Сделай Сам Свою Работу на 5

Гендерные проблемы в женской психотерапевтической группе

Л.В. Бызова (Иркутск)

Гендерные исследования – достаточно новая область научного знания. Они разрабатывались в основном, в философии, социологии, истории, политологии, антропологии, лингвистике и т.д. В психологии эти проблемы пока мало представлены. Термин "гендер" появился в 70-е гг. прошлого века в терминологии западных теоретиков феминизма, происходит от английского слова и буквально означает "род", "пол". В отечественной психологии термин появился в начале 90-х гг. Гендер – это сложный социо-культурный понятийный объект, конструируемый обществом и указывающий на различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским [2].

Нас интересуют ворсы, как в процессе жизни, в процессе социализации девочки, при взаимодействии физиологии, культуры и бессознательных процессов формируется психология женщины как женщины. При этом перед каждой из женщин встаёт вопрос, каким образом она может в обществе отстаивать интересы своей личности и наиболее конструктивно использовать свои возможности для развития. Наблюдается множество самых разнообразных аспектов, касающихся того, как социальное положение женщины (отличное от мужского) может влиять на её психическое здоровье.

По данным североамериканских исследователей [1] каждая седьмая женщина на протяжении своей жизни хоть раз попадает на лечение в психиатрическое учреждение. В отношении наших женщин тоже можно сказать, что многие из них являются потребителями психотропных препаратов; курение и употребление алкоголя среди женщин продолжает распространяться. Что касается невротических нарушений питания, то женщины в настоящее время ими страдают так часто, что это можно считать эндемией. Психическое здоровье современных женщин оставляет желать лучшего. Причины же их эмоционального неблагополучия разнообразны и, помимо психологических, имеют отношение к комплексу политических, экономических и социальных факторов.

Главными детерминантами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой идентификации поведения [2]. Отношения женщины с обществом не лишены проблем. В процессе своего воспитания женщины формируют определённые представления о себе и о дозволенном. От этого зависит, смогут ли они воспользоваться предоставленными им в настоящее время новыми возможностями, не испытывая при этом чувства вины и тревоги. В нашем обществе, с элементами обновления и освобождения личности от излишнего государственного давления, мы наблюдаем множество негативных факторов, влияющих на гендерную идентификацию. Женщины делают попытки воспользоваться новыми возможностями для личной самореализации. Хотя неудачные попытки могут вызывать у женщин сложные чувства, использование ими старых форм социального поведения также не приносит им удовлетворения.



В процессе трехлетней работы женского социально-психологического клуба нами замечено, что основной проблемой, мешающей социальной активности женщин является незнание или неосознавание своей гендерной роли и паттернов женского поведения. Этот вывод был сделан на основании наблюдения за поведением членов клуба, по результатам решения психологических задач и проигрывания типичных жизненных ситуаций. Чаще всего наши женщины были склонны проявлять агрессивность, настойчивость, конкурентность, жесткость, авторитарность и независимость, то есть качества, связанные с мужским типом реагирования.

Исходя из этого, нами была подготовлена программа психокоррекционной работы, под названием "К истокам женственности". В группу могли ходить все желающие женщины. Оказалось, что половина участниц были просто подругами, начав работу "за компанию", явились хорошим скрепляющим звеном, хотя и не остались в ней надолго. Остальные участницы, те кто обратились к психологам за помощью в разное время с разнообразными проблемами, входили и выходили в группу по мере решения психологических проблем. За три года существования группа перешла в статус психотерапевтической. На начальном этапе достижение основной цели возвращения к женственности намечалось через осознание проявления женских форм поведения, наработку умений отличать и сочетать женские и мужские качества. В дальнейшем, на запрос продолжить работу и с приходом новых членов группы, были поставлены психотерапевтические задачи.

Известно, что женщины обращаются к психологам и психотерапевтам, когда страдают, испытывают чувство отчаяния, не могут решить проблем повседневной жизни либо не получают от жизни удовлетворения. Решать эти вопросы, надо было совместно с участницами через широкое изучение историко-культуральных особенностей в целом женского поведения, образно-символическое выражение в мифах, сказках, былинах ролевого поведения мужчин и женщин и проигрывание этих ролей, через формирование индивидуального Я-образа женщины, уточнение её семейно-ролевых особенностей и т.п.

Мы пришли к выводу, что гендерный вопрос звучит для всех женщин одинаково, но понимается индивидуально, по-своему. Как реализовать свой потенциал в обществе, чтобы получить удовлетворение от жизни, от общения в социуме, контактов со своими партнёрами? И решается он индивидуально, когда каждая женщина занимается собственным жизнетворчеством. Весь этот процесс разворачивается в трех слоях окружения личности, которые входят один в другой как матрёшки с личностью в сердцевине. Во-первых, это самый широкий круг – культурный слой жизнеустройства, где живёт и развивается личность. В него входит весь накопленный багаж знаний об отношениях мужчин и женщин, их ролях в обществе, семье, соподчинении и ответственности в воспитании детей и т.д., знания о котором усваиваются ребёнком через сказки, былины, мифы. Второй, социальный слой, содержит весь спектр взаимоотношений полов на момент созревания человека, со всеми положительными сторонами и издержками в гендерной политике общества, идеологии, экономике, воспитании и т.п.

