Сделай Сам Свою Работу на 5

Н.В. Ананьичева (Ярославль)

На сегодняшний день существует широкий спектр древних духовных практик, которые разработаны с целью обеспечить доступ к трансперсональным областям. Весь этот эмпирический спектр описан историками, антропологами, специалистами по изучению религии в виде различных шаманских процедур, славянских ритуалов, мистерий смерти и возрождения, трансовых танцев различных религий.

С точки зрения современного городского человека славянское язычество- это что-то вроде сказки или же собрание старинных народных суеверий, не имеющих никакого отношения к реальности и тем более к современности. Описания «странствий души» не воспринимаются как реальность, за которой может стоять какой-либо опыт. На протяжении многих веков славянское язычество воспринималось как проявление примитивного магического мышления.

В настоящее время «мы начинаем понимать, что наука поспешила с вынесением обвинительного приговора» (Гроф) древним практикам. Современные исследования сознания позволяют сделать серьезный пересмотр древнего опыта и синтез древней мудрости и современной науки.

На наш взгляд, славянский ритуал представляет собой реальную картографию необычных состояний сознания, испытанных в процессе его протекания. В современной практике славянский обряд может использоваться не только как способ вхождения в измененное состояние сознания, но и как трансформационная и интегративная психотехнология. В нашем понимании, интегративная психотехнология - система теорий, концепций, моделей, методов, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей раздробленности сознания, деятельности, поведения.(Козлов В.В.) Цель трансформации в славянском обряде, на наш взгляд, заключается в достижении «изначального» состояния, т. е. в достижении людьми большей гармонии, сбалансированности в жизни.

Использование славянских практик в современной психологии предполагает не уход человека из того материального мира, где он живет, а повышение его адаптивности и эффективности в каждой конкретной ситуации. Приведем пример: в технике славянского рукопашного боя существует практика «ломания», которая заключается не в открытом столкновении с противником, а в «прощупывании» открытых зон тела и нахождении «провалов» внимания. Данная идея проявляется в своеобразной гибкости тела, которое, в свою очередь, отражает гибкость сознания. Побеждает не сильнейший, а гибкий. В современном контексте потребность в практике боя отпала, но осталась потребность в гибкости, как тела, так и сознания.



Славянский обряд, как интегративная психотехнология, обладает системностью, комплексностью, целостностью, которые проявляются в его психологических техниках, работающих на разных уровнях психики:

· Физическом и психофизическом (хождение по углям, прыганье через костер);

· Психологическом (личностная трансформация через различные практики, например инициация смерти в игре «в умруна»; психотерапия, например, хоровым пением; достижение целей интеграции личности)

· Социально-психологическом (разрешение проблем коммуникации и социальной адаптации- практики «ломания», «круга-коло», различные игры);

· Разрешение проблем самоактуализации;

· Удовлетворение потребности личности в трансцендировании и т. д.

Таким образом, славянский обряд как интегративная психотехнология включает в себя широкий спектр психологических техник, общим для которых является использование личностного ресурсного потенциала.

Приведем конкретный пример славянской практики, которая позволяет личности трансформироваться. Игра в «умруна»- своеобразная инициация смерти, в основном проводилась среди молодежи. Рассмотрим ее в соответствии с предложенными стадиями ритуала смерти С. Грофа. Первая стадия- отделение. На этой стадии человек выводится из привычных ему социальных связей. Человека, выбранного в «умруна», т. е. готового пережить смерть и возрождение, готовили к обряду: произносились специальные заговоры и наветы, целью которых являлась визуализация смерти и подготовка человека к новому состоянию. Переходную стадию следует рассматривать с точки зрения внешних символов и действий, обрамляющих прохождение испытания и с позиции переживаемых субъективных впечатлений. В течение переходной фазы используются всевозможные методы для расширения сознания инициируемого путем снижения или полного снятия психологических барьеров. К таким методам можно отнести плач-причитание, траурные белые одежды, имитация гроба, траурная процессия, имитация признаков смерти (бледность лица, неподвижность, задержки дыхания). В такой ситуации человек и социальная группа оставляют один стиль поведения («живой») и вступают в другие условия существования. Границы личности раздвигаются «до степени включения в себя сверхъестественных сил» (Гроф С.). Целью приемов перехода является создание условий для символического переживания смерти и трансформация личности. На стадии воплощения «умрун» возвращается к непосредственному социальному окружению и обладает новой концептуалистикой. Во время процессии, шествующей от одной избы к другой, покойника оживляли, дав испить «живой водицы»; произносили заветы «на жизнь» (Грановский). Согласно славянским представлениям, человек, переживший смерть и возвратившийся к жизни, является дважды рожденным, озаренным, посвященным (подтверждение можно обнаружить практически во всех русских народных сказках).

