Сделай Сам Свою Работу на 5

А.Л.Зусман, С.В.Радионова (Иркутск)

Русская психиатрия 20 века развивалась не только как клиническая, но и как социальная. Основы ее заложены ведущими социальными психиатрами – С.С. Корсаковым, П.П. Кащенко. Уже в 30-е годы была создана широкая многоступенчатая сеть учреждений занимающихся восстановительной терапией, социальным и бытовым устройством психически больных и инвалидов (организация восстановительных и лечебно-трудовых учреждений промежуточных между лечебным учреждением и обычным производством) [Т.В.Зозуля, 2003]. Внестационарные формы помощи явились способом решения проблемы реабилитации контингента больных, которые находились вне стен психиатрических больниц. В конце 60-х годов 20 века начали появляться специальные общежития для психически больных, выписанных из стационара (для таких больных общежития становились этапом реасоциализации, подготовкой к жизни в обществе). Однако с 1990г. объем социореабилитационной помощи в отечественной психиатрии резко сократился за счет ухудшения социально-экономических условий.

В последние годы в отечественной психиатрии повысилось внимание к социальным аспектам нервно-психических расстройств в рамках единой системы охраны психического здоровья. За рубежом в ходе развития социореабилитационного направления в психиатрии возникло понятие общественной психиатрии. Под этим термином подразумевается внестационарная помощь, которая включает в себя лечебные учреждения, социальные службы, общественные организации. Этот аспект общественной службы психического здоровья отражает суть психосоциального подхода к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами. Главной целью общественной психиатрии является интеграция больного в общество, взаимодействие больного в обществе или сообществах с членами этого общества. Актуальна в настоящее время необходимость реорганизации отечественной системы психиатрической помощи и главной целью реформирования является создание службы психического здоровья, в которой приоритетным направлением в отношении лиц с нарушением психического здоровья явится развитие социальной поддержки и реабилитации.



Одним из направлений реабилитации психически больных, имеющих неудовлетворительные или утерянные родственные связи, является создание специальных форм защищенного жилья (специализированных отделений – общежитий промежуточного типа, реабилитационных центров, общежитий на «полпути» и так называемых реабилитационных квартир, кемпингов, пансионатов; имеется «Федеральная программа по неотложным мерам совершенствования психиатрической помощи», принято постановление о расширении форм помощи лицам, утратившим социальные связи, и разработан ряд мероприятий, направленных на его реализацию. Однако по данным Т.В.Зозуля в настоящее время в России функционируют всего 64 общежития для психически больных на 4230 мест, в нашей же области подобных форм социальной реабилитации психически больных нет.

Мы, группа заинтересованных психиатров совместно с психологами, хотим в Иркутске создать частное не коммерческое учреждение по восстановлению и социальной реабилитации психически больных. Для этого построить дом в городе Иркутске для опекаемой группы совместного проживания, где бы находились от 5 до 10 человек, нуждающихся в реабилитации. И такой же дом – загородом, для проживания еще 5-10 человек (терапия средой). Кроме того, мы хотим оборудовать мастерские, где наши подопечные будут работать и получать профессиональные и социальные навыки. Два дома дадут возможность менять обстановку и осуществлять эффективный процесс реабилитации, подключая разных специалистов.

Психологическое содержание социальной реабилитации для нас сливается с созданием поддерживающей среды, позволяющей выздоравливающим людям постепенно повышать свои адаптационные возможности через развитие коммуникативных, профессиональных, организаторских, творческих способностей посредством привлечения их к совместному время провождению, труду, общению.

Люди с психическими проблемами нуждаются в эффективной социальной помощи в виде совместного проживания еще и потому, что терапевтическая действенность перемены окружения позволяет исключить влияние семьи как фактор, поддерживающий развитие психического заболевания. Так как в домашних условиях уже сложились патологические связи, и нужны другие условия для создания новых, более эффективных социальных коммуникаций. Эта помощь будет оказываться в группах совместного проживания специально подготовленными людьми.

Актуальность такого подхода очевидна. Мы намерены перенимать полезный и заграничный опыт. За границей таких домов много, например, только в одном катоне (административная единица) в Швейцарии, таких групп более 20. Многие больные и опекуны с энтузиазмом откликнулись на нашу идею. На начальном этапе нашей работы выделены следующие основные программные положения:

1. Ведущая цель - совместное проживание в центре (не более 5 лет для социальной реабилитации, в случае недостаточности 5 лет, предлагаются другие условия).

2. Главной задачей является выявление наклонностей и привитие профессиональных навыков в различных мастерских центра (столярная, слесарная, гончарная, художественная, швейная).

3. Для каждого жильца в Центре совместного проживания и реабилитации (СПиР) будет отведена отдельная комната.

4. В центр планируется привлечь 2-3 специалиста по социальной работе, которые будут осуществлять основное взаимодействие с проживающими. Они будут подотчетны руководству попечительского совета центра.

5. Жильцы будут участвовать в уборке, приготовлении пищи и т.д. под руководством работников центра.

6. В центр будут привлекаться специалисты, как психиатры и психотерапевты, так и врачи различного профиля, в качестве консультантов.