Третий, самый близкий слой к личности, через который в большей степени и происходит трансляция всех накоплений двух предыдущих слоёв, семья. Она может быть полной, неполной, с одним родителем, совсем отсутствовать, оставаться постоянной, изменяться по составу и качеству отношения к ребёнку. Семьи подразделяются на нормальные и аномальные [3]. В "нормальной" семье ответственность за семью, жену, детей несёт мужчина. Как отмечает В.Н.Дружинин, в аномальной семье ответственность за семью, детей (и - мужа) несёт жена или - в редких случаях – старший из детей. Сценарий социализации ребёнка определяется культурой, к которой принадлежит семья, в которой он воспитывается. Классическим вариантом аномальной семьи является российская семья советского периода, результаты которой мы и отмечаем у наших клиенток. Христианская модель семьи предлагает доминирование мужчины, в отличие от языческой, где может доминировать женщина. По последнему типу и продолжают строиться наши семьи, однако, с возложением ответственности за семью в обществе на мужчину. При таком нарушении распределения доминирования и ответственности в семьях ведет к аномалии воспитания детей в семье. Аномалия же в воспитании ведет к аномалии в структуре личности.

При анализе женских историй участниц психотерапевтической группы было выявлено, что 80% женщин воспитывались в неполных семьях (с одной матерью), остальные выросли в конфликтных семьях. В их детском базовом опыте не был заложен опыт конструктивного взаимодействия мужчины и женщины, продуктивного проявления эмоционально-психологической близости между членами семьи.

Слои социализации создают определенную кумулятивную среду, условия разворачивания внутренних потенций и устремлений девочки и затем превращения её в женщину. В свою очередь, изменение внутренних условий должно повлечь за собой изменение внешних условий. В психотерапевтических условиях принятие позиции, что пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, даёт возможность переоценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации

Центральным в гендерной психологии является ответ на вопрос, насколько ребенок в процессе своего развития может осознавать различия между полами, не пытаясь при этом воспринимать представителей другого пола как существ более низкого порядка. В ключе психоаналитической теории это связано с вопросом, каким образом девочка может сформировать свою психическую автономность и уверенность в собственной ценности? В рамках гуманистической психологии это звучит как женская самореализация. Так по представлениям Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Е.А.Тихоновой женщина проходит четыре этапа своей реализации, проявляясь в трех ипостасях - эго, инстинкт и душа [4]. Нулевой этап (от рождения до достижения половой зрелости) характеризуется накоплением опыта, впечатлений, знаний о жизни; идёт подражание моделям женского поведения. Собственно женский путь начинается с инициации, посвящения в женщину. Это определенный феномен в жизни женщины, когда она осуществляет переход от стадии девушки к стадии зрелой женщины. Традиционно в обыденном сознании признаком того, что женщина прошла первую инициацию, считается начало сексуальной жизни, замужество, рождение детей – то есть социальная атрибутика. В своей практике мы обнаружили, что наши клиентки, обладая перечисленными признаками, реально не чувствуют себя взрослыми зрелыми женщинами.

Первый этап: "священный брак", поиск духовного партнёрства, - связан с поиском или ожиданием партнёра. Главный объект самореализации – построение взаимоотношений с партнёром. Второй этап: осознание родовой идентичности. Третий этап: социальная самореализация и четвёртый: жизнь в соответствии с природными циклами.

С нашей точки зрения, начало каждого этапа сопровождается своей инициацией. Для реальной инициации недостаточно формальных признаков. Необходима психологическая инициация женщины, то есть не внешний, а внутренний переход из одной стадии в другую. Увы, если в первобытном обществе для этого существовали обряды и ритуалы, оберегающие человека и общество от дезинтеграции, то "единственным процессом инициации, который живет и фактически практикуется сегодня на Западе, является анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях" (К.Г.Юнг).

Этим своим наблюдениям мы нашли подтверждение у других исследователей, которые, проводя психотерапевтические сессии, посвященные психологической инициации женщин, обнаружили, что все они укладываются в определенную схему. Сама схема запечатлена в сказках, а в сказки она пришла из обрядов инициации, существовавших в первобытных обществах. Использование материалов традиционных и психотерапевтических сказок, проигрывание и разбор жизненных ситуаций, применение системной семейной расстановки позволило нам вывести большинство женщин на усвоение мирового и культурного национального опыта взаимоотношений полов, обогатить знанием особенностей женского и мужского ролевого поведения, провести инициации перехода на определенные этапы женской самореализации, пересмотреть жизненные сценарии, сделать переоценку своих притязаний, наметить и уточнить субъективные стратегии самореализации.

