Сделай Сам Свою Работу на 5

Нарушение произвольного внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в младшем школьном возрасте





М.С.Дьячкова (Ярославль)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему, во-первых, в связи с высокой распространенностью среди детей младшего школьного возраста, достигающей по данным зарубежных и отечественных эпидемиологических исследований от 2-3 до 15-20% [2,3,6,8,12]; во-вторых, выраженными трудностями произвольной регуляции учебной деятельности: двигательная расторможенность, импульсивность поведения и расстройство активного внимания.

Внимание является одной из важнейших психологических функций. Степень развития произвольного внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Произвольное внимание развивается постепенно по мере развития отдельных его свойств, таких, как концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Недостаточность внимания у детей чаще всего обнаруживается в школьном возрасте вследствие повышения требований к данной функции в процессе обучения. Так, около 70% обычных детей, считающихся здоровыми и обучающихся в массовой школе, по приблизительной оценке имеют нарушения внимания. Это может быть связано с самыми разными причинами, в том числе и с СДВГ. По данным исследований СДВГ наблюдается у 7,2% учащихся младших классов [2,3,6,12]. Поэтому выявление специфики нарушения внимания у детей с СДВГ может способствовать лучшему пониманию проблем ребенка в процессе школьного обучения и организации обучения с учетом имеющихся проблем.



В задачу нашего исследования с учетом сказанного входило сравнительное изучение динамики основных свойств внимания у детей с нормальным психологическим развитием и у детей с СДВГ.

В исследовании мы изучали пять основных свойств произвольного внимания: концентрация, устойчивость, переключение распределение и объем. Для этого использовались следующие хорошо известные диагностические методики: «Корректурная проба» (Тест Бурдона) – на исследование степени концентрации внимания; «Переплетенные линии» - на определение степени устойчивости внимания; «Корректурная проба» (Измененный тест Пьерона-Рузера) – на выявление скорости распределения и переключения внимания; «Цифровая таблица» - на определение объема внимания (учитывалось знание ребенком цифр). Проведение всех методик позволило получить как целостную характеристику внимания, так и определить особенности различных свойств внимания. Обнаружение совпадения уровней по большинству свойств, рассматривалось как общая характеристика произвольного внимания в целом. Расхождение уровней свидетельствовало об отставании или более успешном развитии того или другого свойства. Выборка включала 30 испытуемых семи лет, обучающихся в обычном классе и в классе коррекции. Были получены следующие основные результаты.



Изучение интенсивности (концентрации) внимания показало, что детей с СДВГ с высоким показателем этого свойства вообще нет. В то же время у детей с нормальным психологическим развитием отсутствует низкий уровень развития концентрации внимания. Детей с СДВГ с высоким уровнем развития устойчивости и переключаемости в три раза меньше, чем детей с нормальным развитием. У детей с нормальным развитием не выявлено низкого уровня по этим показателям. Незначительные различия между этими группами испытуемых были обнаружены при изучении таких свойств произвольного внимания как распределение и объем. Это позволяет сделать вывод о неравномерности формирования атенционных свойств произвольного внимания у детей с СДВГ: о дефиците одних и развитии других.

В обобщенном виде полученные результаты представлены в таблице №1, из данных которой видно, что показатели всех свойств внимания выше у испытуемых с нормальным развитием, тогда как у испытуемых с СДВГ показатели концентрации, устойчивости и переключаемости гораздо ниже, чем у их сверстников с нормальным психологическим развитием. Тем не менее, распределение и объем имеют показатели близкие к показателям этих свойств у детей с нормальным развитием.



В целом же уровень развития произвольного внимания, как это видно из таблицы №2, в начале обучения существенно различался в группах испытуемых: у детей с нормальным психологическим развитием в 62% случаев был обнаружен высокий его уровень, тогда как у детей с СДВГ - в 30% случаев, причем в группе испытуемых с нормальным развитием вообще не было выявлено детей с низким уровнем произвольного внимания, а детей с СДВГ, имеющий низкий уровень этого показателя, было 26%.

Процентное соотношение уровней развития свойств произвольного внимания у испытуемых с нормальным развитием и с СДВГ в начале школьного обучения.

Таблица №1.

Основные свойства внимания Уровни раз-вития свойств внимания Испытуемые
с нормальным развитием с СДВГ
Концентрация Высокий -
Средний
Низкий -
Устойчивость Высокий
Средний
Низкий -
Распределение Высокий
Средний
Низкий -
Переключение Высокий
Средний
Низкий -
Объем Высокий
Средний
Низкий -

 

Процентное соотношение уровней произвольного внимания у детей с нормальным развитием и с СДВГ в начале школьного обучения.

