути, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека, групп, всего общества к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности.
Она представляет из себя совокупность правил, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем на данном этапе развития общества, является регулятором отношений между индивидом и обществом, индивидом и группой, индивидом и индивидом.
Как правило, социальная политика направлена на удовлетворение потребностей, соблюдение интересов основных социальных групп общества. Чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формируются в задачах социальной политики, а следовательно, и успешнее решаются. Пожилые люди как полноправная социальная группа населения современной России в этом плане не является исключением.
Основная (идеальная) цель социальной политики – это разрешение противоречия между текущими и перспективными интересами общества и, как правило, несовпадающими потребностями социальных групп. При этом закон возвышения потребностей, процесс их непрерывного развития, увеличения типов и видов с неизбежностью ставит вопрос об адекватной социальной политике в число утопических. Тем не менее, в отношении отдельных категорий граждан она должна быть объективно обусловленной и субъективно привлекательной.
Социальная политика в любом обществе призвана решить следующие задачи: гармонизировать общественные отношения, обеспечить политическую стабильность, создать и упрочить гражданское согласие. Основными путями решения поставленных задач являются поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами, создание условий для решения жилищной проблемы; удовлетворение спроса населения на количество и качество товаров и услуг; создание базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры. При этом решение перечисленных стратегических задач невозможно без учета и своевременного разрешения проблем отдельных социально-демографических групп.
Среди всех задач выделяется главная, отражающая общее направление современной социальной политики: стабилизация уровня жизни граждан Российской Федерации с дальнейшим повышением уровня развития экономики страны.
Данная задача объективно определяет необходимость создания экономических, правовых и социально-психологических условий, стимулирующих членов общества на трудовую деятельность, как основу личного благосостояния и благополучия всего общества, формирование среднего класса, как основной части населения страны.
Не менее важной является задача поддержания оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан
Актуальной стала и задача усиления адресности социальной поддержки наименее защищенных групп населения, что, несомненно, положительно повлияет на решение проблемы бедности, ее сокращения и обеспечения основных социальных гарантий в области доходов населения.
Определение социальной политики как особого вида деятельности предполагает рассмотрение ее субъектов и объектов.
Субъекты социальной политики - это участники процесса разработки ее основ, концепций, направлений и те, кто непосредственно занимается ее реализацией. В условиях современного российского общества диапазон субъектов социальной политики довольно широк и может быть представлен государством, политическими партиями, общественно-политическими объединениями и движениями, отдельными общественными организациями, различными благотворительными фондами и даже частными лицами (спонсорами, донорами, меценатами). Например, общественные некоммерческие негосударственные организации (НКО) с середины 90-х гг. XX в. активно выступают инновационными субъектами социальной политики. Они содействуют решению важных социальных проблем в обществе, выполняя тем самым функции социальной работы. К их числу относятся: охрана и реализация прав человека, участие в законотворчестве и совершенствовании законопроектов, воздействие на правотворчество путем наблюдения за деятельностью правительственных и государственных структур. НКО создают условия для развития потенциала человеческой личности, способствуют возрождению духовных и нравственных основ российского общества, помогают людям в сложных жизненных ситуациях. Ряд общественных организаций проводят научно-исследовательскую работу, занимаются просветительской и издательской деятельностью, часто они первыми диагностируют социальные проблемы, выступают в СМИ с информацией о них, привлекая тем самым к ним внимание широкой общественности, находят оптимальные пути их решения за счет разработки, апробации и внедрения инновационных социальных технологий.
При этом члены НКО формируют у граждан установки на решение своих задач и проблем самостоятельно, без надежды на помощь со стороны государства. НКО проводят обучающие мероприятия (тренинги, семинары, консультации) по овладению различными техниками выживания в условиях стресса, безработицы, безденежья, выходу из кризисных ситуаций. Тем самым они как бы инициируют активность людей, помогают им развить лидерские черты и качества, а по-другому, воспитывают и формируют субъектность. НКО создают организационные возможности для объединения людей с целью решения каких-либо вопросов. Устанавливая связи и нормализуя отношения между различными социальными группами, НКО консолидируют российское общество, способствуют ослаблению социальной напряженности, созданию благоприятного психологического климата.
Современное положение НКО в обществе, специфика психологии их членов и философии существования, особенности финансирования деятельности, а лучше сказать, его отсутствие, стимулируют разработку принципиально новых, подчас неожиданных и нестандартных способов решения социальных проблем. В связи с этим НКО выступают общественными генераторами идей, причем идей, которые для своей реализации не требуют особых материальных затрат, но дают значимый положительный социальный эффект.
Таким образом, негосударственные неполитические некоммерческие организации создают принципиально новую технологическую основу для решения социальных задач. Мобильная организационная структура, свободная от стереотипов психология членов НКО, ограниченность финансовых средств объективно способствуют разработке и внедрению инновационных способов решения социальных проблем. Дальнейшее развитие НКО, расширение сферы их деятельности оказывает непосредственное влияние на разработку и реализацию социальной политики в российском обществе.
