Сделай Сам Свою Работу на 5

О.П. Фролова, С.В. Радионова (Иркутск)





В процессе социализации девочки, при взаимодействии с одной стороны, внутренних условий - физиологии, бессознательных, сознательных процессов и, с другой стороны, внешних условий - культуры, истории, социальных и семейных установок формируется психология женщины как женщины. При этом перед каждой из женщин встаёт вопрос, каким образом она может в обществе отстаивать интересы своей личности и наиболее конструктивно использовать свои возможности для развития. Наблюдается множество самых разнообразных аспектов, касающихся того, как социальное положение женщины (отличное от мужского) может влиять на её психическое здоровье.

По данным североамериканских исследователей [1] каждая седьмая женщина на протяжении своей жизни хоть раз попадает на лечение в психиатрическое учреждение. В отношении наших женщин тоже можно сказать, что многие из них являются потребителями психотропных препаратов; курение и употребление алкоголя среди женщин продолжает распространяться. Что касается невротических нарушений питания, то женщины в настоящее время ими страдают так часто, что это можно считать эндемией. Психическое здоровье современных женщин оставляет желать лучшего. Причины же их эмоционального неблагополучия разнообразны и, помимо психологических, имеют отношение к комплексу политических, экономических и социальных факторов.



Главными детерминантами поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой идентификации поведения [2]. Отношения женщины с обществом не лишены проблем. В процессе своего воспитания женщины формируют определённые представления о себе и о дозволенном. От этого зависит, смогут ли они воспользоваться предоставленными им в настоящее время новыми возможностями, не испытывая при этом чувства вины и тревоги. В нашем обществе, с элементами обновления и освобождения личности от излишнего государственного давления, мы наблюдаем множество негативных факторов, влияющих на гендерную идентификацию. Женщины делают попытки воспользоваться новыми возможностями для личной самореализации. Хотя неудачные попытки могут вызывать у женщин сложные чувства, использование ими старых форм социального поведения также не приносит им удовлетворения.



В процессе трехлетней работы женского социально-психологического клуба нами замечено, что основной проблемой, мешающей социальной активности женщин является незнание или неосознавание своей гендерной роли и паттернов женского поведения. Этот вывод был сделан на основании наблюдения за поведением членов клуба, по результатам решения психологических задач и проигрывания типичных жизненных ситуаций. Чаще всего наши женщины были склонны проявлять агрессивность, настойчивость, конкурентность, жесткость, авторитарность и независимость, то есть качества, связанные с мужским типом реагирования.

Исходя из этого, была подготовлена программа психокоррекционной работы, под названием "К истокам женственности" на базе проработки сказочных мотивов. В группу могли ходить все желающие женщины. Оказалось, что половина участниц были просто подругами, начав работу "за компанию", явились хорошим скрепляющим звеном, хотя и не остались в ней надолго. Остальные участницы, те кто обратились к психологам за помощью в разное время с разнообразными проблемами, входили и выходили в группу по мере решения психологических проблем. За три года существования группа перешла в статус психотерапевтической. На начальном этапе достижение основной цели возвращения к женственности намечалось через осознание проявления женских форм поведения через сказочные, архетипические образы, наработку умений отличать и сочетать женские и мужские качества. В дальнейшем, на запрос продолжить работу и с приходом новых членов группы, были поставлены психотерапевтические задачи.



Известно, что женщины обращаются к психологам и психотерапевтам, когда страдают, испытывают чувство отчаяния, не могут решить проблем повседневной жизни, либо не получают от жизни удовлетворения. Решать эти вопросы, надо было совместно с участницами через широкое изучение историко-культуральных особенностей в целом женского поведения, образно-символическое выражение в мифах, сказках, былинах ролевого поведения мужчин и женщин и проигрывание этих ролей, через формирование индивидуального Я-образа женщины, уточнение её семейно-ролевых особенностей и т.п.

Вопрос, как реализовать свой потенциал в обществе, чтобы получить удовлетворение от жизни, от общения в социуме, контактов со своими партнёрами, стоит перед каждой женщиной. И решается он индивидуально, когда каждая женщина занимается собственным жизнетворчеством. Весь этот процесс разворачивается в постранственно-временных и социальных условиях, в трех слоях окружения личности, которые входят один в другой как матрёшки с личностью в сердцевине. Во-первых, это самый широкий круг – культурный слой жизнеустройства человеческого общества (или отдельной культуры - цивилизации), где живёт и развивается личность. В него входит весь накопленный багаж знаний об отношениях мужчин и женщин, их ролях в обществе, семье, соподчинении и ответственности в воспитании детей и т.д., знания о котором усваиваются ребёнком через сказки, былины, мифы. Второй, социальный слой, содержит весь спектр взаимоотношений полов на момент созревания человека, со всеми положительными сторонами и издержками в гендерной политике общества, идеологии, экономике, воспитании и т.п.

Третий, самый близкий слой к личности, через который в большей степени и происходит трансляция всех накоплений двух предыдущих слоёв, семья. Она может быть полной, неполной, с одним родителем, совсем отсутствовать, оставаться постоянной, изменяться по составу и качеству отношений к ребёнку. Семьи подразделяются на нормальные и аномальные [3]. В "нормальной" семье ответственность за семью, жену, детей несёт мужчина. Как отмечает В.Н.Дружинин, в аномальной семье ответственность за семью, детей (и - мужа) несёт жена или - в редких случаях – старший из детей. Сценарий социализации ребёнка определяется культурой, к которой принадлежит семья, в которой он воспитывается. Классическим вариантом аномальной семьи является российская семья советского периода, результаты которой мы и отмечаем у наших клиенток. Христианская модель семьи предлагает доминирование мужчины, в отличие от языческой, где может доминировать женщина. По последнему типу и продолжают строиться наши семьи, однако, с возложением ответственности за семью в обществе на мужчину. Такое нарушение распределения доминирования и ответственности в семьях ведет к аномалии воспитания детей в семье. Аномалия же в воспитании ведет к аномалии в структуре личности.