7. Проживание, реабилитация и комплекс лечебных воздействий будет проводиться на договорной основе.

Практическая работа нашей группы строится в тесном контакте и на основе постоянно действующего семинара швейцарских коллег, специалистов, возглавляющих подобные собственные центры в Швейцарии.

 

 

Проблемы трудоустройства молодых специалистов

Д.В.Козин (Ярославль)

Непростая социально-экономическая ситуация в современной России, все больше и больше негативно сказывается на эмоциональном самочувствии выпускников, особую озабоченность вызывает проблема неопределенности будущих перспектив для молодых специалистов, которая в основном выражается в проблеме удачного/неудачного трудоустройства, низкой возможности самореализации, нехватке материальных ресурсов.

Неоднозначность будущих перспектив карьеры вызывает у молодых специалистов дискомфортное состояние, что в свою очередь приводит как снижению самооценки и появлению фобических состояний связанных с боязнью не самореализоваться как специалист.

Некоторые психологи считают, что молодые люди наряду с хорошим образованием и предприимчивостью, необходимыми для жизненного успеха, отмечают и способности к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в целях успешного существования в динамично изменяющейся социально-экономической реальности, однако даже небольшая неудача на начальном этапе своей карьеры может "сломить" молодого специалиста, и преодолеть состояние "я - неудачник" оказывается совсем непросто. Для того чтобы не происходило подобных ситуаций, на наш взгляд, необходима слаженная система профориентационного и психологического сопровождения, которая бы сопутствовала молодым людям, начиная со школьной скамьи и до выпуска из профессионального учебного заведения.

Нельзя не отметить такой факт, что в настоящее время большая часть выпускников не работает по своей специальности. Основной причиной этого можно считать: пробелы в профориентационой работе, невысокий личностный уровень оценки профессионального потенциала, а также низкий уровень информированности о перспективах своей трудовой деятельности.

Многие считают, что государство должно более активно способствовать профессиональному становлению молодежи. Основными средствами помощи называются следующие: создание дополнительных рабочих мест, расширение форм занятости молодежи; расширение сети профориентационных услуг (создание служб психологической поддержки и социального консультирования, карьерных центров); создание системы льгот для молодежи, мониторинг рынка труда.

Рынок труда формируется, естественно, под влиянием процессов, происходящих в социально-экономической жизни региона.Деятельность различных структур и самих граждан должна быть направлена на повышение конкурентоспособности и активности граждан на рынке труда путем содействия в выборе оптимального вида занятости в соответствии с потребностями, возможностями, интересами человека и учетом социально-экономической ситуации на рынке труда.

Одной из серьезных социальных проблем, связанных ныне с изменениями на рынке труда, является угроза безработицы для молодых специалистов, окончивших вузы, техникумы, училища. Выпускники учебных заведений оказываются одной из самых слабозащищенных в этом отношении категорией населения. С отменой обязательного распределения выпускников, которое гарантировало постоянное рабочее место и необходимый минимум социальных гарантий, молодой специалист стал чуть ли не самым беззащитным перед угрозой безработицы.

Причина высокой безработицы среди молодежи – в ее низкой конкурентоспособности на рынке труда, неподготовленности к новым экономическим отношениям, несоответствии профессиональной подготовки потребностям рынка труда, недостаточной мотивации к труду, в этой связи все чаще поднимается вопрос о профессиональном ресурсе выпускников вузов как составной части личностного ресурса.

По нашему мнению, личностный ресурс – это совокупность теоретических знаний и практических умений в различных областях; а также набор личностных характеристик, способствующих успешной интеграции индивида в социум и общественное производство. Личностный ресурс может повышаться за счет: прохождения производственной практики и активной жизненной позиции индивида. Это понятие необходимо рассматривать во взаимосвязи с такой категорией как соответствующая компетенция - осознание человеком себя как индивида соответствующего по профессиональным и деловым качествам своей группе. На наш взгляд, именно в этих свойствах индивида заключается его успешность в самореализации себя как профессионала.

Экономика города способна трудоустроить только дипломированных специалистов с накопленным личностным потенциалом.

Проблема всестороннего развития личности особенно остра в муниципальных округах, где не так широк выбор мест практики. Всё это приводит к тому, что молодые люди не нашедшие себе приложение у себя на малой родине едут в крупные города, тем самым повышая и без того сложное положение на рынке труда.

Сложность проблемы заключается в том, что в связи с изменениями, произошедшими в общественной жизни и экономике, существенные изменения претерпела и психология людей, особенно молодых, их жизненные ценности, нравственные ориентиры и устремления, утрачена мотивация к труду. Обучить человека какой-либо специальности – задача посильная. Гораздо сложнее подготовить его психологически, настроить на мобилизацию внутреннего ресурса, направленного на производительный труд. Необходима система представляющая собой комплекс социальных мер содействия человеку в планировании и реализации карьеры, в формировании успешных адаптационных моделей поведения на рынке труда.

Выход из подобной ситуации заключается, прежде всего, во внедрение комплексной программе, которая бы способствовала решению этих проблем.

Такая программа может содержать следующие моменты:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.