Славянский обряд в современной его реконструкции включает в себя достаточно большой набор различного плана психотехник, таких как: «гудение», «ломание», хоровое песнопение, различные виды кологодов, игры, заветы, наветы, различные инициации, самая сильная из которых – имянаречение, дыхательные практики, борьба и непосредственно ритуальные действия, которые сохранили во многом архаичные черты (например, бросание венков воду- у этого обычая сексуально-эротическое содержание: река олицетворяет мужское естество, венок - женское, а бросание имитирует их соитие). Полную индетификацию с женщиной-матерью можно обнаружить в практике вождения женского хоровода вокруг березы на праздник Макоши. Береза символизирует таинство жизни, олицетворяемое женщиной, а круг (коло) имеет оберегательные функции женской утробы (Демин В. Н.).

Слово в славянском обряде занимает важное место и им нужно уметь пользоваться. В прошлом прибегали к помощи профессиональных посредников- жрецов, волхвов, оракулов, шаманов, колдунов, которые по сути обладали различными психотехнологиями. На первый взгляд наветы и заветы – метаморфически насыщенный набор не слишком связанных друг с другом предложений, но дело не в самом содержании текста, а в использовании в нем ключевых архетипичных символов.

Хоровое пение и «гудение» используют слово и звуковой ряд. Основной задачей пения является введение неподготовленного человека в определенное психоэмоциональное состояние и управление им. В настоящее время данной техникой владеют в основном женщины. В основе «гудения» лежит способ управления собственным звучанием, что подразумевает «умение звучать» (Андреев А.) практически любой частью тела. Это метод передачи «возникшей вибрации в определенном месте в голос, что вызывает при правильном исполнении прекращение поющим контроля над музыкальной правильностью пения» (Адамович Г. Э.). Со стороны же «гудение» звучит как мелодия. В звуковом ряде используются в основном общие для многих культур архаичные звуки ( например, МА – мать, Макошь, Махаяна, Махатма, Махараджа). В «гудении» применяется брюшной тип дыхания.

Дыхательные практики позволяют входить в определенные психофизические состояния. В славянских психотехниках используются различные виды дыхания:

– Брюшное дыхание – осуществляется при помощи мышц живота: «втягивание» живота способствует выдоху, «выпячивание» живота – вдоху.

– Диафрагменное дыхание – обеспечивается мышцами диафрагмы, которая, сокращаясь, становится плоской, а расслабляясь – куполообразной

– Грудное дыхание – обеспечивается за счет сокращения и расслабления мышц груди, поднятия и опускания ребер грудной клетки.

– Полное дыхание – объединяет все вышеописанные методы дыхания

Важными условиями, необходимыми для вхождения в ИСС, являются: расслабленность, следование за дыханием, регулирование дыхания, легкость тела.

Таким образом, в весьма сжатом виде мы сделали попытку передать всю уникальность, комплексность, целостность славянского обряда. На современном этапе углубленное понимание процессов трансформации и интеграции в славянских практиках могло бы иметь огромные последствия для психотерапии. Введение человека в духовную историю его культуры приводит к соприкосновению с древнейшей сакральной традицией и пониманию непосредственного отношения к этой традиции психики.

Литература:

  1. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М.,2001
  2. Адамович Г.Э. Тренинг в системе подготовки славянских воинов. – Минск, 2003
  3. Андреев А. Очерки русской этнопсихологии. – Спб, 2000
  4. Демин В. Н. Русь гиперборейская. – М.,2002
  5. Гроф С. Человек перед лицом смерти. – М.,2003

Семенова А. Мы - славяне. – М.,1998

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.