Пожилые люди также достаточно активны в создании инновационных субъектов социальной политики: именно они создают партии (например, в 1997 году была создана партия пенсионеров), общественные организации и объединения (ветеранов ВОВ, МВД и т.д.). Ярким примером являются представители научного социума, которые и в 70-75 лет выступают генераторами идей, не теряют остроту восприятия и эмоциональность жизни, они также создают общественные организации в виде различных академий, центров, институтов.
Основными целями данных общественных организаций являются содействие адаптации пожилых людей к условиям рыночной экономики; создание условий, способствующих их независимости, сохранению достоинства личности, помощь в преодолении болезней, бедности, и максимальное нахождение пожилых в привычной обстановке.
Общественные организации весьма активно работают с пожилыми людьми. От других социальных институтов они отличаются: проникновением в те сферы их жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими государственными структурами и максимальной активизацией деятельности и поведения их членов – пожилых людей.
Общественные организации, созданные пожилыми людьми, не только оказывают реальную действенную социально-психологическую и материальную помощь своим членам, но и достаточно активно участвуют в процессе разработки социальной политики. Исследования, проведенные авторами 2000-2004 гг., были посвящены изучению технологий деятельности общественных организаций Ярославского региона в разработке и реализации социальной политики в отношении пожилых людей, а также обобщению опыта их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в области реформирования социальной политики.
Прежде всего речь идет о том, что органы власти и общественные организации по-разному представляют роль НКО в разработке социальной политики. Так, 64% опрошенных представителей общественных организаций (руководители, члены и волонтеры) полагают, что участие организаций данного типа в разработке социальной политики, в принятии новых законопроектов важно в той же мере, как и остальные направления деятельности НКО. Лишь 25% представителей органов власти (депутаты, руководители департаментов и их отделов) назвали данную работу одним из основных направлений деятельности НКО. Обе категории представителей полагают, что добиться набольших успехов в разработке социальной политики можно, взаимодействуя преимущественно с законодательной властью на региональном и муниципальном уровнях. При этом представители НКО практически одинаково оценивают важность работы как с законодателями на уровне субъектов РФ, так и с органами местного самоуправления. Представители же власти считают, что НКО могут добиться наибольших успехов в разработке социальной политики, сотрудничая именно с региональной властью.
Практика показывает, что степень взаимодействия общественных организаций с представителями региональной власти выше, чем с представителями федеральных структур. В соответствии с приведенными исследованиями, только 14% представителей НКО отметили, что они вообще не сотрудничали с региональными законодателями.
На региональном уровне НКО чаще всего апеллируют к следующим субъектам: депутатам (указали 64% представителей НКО); представителям органов законодательной власти в целом (законодательные собрания, думы, народные собрания и др.(52%); губернаторам (46%); отдельным департаментам и отделам органов законодательной власти (35%).
При выработке решений по социальным вопросам на муниципальном уровне представители обеих групп отмечают наиболее частое взаимодействие общественных организаций с мэрами городов, их заместителями, советниками, сотрудниками администраций и отдельными структурными подразделениями муниципальных образований.
Проведенные исследования выявили разнообразные формы участия общественных организаций в разработке социальной политики на разных уровнях. К числу основных относятся следующие: участие в подготовке законопроектов; подготовка поправок к законам; участие в рабочих органах законодательных структур (рабочие группы, круглые столы); участие в парламентских или общественных слушаниях; участие в работе рабочих групп и переговорных площадок, созданных по результатам работы Гражданского форума 2001 года; организация общественных советов при законодательных органах власти; прямая работа с представителями законодательных органов (контакты с депутатам); участие в разработке региональных целевых программ; вовлечение заинтересованных групп населения в процесс обсуждения и поддержки инициатив (общественные кампании, слушания, сбор подписей, акции давления).
Большинство представителей обеих категорий отметили, что в 2000-2004 годах взаимодействие НКО и органов законодательной власти всех уровней усилилось, стало более интенсивным. Подобную точку зрения разделили 50% представителей органов власти и 64% представителей НКО.
В Ярославской области наиболее успешный опыт такой работы (по результатам исследований авторов) был у Ярославского отделения Общероссийской общественной организации "Союз социальных педагогов и социальных работников", некоммерческого объединения "Голос", ЯРОО "Центр социального партнерства", городская организация женщин, ЯРОО женщин-инвалидов "Мы и общество", ООЯО "Социум" и др.
Таким образом, роль общественных организаций в разработке и реализации социальной политики, в том числе и в отношении пожилых людей, на современном этапе развития российского общества проявляется достаточно ярко. НКО не только стали активными субъектами социальной политики, но и сами участвуют в ее разработке, изучении механизмов реализации и выработке инновационных социальных технологий реализации основных направлений. Более того, ярославские общественные объединения и организации достаточно активно разрабатывают, апробируют и внедряют инновационные социальные технологии работы с пожилыми людьми.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|