При анализе женских историй участниц психотерапевтической группы было выявлено, что 80% женщин воспитывались в неполных семьях (с одной матерью), остальные выросли в конфликтных семьях. В их детском базовом опыте не был заложен опыт конструктивного взаимодействия мужчины и женщины, продуктивного проявления эмоционально-психологической близости между членами семьи.

Слои социализации создают определенную кумулятивную среду, условия разворачивания внутренних потенций и устремлений девочки и затем превращения её в женщину. В свою очередь, изменение внутренних условий должно повлечь за собой изменение внешних условий. В психотерапевтических условиях принятие позиции, что пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, даёт возможность переоценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации

Центральным в гендерной психологии является ответ на вопрос, насколько ребенок в процессе своего развития может осознавать различия между полами, не пытаясь при этом воспринимать представителей другого пола как существ более низкого порядка. В ключе психоаналитической теории это связано с вопросом, каким образом девочка может сформировать свою психическую автономность и уверенность в собственной ценности? В рамках гуманистической психологии это звучит как женская самореализация. Так по представлениям Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Е.А.Тихоновой женщина проходит четыре этапа своей реализации, проявляясь в трех ипостасях - эго, инстинкт и душа [4]. Нулевой этап (от рождения до достижения половой зрелости) характеризуется накоплением опыта, впечатлений, знаний о жизни; идёт подражание моделям женского поведения. Собственно женский путь начинается с инициации, посвящения в женщину. Это определенный феномен в жизни женщины, когда она осуществляет переход от стадии девушки к стадии зрелой женщины. Традиционно в обыденном сознании признаком того, что женщина прошла первую инициацию, считается начало сексуальной жизни, замужество, рождение детей – то есть социальная атрибутика. В своей практике мы обнаружили, что наши клиентки, обладая перечисленными признаками, реально не чувствуют себя взрослыми зрелыми женщинами.

Первый этап: "священный брак", поиск духовного партнёрства, - связан с поиском или ожиданием партнёра. Главный объект самореализации – построение взаимоотношений с партнёром. Второй этап: осознание родовой идентичности. Третий этап: социальная самореализация и четвёртый: жизнь в соответствии с природными циклами.

С нашей точки зрения, начало каждого этапа сопровождается своей инициацией. Для реальной инициации недостаточно формальных признаков. Необходима психологическаяинициация женщины, то есть не внешний, а внутренний переход из одной стадии в другую. Не просто изменение внешних условий, а именно, внутренних, для дальнейших шагов развития здоровой личности. Если в первобытном обществе для этого существовали обряды и ритуалы, оберегающие человека и общество от дезинтеграции, то "единственным процессом инициации, который живет и фактически практикуется сегодня на Западе, является анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях" (К.Г.Юнг).

Этим своим наблюдениям мы нашли подтверждение у других исследователей, которые, проводя психотерапевтические сессии, посвященные психологической инициации женщин, обнаружили, что все они укладываются в определенную схему [5]. Сама схема запечатлена в сказках, а в сказки она пришла из обрядов инициации, существовавших в первобытных обществах. В групповых сессиях, мы используем материалы традиционных и психотерапевтических сказок для рассмотрения и анализа, проигрываем и разбираем жизненные ситуации. Это позволило нам вывести большинство женщин на усвоение мирового и культурного национального опыта взаимоотношений полов, обогатить знанием особенностей женского и мужского ролевого поведения, провести инициации перехода на определенные этапы женской самореализации. Применение системной семейной расстановки (Б.Хеллингер, В.Вебер) и других современных психотехник и технологий помогло каждой женщине пересмотреть жизненные сценарии, сделать переоценку своих притязаний, наметить и уточнить субъективные стратегии самореализации.

Итогом работы явилось повышение качества жизни участниц группы за счет повышения уверенности в себе, адекватного проявления собственных чувств и их выражения. Произошло осознание, с одной стороны, предназначения женщины в ориентировании на цель мужчины и в эмоциональной поддержке его, а с другой, развитие личной силы для возможности чувствовать себя не зависимой от незрелых отношений мужчины. Улучшились взаимоотношения женщин с мужьями, сексуальными партнерами, детьми, родителями, сослуживцами и начальниками. Появилось осознание правильности линии своего женского поведения.

Литература:

1. Орбах С. Развитие женщины в семье // Психотерапия женщин /Под ред. М.Лоуренс, М.Магуир. – СПб.: Питер, 2003. – С.37-52.

2. Алхимова И.В. Проблема гендера в социальной психологии // Психотехнологии в социальной работе. Выпуск 9 / Сб. под ред. Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2004. – С.49-54.

1. Дружинин В.Н.. Психология семьи. М.: "КСП", 1996. - 160с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003. – 208с.

3. Ефимкина Р.П., Горлова М.Ф. Психологическая инициация женщины //Семейная психология и семейная терапия.- М., 2000.-№4.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.