Сделай Сам Свою Работу на 5

И.Ф. Албегова, Е.Б. Воробьев (Ярославль)

В последние годы достаточно актуальной является проблема разработки и реализации социальной политики. При этом принципиальными являются вопросы о ее субъектах и объектах. Среди инновационных субъектов социальной политики особое место стали занимать общественные объединения и организации, которые активно действуют на уровне как всего российского общества, так и его отдельных регионов и областей. Весьма разнообразными стали и объекты современной государственной социальной политики. Учитывая, что группа пожилых и старых людей в современной России постоянно увеличивается, то они выступают достаточно представительным объектом социальной политики и социальной работы.

Несмотря на многообразие определений социальной политики, на наш взгляд, довольно привлекательным является ее понимание как деятельности, рассчитанной на управление социальным развитием общества, удовлетворение материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации населения.

Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения (профессиональных, национальных, половозрастных и т.д.).

Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. По сути, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека, групп, всего общества к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности.

Она представляет из себя совокупность правил, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем на данном этапе развития общества, является регулятором отношений между индивидом и обществом, индивидом и группой, индивидом и индивидом.



Как правило, социальная политика направлена на удовлетворение потребностей, соблюдение интересов основных социальных групп общества. Чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формируются в задачах социальной политики, а следовательно, и успешнее решаются. Пожилые люди как полноправная социальная группа населения современной России в этом плане не является исключением.

Основная (идеальная) цель социальной политики – это разрешение противоречия между текущими и перспективными интересами общества и, как правило, несовпадающими потребностями социальных групп. При этом закон возвышения потребностей, процесс их непрерывного развития, увеличения типов и видов с неизбежностью ставит вопрос об адекватной социальной политике в число утопических. Тем не менее, в отношении отдельных категорий граждан она должна быть объективно обусловленной и субъективно привлекательной.

Социальная политика в любом обществе призвана решить следующие задачи: гармонизировать общественные отношения, обеспечить политическую стабильность, создать и упрочить гражданское согласие. Основными путями решения поставленных задач являются поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами, создание условий для решения жилищной проблемы; удовлетворение спроса населения на количество и качество товаров и услуг; создание базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры. При этом решение перечисленных стратегических задач невозможно без учета и своевременного разрешения проблем отдельных социально-демографических групп.

Среди всех задач выделяется главная, отражающая общее направление современной социальной политики: стабилизация уровня жизни граждан Российской Федерации с дальнейшим повышением уровня развития экономики страны.

Данная задача объективно определяет необходимость создания экономических, правовых и социально-психологических условий, стимулирующих членов общества на трудовую деятельность, как основу личного благосостояния и благополучия всего общества, формирование среднего класса, как основной части населения страны.

Не менее важной является задача поддержания оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан

Актуальной стала и задача усиления адресности социальной поддержки наименее защищенных групп населения, что, несомненно, положительно повлияет на решение проблемы бедности, ее сокращения и обеспечения основных социальных гарантий в области доходов населения.

Определение социальной политики как особого вида деятельности предполагает рассмотрение ее субъектов и объектов.

Субъекты социальной политики - это участники процесса разработки ее основ, концепций, направлений и те, кто непосредственно занимается ее реализацией. В условиях современного российского общества диапазон субъектов социальной политики довольно широк и может быть представлен государством, политическими партиями, общественно-политическими объединениями и движениями, отдельными общественными организациями, различными благотворительными фондами и даже частными лицами (спонсорами, донорами, меценатами). Например, общественные некоммерческие негосударственные организации (НКО) с середины 90-х гг. XX в. активно выступают инновационными субъектами социальной политики. Они содействуют решению важных социальных проблем в обще­стве, выполняя тем самым функции социальной работы. К их числу относятся: охрана и реализация прав человека, участие в законотворче­стве и совершенствовании законопроектов, воздействие на правотвор­чество путем наблюдения за деятельностью правительственных и госу­дарственных структур. НКО создают условия для развития потенциала человеческой лич­ности, способствуют возрождению духовных и нравственных основ рос­сийского общества, помогают людям в сложных жизненных ситуациях. Ряд общественных организаций проводят научно-иссле­довательскую работу, занимаются просветительской и издательской деятельностью, часто они первыми диагностируют социальные проблемы, выступают в СМИ с информацией о них, привлекая тем самым к ним внимание ши­рокой общественности, находят оптимальные пути их решения за счет разработки, апробации и внедрения инновационных социальных технологий.

При этом члены НКО формируют у граждан установки на реше­ние своих задач и проблем самостоятельно, без надежды на помощь со стороны государства. НКО проводят обучающие мероприятия (тренинги, семи­нары, консультации) по овладению различными техниками выживания в условиях стресса, безработицы, безденежья, выходу из кризисных си­туаций. Тем самым они как бы инициируют активность людей, помогают им развить лидерские черты и качества, а по-другому, воспитывают и формируют субъектность. НКО создают организационные возможности для объединения людей с целью решения каких-либо вопросов. Устанавливая связи и нор­мализуя отношения между различными социальными группами, НКО консолидируют российское общество, способствуют ослаблению соци­альной напряженности, созданию благоприятного психологического климата.

Современное положение НКО в обществе, специфика психологии их членов и философии существования, особенности финансирования деятельности, а лучше сказать, его отсутствие, стимулируют разработку принципиально новых, подчас неожиданных и нестандартных способов решения социальных проблем. В связи с этим НКО выступают общественными генераторами идей, причем идей, которые для своей реализации не требуют особых материальных затрат, но дают значимый положительный социальный эффект.