Итогом работы явилось повышение качества жизни участниц группы за счет повышения уверенности в себе, осознание предназначения женщины в ориентировании на цель мужчины и в эмоциональной поддержке его, адекватного проявления собственных чувств и их выражения. Улучшились взаимоотношения женщин с мужьями, сексуальными партнерами, детьми, родителями, сослуживцами и начальниками. Появилось осознание правильности линии своего женского поведения.

Литература:

1. Орбах С. Развитие женщины в семье // Психотерапия женщин /Под ред. М.Лоуренс, М.Магуир. – СПб.: Питер, 2003. – С.37-52.

2. Алхимова И.В. Проблема гендера в социальной психологии // Психотехнологии в социальной работе. Выпуск 9 / Сб. под ред. Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2004. – С.49-54.

3. Дружинин В.Н.. Психология семьи. М.: "КСП", 1996. - 160с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003. – 208с.

 

 

Роль дельфинотерапии в преодолении последствий травмы рождения

С.Д. Дороганич (Москва)

Одной из глубинных причин многих психосоматических и эмоциональных расстройств является родовая травма (травма рождения). Многочисленные исследования глубинной психологии и психотерапии подтверждают, что без доступа и проработки травмы рождения невозможно никакое реальное исцеление. Человеческая психика изначально травмирована мучительным актом рождения. Поведение человека определяется в конечном счете стремлением вернуться в потерянный рай внутриутробного состояния, но это желание блокируется воспоминанием об «ужасе рождения». Страх рождения является прообразом всех последующих ситуаций опасности. Для нормального развития личности требуется преодоление травмы рождения, что и является целью разработанной «Центром кризисных состояний» программы «Осознанное новое рождение».

Для доступа в околородовые (перинатальные) области бессознательного мы используем такие мощные дыхательные техники, как холотропное дыхание по Ст. Грофу, водный ребефинг и некоторые крийи из практики кундалини-йоги.

Во время дыхательной сессии наши пациенты через переживания прорываются сквозь уровень воспоминаний младенчества и детства и доходят до своего рождения. Они сталкиваются с чрезвычайно сильными чувствами и физическими ощущениями, подчас превосходящими все, что могло ранее происходить с человеком.

Данные, полученные в ходе дыхательных сессий, показывают, что на каждой стадии биологического рождения ребенок переживает особый однотипный набор сильных чувств и физических ощущений. Эти переживания оставляют глубокие бессознательные отпечатки в психике, которые в жизни индивида в последующем будут играть важную роль. Усиленные эмоционально важными младенческими и детскими переживаниями, воспоминания рождения могут оформлять наше восприятие мира, глубоко влиять на повседневное поведение и вносить свою лепту в развитие различных эмоциональных и психосоматических нарушений.

Этот бессознательный материал может всплывать на поверхность и полностью переживаться во время дыхательных сессий. Полное сознательное переживание этого материала дает возможность освободиться от страхов, связанных с рождением, а также от причин многих психосоматических и эмоциональных расстройств, истоки которых лежат в травме рождения.

И в этот момент необходимо смоделировать ситуацию глубокой релаксации, связанной с внутриутробным существованием, непосредственно предшествующем рождению, как образец комфортной и безопасной жизни. Необходимо создать место покоя, к которому человек будет возвращаться в дальнейшем в ходе самостоятельной работы. Т.о., мы создаем у пациента отдельный переживательный образец, связанный с внутриутробным существованием (I Базовая Перинатальная Матрица по Ст. Грофу).

Когда человек переживает события ненарушенного эмбрионального существования, он часто сталкивается с образами обширнейших пространств, не имеющих ни пределов, ни границ, отождествляет себя с галактиками, межзвездным пространством, океаном. Очень часто происходит переживание плавания в океане и общение или даже превращение в дельфинов или китов. Образ китообразных несет в себе колоссальный целительный потенциал. Поэтому общение с дельфинами в морской воде, близкой по составу к околоплодным водам, телесный контакт с гладкой, теплой кожей дельфина, напоминающей на ощупь внутреннюю поверхность матки, состояние релаксации способствуют активизации I Базовой Перинатальной Матрицы (I БПМ). Именно для активизации этого целительного для человека состояния мы используем дельфинотерапию.

Кроме того, дельфины легко вступают в контакт с человеком, они дружелюбны и общительны. Общение с дельфинами, телесный контакт с ними необходим людям с нарушенными отношениями с родителями и другими людьми. Очень часто задержки развития и отклоняющееся поведение у ребенка объясняется недостатком материнской ласки, телесного контакта с ней; непосредственное общение с теплокровным дружелюбным существом во многом восполняет этот дефицит.

Во время сеанса дельфинотерапии используются природные особенности дельфина: сочетание физических данных, высокого интеллекта, способность к эхолокации, потребность в общении, способность к межвидовому общению, использование невербальных средств общения, игровое поведение, а также особое отношение человека к дельфину: он является одним из ярких символов самого первого начала вещей, т.е. он архетипичен. Это порождает сильную положительную установку. На стыке установки и реального восприятия появляется т.н. «эффект дельфина», выступающий мощным лечебным фактором.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.