Таблица №2

Уровни развития произвольного внимания Испытуемые
с нормальным развитием с СДВГ
Высокий
Средний
Низкий -

 

Процентное соотношение уровней развития свойств произвольного внимания у испытуемых с нормальным развитием и с СДВГ в начале школьного обучения и через год.

Таблица №3

Основные свойства внимания Уровни развития свойств внимания Испытуемые
с нормальным развитием с СДВГ
Начало обучения Через год Начало обучения Через год
Концентрация Высокий - -
Средний
Низкий -
Устойчивость Высокий
Средний
Низкий -
Распределение Высокий
Средний
Низкий -
Переключение Высокий
Средний
Низкий -
Объем Высокий
Средний
Низкий -

Процентное соотношение уровней произвольного внимания у детей с нормальным развитием и с СДВГ в начале школьного обучения и через год.

Таблица №4

Уровни развития свойств внимания Испытуемые
с нормальным развитием с СДВГ
Начало обучения Через год Начало обучения Через год
Высокий
Средний
Низкий -

 

Для выполнения поставленной задачи в конце учебного года были проведены повторные исследования основных свойств произвольного внимания, причем учитывалось лишь влияние фактора обучения. Основные результаты повторных исследований в обеих группах испытуемых представлены в таблицах №3 и №4.

Исходя из данных таблиц, следует, что у детей с СДВГ ухудшились результаты по всем показателям произвольного внимания. Так, изучение динамики концентрации показало определенное снижение и без того невысокого его уровня. Вероятно, дефицит этого свойства связан с определенным нейрофизиологическим и анатомическим дефектом передних отделов коры больших полушарий мозга, т.к. клиническими исследованиями доказано, что за концентрацию внимания и регуляцию произвольного поведения отвечает блок программирования и контроля действий, расположенный в передних отделах коры больших полушарий.[7,11,12] Показатели устойчивости и переключаемости у детей этой группы отстают в среднем на один год от аналогичных показателей у здоровых детей. Их возрастная динамика характеризуется значительным сходством, что, по всей видимости, объясняется наличием общих структур мозга, участвующих в их реализации.[12] У детей с СДВГ практически нет недостатка объема и распределения внимания. Несмотря на некоторое ухудшение показателей этих свойств, дети одномоментно способны охватить довольно большое количество однородных предметов и некоторое время рассредоточивать свое внимание на них, или совершать несколько видов действий. В группе испытуемых с нормальным развитием также не выявлено улучшения показателей произвольного внимания. В наличии даже снижение результатов почти у 20% детей. Это позволяет сделать вывод, что учебный процесс не обеспечивает целенаправленного влияния на формирование произвольного внимания, а также и на компенсацию его у детей с СДВГ

Из сказанного следует, что к нарушению произвольного внимания у детей с СДВГ относится определенный дефицит основных его свойств: концентрации, устойчивости и переключения. Так, детям этой группы очень трудно в течение длительного времени сохранять состояние внимания, не отвлекаясь и не ослабляя его. Они не могут настойчиво продолжать выполнять неинтересное задание, даже если хотят, и выполнение этой работы с течением времени ухудшается (по сравнению со здоровыми детьми). С другой стороны, если ребенок занят делом, с которым успешно справляется, то он способен сосредотачиваться на несколько часов. Кроме этого, при выполнении заданий дети с СДВГ больше других отвлекаются на очень яркие стимулы, а также на постороннюю информацию, присутствующую в задании. Дефицит произвольного внимания особенно очевиден в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.

Литература:

1. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. С.-Пб.: Союз, 2000.

2. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Тревожность у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.// Педиатрия, 2002, №3, Т.4.

3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс, 2000, вып.5.

4. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

5. Ильина М.Н. Подготовка к школе. С-Пб.: Дельта, 1998.

6. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью в России. М., 1997.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

8. Мэш Э., Вольф Д. Нарушения психики ребенка. С-Пб., 2003.

9. Познавательные процессы и способности в обучении./ Под ред. В.Д.Шадрикова. М.: просвещение, 1990.

10. Практическая психология в тестах. М.: АСТ-Пресс Книга, 2003.

11. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

12. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. Практическое руководство для врачей и психологов. М., 1997.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.