Таким образом, негосударственные неполитичес­кие некоммерческие организации создают принципиально но­вую технологическую основу для решения социальных задач. Мобиль­ная организационная структура, свободная от стереотипов психология членов НКО, ограниченность финансовых средств объективно способ­ствуют разработке и внедрению инновационных способов решения со­циальных проблем. Дальнейшее развитие НКО, расширение сферы их деятельности оказывает непосредственное влияние на разработку и реализацию социальной политики в российском обществе.

Пожилые люди также достаточно активны в создании инновационных субъектов социальной политики: именно они создают партии (например, в 1997 году была создана партия пенсионеров), общественные организации и объединения (ветеранов ВОВ, МВД и т.д.). Ярким примером являются представители научного социума, которые и в 70-75 лет выступают генераторами идей, не теряют остроту восприятия и эмоциональность жизни, они также создают общественные организации в виде различных академий, центров, институтов.

Основными целями данных общественных организаций являются содействие адаптации пожилых людей к условиям рыночной экономики; создание условий, способствующих их независимости, сохранению достоинства личности, помощь в преодолении болезней, бедности, и максимальное нахождение пожилых в привычной обстановке.

Общественные организации весьма активно работают с пожилыми людьми. От других социальных институтов они отличаются: проникновением в те сферы их жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими государственными структурами и максимальной активизацией деятельности и поведения их членов – пожилых людей.

Общественные организации, созданные пожилыми людьми, не только оказывают реальную действенную социально-психологическую и материальную помощь своим членам, но и достаточно активно участвуют в процессе разработки социальной политики. Исследования, проведенные авторами 2000-2004 гг., были посвящены изучению технологий деятельности общественных организаций Ярославского региона в разработке и реализации социальной политики в отношении пожилых людей, а также обобщению опыта их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в области реформирования социальной политики.

Прежде всего речь идет о том, что органы власти и общественные организации по-разному представляют роль НКО в разработке социальной политики. Так, 64% опрошенных представителей общественных организаций (руководители, члены и волонтеры) полагают, что участие организаций данного типа в разработке социальной политики, в принятии новых законопроектов важно в той же мере, как и остальные направления деятельности НКО. Лишь 25% представителей органов власти (депутаты, руководители департаментов и их отделов) назвали данную работу одним из основных направлений деятельности НКО. Обе категории представителей полагают, что добиться набольших успехов в разработке социальной политики можно, взаимодействуя преимущественно с законодательной властью на региональном и муниципальном уровнях. При этом представители НКО практически одинаково оценивают важность работы как с законодателями на уровне субъектов РФ, так и с органами местного самоуправления. Представители же власти считают, что НКО могут добиться наибольших успехов в разработке социальной политики, сотрудничая именно с региональной властью.

Практика показывает, что степень взаимодействия общественных организаций с представителями региональной власти выше, чем с представителями федеральных структур. В соответствии с приведенными исследованиями, только 14% представителей НКО отметили, что они вообще не сотрудничали с региональными законодателями.

На региональном уровне НКО чаще всего апеллируют к следующим субъектам: депутатам (указали 64% представителей НКО); представителям органов законодательной власти в целом (законодательные собрания, думы, народные собрания и др.(52%); губернаторам (46%); отдельным департаментам и отделам органов законодательной власти (35%).

При выработке решений по социальным вопросам на муниципальном уровне представители обеих групп отмечают наиболее частое взаимодействие общественных организаций с мэрами городов, их заместителями, советниками, сотрудниками администраций и отдельными структурными подразделениями муниципальных образований.

Проведенные исследования выявили разнообразные формы участия общественных организаций в разработке социальной политики на разных уровнях. К числу основных относятся следующие: участие в подготовке законопроектов; подготовка поправок к законам; участие в рабочих органах законодательных структур (рабочие группы, круглые столы); участие в парламентских или общественных слушаниях; участие в работе рабочих групп и переговорных площадок, созданных по результатам работы Гражданского форума 2001 года; организация общественных советов при законодательных органах власти; прямая работа с представителями законодательных органов (контакты с депутатам); участие в разработке региональных целевых программ; вовлечение заинтересованных групп населения в процесс обсуждения и поддержки инициатив (общественные кампании, слушания, сбор подписей, акции давления).

Большинство представителей обеих категорий отметили, что в 2000-2004 годах взаимодействие НКО и органов законодательной власти всех уровней усилилось, стало более интенсивным. Подобную точку зрения разделили 50% представителей органов власти и 64% представителей НКО.

В Ярославской области наиболее успешный опыт такой работы (по результатам исследований авторов) был у Ярославского отделения Общероссийской общественной организации "Союз социальных педагогов и социальных работников", некоммерческого объединения "Голос", ЯРОО "Центр социального партнерства", городская организация женщин, ЯРОО женщин-инвалидов "Мы и общество", ООЯО "Социум" и др.

Таким образом, роль общественных организаций в разработке и реализации социальной политики, в том числе и в отношении пожилых людей, на современном этапе развития российского общества проявляется достаточно ярко. НКО не только стали активными субъектами социальной политики, но и сами участвуют в ее разработке, изучении механизмов реализации и выработке инновационных социальных технологий реализации основных направлений. Более того, ярославские общественные объединения и организации достаточно активно разрабатывают, апробируют и внедряют инновационные социальные технологии работы с пожилыми людьми.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.